Методическая разработка к семинарским и практическим занятиям по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка к семинарским и практическим занятиям по курсу



Занятие 1. Тема 1-2. Общая характеристика психологии труда, ее методы.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Содержание предмета психологии труда.

2. Основные задачи психологии труда на современном этапе.

3. Междисциплинарные связи психологии труда.

4. Методологические принципы психологии труда.

5. Взаимосвязь психологии и других наук в изучении деятельности.

6. Сравнительный анализ развития отечественной и зарубежной психологии труда.

7. Опросный метод в изучении профессиональной деятельности.

8. Экспериментальные методы в психологии труда.

9. Неэкспериментальные методы в психологии труда.

10. Современное состояние зарубежной психологии труда, организа­ционной психологии.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Гуревич К.М. Проблема психологии профессий в современных условиях // Ежегодник Российского психологического общества. Т.26 вып. 2. – М., 1996.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980.

6. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник – М.: Юнити, 1998.

8. Крылов А.А., Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. и др. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. –Л.,1974.

9. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. / Под ред. Б.А.Душкова – М., 1983.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

11. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Стрелкова Ю.К. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

13. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.

 

Занятие 2. Тема 3. Психологическое профессиоведение.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

 

1. Психологическое профессиоведение как основа познания мира профессий.

2. Профессиографирование и профессиограммы.

3. Принципы и схемы профессиографирования.

4. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала.

5. Методы психологического анализа профессий.

6. Классификация профессий в психологическом профессиоведении.

7. Профессионально обусловлен­ные особенности психики индивидуальных и групповых субъектов труда.

8. Профессиональные задачи и особенности трудовых действий по их выполнению.

9. Основные подходы в изучении своеобразия психических свойств про­фессионала.

10. Методы классификации профессии.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. посо­бие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М., 1992.

4. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980.

5. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988.

6. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник – М.: Юнити, 1998.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

9. Романова Е.С. 99 популярных профессий: псих. анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. – 2-е изд. – СПб.: Питер принт, 2006. – 460с.

10. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии (практикум). – М., 1990. – 182 с.

 

Занятие 3. Тема 4. Развитие человека как субъекта труда.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Труд как фактор исторического развития человека.

2. Труд как вид деятельности.

3. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда.

4. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза.

5. Стадии цикла профессионализации.

6. Критерии зрелой личности и формы организации труда.

7. Противоречия и кризисы профессионального развития личности.

8. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации.

9. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях.

10. Методы исследования развития личности профессионала.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. посо­бие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

4. Гарбер Е.И. Словарь-справочник профконсультанта. – Саратов 1996.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник – М.: Юнити, 1998.

6. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. – М.: «Знание», 1969.

7. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1966.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

10. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. Авт.кол.: Л.М.Митина, Л.В.Брендакова, И.В. Вачков и др. Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 184 с.

11. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии (практикум). – М., 1990. – 182 с.

12. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб: Речь, 2002. – 72 с.

13. Человеческий фактор. Пер.с англ. / Под ред. Зинченко В.П. и Мунипова В.М. Т.1-6. – М.: «Мир», 1991.

 

Занятие 4. Тема 5. Проблема индивидуальности в труде.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Индивидуальный стиль трудовой и учебно-производственной деятельности.

2. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

3. Проблема индивидуального стиля в психологии.

4. Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и псевдостиль.

5. Методы и принципы изучения индивидуального стиля трудовой деятельности.

6. Пути и способы его формирования.

7. Способности и профессиональная пригодность.

8. Психологически обосно­ванные способы оптимизации соответствия человека требованиям про­фессии (профессиональный отбор, профессиональная ориентация и кон­сультация по выбору профессии, профессиональное обучение, рацио­нализация труда).

9. Психология профессионального самоопределения.

10. Типы профессиональ­ных карьер.

11. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кад­ров, выдвижение резерва кадров в организациях.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. посо­бие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М., 1992.

5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980.

6. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии – 1988. – №6.

7. Исмагилова Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда. – Екатеринбург, 1999.

8. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. – М., 1970.

9. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. – М.: «Знание», 1969.

10. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1966.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

12. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – М.: Логос, 2001.

13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

14. Человеческий фактор. Пер.с англ. / Под ред. Зинченко В.П. и Мунипова В.М. Т.1-6. – М.: «Мир», 1991.

15. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб: Речь, 2002. – 72 с.

Занятие 4. Тема 6. Трудовая мотивация.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

 

1. Психология трудовой мотивации.

