Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Психология безопасности в труде↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Производственный травматизм называют «чумой ХХ века». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность от несчастных случаев в наше время занимает 2 место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.4). Основным методом борьбы с производственным травматизмом остается профилактика. С точки зрения психологической науки повышение эффективности процёсса обеспечения безопасности труда связано с ответом на вопросы. По каким причинам происходят несчастные случаи? Почему природный инстинкт самосохранения, не способен уберечь людей, по крайней мере некоторых? Существует ли предрасположенность к несчастным случаям, зависящая от врожденных свойств человека? Можно ли эти свойства выявить в ситуациях, не связанных с несчастными случаями? Причины несчастных случаев делятся на технические (связанные с отказом в работе технических средств) и организационные (связанные с человеческим фактором). По данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев чаще всего является работающий человек (т.е. субъективный фактор (до 60-90%), а не техника (объективный фактор). По мнению ведущего специалиста в области психологии безопасности деятельности М.А.Котика этому способствуют как объективные, так и субъективные причины: 1. С развитием техники опасность растет быстрее, чем совершенствуются психофизиологические особенности человека, и порой он оказывается не в состоянии противодействовать. 2. Растет цена ошибки. 3.Человек «адаптируется» (привыкает) к опасности. Теория психологической предрасположенности к несчастным случаям получила широкое распространение. Наиболее детально она была разработана Карлом Марбе. Он утверждал, что: 1. Вероятность получения человеком травм может быть вычислена при помощи определенных статистических методов на основании числа предшествующих несчастных случаев. 2. Существует фатальная предрасположенность некоторых людей к несчастным случаям. 3.Люди с пониженной способностью к переключению в наибольшей степени предрасположены к травматизму. (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.4). Риск — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Риск всегда обозначает вероятностный характер исхода, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь), хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого. В этом смысле становится возможным говорить и о риске убытков, и о риске сверхприбыли. Методы изучения и анализа несчастных случаев и аварий (статистический, клинический, метод моделирования). Виды профессионального риска. Склонность к риску и методы ее диагностики. М.А.Котик отмечает, что качества нервной системы работающего отражаются на процессе труда в зависимости от режима их функционирования. В самом общем плане выделяют минимальный, оптимальный и экстремальный режимы. М инимальный режим связан с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях и при невысокой цене ошибки (например, водитель недолгое время едет по широкому свободному шоссе при хорошёй погоде); оптимальный режим, наиболее типичный для данной деятельности, отличающийся относительно большой нагрузкой и продолжительностью, требующий высокого внимания (например, езда на автомобиле по улицам большого города в условиях оживленного дорожного движения); экстремалъный режим, который возникает при значительном усложнении процесса деятельности (усложнении внешних условий из-за возникновения аварийных ситуаций, непредвиденных обстоятельств или из-за резкого снижения возможностей человека, появления высоких опасностей и т.п.). Руководителю необходимо понимать следующее: несчастный случай, потому называется случаем, что обусловлен больщим количеством факторов, которые очень трудно учесть, предвидеть, предсказать последствия их сочетаний. Однако именно на этом учете и предвидении основываетя профилактика травматизма как явления и обеспечение безопасности на каждом рабочем месте. Основная задача руководителей различных должностных статусов (уровней руководства) - так организовать труд подчиненных, чтобы он был эффективным. Эффективный труд - это труд производительный и не наносящий ущерба психическому и физическому здоровью людей. Следовательно, работа по обеспечению безопасности - составная часть работы любого руководителя, специалиста высшей технической квалификации. Профилактика несчастиых случаев - это устранение их причин и предпосылок.
1. Дайте определение понятий: «ошибка», «авария», «несчастный случай», «травма», «катастрофа», «происшествие». 2. В чем положительные стороны и недостатки концепции К.Марбе о личном факторе в травматизме? Каковы современные представления о причинах разной степени подверженности происшествиям? 3. Каковы методы психологического изучения несчастных случаев и аварий? Каковы психологические способы, средства профилактики производственного травматизма и аварийности? 4. предложите свою классификацию психологических причин ошибочных действий на примере конкретного вида труда (водитель автомашины, воспитатель детей, оператор ЭВМ).
