Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел второй. Интегральная йога и другие пути

Поиск

Я не согласен с той точкой зрения, что мир есть иллюзия, mithyА. Брахман есть здесь так же, как и в супракосмическом Абсолюте. Что должно быть преодолено, так это Неведение, которое делает нас слепыми и мешает нам постичь Брахмана в мире, равно как и за его пределами, и истинную природу существования.

***

Знание Шанкары, как указывал ваш Гуру, является лишь одной стороной Истины; это - знание Всевышнего, как он постигается духовным Разумом через статичное безмолвие чистого Существования. Именно из-за того, что он следовал только этой стороне, Шанкара не смог объяснить или допустить иной источник вселенной, кроме иллюзии, творения Майи. Без постижения Всевышнего не только со статичной, но и с динамичной стороны нельзя обрести опыт истинного источника всего и переживать равную реальность активного Брахмана. Шакти, или Сила Вечного, становится тогда лишь силой иллюзии, а мир оказывается непостижимым, мистерией космического сумасшествия, вечным бредом Вечного. Какой бы мыслимой логики ни предлагали, это видение вселенной не объясняет ничего - оно лишь выдвигает ментальную формулу необъяснимого. Это только если вы приближаетесь ко Всевышнему через двойной аспект Сат и Чит-Шакти - двойной, но неразделимый, - только тогда тотальная истина вещей может проявиться во внутреннем переживании. Эта другая сторона была развита шакта тантриками. Соединенные вместе ведическая и тантрическая истины могут прийти к интегральному знанию.

Но философски, это то, к чему приходит учение вашего Гуру, и оно, без сомнения, является более полной истиной и более широким знанием, чем предлагаемое формулой Шанкары. Оно уже указано в учении Гиты о Пурушоттаме и Парашакти (Адья Шакти), которая становится Дживой и поддерживает вселенную. Вполне очевидно, что и Пурушоттама, и Парашакти вечны, нераздельны и едины в бытии; Парашакти проявляет вселенную, проявляет также Божество во вселенной как Ишвару и Сама выступает с Его стороны как Ишвари Шакти. Или, можно сказать, это Всевышняя Сознательная Сила Всевышнего, которая проявляет или выводит себя вперед как Ишвари Ишвары, Атма-шакти Атмы, Пракрити Пуруши, Джагат Дживы. Такова истина в той полноте, в которой разум может сформулировать ее. В суперразуме эти вопросы никогда не возникают: ибо это разум порождает проблему созданием противоположностей между аспектами Божества, которые, в действительности, не противостоят друг другу, а едины и нераздельны.

Это супраментальное знание еще не было достигнуто, ибо еще не был достигнут сам суперразум, но там есть отражения интуитивного духовного сознания, и именно они, очевидно, были постигнуты в переживании вашим Гуру и нашли выражение в ментальных терминах цитируемого высказывания. Можно идти к знанию, начиная с переживания растворения в Одном, но при условии, что вы не остановитесь там, воспринимая это как высшую Истину, а продолжите постигать того же Одного как всевышнюю Мать, Сознание-Силу Вечного. Если, с другой стороны, вы приближаетесь через Всевышнюю Мать, она даст вам также и освобождение в безмолвном Одном, равно как и реализацию динамичного Одного, и оттуда будет легче подняться к Истине, в которой оба являются одним неделимым целым. В то же время, противоположные края бездны, созданной разумом между Всевышним и Его манифестацией, соединятся мостом и исчезнет разрыв в истине, который делает все непостижимым. Если в свете этого вы проэкзаменуете то, чему учил вас ваш Гуру, вы увидите, что это - то же самое, только выраженное менее метафизическим языком.

Что до Адеши, люди говорят об Адеше, не делая необходимых различий, однако делать их нужно. Божество говорит нам множеством способов, и то, что приходит, не всегда является императивной Адешей. Когда приходит она, она ясна и неоспорима, разум должен повиноваться и никакие вопросы невозможны, даже если она полностью противоположна предвзятым идеям ментального ума. Такой была Адеша, которую я получил, когда уехал в Пондичерри. Но гораздо чаще это бывает указание, или еще меньше - лишь знак, которым разум может и не последовать, ибо они пришли без императивной неотвратимости. Это - что-то предложенное, не навязанное, вероятно, даже не предложение, а намек от Истины свыше.