2. Исследования трудовых интересов работников (исторический аспект).

3. Значение труда для личности.

4. Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента.

5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга.

6. Концепция «Гуманизация труда».

7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда.

8. Концепция трудовой мотивации Дж. Аткинсона.

9. Теория ожиданий В. Врума.

10. Концепция «состояния потока» М. Чиксентмихайи.

11. Исследования отношения к труду отечественных ученых.

12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Анисимов О.С., Дергач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. –М., 1995.

4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М., 1992.

5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980.

6. Исмагилова Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда. – Екатеринбург, 1999.

7. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. – М., 1980.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

 

Занятие 5. Тема 7. Психология группового субъекта труда.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Признаки группового субъекта труда.

2. Основные типы совместной трудовой деятельности.

3. Социально-психологический климат группы.

4. Групповые нормы и ценности как регуляторы совместной трудовой деятельности.

5. Совместимость и срабатываемость членов трудового коллектива.

6. Межгрупповые отношения в процессе трудовой деятельности.

7. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов.

8. Лидеры в совместной трудовой деятельности.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Анисимов О.С., Дергач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. –М., 1995.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Е.Н. Кишкель.- М.: Высш. шк., 2002. – 270 с.

6. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. / Под ред. Б.А.Душкова – М., 1983.

7. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная пси­хология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. – М.: РАДИКС, 1995.

8. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Стрелкова Ю.К. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

Занятие 5. Тема 8. Психология безопасности труда.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Проблема безопасности трудовой деятельности в психологии.

2. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности.

3. Психология труда в изучении и профилактике происшествий.

4. Личный (человеческий) фактор в происшествиях.

5. Психологические способы профилактики производственного трав­матизма и аварийности.

6. Особенности психических состояний человека в эмоциональных и чрезвычайных ситуациях.

 

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.

4. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. Человек в системах управления техникой. – М.1998.

5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб., 2001.

6. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М.: Аспект Пресс, 2003.

7. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. – М.: «Транспорт», 1993.

8. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. / Под ред. Б.А.Душкова – М., 1983.

9. Лебедев В.И. Экстремальная психология. – М.: Медицина, 2000.

10. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб., 1996.

11. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Стрелкова Ю.К. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

Занятие 6. Тема 9. Работоспособность и функциональные состояния человека.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

 

1. Работоспособность и функциональные состояния человека в процессе труда.

2. Динамика работоспособности человека в труде.

3. Психология труда и эргоно­мическая психофизиология.

4. Профессиональное утомление и переутомление.

5. Состояние монотонии и психического пресыщения в труде.

6. Профессиональный стресс.

7. Психологические методы профилактики и коррекции неблагоприят­ных функциональных состояний в труде.

8. Методы оценки трудовой нагрузки.

9. Принципы и методы диагностики функциональных состояний челове­ка в труде.

10. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

Литература:

 

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Психология труда: учеб. для студентов вузов / А.В. Карпов и др.; Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. посо­бие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

4. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.

5. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. Человек в системах управления техникой. – М.1998.

6. Гарбер Е.И. Словарь-справочник профконсультанта. – Саратов 1996.

7. Исмагилова Ф. С. Профессиональный специалист в организации и на рынке труда. – Екатеринбург, 1999.

8. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988.

9. Крылов А.А., Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. и др. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. –Л.,1974.

10. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. / Под ред. Б.А.Душкова – М., 1983.

11. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Приложение 1. Примерный тест по дисциплине «Психология труда» (1)

 

1. Психология труда – это наука, изучающая:

а) психологические проблемы обучения и воспитания;

б) индивидуальные психофизиологические различия между людьми;

в) закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости;

г) психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

2. Предметом психологии труда является:

а) психика работника;

б) целостные структуры личности профессионала;

в) психологические качества специалиста;

г) субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения.

3. Под объектом труда понимается:

а) цель и условия труда;

б) средство и результат труда;

в) конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, условия, средства труда и правила выполнения работы;

г) должностные инструкции работника.

4. Что является общим методом психологии труда?

а) наблюдение за работой профессионала;

б) лабораторный эксперимент;

в) исследование и развитие субъекта труда;

г) герменевтический метод.

5. Автор идеи рефлексологии труда:

а) В.М. Бехтерев;

б) В.Н. Мясищев;

в) Н.М. Щелованов;

г) А.К. Гастев.

6. Родоначальник психологии труда:

а) Г. Мюнстерберг;

б) Д. Уотсон;

в) А.Н. Леонтьев;

г) Л.С. Выготский.