Тема 11. Психология профессионального самоопределения
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация (Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности). Профориентация — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентация и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением: Прежде всего, профессиональное самоопределение — более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное же самоопределение — это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают). Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (Пряжников, 1999. С. 45-46). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, и для которых самое неприемлемое — это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития. При этом у истинных героев появляется возможность ставить сложные проблемы при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т. п. Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению). Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто называется «психологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции (Пряжников Н.С.,2001,Глава X.) Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" сумевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши Конкуренты, ваши завистники — коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда». Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (Головаха Е.И., 1988), — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии, как достаточно конкретный жизненный дар не будет опосредован отдаленными жизненными целями» Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»). Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (В. Франкл): «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Н. А. Бердяев в работе «Самопознание» писал о том, что на пороге отрочества и юности он осознал: «искание смысла уже дает смысл жизни». Таким образом, сущность профессионального самоопределения - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»). Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти». Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения. При более творческом подходе к своей жизни, сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов. Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей... Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и самого психолога-профконсультанта. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченными усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).
Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение понятиям профессиональное и личностное самоопределение. 2. Что такое самореализация? 3. Назовите два уровня профессионального самоопределения. 4. Чем отличается профессиональный выбор от профессионального самоопределения? 5. Охарактеризуйте понятие «профессиональная карьера»?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ. 1. Современное состояние зарубежной психологии труда, организационной психологии. 2. Психологическое изучение профессиональной деятельности психолога труда-практика, работающего в конкретной организации. 3. Эмпирическое исследование своеобразия сознания и самосознания профессионалов в разнотипных профессиях. 4. Психологические особенности деятельности и личности профессионалов разного уровня квалификации (на примере конкретной профессии). 5. Классификация профессии в целях помощи в профессиональном самоопределении людям, имеющим ограниченную трудоспособность (для разных форм ограничений трудоспособности). 6. Психологическая оценка эффективности тренинга профессиональных умений. 7. Психологическая помощь безработным в профессиональной реориентации. 8. Игровые методы в профориентации и профконсультации. 9. Возможности использования компьютерных игр в профессиональной психодиагностике. 10. Психологические способы оптимизации работоспособности (на примере конкретной рофессии). 11. Эмпирическое исследование возрастных изменений трудовой мотивации профессионалов (в конкретных видах труда). 12. Типичные конфликты и трудности в труде профессионала, способы их конструктивного разрешения (на примере конкретных видов труда). 13. Проблемы совместной деятельности и развития личности в производственной организации. 14. Психологическая характеристика производственных конфликтов. 15. Производственная организация как объект психологических исследований. 16. Управление и менеджмент в производственной организации. 17. Психологическая характеристика мотивации и стимулирования. 18. Психология функциональных состояний. 19. Психологические аспекты профессионального обучения. 20. Психология профессионального отбора. 21. Профориентация выпускников профессиональной школы. Личностный выбор профессии. 22. Анализ профессиональной карьеры в производственной организации. 23. Психологический климат в производственных организациях. 24. Организационная культура: исследование российских предприятий и организаций. 25. Психология организации: функции, цели, задачи и обстоятельства жизни организации. 26. Анализ и прогнозирование кадрового потенциала. 27. Коммуникации в производственных организациях. 28. Содержание и понятие формального и неформального управления в организациях. 29. Управленческая деятельность как проблема психологии труда. 30. Руководство и лидерство: власть и влияние в производственной организации. 31. Профессиональный потенциал современного руководителя. Виды управленческой деятельности. 32. Психологические аспекты в работе руководителя: принятие управленческих решений. 