Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Психология безопасности в труде

Поиск

 

Производственный травматизм называют «чумой ХХ века». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность от несчастных случаев в наше время занимает 2 место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.4). Основным методом борьбы с производственным травматизмом остается профилактика. С точки зрения психологической науки повышение эффективности процёсса обеспечения безопасности труда связано с ответом на вопросы. По каким причинам происходят несчастные случаи? Почему природный инстинкт самосохранения, не способен уберечь людей, по крайней мере некоторых? Существует ли предрасположенность к несчастным случаям, зависящая от врожденных свойств человека? Можно ли эти свойства выявить в ситуациях, не связанных с несчастными случаями?

Причины несчастных случаев делятся на технические (связанные с отказом в работе технических средств) и организационные (связанные с человеческим фактором). По данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев чаще всего является работающий человек (т.е. субъективный фактор (до 60-90%), а не техника (объективный фактор). По мнению ведущего специалиста в области психологии безопасности деятельности М.А.Котика этому способствуют как объективные, так и субъективные причины: 1. С развитием техники опасность растет быстрее, чем совершенствуются психофизиологические особенности человека, и порой он оказывается не в состоянии противодействовать. 2. Растет цена ошибки. 3.Человек «адаптируется» (привыкает) к опасности.

Теория психологической предрасположенности к несчастным случаям получила широкое распространение. Наиболее детально она была разработана Карлом Марбе. Он утверждал, что: 1. Вероятность получения человеком травм может быть вычислена при помощи определенных статистических методов на основании числа предшествующих несчастных случаев. 2. Существует фатальная предрасположенность некоторых людей к несчастным случаям. 3.Люди с пониженной способностью к переключению в наибольшей степени предрасположены к травматизму. (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.4).

Риск — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Риск всегда обозначает вероятностный характер исхода, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь), хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого. В этом смысле становится возможным говорить и о риске убытков, и о риске сверхприбыли.

Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий (статистический, клинический, метод моделирования).

Виды профессионального риска. Склонность к риску и методы ее диагностики.

М.А.Котик отмечает, что качества нервной системы работающего отражаются на процессе труда в зависимости от режима их функционирования. В самом общем плане выделяют минимальный, оптимальный и экстремальный режимы. М инимальный режим связан с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях и при невысокой цене ошибки (например, водитель недолгое время едет по широкому свободному шоссе при хорошёй погоде); оптимальный режим, наиболее типичный для данной деятельности, отличающийся относительно большой нагрузкой и продолжительностью, требующий высокого внимания (например, езда на автомобиле по улицам большого города в условиях оживленного дорожного движения); экстремалъный режим, который возникает при значительном усложнении процесса деятельности (усложнении внешних условий из-за возникновения аварийных ситуаций, непредвиденных обстоятельств или из-за резкого снижения возможностей человека, появления высоких опасностей и т.п.).

Руководителю необходимо понимать следующее: несчастный случай, потому называется случаем, что обусловлен больщим количеством факторов, которые очень трудно учесть, предвидеть, предсказать последствия их сочетаний. Однако именно на этом учете и предвидении основываетя профилактика травматизма как явления и обеспечение безопасности на каждом рабочем месте.

Основная задача руководителей различных должностных статусов (уровней руководства) - так организовать труд подчиненных, чтобы он был эффективным. Эффективный труд - это труд производительный и не наносящий ущерба психическому и физическому здоровью людей. Следовательно, работа по обеспечению безопасности - составная часть работы любого руководителя, специалиста высшей технической квалификации.
Важным звеном управленческой деятельности при организации труда является также учет и регулирование межличностной напряженности, которая может стать предпосылкой производственного травматизма.

Профилактика несчастиых случаев - это устранение их причин и предпосылок.
Социально-психологические факторы: взаимоотношения в коллективе и групповые нормы, коллективная позиция по отношению к опасности и мерам ее предотвращения - влияют на подверженность работников несчастным случаям.


Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятий: «ошибка», «авария», «несчастный случай», «травма», «катастрофа», «происшествие».

2. В чем положительные стороны и недостатки концепции К.Марбе о личном факторе в травматизме? Каковы современные представления о причинах разной степени подверженности происшествиям?

3. Каковы методы психологического изучения несчастных случаев и аварий? Каковы психологические способы, средства профилактики производственного травматизма и аварийности?

4. предложите свою классификацию психологических причин ошибочных действий на примере конкретного вида труда (водитель автомашины, воспитатель детей, оператор ЭВМ).

