Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование творческой группы.

Поиск

Наиболее эффективное число участников 5 – 12 человек. Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены группы. В творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Любой человек в группе должен быть оптимистом, настроенным на то, что лучшая идея ждет его впереди. Некоторые поверхностность, разбросанность, может быть, не очень полезные в обыденной жизни, помогают во время атаки не останавливаться на достигнутом, идти дальше. Рекомендации по формированию группы для МА:

1) Число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины;

2) В состав группы целесообразно включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы и т.д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;

3) В состав группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин;

4) Рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер).

Правила для участников сеанса МА.

1. Стремитесь высказывать как можно больше идей.

2. Отдавайте предпочтение количеству идей, а не качеству.

3. Свои идеи высказывайте четко короткими предложениями.

4. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных идей. Нежелательна и скрытая критика (недовольное лицо, ухмылка и т.д.). Запрещены неодобрительные высказывания, иронические реплики, ядовитые шутки. Например: Так еще никогда не делали! А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же бред сивой кобылы!

5. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые.

6. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, фантазии.

7. Поддерживайте и создавайте атмосферу, способствующую продуктивному мышлению (шутки, каламбуры, юмор, смех).

8. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

9. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто не должен поле сеанса зло шутить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА – это особое психологическое состояние людей, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание «все, что придет в голову». Именно такое состояние оказывается наиболее продуктивным. Оно позволяет использовать подсознание человека – самый мощный аппарат творческого мышления.

Обязанности ведущего в сеансе МА.

Ведущим чаще всего бывает руководитель творческой группы.

Если в творческой группе есть новички, то ведущий в самом начале представляет всех участников, давая им краткую лестную характеристику.

Излагает правила для участников сеанса МА.

Четко и эмоционально излагает формулировку задачи, как в специальном, так и в общедоступном изложении.

Обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняя паузы поощрительными репликами.

Следит за тем, чтобы обсуждение не шло в слишком узком и слишком практичном направлении. Своими идеями расширять сферу поиска.

Следит за регламентом работы. Говорит, сколько времени прошло и сколько осталось до конца сеанса МА.

Тактично останавливать участника, который высказывает идею долго (более полминуты).

Организация проведения МА.

Приглашать на сеанс МА желательно за 2 – 3 дня. Лучше заранее сообщить участникам (всем или части участников) суть задачи, чтобы они могли подумать над ней.

Полная продолжительность сеанса МА 1,5 – 2 часа. В это время включается:

- представление участников совещания друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса МА (5 – 10 минут);

- постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10 – 15 минут);

- проведение МА (20 – 30 минут);

- перерыв (10 минут);

- составление отредактированного списка идей (30 – 45 минут).

Помещение, в котором проводится сеанс МА должно быть по возможности нейтральным (не кабинет директора).

Стол, за которым размещаются участники МА лучше всего сделать круглым или П-образным, чтобы все участники друг друга видели.

Хорошо использовать другие факторы, создающие хорошее настроение (показ короткометражного фильма перед сеансом; объявить о гонораре, вручаемом сразу после сеанса; негромкая музыка во время сеанса; угощение чаем или кофе и т.д.).

2.6. Запись и оформление результатов МА.

Фиксировать результаты МА можно по-разному: каждый участник записывает свою идею сам, стенографировать, записать на магнитофон, записать на видеокамеру.

После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование списка идей. При этом участники МА быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Могут конкретизировать высказанные идеи. Могут дополнить список новыми идеями, возникшими во время редактирования.

Все идеи желательно разделить на три группы:

1) наиболее приемлемые и легко реализуемые задачи;

2) наиболее эффективные и перспективные;

3) прочие.

¤ 3. Метод морфологического анализа

Идея использования комбинирования для генерирования новых вариантов модели родилась еще во времена Аристотеля (384 – 322 до н.э.).

Специальная процедура систематического комбинирования понятий (терминов) была введена Раймундом Лýллием (1234 –1315). Он создал знаменитую логическую машину, которая позволяла путем комбинирования исходных понятий получать более сложные понятия и суждения. Его идеи оказали заметное влияние на выдающегося математика Годфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716). Он первым использовал термин "Комбинаторика" как часть общего Искусства Изобретения.

Современный метод морфологического анализа был разработан в 30 х годах прошлого века швейцарским астрономом Цвикки. В 1942 г. он работал в авиационной фирме. За короткое время с помощью этого метода он получил несколько десятков новых технических решений ракетных двигателей и ракет (среди них были решения повторяющие ФАУ-1 и ФАУ-2). Поэтому 1942 год можно считать годом рождения морфологического анализа систем различной природы.

В основу разработанного им метода Цвикки положил следующие принципы:

1. максимально точная формулировка проблемы;

2. равный интерес ко всем объектам исследования;

3. ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет целиком выявлена структура исследуемой области знания.

Морфологический метод основан на комбинаторике. Суть его состоит в том, что в интересующем нас объекте выделяют группу основных признаков (частей). Для каждого признака (части) выбирают альтернативные варианты, то есть возможные варианты его использования или реализации. Комбинируя их между собой, можно получить множество различных решений, в том числе и представляющих практический интерес. Для этого удобно построить морфологическую таблицу (ящик).

Алгоритм применения метода.

1. Выбирается объект или явление.

2. Составляется список характеристик или частей объекта – это оси. Их обозначают А, Б, В,…

3. Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения. Они обозначаются А-1, А-2,…, Б-1, Б-2,…, В-1, В-2,… Таким образом составляется морфологический ящик.

 

Оси Варианты исполнения
           
А А-1 А-2 А-3 А-4 А-5 А-6
Б Б-1 Б-2 Б-3 Б-4 Б-5 Б-6
В В-1 В-2 В-3 В-4 В-5 В-6
Г Г-1 Г-2 Г-3 Г-4 Г-5 Г-6

 

Общее количество вариантов исполнения в ящике равно

(число вариантов исполнения А)х(число вариантов исполнения Б)х…

4. Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.

¤ 4. Метод фантограмм.

 

Метод фантограмм – это развитие метода морфологического анализа. Этот метод предложен Г.С. Альтшуллером.

При поиске вариантов методом морфологического анализа можно пропустить какие-либо важные характеристики объекта – оси «морфологического ящика». Кроме того, морфологический анализ позволяет найти новые комбинации старых деталей, но не приводит к их изменению. Этих недостатков лишены фантограммы.

Фантограмма - это "морфологический ящик", в качестве осей которого выбраны некоторые универсальные для любой системы параметры.

 

Универсальные параметры:

1. Вещество (химический состав, физические свойства).

2. Подсистемы.

3. Надсистемы.

4. Энергетика (питание).

5. Сфера обитания.

6. Способ перемещения.

7. Воспроизведение (изготовление).

Направление развития.

Цель, назначение существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.007 с.)