33. Психологическая компетентность современного руководителя. 34. Психологические аспекты оптимизации управленческих решений. 35. Психологические барьеры нововведений. 36. Самоконтроль и самооценка в психологической организации личности руководителя. 37. Психологическая экспертиза управленческих решений. 38. Психология влияния. 39. Психология ответственности. 40. Психологический анализ рынка труда. 41. Психологический анализ занятости. 42. Психологический анализ поведения экономически активного населения. 43. Этнопсихологические аспекты многонациональных организаций (интересы, сотрудничество, толерантность и «социальная полезность» личности). 44. Руководитель государственного учреждения: профессиональные требования, мотивация и подготовка. 45. Психологические проблемы становления рыночной экономики. Психологические особенности наемного работника. 46. Психологическая адаптация населения (отдельных социальных групп) в условиях рыночной экономики. Кризисные группы на рынке труда. 47. Психологические проблемы формирования и восприятия рыночных отношений. 48. Освоение новых норм поведения и новых социальных ролей. 49. Социальное партнерство как условие цивилизованной рыночной экономики (психологический аспект). Социальные функции производственной организации. 50. Человек и техника: диалектика интеграции (эргономический и инженерно - психологический анализ). 51. Производство как экономическая и социально-педагогическая система. 52. «Человеческие ресурсы» экономики и стратегия их использования в общественном производстве (психологический аспект). 53. Психологические проблемы управления человеческими ресурсами. 54. Психологический портрет предпринимателя. 55. Формирование психологической готовности к предпринимательской деятельности. 56. Психологический анализ кооперативных форм организации труда. Работа в «команде». 57. Психологические проблемы рынка труда и рынка рабочей силы: субъективные суждения и оценки. 58. Психологические проблемы безработицы. 59. Психологические проблемы безработной молодежи. 60. Психология занятости: профессиональный подбор и перемена труда. 61. Исследование мотивации профессионального образования незанятого населения. 62. Анализ профессиональной деятельности. 63. Психологические проблемы управления персоналом. 64. Психологические компоненты систем управления персоналом. 65. Технологии оценки персонала. 66. Управление кадрами на предприятии в современных условиях. 67. Мотивация трудовой активности работников в производственной организации: компенсационные пакеты и их психологический анализ. 68. Развитие и обучение работника в организации. 69. Профессиональный отбор как психологическая проблема. 70. Психологические закономерности формирования профессионализма. 71. Психологическое исследование структуры профессионального сознания. Самооценка в профессиональной карьере. 72. Структура профессионального самосознания и его психологические модели. 73. Самоопределение и психологическая готовность личности как результат осознания, принятия и перемены социальной роли. 74. Стереотипы и архетипы в психике, сознании и поведении личности в организации. Предприниматели, администраторы и наемные работники. 75. Групповая сплоченность: понятие, динамика, условия и пути формирования. 76. Психологические проблемы оптимизации совместной деятельности. 77. Психосемантика организационного поведения и организационных отношений в производственных организациях. 78. Личностный подход к профессиональному отбору как этапу планирования и реализации профессиональной карьеры. 79. Психологическая оценка потенциала развития человека (assessment). 80. Психологическое исследование организационных отношений (психоанализ организации). 81. Психология человеческой организации: развитие, содержание и структура организации; «движение» и «закрепление» человеческого потенциала организации: профессионализм и компетентность, преданность, умение работать в команде; движение и развитие человека в меняющихся социальных институтах. 82. Психологический анализ и прогнозирование кадрового потенциала. Изменение содержания и методов работы с персоналом организации в современных условиях. 83. Организационная культура в современной теории управления. 84. Конфликты: современное состояние психологической разработки проблемы. 85. Психологическая оценка личностных качеств (психологический портрет). Профессионально важные качества. 86. Психологические механизмы профессионального самоопределения в подростковом, юношеском и зрелом возрасте. 87. Психологическая оценка профессиональной компетентности. 88. Психологическая структура оценочных суждений: мнения, предпочтения, ценности. 89. Психодиагностика и психокоррекция профессиональной сферы личности. 90. Психология личностного развития: формирование личности (человека) как гражданина и профессионала. 91. Психологическая готовность личности к жизнедеятельности в условиях демократии. 92. Активность личности: потребности, интересы, намерения, ожидания. 93. Социальная устойчивость личности (психологический анализ поведения личности в условиях социальных изменений). 94. Отношение к труду: мотивация, значимость и ценность работы. 95. Психология профессионального развития: проблемы профориентации и выбора профессии; проблемы профотбора, обучения и профадаптации; проблемы функционального состояния: стресс и рекреация. 96. Психологическая готовность личности. 97. Психологическое исследование иждивенчества. 98. Рациональность поведения как фактор социальной устойчивости личности в переходный период. 