Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Психологическая теория деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По определению А.Н.Леонтьева, деятельность представляет собой развивающуюся систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от того, как она складывается в неповторимых обстоятельствах. При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект» (Забродин Ю.М. 1993. С.37.). Психологическая теория деятельности рассматривалась в рамках курса общей психологии. Для того, чтобы рассматривать трудовую деятельность в рамках психологии труда необходимо вспомнить теоретические положения из общей психологии. (Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977). Макроструктура деятельности (по А. Н. Леонтьеву): Деятельность – мотив; Действие – цель; Операция – условия. (А. А. Реан, И. В. Бордовская, С. И. Розум. Психология и педагогика, Питер, 2002). Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Компоненты трудовой деятельности: субъект труда; содержание труда; средства труда; условия труда; организация труда. Психологическая система трудовой деятельности включает в себя: 1.мотивы; 2.цели; 3.программу; 4.информационную основу деятельности (ИОД); 5.процесс принятия решения; 6.психомоторные процессы рабочие действия; 7.профессионально важные качества (ПВК). Для правильного разрешения практических задач чрезвычайно важно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым в 1960 г. Он рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, и «функциональный» состав: различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. При изучении этой структуры следует исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально значимых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур. Методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях: 1. личностно-мотивационный анализ предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, - с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. 2. компонентно-целевой анализ вскрывает цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне компонентного анализа деятельности необходимо рассматривать не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами. 3. структурно-функциональный анализ изучает принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа деятельности "по единицам" (Выготский), пpи котоpом та или иная pеальность pазлагается на единицы, содеpжащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе деятельности изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения и вид pегyляции деятельности (пpоизвольная/непpоизвольная) 4. информационный анализ деятельности выявляет те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д. 5. психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов. 6. индивидуально-психологический анализ предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. Деятельность рассматривается также в единстве ее компонентов: мотивационно-ценностных, когнитивно-информационных, исполнительных (операционно-действенных). В целом, общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении: Принципы системного подхода. Системный подход исходит, прежде всего, из качественного анализа целостных объектов. Общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении:
Процессуальная характеристика деятельности 1. Побудительно-мотивационная фаза. Возникновение потребности. Поиск предмета. Опредмечивание потребности (мотив). Возникновение эмоционального отношения к ситуации. 2. Аналитико-синтетическая фаза. Анализ средств и построение алгоритма деятельности (ориентировочный этап). 3. Исполнительная фаза. Реализация деятельности. Когнитивные действия (познавательный компонент): что нужно делать - знать, помнить, мысленно представить, придумать, заметить, сравнить, различить, оценить, принять решение. Уровень исполнительных действий, движений. Уровень социального взаимодействия: установить контакт, передать информацию, сообщение и т.д.). Контроль за результатом и самоконтроль. Суть функционального анализа (ФА): 1. выявление набора основных функций системы. В деятельности как системе действия представляют собой функции, т.е. рассматриваются с т. з. их функции в общей структуре деятельности. 2. каждое действие представляет собой в свою очередь функциональную систему, в состав которой входит ряд подсистем. ФА, таким образом, это анализ подсистем с точки зрения способности выполнять свои функции. Функциональная структура деятельности (Мильман В.Э. Вопросы психологии №1, 1991 г., С. 71-80): Функциональные системы в структуре деятельности: побудительная; инструментальная; контролирующая.
Условия среды - факторы, которые влияют на систему. Средства - условия среды, которыми я манипулирую. Состав деятельности - средства, которые непосредственно воплощены в деятельности. Контроль - отслеживание совпадения предмета с моим представлением о продукте. Оценка - сличение продукта с целью. Продукт - воплощенная цель, видоизмененный предмет. В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой деятельности - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие деятельность и возникновение ее новых фоpм, и yстановка, обyславливающая yстойчивый хаpактеp целенапpавленной деятельности в yсловиях постоянно изменяющейся действительности. Дальнейшая разработка методов системного анализа деятельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия в ходе осуществления анализируемой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляционной матрицы (Дмитриева М. А., 1979.). Выявление взаимосвязей имеет большое значение для решения ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессиональной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки. Учет структуры профессионально значимых свойств при разработке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной. Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описательный—имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы «человек — профсреда». Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к максимально возможному количеству вариантов решений. «Общая оценка качества труда оператора может быть осуществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не 'исключена возможность путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» (Пряжников Н.С.,с. 38—41,2003). Чем сложнее деятельность, тем больше показателей используется для ее оценки. Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями личности—необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статичность способностей. Преодоление этого противоречия может осуществляться различными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свойство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с помощью различных сочетаний свойств. Совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности. Вопросы для самоконтроля. 1. Категория деятельности в психологии. Деятельность, сознание, личность. Психологическая теория деятельности. 2. Макроструктура деятельности по А. Н. Леонтьеву.Понятие «мотив». Потребностно-мотивационный слой деятельности. 3. Понятие «ведущая деятельность»: критерии, виды ведущей деятельности. 4. Определение трудовой деятельности. Психологическая система трудовой деятельности.Системный анализ профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова. 5. Суть процессуального анализа деятельности. 6. Структурный, процессуальный и функциональный анализ деятельности. 7. Понятие «макроструктура деятельности». Деятельность и действие; мотив и цель; операция и условия. 8. Функциональный анализ деятельности. Выделение функциональных подсистем: потребность, мотив, цель, задача, объект, предмет, средства, условия, контроль, оценка, продукт (по Э. Мильману).
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.01 с.) |