7. Какой стадии в периодизации развития субъекта труда, предложенной Е.А. Климовым, соответствует такой уровень как «послепрофессионализм» по А.К. Марковой?

а) стадия интернала;

б) стадия мастерства;

в) стадия авторитета;

г) стадия наставника.

8. Кто из нижеперечисленных авторов в 1909 г. предложил новое направление «эргометрию» для изучения работоспособности человека?

а) В.М. Бехтерев;

б) А.Ф. Лазурский;

в) Д.И. Журавский;

г) А.Л. Щеглов.

9. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии была разработана:

а) Е.А. Климовым и О.Г. Носковой;

б) Е.С. Романовой и Г.А. Суворовой;

в) Е.М. Ивановой и А.К. Марковой;

г) Е.И. Гарбером и В.Е. Гавриловым.

10. Основным критерием в типологии профессий Е.А. Климова является отношение субъекта труда к:

а) предмету труда;

б) условиям труда;

в) целям труда;

г) средствам труда.

11. Идея сопоставления типов личности и типов профессиональной среды принадлежит:

а) В.Н. Татищеву;

б) С.П. Струмилину;

в) Дж. Холланду;

г) Е.А. Климову.

12. Кто предложил одну из первых в России классификацию профессий по их полезности:

а) С.М. Богословский;

б) В.Н. Татищев;

в) Ф.Ф. Эрисман;

г) Е.А. Климов.

13. В каком году была издана книга С.М. Богословского «Система профессиональной классификации»?

а) 1913;

б) 1877;

в) 1929;

г) 1901.

14. Какое количество профессий описал С.М. Богословский в своей книге «Система профессиональной классификации»?

а) 456;

б) 193;

в) 6584;

г) 5284.

15. Основа классификации профессий по Е.А. Климову – это:

а) различия по объекту воздействия;

б) различия по признаку целей;

в) различия основных орудий труда;

г) различия условий труда.

16. Что не относится к уровням анализа трудовой деятельности по Е.М. Ивановой?

а) нормативно-параметрический уровень;

б) морфологический уровень;

в) личностно-мотивационный уровень;

г) функциональный уровень.

17. Стадия «адепта» – это:

а) подготовка к жизни, труду, сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути;

б) профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

в) вхождение в профессию после завершения профессионального обучения;

г) когда работник заметно выделяется на общем фоне.

18. На каком этапе по периодизации Д. Сьюпера человек утверждает себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста?

а) этап поддерживания;

б) пробный этап;

в) этап спада;

г) этап стабилизации.

19. Ухудшение самочувствия, низкий уровень активности, притупление внимания, ухудшение координации движений, понижение чувствительности всех анализаторов, стереотипное мышление – появляются при:

а) профессиональном утомлении;

б) переутомлении;

в) нормальном утомлении;

г) легком утомлении.

20. К основным группам психических функциональных состояний работника относятся:

а) усталость и агрессия;

б) беспокойство и повышение АД;

в) стресс и утомление;

г) возбуждение и апатия.

21. Психофизиолог и философ Г. Селье – основатель теории:

а) мотивации;

б) стрессов;

в) относительности;

г) функциональных состояний.

22. Количество постулатов в теории профессионального развития Д.Сьюпера:

а) 7;

б) 9;

в) 12;

г) 14.

23. От чего зависят содержание и объем психограммы?

а) от объема выборки;

б) от цели изучения профессии;

в) от характеристик личности;

г) от необходимых ПВК.

24. Кем разрабатывался трудовой метод?

а) Ю.В. Котелова;

б) К.К. Платонов;

в) Д.А. Опарин;

г) И.Н. Шпильрейн.

25. Что является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда:

а) описание профессиональной деятельности;

б) анализ рабочих движений человека;

в) соотношение видов памяти и характера деятельности;

г) определение степени рассогласования идеальной цели и реального результата.

26. Периоды расцвета профориентации и идея профессионального самоопределения по Н.С. Пряжникову в большей степени зависят от:

а) уровня реальной свободы выбора;

б) уровня экономического развития;

в) состояния политической стабильности в стране;

г) общего подъема в сфере науки и образования.

27. В настоящее время традиционные вопросы психологии труда все больше сближаются с проблемами:

а) возрастной психологии;

б) социальной психологии;

в) психологии индивидуальных различий;

г) психофизиологии.

28. Ввел термин «психотехника»:

а) Л.С. Выготский;

б) В.М. Бехтерев;

в) Д. Векслер;

г) В. Штерн.

