Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия и эстетическое восприятие окружающего мира.

Поиск

Заканчивая обзор нарушений в системе эстетического восприятия периода кустарного производства, не следует забывать о потере еще одной составляющей в красоте окружающей среды, которая также оказала заметное влияние на отри­цательное изменение баланса эстетического воздействия в период происходящей научно-технической революции по сравнению с периодом кустарного производства. Речь идет о массо­вом восприятии людьми атеистических взглядов и их отходе от религиозных обрядов.

Рассмотрим один из важных факторов религиозного воздействия на человека и привлечения его к религии. Известно, что почти все религии мира для достижения своих целей очень широко используют в культовых обря­дах эстетическое воздействие с помощью красивой архи­тектуры, хорового пения, инструментальной музыки, изо­бразительного и пластического искусства. При этом неза­висимо от религиозного содержания красота имела само­стоятельное благотворное влияние на людей. Служители церкви очень удачно и интенсивно использовали фактор красоты для усиления своего влияния при отсутствии органической связи между религиозным содержанием и эстетическим оформлением культовых обрядов. Об от­сутствии такой связи говорит тот факт, что культовая архитектура, хоровое церковное пение, так называемая "религиозная органная музыка, скульптура, иконы оказы­вают и поныне (как любое другое искусство) сильное эстетическое воздействие и на неверующих людей.

В то время, когда кустарное производство преобладало, и практически не было машин в производстве, подавляющее большинство лю­дей постоянно посещало церкви и соборы и испытывало регулярное комплексное воздействие красоты оригиналов. Почти каждая семья тогда имела дома хотя бы одну ико­ну — подлинную работу какого-либо художника.

Плата за интенсивную механизацию и автоматиза­цию производства и за технический прогресс оказалась довольно высока. Плата эта выражается в резком сокращении доли людей с развитой внутренней эстетической культурой и одновременно в по­вышении, можно сказать, во всех людях внешней эстети­ческой культуры, которая без внутренней культуры дает мало пользы для общества. Прогнозы на будущее, к сожалению, предсказывают лишь еще большее увеличение этого разрыва.

 

О необходимости эстетической подготовки инженеров.

Перед высшей технической школой встает за­дача существенного поднятия уровня эстетической куль­туры инженера.

Есть мнение, что эстетические задачи, решение которых предлагается передать инженерам, могут успешно решать дизайнеры и специалисты по художественному конструированию. Однако, дизайнеры без хороших инженерных знаний, без инженерной под­держки не смогут создавать эстетически совершенные тех­нические системы.

Если говорить о настоящем времени и обозримом буду­щем, то у дизайнеров есть своя специфическая область плодотворной деятельности. Они должны в основном вы­ступать как высококвалифицированные консультанты или соавторы инженеров. Если инженеры не будут иметь элементарного эстетического образования, то у них резко сократится потребность в консультациях у дизайнеров, а при наличии потребности будет затруднено взаимопо­нимание между ними.

Вернемся еще раз к вопросу, о том, что такое красота, и приведем ее определение людьми из разных эпох и областей культуры. Итальянский мыслитель, архитектор и музыкант XV века, автор знаменитых десяти книг о зодчестве Альберти сказал; «Красота есть строгая соразмерная гармо­ния всех частей, объединяемых тем, что ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Великая это и божественная вещь, осуществление которой требует всех сил искусства и дарования, и редко когда даже самой природе дано произвести на свет что-нибудь вполне закон­ченное и во всех отношениях совершенное».

Известный австрийский биолог К. Лоренц «В неко­торых творениях природы непостижимым образом соеди­няются красота и функциональность, художественное и техническое совершенство — таковы паутина паука, кры­ло стрекозы, великолепно обтекаемое тело дельфина и движение кошки».

Генеральный авиаконструктор О. К. Антонов: «Инте­реснейшая часть нашей работы это... красота в технике, часть совершенно неотделимая от нашего труда. Мне ка­жется, что у нас в авиации это чувствуется особенно отчет­ливо — тесная взаимосвязь между высоким техническим совершенством и красотой. Мы прекрасно знаем, что кра­сивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать. Это не суеверие, а совершенно материалистическое положение. Здесь получается своего рода естественный отбор внутри нашего сознания. В тече­ние многих лет складывались какие-то чисто технические, расчетные и экспериментальные, проверенные на прак­тике решения. Располагая этой частично даже подсозна­тельной информацией, конструктор может идти часто от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».

Эти и другие определения красоты по отношению к тех­ническим объектам можно обобщить в виде следующего постулата: наиболее целесообразные и функционально со­вершенные изделия являются наиболее красивыми.

Главная задача всех проектно-конструкторских орга­низаций заключается как раз в создании наиболее целе­сообразных и функционально совершенных, т. е. наиболее красивых изделий. Создание наиболее целесообразных функционально совершенных технических объектов — это математическая задача оптимального проектирования или задача поиска глобально оптимального решения в широ­ком смысле слова, когда поиск осуществляется на всем множестве возможных в данное время функциональных структур, физических принципов действия и технических решений, включая определение их оптимальных пара­метров. Осознание того факта, что найденная предельно совершенная (глобально оптимальная) кон­струкция не может быть улучшена, вызывает эстетическое чувство созерцания прекрасного и формирует в людях один из эталонов или образцов красоты.