***

Если концепция Шанкары о недифференцируемом чистом Сознании как Брахмане является и вашей точкой зрения, тогда это не та йога, которую вам следует избрать, ибо здесь постижение чистого Сознания и Бытия есть лишь первый шаг, а не цель. Но внутренний, идущий изнутри созидательный импульс не может иметь места в недифференцируемом Сознании - всякая деятельность и творение неизбежно чужды ему.

Я не возвожу свою йогу на том недостаточном фундаменте, что Сам (не душа) вечно свободен. Это утверждение не ведет ни к чему дальше себя самого, или, если его используют как стартовую точку, оно вполне может вести к выводу, что деятельность или творение не имеют ни смысла, ни какой-либо ценности. Вопрос не в этом, а в назначении творения, есть ли в нем Всевышний, который является не просто чистым недифференцируемым Сознанием и Бытием, но также и источником и поддержкой динамичной энергии творения, имеет ли космическое существование смысл и ценность для Него. Это вопрос, который может быть разрешен не метафизической логикой, работающей в сфере слов и идей, а духовным опытом, который идет дальше Разума и вступает в духовные реалии. Каждый разум удовлетворен своим собственным рассуждением, но для духовных целей это удовлетворение ничего не стоит или служит лишь указанием, как далеко и в каком направлении прошел человек в своей подготовке к походу в поле духовного переживания. Если ваше рассуждение ведет вас к идее Шанкары о Всевышнем, это может послужить указанием, что вашим путем является Адвайта (Майявада).

Эта йога признает ценность космического существования и принимает его как реальность; ее цель - войти в верхнее Сознание-Истину, или в Божественное супраментальное Сознание, в котором деятельность и творение являются выражением не неведения или несовершенства, а Истины, Света, Божественной Ананды. Но для этого совершенно необходима сдача этому Высшему Сознанию смертного разума, жизни и тела, поскольку смертному человеческому существу слишком трудно пройти своим собственным усилием дальше разума к супраментальному Сознанию, в котором динамизм - больше не ментальная, а совсем иная сила. Лишь те, кто может принять зов к такой перемене, войдут в йогу.

***

Не знаю, очень ли я помогу вам ответом на вопросы вашего друга Я могу лишь пояснить свою собственную позицию касательно этих предметов.

1. ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ ШАНКАРЫ

Сегодня, пожалуй, трудно сказать, чем действительно была философия Шанкары: ее представителей не счесть, но ни один из них не согласен с другим. Я читал работы некоторых из них: каждый следует своей собственной линии. Некоторые даже говорят, что он вообще был не майявадином (хотя он всегда считался крайним представителем теории Майи), а, скорее, самым великим реалистом в истории философии. Один известный последователь философии Шанкары даже провозгласил, что моя философия и философия Шанкары идентичны, чем весьма меня удивил. Другой считал, что философия Шанкары заключается в том, что Верховная Реальность - это не имеющий особенностей безвременный Абсолют (Парабрахман), который находится вне всякой особенности или качества, вне всякой деятельности или творения, и что мир является творением Майи; не то чтобы он был абсолютно нереальным, но он реален лишь во времени и пока кто-то живет во времени; когда мы входим в знание Реальности, мы понимаем, что Майя, весь мир и все в нем не имеют постоянного или подлинного существования. Он является если и не несуществующим, то, все же, ложным, jaganmithyА; он является ошибкой сознания, он есть - и его нет; его происхождение - иррациональная и необъяснимая мистерия, хотя мы и можем наблюдать его процесс или, по крайней мере, то, как он представляется сознанию. Брахман видится в Майе как Ишвара, поддерживающий работы Майи, а внешне индивидуальная душа является ничем иным, как самим Брахманом. В конечном счете, все это, похоже является мифом Майи, mithyА, а не чем-то подлинно истинным. Если это и есть философия Шанкары, то по мне она неприемлема и не заслуживает доверия, какой бы блестяще остроумной она ни была, как бы смело и ясно ни аргументирована, она не удовлетворяет мой ум и не соответствует моему опыту.