 

Тема 11. Психология профессионального самоопределения

 

В профориентации традиционно выделяются следующие направ­ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация (Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности). Профориентация — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация — это «ориентирова­ние» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопреде­ление больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия между профессиональным и личностным са­моопределением: Прежде всего, профессиональное самоопределение — более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное же самоопределение — это более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здо­ровым людям, пока еще не выдают).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (Пряжников, 1999. С. 45-46). Профессиональное самоопределение больше за­висит от внешних (благоприятных) условий, а личностное само­определение — от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпо­хи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, и для которых самое неприемлемое — это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные слож­ности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у истинных героев появляется воз­можность ставить сложные проблемы при относительно обеспе­ченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элемен­тарном пропитании и т. п. Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (напри­мер, в США профориентация часто называется «психологией ка­рьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некото­рым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это «определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понима­ние близко к жизненному самоопределению в русской традиции (Пряжников Н.С.,2001,Глава X.)

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" су­мевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши Конкуренты, ваши завистники — коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда».

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального са­моопределения (Головаха Е.И., 1988), — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии, как достаточно конкретный жизненный дар не будет опосредован отдаленными жизненными целями» Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают са­мореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой де­ятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что са­моактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявля­ется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмеча­ет, что «смысл самоопределения — в способности человека стро­ить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении по­стоянно переосмысливать собственную сущность».

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосозна­ния); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (В. Франкл): «полноценность человеческой жиз­ни определяется через его трансцендентность, т. е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жиз­ни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самооп­ределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» писал о том, что на пороге отрочества и юности он осознал: «искание смысла уже дает смысл жизни».

Таким образом, сущность профессионального самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя по­строить заново, его можно только «найти». Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

При более творческом подходе к своей жизни, сам смысл со­здается человеком заново. Именно в этом случае человек превра­щается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто вы­ступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяю­щегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравствен­ных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объе­динены единой идеей... Можно условно выделить некоторые вари­анты смысла самоопределения, предназначенные для общей ори­ентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта.

Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятиям профессиональное и личностное самоопределение.

2. Что такое самореализация?

3. Назовите два уровня профессионального самооп­ределения.

4. Чем отличается профессиональный выбор от профессионального самоопределения?

5. Охарактеризуйте понятие «профессиональная карьера»?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.

1. Современное состояние зарубежной психологии труда, организационной психологии.

2. Психологическое изучение профессиональной деятельности психолога труда-практика, работающего в конкретной организации.

3. Эмпирическое исследование своеобразия сознания и самосознания профессионалов в разнотипных профессиях.

4. Психологические особенности деятельности и личности профессионалов разного уровня квалификации (на примере конкретной профессии).

5. Классификация профессии в целях помощи в профессиональном самоопределении людям, имеющим ограниченную трудоспособность (для разных форм ограничений трудоспособности).

6. Психологическая оценка эффективности тренинга профессиональных умений.

7. Психологическая помощь безработным в профессиональной реориентации.

8. Игровые методы в профориентации и профконсультации.

9. Возможности использования компьютерных игр в профессиональной психодиагностике.

10. Психологические способы оптимизации работоспособности (на примере конкретной рофессии).

11. Эмпирическое исследование возрастных изменений трудовой мотивации профессионалов (в конкретных видах труда).

12. Типичные конфликты и трудности в труде профессионала, способы их конструктивного разрешения (на примере конкретных видов труда).

13. Проблемы совместной деятельности и развития личности в производственной организации.

14. Психологическая характеристика производственных конфликтов.

15. Производственная организация как объект психологических исследований.

16. Управление и менеджмент в производственной организации.

17. Психологическая характеристика мотивации и стимулирования.

18. Психология функциональных состояний.

19. Психологические аспекты профессионального обучения.

20. Психология профессионального отбора.

21. Профориентация выпускников профессиональной школы. Личностный выбор профессии.

22. Анализ профессиональной карьеры в производственной организации.

23. Психологический климат в производственных организациях.

24. Организационная культура: исследование российских предприятий и организаций.

25. Психология организации: функции, цели, задачи и обстоятельства жизни организации.

26. Анализ и прогнозирование кадрового потенциала.

27. Коммуникации в производственных организациях.

28. Содержание и понятие формального и неформального управления в организациях.

29. Управленческая деятельность как проблема психологии труда.

30. Руководство и лидерство: власть и влияние в производственной организации.

31. Профессиональный потенциал современного руководителя. Виды управленческой деятельности.