Для успешного решения таких широко поставленных задач оптимального проектирования необходимо иметь, во-первых, рациональную стратегию (алгоритм) поиска, гарантирующую нахождение глобально оптимального ре­шения, во-вторых, способ оценки степени совершенства (критерия качества) любого решения. У создателя ТО, как правило, имеются только некоторые частичные зна­ния о стратегии поиска, и он может оценивать научно обоснованным (обычно расчетным) путем только часть показателей. Поэтому при проектировании новых изде­лий почти всегда конструктор вынужден принимать реше­ния, находясь в ситуации частичного незнания. Такие решения он принимает, руководствуясь интуицией и, главным образом, внутренним чувством и представлением о красоте создаваемого объекта. Если научно обоснован­ные методы для рассматриваемого ТО слабо разработаны (а для новых технических решений это типичный случай), то приходится руководствоваться только эстетическими представлениями и ощущениями. В этих случаях особенно важным становится синтез более совершенных решений. При этом наилучшие решения находят специалисты с более глубокой и развитой эстетической культурой.

Хорошей иллюстрацией к этим рассуждениям служит древняя архитектура. Зодчие, не имея достаточно разви­тых расчетных методов в области сопротивления материа­лов, строительной механики, акустики и других наук, создали известные шедевры красоты. Некоторые особен­ности и конструктивные признаки таких памятников долго не находили функционального или научного объяснения. В последнее время с помощью ЭВМ проведен детальный анализ ряда таких сооружений (проведена «проверка алгеброй гармонии»), объяснивший многие их секреты.

Так, например, особое эстетическое воздействие колонн Парфенона и других шедевров древнегреческой архитек­туры было связано с особенностью их формы. Эти ко­лонны имели энтазис — небольшое мало заметное на глаз плавное утолщение, достигающее максимума примерно на 1/3 ее высоты от основания. Детальные расчеты пока­зали, что колонна Парфенона на большей части длины является идеально равнопрочным стержнем, запас проч­ности во всех его сечениях одинаков с точностью до третье­го знака. Зодчий Парфенона добился этого, увеличивая диаметр колонны книзу, что компенсировало нарастание нагрузок за счет собственного веса колонны. Кроме того, энтазис обеспечил наибольшую площадь попе­речного сечения в том месте, где теоретически в первую очередь может произойти потеря устойчивости как в стер­жне, работающем на продольный изгиб. Форма колонны Парфенона оказалась также наиболее устойчивой против действия пластических деформаций материала. Вместе с тем методы расчета и анализа стержней на продольный изгиб и пластические деформации появились не ранее XVIII века.

Так, благодаря сильно развитому художественному вкусу зодчие тех времен, интуитивно чувствуя действие не сформированных еще наукой физических закономер­ностей, находили оптимальные решения.

По этой причине и в настоящее время известно много случаев, когда опытный глаз дизайнера фиксирует, каза­лось бы, эстетические недостатки изделия, при устранении которых улучшались его функциональные показатели, т. е. отрицательные эстетические эмоции дизайнера или инженера при визуальном восприятии изделия становятся сигналом его технического несовершенства.

Уточним разделение функций инженера и дизайнера в формировании эстетического облика ТО.

Красота любого изделия состоит из внутренней, или функциональной, красоты и дополнительной декоратив­ной. Так установилось с древнейших времен, и каждый вид красоты нес свою полезную нагрузку. Уже в камен­ном веке многие функционально совершенные орудия труда, одежда, жилища имели орнаментальные и другие украшения, которые улучшали настроение пользователя, повышали его жизнеспособность и веру в себя, интеллек­туально развивали и т. д. Иногда функциональная красота выступает одновременно и в качестве декоративной кра­соты, например, в современных реактивных самолетах, телебашнях и др.

Функциональная красота обусловлена в первую оче­редь законами физики и создается на основе глубокого знания или ощущения физической сущности работы ТО и его взаимодействия с окружающей средой. Эти законы лучше знает и чувствует инженер, и здесь ему должно принадлежать решающее слово.

Декоративная красота основана на законах психофи­зиологического воздействия некоторых образов на окру­жающих людей. Эти законы лучше знает дизайнер, худож­ник, и при создании изделий решающее слово принадле­жит им. При этом дизайнеры имеют большие возможности усилить эстетическое воздействие функционально совер­шенного ТО.

Разумеется, и функциональная, и декоративная красота должны гармонично и оптимально дополнять друг друга. На стыке функциональной и декоративной красоты про­ходит водораздел сфер деятельности инженера и дизайнера. Однако этот водораздел по своей природе нечеткий, рас­плывчатый, и поэтому часто тот или другой выходят за пределы своей области.

В связи с быстрым развитием науки и особенно расши­рением использования вычислительной техники в решении инженерных задач поиска оптимальных решений может сложиться мне­ние, что со временем потребность в использовании худо­жественного вкуса инженера при решении этих задач будет сокращаться и в итоге исчезнет. Такая точка зре­ния неправильна потому, что сложность ТО возрастает быстрее по сравнению с расширением возможностей науч­ного синтеза и анализа. И по крайней мере в обозримом будущем такая потребность не уменьшится, а скорее возрастет. Иначе говоря, успешное решение современных задач проектирования более сложных технических систем также связано с необходимостью повышения внутренней эстетической культуры инженеров.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.008 с.)