Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия и эстетическое восприятие окружающего мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Заканчивая обзор нарушений в системе эстетического восприятия периода кустарного производства, не следует забывать о потере еще одной составляющей в красоте окружающей среды, которая также оказала заметное влияние на отрицательное изменение баланса эстетического воздействия в период происходящей научно-технической революции по сравнению с периодом кустарного производства. Речь идет о массовом восприятии людьми атеистических взглядов и их отходе от религиозных обрядов. Рассмотрим один из важных факторов религиозного воздействия на человека и привлечения его к религии. Известно, что почти все религии мира для достижения своих целей очень широко используют в культовых обрядах эстетическое воздействие с помощью красивой архитектуры, хорового пения, инструментальной музыки, изобразительного и пластического искусства. При этом независимо от религиозного содержания красота имела самостоятельное благотворное влияние на людей. Служители церкви очень удачно и интенсивно использовали фактор красоты для усиления своего влияния при отсутствии органической связи между религиозным содержанием и эстетическим оформлением культовых обрядов. Об отсутствии такой связи говорит тот факт, что культовая архитектура, хоровое церковное пение, так называемая "религиозная органная музыка, скульптура, иконы оказывают и поныне (как любое другое искусство) сильное эстетическое воздействие и на неверующих людей. В то время, когда кустарное производство преобладало, и практически не было машин в производстве, подавляющее большинство людей постоянно посещало церкви и соборы и испытывало регулярное комплексное воздействие красоты оригиналов. Почти каждая семья тогда имела дома хотя бы одну икону — подлинную работу какого-либо художника. Плата за интенсивную механизацию и автоматизацию производства и за технический прогресс оказалась довольно высока. Плата эта выражается в резком сокращении доли людей с развитой внутренней эстетической культурой и одновременно в повышении, можно сказать, во всех людях внешней эстетической культуры, которая без внутренней культуры дает мало пользы для общества. Прогнозы на будущее, к сожалению, предсказывают лишь еще большее увеличение этого разрыва.
О необходимости эстетической подготовки инженеров. Перед высшей технической школой встает задача существенного поднятия уровня эстетической культуры инженера. Есть мнение, что эстетические задачи, решение которых предлагается передать инженерам, могут успешно решать дизайнеры и специалисты по художественному конструированию. Однако, дизайнеры без хороших инженерных знаний, без инженерной поддержки не смогут создавать эстетически совершенные технические системы. Если говорить о настоящем времени и обозримом будущем, то у дизайнеров есть своя специфическая область плодотворной деятельности. Они должны в основном выступать как высококвалифицированные консультанты или соавторы инженеров. Если инженеры не будут иметь элементарного эстетического образования, то у них резко сократится потребность в консультациях у дизайнеров, а при наличии потребности будет затруднено взаимопонимание между ними. Вернемся еще раз к вопросу, о том, что такое красота, и приведем ее определение людьми из разных эпох и областей культуры. Итальянский мыслитель, архитектор и музыкант XV века, автор знаменитых десяти книг о зодчестве Альберти сказал; «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, что ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Великая это и божественная вещь, осуществление которой требует всех сил искусства и дарования, и редко когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне законченное и во всех отношениях совершенное». Известный австрийский биолог К. Лоренц «В некоторых творениях природы непостижимым образом соединяются красота и функциональность, художественное и техническое совершенство — таковы паутина паука, крыло стрекозы, великолепно обтекаемое тело дельфина и движение кошки». Генеральный авиаконструктор О. К. Антонов: «Интереснейшая часть нашей работы это... красота в технике, часть совершенно неотделимая от нашего труда. Мне кажется, что у нас в авиации это чувствуется особенно отчетливо — тесная взаимосвязь между высоким техническим совершенством и красотой. Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать. Это не суеверие, а совершенно материалистическое положение. Здесь получается своего рода естественный отбор внутри нашего сознания. В течение многих лет складывались какие-то чисто технические, расчетные и экспериментальные, проверенные на практике решения. Располагая этой частично даже подсознательной информацией, конструктор может идти часто от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим». Эти и другие определения красоты по отношению к техническим объектам можно обобщить в виде следующего постулата: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. Главная задача всех проектно-конструкторских организаций заключается как раз в создании наиболее целесообразных и функционально совершенных, т. е. наиболее красивых изделий. Создание наиболее целесообразных функционально совершенных технических объектов — это математическая задача оптимального проектирования или задача поиска глобально оптимального решения в широком смысле слова, когда поиск осуществляется на всем множестве возможных в данное время функциональных структур, физических принципов действия и технических решений, включая определение их оптимальных параметров. Осознание того факта, что найденная предельно совершенная (глобально оптимальная) конструкция не может быть улучшена, вызывает эстетическое чувство созерцания прекрасного