Не знаю точно, что собирались доказать этой yuktivАda. Если она служит, лишь чтобы переубедить оппонентов, тогда эта часть философии не обладает фундаментальной ценностью, теория Шанкары разрушает сама себя. Считает ли он ее удовлетворительным объяснением вселенной или не считает. Если считает, тогда незачем подавать это как Юктиваду. Я еще могу понять заявление крайнего майявадина, что сам вопрос, в целом, незаконен, ибо Майя и мир, в действительности, не существуют; фактически, проблема, связанная с вопросом, как мир мог начать свое существование, является лишь частью Майи, подобно Майе нереальна и, в действительности, не существует; но тем не менее, если мы хотим объяснения, то оно должно быть реальным, ценным и удовлетворительным. Если есть два плана, а в постановке вопроса мы их смешиваем, то аргумент может быть ценен, если они оба как-то существуют, и рассуждение и объяснение истинны на нижнем плане, но теряют весь смысл для сознания, которое вышло из него.

2. АДВАЙТА

Люди склонны говорить об Адвайте, как если бы она была идентична монизму Майявады, точно также как они говорят о Веданте, словно та идентична лишь Адвайте, но это не так. Есть несколько форм индийской философии, которые базируются на Одной Реальности, но допускают также и реальность мира, реальность Множества, реальность различий Множества так же, как и реальность тождественности Одного (bhedАbheda). Но Множество существует в Одном и Одним, различия являются вариациями того, что фундаментально всегда является тем же самым. Это мы действительно видим как универсальный закон существования, где единство всегда является базисом с нескончаемым множеством и различием в единстве; как, например, существует один человеческий род, но существует и множество разных людей; одно и то же называется лепестком цветка, но есть много видов, форм, красок у лепестка и цветка. В свете этого мы можем смотреть на один из фундаментальных секретов существования, секрет, содержащийся в самой одной Реальности. Единство Бесконечного - это не что-то ограниченное, прикованное к своему единству; оно способно на бесконечную множественность. Верховная Реальность - это Абсолют, не ограниченный ни единством, ни множественностью, но способный одновременно как на то, так и на другое, ибо и то, и другое - это его аспекты, хотя единство является фундаментальным аспектом, тогда как множественность зависит от единства.

Возможна не только иллюзийная, но и реалистическая Адвайта. Философия Жизни Божественной как раз и является такой реалистической Адвайтой. Мир - это проявление Реальности, и поэтому реален он сам. Реальность - это бесконечное и вечное Божество, бесконечное и вечное Бытие, Сознание-Сила и Блаженство. Это Божество своею силой создало мир, или, скорее, проявило его в своем собственном бесконечном Бытии. Но здесь, в материальном мире или в его основе, он скрыл себя в том, что кажется его противоположностями, Небытием, Несознанием и Неодушевленностью. Это то, что сегодня мы называем Несознанием, выглядящим творцом материальной вселенной, создавшим ее своей несознательной Энергией; однако это - лишь видимость, ибо в конце концов, мы находим, что все диспозиции мира могли быть организованы лишь работой высшего тайного Ума. Бытие, которое скрылось в том, что представляется несознательной пустотой, всплывает в мире сперва в Материи, затем в Жизни, затем в Разуме и, наконец, как Дух. Созидающая внешне несознательная Энергия, в действительности, является Сознанием-Силой Божества, и ее аспект сознания, тайный в Материи, начинает появляться в Жизни, находит нечто большее от себя в Разуме, обнаруживает свою подлинную сущность в духовном сознании и, наконец, супраментальное Сознание, благодаря которому мы начинаем осознавать Реальность, входит в него и объединяет нас с ним. Вот что мы называем эволюцией, которая является эволюцией Сознания и эволюцией Духа в вещах и только внешне является эволюцией видов. Так и восторг существования выплывает из первоначальной бесчувственности сперва в контрастных формах наслаждения и страдания, а затем должен найти себя в блаженстве Духа, или, как его называют в Упанишадах, в блаженстве Брахмана. Это - основная идея, использованная для объяснения вселенной в Жизни Божественной.

 

 

