Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Проблема развития человека как субъекта трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека». Разработка теории личности в советской психологии привела к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Человек как субъект труда рассматривается в виде сплава свойств индивида и личности. В целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий. Стадии профессионального становления личности (Зеер Э.Ф.)
Основные варианты и фазы развития профессионала: стадии оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник (Климов Е.А., 1996). На протяжении профессионального пути у человека могут возникать биографические кризисы (Климов Е.А., 1996): Кризис нереализованности возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что моя-де жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло» (Климов Е.А., 1996). Кризис опустошенностивозникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он — «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п. Кризис бесперспективности возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях. Кризисы возрастные также сопровождают трудовой путь человека: 1. кризис периода ранней взрослости 2. кризис 30 лет 3. кризис середины жизни (40-50 лет) 4. предпенсионный кризис (55-60 лет) (Пряжников Н.С.,2001) Информацию по следующим темам можно найти по ссылкам. Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей (Захаров Н.Н.,1988.), профессиональных интересов (Ильин Е.П., 2004), направленности личности (Рогов Е.И., 2003), общетрудовых умений (умение планирования собственной деятельности, самоконтроля, саморегуляции, волевых усилий по преодолению препятствий, трудностей в труде и др.). Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите стадии профессионального становления личности 2. Назовите и охарактеризуйте особенности возрастных кризисов. 3. Назовите и охарактеризуйте особенности биографичских кризисов.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.019 с.) |