32. Психологические аспекты в работе руководителя: принятие управленческих решений.

33. Психологическая компетентность современного руководителя.

34. Психологические аспекты оптимизации управленческих решений.

35. Психологические барьеры нововведений.

36. Самоконтроль и самооценка в психологической организации личности руководителя.

37. Психологическая экспертиза управленческих решений.

38. Психология влияния.

39. Психология ответственности.

40. Психологический анализ рынка труда.

41. Психологический анализ занятости.

42. Психологический анализ поведения экономически активного населения.

43. Этнопсихологические аспекты многонациональных организаций (интересы, сотрудничество, толерантность и «социальная полезность» личности).

44. Руководитель государственного учреждения: профессиональные требования, мотивация и подготовка.

45. Психологические проблемы становления рыночной экономики. Психологические особенности наемного работника.

46. Психологическая адаптация населения (отдельных социальных групп) в условиях рыночной экономики. Кризисные группы на рынке труда.

47. Психологические проблемы формирования и восприятия рыночных отношений.

48. Освоение новых норм поведения и новых социальных ролей.

49. Социальное партнерство как условие цивилизованной рыночной экономики (психологический аспект). Социальные функции производственной организации.

50. Человек и техника: диалектика интеграции (эргономический и инженерно - психологический анализ).

51. Производство как экономическая и социально-педагогическая система.

52. «Человеческие ресурсы» экономики и стратегия их использования в общественном производстве (психологический аспект).

53. Психологические проблемы управления человеческими ресурсами.

54. Психологический портрет предпринимателя.

55. Формирование психологической готовности к предпринимательской деятельности.

56. Психологический анализ кооперативных форм организации труда. Работа в «команде».

57. Психологические проблемы рынка труда и рынка рабочей силы: субъективные суждения и оценки.

58. Психологические проблемы безработицы.

59. Психологические проблемы безработной молодежи.

60. Психология занятости: профессиональный подбор и перемена труда.

61. Исследование мотивации профессионального образования незанятого населения.

62. Анализ профессиональной деятельности.

63. Психологические проблемы управления персоналом.

64. Психологические компоненты систем управления персоналом.

65. Технологии оценки персонала.

66. Управление кадрами на предприятии в современных условиях.

67. Мотивация трудовой активности работников в производственной организации: компенсационные пакеты и их психологический анализ.

68. Развитие и обучение работника в организации.

69. Профессиональный отбор как психологическая проблема.

70. Психологические закономерности формирования профессионализма.

71. Психологическое исследование структуры профессионального сознания. Самооценка в профессиональной карьере.

72. Структура профессионального самосознания и его психологические модели.

73. Самоопределение и психологическая готовность личности как результат осознания, принятия и перемены социальной роли.

74. Стереотипы и архетипы в психике, сознании и поведении личности в организации. Предприниматели, администраторы и наемные работники.

75. Групповая сплоченность: понятие, динамика, условия и пути формирования.

76. Психологические проблемы оптимизации совместной деятельности.

77. Психосемантика организационного поведения и организационных отношений в производственных организациях.

78. Личностный подход к профессиональному отбору как этапу планирования и реализации профессиональной карьеры.

79. Психологическая оценка потенциала развития человека (assessment).

80. Психологическое исследование организационных отношений (психоанализ организации).

81. Психология человеческой организации: развитие, содержание и структура организации; «движение» и «закрепление» человеческого потенциала организации: профессионализм и компетентность, преданность, умение работать в команде; движение и развитие человека в меняющихся социальных институтах.

82. Психологический анализ и прогнозирование кадрового потенциала. Изменение содержания и методов работы с персоналом организации в современных условиях.

83. Организационная культура в современной теории управления.

84. Конфликты: современное состояние психологической разработки проблемы.

85. Психологическая оценка личностных качеств (психологический портрет). Профессионально важные качества.

86. Психологические механизмы профессионального самоопределения в подростковом, юношеском и зрелом возрасте.

87. Психологическая оценка профессиональной компетентности.

88. Психологическая структура оценочных суждений: мнения, предпочтения, ценности.

89. Психодиагностика и психокоррекция профессиональной сферы личности.

90. Психология личностного развития: формирование личности (человека) как гражданина и профессионала.

91. Психологическая готовность личности к жизнедеятельности в условиях демократии.

92. Активность личности: потребности, интересы, намерения, ожидания.

93. Социальная устойчивость личности (психологический анализ поведения личности в условиях социальных изменений).