3. НИРГУНА И САГУНА

В реалистической Адвайте нет нужды рассматривать Сагуну как творение Ниргуны или как что-то вторичное и подчиненное: и то, и другое является равными аспектами одной Реальности - ее позиция безмолвного статуса и покоя и ее позиция деятельности и динамичной силы; тишина вечного покоя и мир поддерживают вечную деятельность и движение. Единственная Реальность, Божественное Существо, не связана ни тем, ни другим, поскольку она не может быть ограничена, поскольку она владеет и тем, и другим. Между ними нет никакой несовместимости, как нет ее между Одним и Множеством, тождеством и различием. Все они являются вечными аспектами вселенной, которая не смогла бы существовать, если бы хоть один из них был убран; и было бы разумнее считать, что оба этих аспекта пришли из Реальности, которая проявила вселенную, и оба они реальны. Мы могли бы избавиться от их кажущегося противоречия - которое является, в действительности, не противоречием, лишь а естественным сопутствующим обстоятельством, - принимая одно из них за иллюзию. Однако вряд ли разумно считать, что вечная Реальность допускает существование вечной иллюзии, с которой она не имеет ничего общего, или что она поддерживает или навязывает бытию пустую космическую иллюзию и не имеет силы ни на что другое, ни на какую реальную деятельность. Сила Божества всегда имеется в покое, равно как и в деятельности - неактивная в покое, активная в проявлении. Вряд ли можно считать, что Божественная Реальность не имеет силы или что единственная ее способность состоит в том, чтобы создавать вселенскую ложь, космический обман, mithyА.

4. КОМПОЗИЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ

Без сомнения, все композиции, будучи не цельными, а составными, могут распадаться. Это также истинно и в отношении жизни (не физического соединения); сперва она совершает виток рождения, или интеграции, а затем, достигнув определенной точки, приходит к дезинтеграции, разрушению, смерти. Но эти идеи или это правило существования не применимы к вещам в себе. Душа - это не смесь, а целое, вещь в себе; она не распадается, а, самое большее, входит в проявление и выходит из проявления. Это истинно даже по отношению к формам, отличным от составных физических форм или составных форм жизни; они не распадаются, а появляются и выходят или, самое большее, исчезают из проявления. Сам Разум, в противоположность отдельным мыслям, является чем-то сущностным и перманентным; он является силой Божественного Сознания. То же относится и к жизни, в противоположность сконструированным живым телам; так, я считаю, и то, что мы называем материальной энергией - которая, в действительности, является силой сущностной субстанции в движении, - есть энергия Духа. Мысли, жизни, материальные объекты являются формациями этих энергий, сконструированными или просто проявленными в соответствии с привычной игрой конкретной энергии. Что до элементов, то что есть чистое естественное состояние элемента? Согласно современной Науке, то, что называется элементами, оказывается, в свою очередь, чем-то составным, тогда как чистым естественным состоянием должно быть состояние чистой энергии; именно в это чистое состояние должны возвращаться все составные вещи, включая и то, что мы называем элементами, после их дезинтеграции в Нирване.

5. НИРВАНА

Что же тогда такое эта Нирвана? Согласно ортодоксальному буддизму она означает распад, но не души - ибо ее не существует, - а ментального соединения или потока соединений, или saМskАra, которые мы ошибочно принимаем за самих себя. В иллюзийной веданте она означает не распад, а исчезновение ложной и нереальной индивидуальной самости в одном реальном Себе или в Брахмане; именно представление и переживание индивидуальности исчезают таким образом и прекращаются - можно сказать, ложный свет гаснет (nirvАНa) в истинном Свете. В духовном опыте она является иногда утратой всякого чувства индивидуальности в безграничном космическом сознании; то, что было индивидуальным, остается лишь как центр или канал для потока космического сознания, космической силы и деятельности. Или это может быть переживание утраты индивидуальности в трансцендентальном бытии и сознании, в котором чувство космоса, равно как и чувство индивидуальности исчезает. Или, опять же, она может иметь место в трансцендентальности, которая осознает и поддерживает космическую деятельность. Но что мы подразумеваем под индивидуальностью? То, что обычно понимают под этим словом, является естественным эго, механизмом Природы, который суммирует ее деятельность в разуме и теле. Это эго должно быть уничтожено, в противном случае, полная свобода невозможна; но индивидуальный сам, или душа, не является этим эго. Индивидуальная душа - это духовное существо, которое иногда описывается как вечная часть Божества, но которое может быть описано как само Божество, поддерживающее свою манифестацию как Множества. Именно эта духовная индивидуальность появляется во всей своей истине, когда мы освобождаемся от нашего эго и нашего ложного чувства обособленной индивидуальности, постигаем наше единство с трансцендентальным и космическим Божеством и со всеми существами. Именно это делает возможной Жизнь Божественную. Нирвана - это шаг к ней; исчезновение ложной обособленности индивидуума - это необходимое условие для нашей реализации и жизни в нашем истинном вечном существе, живущем божественно в Божестве. Но это мы можем делать в мире и в жизни.

6. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ

Если эволюция - истина, и не только физическая эволюция видов, но и эволюция сознания, она должна быть духовным, не только физическим фактом. В этом случае, именно индивидуум развивается и растет во все более и более развитое и совершенное сознание, а это, совершенно очевидно, не может быть сделано в течении одной краткой человеческой жизни. Если есть эволюция сознательного индивидуума, то должно быть и перерождение. Перерождение - это логическая неизбежность и духовный факт, который мы можем переживать. В доказанных - и порой весьма убедительно - фактах перерождения недостатка нет, но их еще тщательно не регистрировали и не свели вместе.

7. ЭВОЛЮЦИЯ

В своем объяснении вселенной я выдвинул этот кардинальной значимости факт духовной эволюции как смысл нашего существования здесь. Это - серия восхождений, от физического существа и сознания - к витальному, существу, управляемому жизненной самостью; затем - к ментальному существу, реализованному в полностью развитом человеке; оттуда - к совершенному сознанию, которое находится за пределами ментального, к супраментальному Сознанию и супраментальному существу, в Сознание-Истину, которое является интегральным сознанием духовного существа. Разум не может быть последним выражением сознания, потому что разум фундаментально является неведением, стремящимся к знанию; только супраментальное Сознание-Истина может принести нам подлинное и полное Знание Себя и Знание мира; только через него можем мы достигнуть нашего истинного существа и осуществления нашей духовной эволюции.

***

Предложение[7], скорее, вольное в своих выражениях. Это не означает, что Майя является свободой Брахмана, это означает, что «доктрина Майи просто приходит к тому, что Брахман свободен от обстоятельств, через которые Он выражает Себя». Эта ограниченная игра - не Он, ибо Он не может быть ограничен; это - лишь обусловленное (частное) проявление, а Он не ограничен условиями (обстоятельствами), как ограничена ими игра. Мир - это фигура чего-то от Него Самого, что Он вложил в него, но Он больше фигуры. Мир не нереален и не иллюзорен, но наше нынешнее видение или осознание его невежественно, и поэтому мир, как он видится нами, может быть описан как иллюзия. Настолько же верна и идея Майи. Но если мы видим мир таким, каков он в действительности - частным и развивающимся проявлением Брахмана, - тогда он больше не может описываться как иллюзия, а должен описываться, скорее, как Лила. Он больше Своей Лилы, но Он есть и в ней, и она находится в нем; это - не иллюзия.

***

О Нирване:

Когда я писал в Арье [8], я предлагал видение надразума разуму и излагал его в ментальных терминах; вот почему порой я пользовался логикой. Ибо в такой работе, служащей посредником между интеллектом и супраинтеллектом, логика имеет свое место, хотя и не главное, как в чисто ментальных философиях. Майявадин сам старается обосновать свою точку зрения или свой опыт жестким логическим рассуждением. Но когда он доходит до объяснения Майи, он, как и ученый, имеющий дело с Природой, не может сделать ничего большего, кроме как систематизировать и организовывать свои представления о процессе этой вселенской мистификации; он не может объяснить, как или почему эта иллюзорная мистифицирующая Майя начала свое существование. Он может лишь говорить: «Ну и ладно, все равно, она есть».

Конечно, она есть. Но первый вопрос, что есть? Действительно ли она является Силой иллюзии и ничем иным, или это идея Майявадина о ней является ошибкой первого взгляда, несовершенным ментальным прочтением, идеей, которая сама, вероятно, является иллюзией? И второе, «является ли иллюзия единственной и самой высокой Силой, которой обладает Божественное Сознание или Суперсознание?» Абсолют - это абсолютная Истина, свободная от Майи, иначе освобождение было бы невозможно. Но в таком случае, разве не обладает высшая и абсолютная Истина иной активной Силой, нежели сила лжи, а с нею, без сомнения, ибо они идут вместе, и силой уничтожения лжи или отказа от нее - которая, при том, всегда была там? Боюсь, сказано не совсем удачно. Но, удачно или нет, это так, ибо, как вы отметили, Невыразимое не может подчиняться законам логики. Но кто должен решать, так это или нет? Вы скажете, тот, кто дошел туда. Но куда? К Совершенному и Всевышнему, pУrНam param. Является ли не имеющий качеств Брахман майявадина этим Совершенным, этим Полным, самым Высшим? Нет ли, не может ли быть более высокого, чем этот высший, parАtparam? Это - не вопрос логики, это - вопрос духовного факта, высшего и полного опыта. Его решение должно основываться не на логике, а на растущем, вечно поднимающемся и расширяющемся духовном опыте - опыте, который должен, конечно, включать в себя или пройти через опыт Нирваны и Майи, иначе он будет неполным, он не будет обладать решающей ценностью.