99. Система потребностей личности: становление и развитие. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. 100. Психологические механизмы смысловой регуляции поведения. 101. Оценочные функции в регуляции поведения личности. 102. Психологическое и профессиональное консультирование в системе управления человеческими ресурсами. 103. Психологическое консультирование на этапах профессионального становления и самоопределения. 104. Психологическое консультирование в управлении персоналом организаций. 105. Использование методов психологического тренинга при работе с кризисными группами населения (инвалиды, малоимущие, безработные, маргиналы и т.п.). 106. Психологический тренинг безработных. 107. Диалог в конфликтных ситуациях. Психология переговоров. 108. Психология самопрезентации. Тренинг поведения на свободном рынке труда. 109. Психологический анализ деятельности практического психолога.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОСВОИТЬ СТУДЕНТАМ В РАМКАХ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»: · Диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера (Райгородский Д.Я.,2001,с.288) · Диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса (Райгородский Д.Я.,2001,с.628) · Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса (Райгородский Д.Я.,2001,с.630) · Диагностика степени готовности к риску Шуберта (Райгородский Д.Я.,2001,с.632) · Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной (Райгородский Д.Я.,2001,с.641) · Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (Райгородский Д.Я.,2001,с.470)
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРА 1. Григорьева М.В.Психология труда. Конспект лекций 2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.6128. 3. Дубовый Л.М., Макаров Ю.А. Лекции по психологии труда. Учебно-методическое пособие. Самара.СамГПУ,2000,185 с. 4. Забродин Ю.М. Профессиональное становление: от профобразования — к профессиональной карьере//Профессио-нальное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993. С.37. 5. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. –М.ЗАО «Финстатинформ»,2002 6. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности// Психол.журн. 1997. Т. 18 № 6 С.35-44. 7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебн. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- педагог. ун-та, 1999. 8. Климов Е. А., Носкова О. Г. К49 История психологии труда в России. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с. ISBN 5-211-02151-7 9. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с. 10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 510 с. 11. Климов Е.А., Носкова О.Н. История психологии труда в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 201 с. 12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов вузов. – М. 2003 13. Психология труда /Под ред. Карпова А.В.. – М., 2003. 14. Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И. Психология и педагогика, Питер, 2002 15. Реан А.А.Практическая психодиагностика личности. – СПб,2001,224 с. 16. Свенцицкий А. Л. С24 Психология управления организациями: Учебное пособие—СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.—224с. ISBN 5-288-01269-5 17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994 Дополнительная: 1. Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. – М.: Экономика, 1974. – 191 с. 2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 53-64. 3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. 4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988 5. Дмитриева М. А., Арефьев С. Л. Сравнительный анализ двух моделей деятельности психолога.—В кн.: Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1976 6. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебн. пособие для ву-зов. М.: Флинта; МПСИ, 2000. 7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников.М., 1988 8. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 207 с. 9. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 94 с. 10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с 11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. –199 с. 12. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1984. – 160 с. 13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с. 14. Котик М.А. Психология безопасности. – Таллинн, 1981. – 408 с. 15. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 187 с. 16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во МГУ, 1993. 17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977 18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. – С. 50 – 254. 19. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. 20. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957): Учеб. пособие/Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 334 с. 21. Основы психодиагностики. Учеб. пособие/Под ред. А.Г. Шмелева. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 1996. – С. 6 – 114. 22. Псхология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия/Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышовой. – М.: Радикс, 1995. – 448 с. 23. Райгородский Д.Я.,Практическая психодиагностика. – С., «БАХРАХ-М»,2001. -669 с. 24. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 208 с. 25. Рогов Е.И. Выбор профессии. М., 2003. 26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. 27. (2010 -website-seo.ru). СОДЕРЖАНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.24.36 (0.015 с.) |