Тема 3. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.



 

Одна из классификаций мотивов изложена в книге Реан А.А. (Реан А.А.,2001). Классификация включает в себя мотивы: внутренний, внешне положительный и внешне отрицательный.

Содержательно-структурные концепции трудовой мотивации (А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд); их достоинства, ограничения и пути использования в практике. Широкое распространение в зарубежной психологии получи­ла теория мотивации А. Маслоу. Маслоу выделяет пять уровней потребностей человека: 1) основные физиологические потреб­ности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в любви и социальной активности; 4) потребности в уважении и самоува­жении; 5) потребность в самореализации. Лишь после тоге, как удовлетворены потребности одного уровня, человек стремится к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. Маслоу считает, что потребности в самореализации собственных возможностей, постоянном самосовершенствовании, творчестве в широком смысле слова доминируют у немногих людей, так как большинство занято изнурительной борьбой за удовлетворение других, основных, потребностей. А.Л.Свенцицкий, позитивно излагая идею иерархии мотивов, критикует Маслоу лишь за то, что тот считает эту иерархию универсальной, применимой к лю­бому обществу.

Последователь Маслоу Ф. Герцберг показал, что факторы, которые вызывают удовлетворенность работой, отличаются от факторов, вызывающих неудовлетворенность ею. Этот вывод был подтвержден другими исследователями. С потребностями избегать страданий, неудобств, дискомфорта Герцберг связы­вает факторы трудовой деятельности, которые он называет фак­торами «сохранения» (это надзор, линия поведения администра­ции, межиндивидуальные отношения, устойчивость работы, зара­боток и т. п.). Их благоприятное состояние приводит к уничто­жению чувства неудовлетворения (чаще временному). Со стрем­лением человека к самоактуализации связаны факторы — «моти­ваторы» реального переживания удовлетворения: достижения в работе, признание другими этих достижений, ответственность, продвижение, возможность роста.

Ф. Херцберг заключил, что одна группа факторов посто­янно связана с удовлетворенностью работой, а другая — с не­удовлетворенностью. Факторы «внутренние», проистекаю­щие из характера работы, такие, как трудовые достижения, признание, содержание труда, ответственность и продвиже­ние. оказались связанными с удовлетворенностью работой. С другой стороны, неудовлетворенные работой лица отмечали «внешние» факторы—политика компании и практика деятельности администрации, надзор, взаимоотношения, условия труда и заработная плата. Первую группу факторов Херцберг назвал мотивационными, вторую—гигиеническими.

Полученные данные показывают, по мнению Херцберга, что противоположностью удовлетворенности является не не­удовлетворенность, как традиционно считалось ранее. Уст­ранение факторов, влияющих на неудовлетворенность рабо­той, совсем не обязательно ведет к удовлетворенности рабо­той. Таким образом, Херцберг пришел к выводу о наличии двух различных континуумов: один—от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности, другой—от неудовлетво­ренности до отсутствия неудовлетворенности.

По теории Д. Макклелланда отмечает, что мотивация ка­ждого индивида порождена тремя следующими главными по­требностями: 1)потребностью в достижении (стремление к превосход­ству, к достижению определенной цели); 2) потребностью во власти (стремление влиять на других, заставить их вести себя соответствующим образом); 3) потребностью в аффилиации (стремление к дружеским и тесным межличностным отношениям). Любой человек, по мнению ученого, имеет три потребности, но у каждого индивида они выражены в разной степени.(Свенцицкй А. Л., 1999)

Общеизвестно, что участие членов организации в принятии решений позитивным образом влияет на их моти­вацию и удовлетворенность работой. Удовлетворенность трудом определяется психологами раз­личным образом: как отношение личности, оценка, уста­новка или сочетание ряда взаимосвязанных установок, чув­ство, эмоциональное состояние, мотив. (Свенцицкй А. Л., 1999).

Высокий уровень удовлетворенности работой членов организации приводит к высокому уровню их продуктивности. Это положение было основано на данных проведенных экспериментов в США (1924-1932 гг.). Однако вывод о пози­тивной связи продуктивности и удовлетворенности был поколеблен в середине 1950-х годов. На разноречивость этих связей впервые обратили внимание А. Брейфилд и У. Крокетт. Они пришли к заключению, что удовлетворенность работников не обязательно влечет за собой сильную моти­вацию к эффективному выполнению их ролей в организации и что «продукция может быть лишь периферически связана со многими из целей, к которым стремится индустриальный рабочий». В появившихся позднее обзорах Ф. Херцберга с сотрудниками и В. Врума отмечалось наличие положитель­ной связи между удовлетворенностью работой и ее продук­тивностью в одних случаях, отсутствие такой связи в других случаях и, наконец, в некоторых случаях—даже наличие отрицательной связи.

В отечественных исследованиях удовлетворенность тру­дом на эмпирическом уровне выявляется посредством субъ­ективных оценок, даваемых работником различным сторо­нам рабочей ситуации, степени удовлетворенности своей ра­ботой и специальностью. Понятие «рабочая ситуация» вклю­чает в себя содержание работы самой по себе, а также фак­торы окружающей среды, в пределах которой функциони­рует личность как работник. Наши исследователи чаще всего обращаются к выявле­нию уровня общей удовлетворенности работой.