Достижение Нирваны было первым радикальным результатом моей собственной йоги. Она бросила меня неожиданно в состояние над мыслью и лишенное мысли, без малейшего ментального или витального движения; там не было эго, не было реального мира - лишь когда он виделся через неподвижные чувства, он иногда постигался или вносил в свое абсолютное молчание мир пустых форм, материализованных теней, не имеющих подлинной субстанции. Там не было ни Одного, ни даже множества, лишь абсолютное То, не имеющее качеств, безотносительное, полное, неописуемое, немыслимое, абсолютное и, в то же время, в высшей степени реальное и единственно реальное. Это было не ментальным постижением, не неким проблеском где-то наверху, - не абстракцией, - это было позитивной, единственной позитивной реальностью: хотя оно и не было пространственным физическим миром, оно пропитывало, заполняло или, скорее, захлестывало и топило эту видимость физического мира, не оставляя места ни для какой другой реальности кроме себя, не позволяя ничему другому выглядеть настоящим, позитивным или субстанциональным. Не могу сказать, что в переживании, как оно пришло ко мне, было что-то веселое или восхитительное - несказанную Ананду я обрел годы спустя, - но оно принесло невыразимый Мир, огромное безмолвие, бесконечность освобождения и свободы. Я жил в этой Нирване дни и ночи, прежде чем она начала допускать в себя что-то иное или вообще как-то меняться; однако внутренняя суть переживания, постоянная память о нем и его способность вернуться оставались, пока, наконец, она не начала исчезать в более великом Суперсознании, находящемся свыше. А между тем, реализация прибавлялась к реализации и смешивалась с этой первоначальной реализацией. На ранней стадии аспект иллюзорного мира оставлял место миру, в котором иллюзия[9] была маленьким поверхностным феноменом с необъятной Божественной Реальностью за нею и верховной Божественной Реальностью над нею, и с интенсивной Божественной Реальностью в сердце всего, что казалось сперва лишь кинематографическим силуэтом или тенью. И это не было новым заточением в чувства, это не было уменьшением или падением из высшего переживания, это пришло, скорее, как постоянный рост и расширение Истины; это был дух, который видит объекты, не чувства, и Мир, Безмолвие, свобода в Бесконечном оставались все время, с миром или со всеми мирами лишь как с длящимся эпизодом безвременной вечности Божества.

Теперь, о моем отношении к Майяваде. Нирвана в моем освобожденном сознании стала началом моей реализации, первым шагом к полноте, не единственным подлинным достижением и не завершающим финалом. Я не искал ее, она пришла непрошеная, хотя и желанная. Я не имел ни малейшего представления о ней прежде, не стремился к ней; мое стремление, в действительности, было прямо противоположным - я стремился обрести духовную силу, чтобы помочь миру и делать в мире свою работу; но, все же, она пришла - даже без «можно войти» или «с вашего позволения». Это произошло, и она установилась словно навеки, или как если бы она, в действительности, всегда была там. И затем медленно она росла во что-то не меньшее, а большее, чем она была первоначально. Как же могу я принять Майяваду или заставить себя пойти против Истины, данной мне из источника куда более высокого, чем логика Шанкары?

