Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Работоспособность и функциональные состояния человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работоспособность и функциональные состояния человека в процессе труда. Работоспособность как характеристика потенциала, который может реализоваться при мобилизации всех резервных возможностей человека. Зависимость фактической работоспособности от текущего уровня здоровья, состояния нервной системы и функционирования психических процессов. Фазы работоспособности: мобилизация, врабатывание, оптимальная работоспособность, неустойчивая компенсация, конечный порыв, нарастающее утомление. Определение понятий:«трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная и потенциальная), «функциональное состояние человека в трудовой деятельности». Задачи исследования и диагностики функциональных состояний в труде. Психология труда и эргономическая психофизиология. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и его внутренними ресурсами. Функциональные системы, обеспечивающие работоспособность человека в труде: системы жизнеобеспечения, активации; системы, операционально-технического выполнения трудовых функций; системы мотивационной регуляции деятельности. Виды функциональных состояний, их динамика в труде. Острые и хронические состояния. Особые функциональные состояния в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, оптимальная работоспособность, утомление, «конечный порыв», переутомление, психическое пресыщение, поглощенность процессом труда («поток»), стресс. Усталость как субъективное переживание состояния утомления. Психогенная усталость. Экстремальные состояния в труде; адаптация и дезадаптация, посттравматические состояния; копинг-поведение (поведение, способствующее конструктивному преодолению стресса). Современные информационные технологии и информационный стресс. Виды монотонии (сенсорная и моторная), объективные критерии монотонности труда, гиподинамия, сенсорная депривация; психологические способы преодоления монотонности труда. Классификация видов труда по тяжести. Психологические методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде. Принципы и методы диагностики функциональных состояний человека в труде. Значение психологического (а также эргономического) анализа профессиональной деятельности в выявлении причин и симптомов снижения работоспособности. Методы диагностики состояний: физиологические, поведенческие, психометрические, самооценка и субъективное шкалирование функциональных состояний. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Психология трудотерапии как способа восстановления нарушенных психических функций при ранениях верхних конечностей. Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных. Возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям профессии. Психологические основы трудотерапии при психических заболеваниях. Принципы подбора видов труда в зависимости от характера дефекта и стадии болезни. Типичные нарушения работоспособности при выраженных акцентуациях личности. Характеристики трудовой деятельности, обеспечивающие восстановление нарушенных психических функций при психических заболеваниях.
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с. 2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.
Дополнительная
1. Анисимов О.С., Дергач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. –М., 1995. 2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001. 3. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 4. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. Человек в системах управления техникой. – М.1998. 5. Гарбер Е.И. Словарь-справочник профконсультанта. – Саратов 1996. 6. Голиков Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. – М.: ПЕР СЭ, 2003. 7. Гуревич К.М. Проблема психологии профессий в современных условиях // Ежегодник Российского психологического общества. Т.26 вып. 2. – М., 1996. 8. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб., 2001. 9. Зараковский Г,М. Психологический анализ трудовой деятельности. – М., «Наука», 1966. 10. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М., 1979. 11. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М., 1992. 12. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980. 13. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии – 1988. – №6. 14. Инженерная психология за рубежом.Пер. с англ./Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Прогресс, 1967. 15. Исмагилова Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда. – Екатеринбург, 1999. 16. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988. 17. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Е.Н. Кишкель.- М.: Высш. шк., 2002. – 270 с. 18. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник – М.: Юнити, 1998. 19. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. – М., 1980. 20. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М.: Аспект Пресс, 2003. 21. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. – М.: «Транспорт», 1993. 22. Крылов А.А., Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. и др. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. –Л.,1974. 23. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. / Под ред. Б.А.Душкова – М., 1983. 24. Лебедев В.И. Экстремальная психология. – М.: Медицина, 2000. 25. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. – М.: РАДИКС, 1995. 26. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. – М., 1970. 27. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. – М.: «Знание», 1969. 28. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1966. 29. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. 30. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – М.: Логос, 2001. 31. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб., 1996. 32. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Стрелкова Ю.К. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 33. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. 34. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Авт.кол.: Л.М.Митина, Л.В.Брендакова, И.В. Вачков и др. Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 184 с. 35. Романова Е.С. 99 популярных профессий: псих. анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. – 2-е изд. – СПб.: Питер принт, 2006. – 460с. 36. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии (практикум). – М., 1990. – 182 с. 37. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб: Речь, 2002. – 72 с. 38. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 39. Человеческий фактор. Пер.с англ. / Под ред. Зинченко В.П. и Мунипова В.М. Т.1-6. – М.: «Мир», 1991. 40. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.007 с.) |