Индивидуальный стиль деятельности. Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психи­ческой деятельности, например способы умственных действий, организации внимания и т. п. Широко известен факт, что, как правило, программа профессиональной подготовки не обеспечивает формирования некоторых важных качеств, необходимых специалисту. Некоторые из них потом приобретаются в процессе накопления опыта работы, некоторые становятся приобретением немногих. В результате даже среди рабочих одной квалификации, среди операторов, выполняющих одни обязанности, возможны весьма существенные различия. Эти качества проявляются в процессе труда в комплексной характеристике, которую можно определить как индивидуальный стиль деятельности.

Концепция интегрального исследования индивидуальности В.С. Мерлина (Мерлин В.С., 1986). Уровни исследования индивидуальности. Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность.

В последние годы все большее внимание исследователей привлекает проблема метаиндивидуальности, т.е. те особенности личности, которые проявляются во внешних по отношению к ней системах - в других индивидуальностях или в социальных группах (Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, В. С. Мерлин, А.В. Петровский и др.)

Метаиндивидуальность выступает важнейшим феноменом продолжения жизни человека в делах, поступках других людей, во всем том, что успел оставить человек в жизни. Все это показывает исключительное значение метаиндивидуальности в становлении будущих специалистов. Решение этой проблемы оказывается актуальным применительно к студенчеству, которое является представителем интеллигенции, особой социальной группы, руководствующейся нормами общечеловеческой морали и нравственности.

Метаиндивидуальность получила развитие в отечественной психологии, прежде всего, в трудах B.C. Мерлина и А.В. Петровского. Результаты исследования по мета- и интраиндивидуальности в лаборатории B.C. Мерлина свидетельствуют о многозначной связи между социальными характеристиками (социальным статусом) и интраиндивидуальными свойствами (психодинамической тревожностью, экстравертированностью, тревожностью ожиданий при общении и т.д.) человека как субъекта жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выготского и В.М. Бехтерева о продолженности личности, изменяющей своим существованием других, стали ориентиром для исследования интегральной индивидуальности и, в частности, метаиндивидуальности как в теоретическом, так и в эмпирическом направлении.

Психологические характеристики метаиндивидуального мира и его особенности представлены Л.Я. Дорфманом. Различия между важными понятиями метаиндивидуального пространства даны в работе Б.А. Вяткина; смысл «значимого другого» с практической точки зрения раскрывается в работах И.Г. Дубова; особенности метаиндивидуальности в разных сферах деятельности исследованы Е.А. Хорошиловой; субъективная значимость другого человека представлена в исследовании Т.А. Мантовой; конфликтность как метаиндивидуальная характеристика, изменяющая своим существованием других, раскрыта в трудах Т.Н. Марголиной и др.

Метаиндивидуальность как проблема инобытия отражена в концепциях превращенных форм М.К. Мамардашвили; личностных вкладов и отраженной субъектности А.В. Петровского и В.А. Петровского; личности и смыслообразующей функции искусства Д.А. Леонтьева (130); экзистенциального анализа В. Франкла; трансактуализации С. Дудек, М.Коула; трансперсональной психологии С. Грофа. Исследование человеческого инобытия в русле столь разных направлений и традиций свидетельствует об актуальности проблемы существования человека в иных, чем он сам, носителях. Изучение этой проблемы с различных позиций говорит о многоплановости и многомерности инобытия как такового.

Интраиндивидуальность человека - это совокупность внутренних условий, синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию. Определяется полной историей индивидуальных качеств. В психологической науке понятие интегральной индивидуальности или "совокупности внутренних условий" восходит к научным работам СЛ. Рубинштейна. Если С.Л.Рубинштейн трактовал индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупности, набора или симптомо-комплекса свойств), то B.C. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым стал широко употреблять понятие "интегральная индивидуальность". Он рассматривал интегральную индивидуальное как большую саморегулируещуюся и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности.

Способности как продукт социализации индивида в системе внутренних (в том числе и биологически детерминированных) условий. Феномен профессиональной пригодности как свойство системы «субъект – объект». Структура субъектных факторов профессиональной пригодности: гражданские качества, система отношений субъекта к данной профессиональной деятельности, дееспособность как физическое и психическое здоровье, общие и специальные способности, квалификация. Относительная и абсолютная профпригодность. Нестандартность «человеческого фактора» как одно из условий эффектов кооперации работников. Факт множества индивидуально-своеобразных и социально равноценных образцов построения трудовой деятельности. Эффективный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль». Методы и принципы исследования индивидуального стиля деятельности. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое мотивация?

2. Дайте характеристику сущности концепций трудовой мотивации А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.Мак-Клелланда.

3. Дайте определение удовлетворенности трудом.

4. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

5. Что такое способности? Как можно скомпенсировать недостающие способности?

6. Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность (B.C. Мерлина и А.В. Петровского)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.02 с.)