Но я не утверждаю, что каждый должен пройти через мой опыт или последовать Истине, которая вытекает из него. Я никому не мешаю воспринимать Майяваду как истину его души или как истину его разума, или как его выход из космического затруднения. Я возражаю лишь, если кто-то пытается заткнуть мне ею рот или рот миру как единственно возможным удовлетворительным и всеобъемлющим объяснением. Ибо это вовсе не так. Есть много других возможных объяснений; оно вовсе не удовлетворительно, ибо, в конечном счете, не объясняет ничего; и оно является и неизбежно будет являться, пока уходит от своей собственной логики, всеисключающим, но никоим образом не всеобъемлющим. Но это неважно. Теория может быть ошибочной или, по крайней мере, односторонней и несовершенной, но, все же, чрезвычайно практичной и полезной. Это наглядно иллюстрирует история Науки. На деле, теория, философская ли, научная ли, есть ничто иное, как подпорка для разума, практическое приспособление, призванное помочь ему в его работе с объектами, посох, на который он может опереться, чтобы продвигаться уверенно и пройти все свое трудное путешествие. Сама эксклюзивность и односторонность Майявады делают ее крепким посохом и мощным стимулом для того духовного усилия, которое и предполагается односторонним, радикальным и эксклюзивным. Она поддерживает усилия Разума, стремящегося уйти от себя и от Жизни кратчайшим путем в сверхсознание. Или, скорее, это Пуруша в Разуме желает выйти из ограниченного Разума и Жизни в суперсознательное Бесконечное. Теоретически, способ, которым разум может сделать это, заключается в том, чтобы отвергать все свои восприятия и всякую поглощенность витала, видеть и воспринимать их как иллюзию. Практически, когда разум отходит от себя, он легко вступает в безотносительный мир, в котором ничего не имеет значения - ибо в его абсолютности нет ни ментальных, ни витальных ценностей, - и из которого он может быстро продвигаться тем кратчайшим путем к суперсознанию, трансу, в котором разума нет, к suШupti. В соответствии с полнотой этого продвижения все восприятия, которые он когда-то допускал, становятся для него нереальными - иллюзией, Майей. Она стоит на его пути к погружению.

Майявада, поэтому, со своим единственным акцентом на Нирване, независимо от дефектов, имеющихся в ней как в ментальной теории, служит великой духовной цели и как путь может вести очень высоко и далеко. И если бы Разум был последним миром, выше которого ничего бы не было, кроме чистого Духа, я даже готов был бы принять ее за единственный выход. Ибо то, что разум со своими представлениями и жизнь со своими желаниями сделали из жизни в этом мире - это никуда не годный беспорядок, и если бы не было надежды на лучшее, то кратчайший выход был бы самым предпочтительным. Но мой опыт говорит, что есть нечто и выше Разума; Разум - не последний здесь мир Духа. Разум - это невежественное сознание, и его восприятия не могут быть ничем иным, как ложным, смешанным или несовершенным - если даже иногда и истинным - отражением Истины, не самой Истиной. Но существует и Сознание-Истина, не только статичное и самоинтроспективное, но также динамичное и созидательное, и я предпочел бы, скорее, достигнуть его и увидеть, о чем говорит оно и что оно может сделать, чем кратчайшим путем покинуть то, что Неведение выдает за свой собственный финал.

Все же, я не возражал бы, если бы ваша тяга к Нирване была не просто настроением ума и витала, а указанием истинного пути вашего разума и души. Но мне кажется, что это - лишь реакция витала, вызванная полным неудовлетворением его разочарованных желаний, а не душа, радостно прыгнувшая на свой путь. Эта Вайрагья сама является витальным движением; витальная Вайрагья - это обратная сторона витального желания, хотя там, конечно, есть и разум, чтобы приводить доводы и поддакивать. Даже эта Вайрагья, если она однонаправлена и эксклюзивна, может вести и указывать в сторону Нирваны. Но ваша личность имеет много сторон или, скорее, в вас есть много личностей; именно их несогласованные действия (каждая заступает дорогу другой, как когда они выражаются через внешний разум) встали на пути вашей садханы. Там есть витальная личность, которая была нацелена на успех и наслаждение, достигла его и хотела продолжать в том же духе, но не смогла добиться от остального существа согласия следовать ей. Там есть витальная личность, которая хотела наслаждения более глубокого рода и внушала другим, что она может с легкостью отказаться от этих неудовлетворительных вещей, если она получит их эквивалент в некой волшебной стране высшей радости. Там есть психо-витальная личность, которая является Вайшнавой внутри вас, которая стремится к Господу Кришне, к бхакти, к Ананде. Там есть личность-поэт, музыкант и искатель через них красоты. Там есть ментально-витальная личность, которая, когда видит, что витал встал на пути, настаивает на неумолимой борьбе, Тапасье, и она, без сомнения, тоже одобряет Вайрагью и Нирвану. Там есть физическая ментальная личность, Расселит, экстраверт, сомневающийся. Там есть и другая, ментально-эмоциональная личность, все идеи которой направлены на веру в Божество, бхакти, Гуруваду. Там есть также и психическое существо, которое толкнуло вас на садхану и ждет часа своего появления.