94. Отношение к труду: мотивация, значимость и ценность работы.

95. Психология профессионального развития: проблемы профориентации и выбора профессии; проблемы профотбора, обучения и профадаптации; проблемы функционального состояния: стресс и рекреация.

96. Психологическая готовность личности.

97. Психологическое исследование иждивенчества.

98. Рациональность поведения как фактор социальной устойчивости личности в переходный период.

99. Система потребностей личности: становление и развитие. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения.

100. Психологические механизмы смысловой регуляции поведения.

101. Оценочные функции в регуляции поведения личности.

102. Психологическое и профессиональное консультирование в системе управления человеческими ресурсами.

103. Психологическое консультирование на этапах профессионального становления и самоопределения.

104. Психологическое консультирование в управлении персоналом организаций.

105. Использование методов психологического тренинга при работе с кризисными группами населения (инвалиды, малоимущие, безработные, маргиналы и т.п.).

106. Психологический тренинг безработных.

107. Диалог в конфликтных ситуациях. Психология переговоров.

108. Психология самопрезентации. Тренинг поведения на свободном рынке труда.

109. Психологический анализ деятельности практического психолога.

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОСВОИТЬ СТУДЕНТАМ В РАМКАХ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»:

· Диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера (Райгородский Д.Я.,2001,с.288)

· Диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса (Райгородский Д.Я.,2001,с.628)

· Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса (Райгородский Д.Я.,2001,с.630)

· Диагностика степени готовности к риску Шуберта (Райгородский Д.Я.,2001,с.632)

· Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (Райгородский Д.Я.,2001,с.641)

· Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (Райгородский Д.Я.,2001,с.470)

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева М.В.Психология труда. Конспект лекций

2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.6128.

3. Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Учебно-методическое пособие. Самара.СамГПУ,2000,185 с.

4. Забродин Ю.М. Профессиональное становление: от профобразования — к профессиональной карьере//Профессио-нальное самоопределение учащихся, их трудоустройство и соци­альная защита. Омск, 1993. С.37.

5. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. –М.ЗАО «Финстатинформ»,2002

6. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности// Психол.журн. 1997. Т. 18 № 6 С.35-44.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебн. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- педагог. ун-та, 1999.

8. Климов Е. А., Носкова О. Г. К49 История психологии труда в России. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с. ISBN 5-211-02151-7

9. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 510 с.

11. Климов Е.А., Носкова О.Н. История психологии труда в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 201 с.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003

13. Психология труда /Под ред. Карпова А.В.. – М., 2003.

14. Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И. Психология и педагогика, Питер, 2002

15. Реан А.А.Практическая психодиагностика личности. – СПб,2001,224 с.

16. Свенцицкий А. Л. С24 Психология управления организациями: Учебное по­собие—СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.—224с. ISBN 5-288-01269-5

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994

Дополнительная:

1. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. – М.: Экономика, 1974. – 191 с.

2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 53-64.

3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988

5. Дмитриева М. А., Арефьев С. Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога.—В кн.: Проблемы индустриальной психоло­гии. Ярославль, 1976

6. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебн. пособие для ву-зов. М.: Флинта; МПСИ, 2000.

7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников.М., 1988

8. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 207 с.

9. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 94 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. –199 с.

12. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1984. – 160 с.

13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

14. Котик М.А. Психология безопасности. – Таллинн, 1981. – 408 с.

15. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 187 с.

16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977

18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. – С. 50 – 254.

19. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.

20. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957): Учеб. пособие/Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 334 с.

21. Основы психодиагностики. Учеб. пособие/Под ред. А.Г. Шмелева. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 1996. – С. 6 – 114.

22. Псхология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия/Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышовой. – М.: Радикс, 1995. – 448 с.

23. Райгородский Д.Я.,Практическая психодиагностика. – С., «БАХРАХ-М»,2001. -669 с.

24. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 208 с.

25. Рогов Е.И. Выбор профессии. М., 2003.

26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

27. (2010 -website-seo.ru).

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
Тезаурус    
Тематический план курса      
Темы семинарских занятий      
Экзаменационные вопросы по курсу «психология труда» для студентов очной формы обучения факультета психологии и менеджмента.      
Тестовые задания      
Ключ к тестовым заданиям по курсу «психология труда»      
Краткий лекционный курс      
Примерная тематика реферативных и курсовых работ.      
Психодиагностические методики, которые необходимо освоить студентам в рамках курса «психология труда»    
Список рекомендованной литература      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.24.36 (0.015 с.)