и формирует в людях один из эталонов или образцов красоты. Для успешного решения таких широко поставленных задач оптимального проектирования необходимо иметь, во-первых, рациональную стратегию (алгоритм) поиска, гарантирующую нахождение глобально оптимального решения, во-вторых, способ оценки степени совершенства (критерия качества) любого решения. У создателя ТО, как правило, имеются только некоторые частичные знания о стратегии поиска, и он может оценивать научно обоснованным (обычно расчетным) путем только часть показателей. Поэтому при проектировании новых изделий почти всегда конструктор вынужден принимать решения, находясь в ситуации частичного незнания. Такие решения он принимает, руководствуясь интуицией и, главным образом, внутренним чувством и представлением о красоте создаваемого объекта. Если научно обоснованные методы для рассматриваемого ТО слабо разработаны (а для новых технических решений это типичный случай), то приходится руководствоваться только эстетическими представлениями и ощущениями. В этих случаях особенно важным становится синтез более совершенных решений. При этом наилучшие решения находят специалисты с более глубокой и развитой эстетической культурой. Хорошей иллюстрацией к этим рассуждениям служит древняя архитектура. Зодчие, не имея достаточно развитых расчетных методов в области сопротивления материалов, строительной механики, акустики и других наук, создали известные шедевры красоты. Некоторые особенности и конструктивные признаки таких памятников долго не находили функционального или научного объяснения. В последнее время с помощью ЭВМ проведен детальный анализ ряда таких сооружений (проведена «проверка алгеброй гармонии»), объяснивший многие их секреты. Так, например, особое эстетическое воздействие колонн Парфенона и других шедевров древнегреческой архитектуры было связано с особенностью их формы. Эти колонны имели энтазис — небольшое мало заметное на глаз плавное утолщение, достигающее максимума примерно на 1/3 ее высоты от основания. Детальные расчеты показали, что колонна Парфенона на большей части длины является идеально равнопрочным стержнем, запас прочности во всех его сечениях одинаков с точностью до третьего знака. Зодчий Парфенона добился этого, увеличивая диаметр колонны книзу, что компенсировало нарастание нагрузок за счет собственного веса колонны. Кроме того, энтазис обеспечил наибольшую площадь поперечного сечения в том месте, где теоретически в первую очередь может произойти потеря устойчивости как в стержне, работающем на продольный изгиб. Форма колонны Парфенона оказалась также наиболее устойчивой против действия пластических деформаций материала. Вместе с тем методы расчета и анализа стержней на продольный изгиб и пластические деформации появились не ранее XVIII века. Так, благодаря сильно развитому художественному вкусу зодчие тех времен, интуитивно чувствуя действие не сформированных еще наукой физических закономерностей, находили оптимальные решения. По этой причине и в настоящее время известно много случаев, когда опытный глаз дизайнера фиксирует, казалось бы, эстетические недостатки изделия, при устранении которых улучшались его функциональные показатели, т. е. отрицательные эстетические эмоции дизайнера или инженера при визуальном восприятии изделия становятся сигналом его технического несовершенства. Уточним разделение функций инженера и дизайнера в формировании эстетического облика ТО. Красота любого изделия состоит из внутренней, или функциональной, красоты и дополнительной декоративной. Так установилось с древнейших времен, и каждый вид красоты нес свою полезную нагрузку. Уже в каменном веке многие функционально совершенные орудия труда, одежда, жилища имели орнаментальные и другие украшения, которые улучшали настроение пользователя, повышали его жизнеспособность и веру в себя, интеллектуально развивали и т. д. Иногда функциональная красота выступает одновременно и в качестве декоративной красоты, например, в современных реактивных самолетах, телебашнях и др. Функциональная красота обусловлена в первую очередь законами физики и создается на основе глубокого знания или ощущения физической сущности работы ТО и его взаимодействия с окружающей средой. Эти законы лучше знает и чувствует инженер, и здесь ему должно принадлежать решающее слово. Декоративная красота основана на законах психофизиологического воздействия некоторых образов на окружающих людей. Эти законы лучше знает дизайнер, художник, и при создании изделий решающее слово принадлежит им. При этом дизайнеры имеют большие возможности усилить эстетическое воздействие функционально совершенного ТО. Разумеется, и функциональная, и декоративная красота должны гармонично и оптимально дополнять друг друга. На стыке функциональной и декоративной красоты проходит водораздел сфер деятельности инженера и дизайнера. Однако этот водораздел по своей природе нечеткий, расплывчатый, и поэтому часто тот или другой выходят за пределы своей области. В связи с быстрым развитием науки и особенно расширением использования вычислительной техники в решении инженерных задач поиска оптимальных решений может сложиться мнение, что со временем потребность в использовании художественного вкуса инженера при решении этих задач будет сокращаться и в итоге исчезнет. Такая точка зрения неправильна потому, что сложность ТО возрастает быстрее по сравнению с расширением возможностей научного синтеза и анализа. И по крайней мере в обозримом будущем такая потребность не уменьшится, а скорее возрастет. Иначе говоря, успешное решение современных задач проектирования более сложных технических систем также связано с необходимостью повышения внутренней эстетической культуры инженеров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.008 с.) |