Что вы собираетесь делать со всеми этими людьми? Если вы хотите Нирваны, вы должны или выгнать их, или задушить, или ввергнуть в кому. Все авторитеты утверждают, что достижение эксклюзивной Нирваны - это самая трудная работа (duХkham dehavadbhiХ, говорит Гита), и ваша собственная попытка подавить их не была воодушевляющей, - по вашим собственным словам, она оставила вас отчаявшимся и высохшим, как выжатый лимон, без капли сока. Если вашим путем в страну обещанную является пустыня, тогда это неважно. Но если нет, тогда существует другой путь - путь, который мы называем интеграцией, гармонизацией существа. Это не может быть сделано извне, это не может быть сделано разумом или витальным существом - они плохо справляются и со своим делом. Это может быть сделано только изнутри душою, духом, центрирующим все, который сам является центром всех этих радиусов. Во всех них содержится истина, которая может быть приведена в гармонию с истинами остальных. Ибо есть правда в Нирване - Нирвана есть ничто иное, как покой и свобода Духа, который может существовать в себе, существует мир или нет, находится ли мир в порядке или в беспорядке. Бхакти и стремление сердца к Божеству имеют свою правду - это правда Божественной Любви и Ананды. Стремление и Тапасья имеют в себе правду - это правда господства Духа над своими членами. Музыкант и поэт стоят на правде - это правда выражения Духа через красоту. Есть правда за убежденным менталом; даже за сомневающимся менталом, Расселитом, есть своя правда, хотя и далекая от него, правда отказа от фальшивых форм. Даже за двумя витальными личностями есть правда - правда обладания внутренним и внешним миром, но не эго, а Божеством. Такова гармонизация, за которую выступает наша йога, - но она не может быть достигнута никаким внешним устройством, она может быть достигнута лишь углублением внутрь, стремлением и деятельностью из психического и из духовного центра. Ибо там находится истина существа, и тайна Гармонии - тоже там.

***

Можно осознавать сущностного статичного себя, не связанного с игрою космоса. Опять же, можно осознавать вселенского статичного себя, вездесущего во всем, без прогрессивного осознания движений динамичной viШva-prakРti. Первая реализация Себя или Брахмана часто является постижением чего-то, что обособляет себя ото всякой формы, имени, деятельности, движения, чего-то, что существует только в себе, относясь к космосу, лишь как к массе кинематографических бестелесных образов, лишенных реальности. Такой была моя собственная полная реализация Нирваны в Себе. Это означает не стену между Собой и Брахманом, а разрыв между эссенциальным самосуществованием и проявленным миром.

***

Я полагаю, что согласно адвайтинам, Бог есть лишь отражение Брахмана в Майе - как Брахмана внешне видят как мир, который имеет лишь практическую, а не подлинную реальность, точно так же Брахмана субъективно видят как Бога, Бхагавана, Ишвару, который тоже обладает практической, а не подлинной реальностью - ею же является и может являться только абсолютный Брахман всецело сам по себе во внемировой вечности. Это, по крайней мере, то, что я читал - не знаю, говорил ли это сам Шанкара. Современные адвайтины постоянно утверждают, что Шанкара подразумевал не то, что люди вкладывают в его слова - поэтому нужно быть осторожным, вкладывая в его уста какое-либо мнение.

***

Они хотят показать, что Шанкара не был крайним представителем иллюзийного воззрения, как его представляют - что он допускал за миром определенную преходящую реальность, допускал Шакти и т.д. Но это (даже согласившись, что он допускал это) было бы уступками, несовместимыми с логикой его собственной философии, которая заключается в том, что существует один только Брахман, а остальное есть неведение и иллюзия. Остальное имеет лишь преходящую, а потому иллюзорную реальность в Майе. Далее, он утверждал, что Брахман не может быть достигнут работами. Если это не его философия, я хотел бы знать, что есть его философия. В любом случае, так эта философия была понята людьми. Этим полным отходом от жесткой Иллюзийности многие адвайтины, похоже, хотят выгородить себя, а вместе с собой и Шанкару.

Вивекананда принимал философию Шанкары с рядом модификаций, главной из которых была Даридра-Нараян-Шева, являющаяся смесью буддийского сострадания и современной филантропии.

***

Конечно, Шанкара подразумевал Майяваду. Вряд ли возможно, чтобы все неверно поняли его идеи (которые ни в малейшей степени не были завуалированы или загадочны), тогда как его современные апологеты открывают, чем они, в действительности, были.

***

Шанкара, безусловно, стоял или пал за Майяваду. Даже поэма Bhaja-Govindam майявадическая по своему духу. Я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.014 с.)