29. Понятие «эргономика» – это:

а) наука о трудовых действиях;

б) раздел психологии, изучающий трудовые действия и операции;

в) комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук;

г) раздел экономики, изучающий труд на современном этапе.

30. Что является первичным в структуре деятельности?

а) прогнозирование;

б) планирование;

в) целеобразование;

г) мотивация.

 

Бланк ответов к тесту

 

Номер задания Ответ   Номер задания Ответ
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г
  а б в г     а б В г

 

Приложение 2. Словарь терминов

 

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ – осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ - характеризуются каче­ственно новой организацией информационных процессов, интегрированным характером всей системы информации, автоматичес­ким планированием решения задач, органическим единством средств, методов и организации решения задач управления. На основе автоматизации информационных процессов возможно использование наиболее совершенных моделей математических и методов решения задач оптимизации планирования, проектирования и управления.

АДАПТАЦИЯ - активные усилия индивидов в течение жизни достичь согласия с окружающей средой с целью вы­живания, развития и воспроизводства. А. есть также двусторонний процесс между индивидуумом и окру­жающей средой, часто стремящийся к изменению окружающей среды или к своему изменению под воз­действием среды. Социальные работники, ориентиро­ванные на системные теории, считают, что помощь людям в преодолении периодов стрессов в жизни пу­тем усиления или поддержки адаптационных способ­ностей является центральной частью в их стратегии вмешательства.

АТТЕСТАЦИЯ – система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНОЙ - процесс об­мена сообщениями между человеком и вычислительной машиной, обусловленный необходимостью последовательного и/или парал­лельного выполнения человеком и машиной действий по совме­стному решению какой-либо задачи. Выделяют следующие основные виде систем "человек - ЭВМ", обладающие определенными особенностями их математической эксплуатации: "заказчик - программист - оператор - машина'', "заказчик - оператор - машина - консультант", "заказчик-машина" и др. Режим прямой связи для постановщика задачи реализуется благодаря тому, что появились развитые системы автоматизации программирования и операционные системы, уп­ростилась связь с машиной в результате введения индивидуальных удобных пультов (типа пишущих машинок, пультов на базе электронно-лучевой трубки) и, кроме того, в результа­те передачи заказчику ряда пока еще не автоматизированных функций программиста и оператора. Эффективность различных форм В. ч. с в. м. определяется качеством, временем и стои­мостью решения задач (последние два показателя определяют­ся не только стоимостью и количеством машинного времени, но и временем, затрачиваемым человеком на решение всей за­дачи, а также стоимость» его труда). Она зависит и от взаи­мопонимания человека и ВМ, психологической готовности чело­века к решению своих задач с помощью ВМ, доступности ВМ для человека, удобства связи с ВМ и быстроты реакции ВМ на сообщение, введенное человеком.

ВРАБАТЫВАНИЕ - динамика функционального состояния человека в на­чальный период работы. В. характеризуется поиском такого режима труда, при котором достигается стабильный оптимальный ритм, интенсивность и точность рабочих движений, оптимальный уровень энерготрат, высокая эффективность и производи­тельность труда при минимальном расходе физиологических ре­зервов. Длительность В. зависит от тренированности человека, его исходного состояния, а также от сложности деятельности.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА - время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохож­дения нервных импульсов от рецептора до коры головного моз­га; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма.

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ - состояние мобилизации всех психофизио­логических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – разрушение адаптивных, приспособитель­ных механизмов. В пожилом возрасте Д. проявляется в разрушении устоявшихся социальных связей вслед­ствие потери работы, ухода из жизни друзей, близ­ких, изменения социальных ролей и утраты доми­нирующего статуса в семье, ухудшения общего со­стояния здоровья и снижения подвижности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - процесс достижения поставлен­ных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора.

ИНВАЛИД – гражданин, который вследствие физических или умственных заболеваний, травм или дефектов ограни­чен в своей жизнедеятельности и частично или полно­стью утрачивает трудоспособность. Инвалидность (пожилых) – стойкое нарушение функций ор­ганизма у пожилого человека в результате заболева­ния, ведущее к ограничению или потере двигатель­ной активности и способности к самообслуживанию.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО – процесс восстановления разрушен­ных связей человека с обществом, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Социальная интеграция — это свое­го рода итог социальной работы в той сфере, где че­ловек был лишен возможности равноправно жить в обществе (бомж, инвалид, пожилой человек). И. дос­тигается за счет социальной и реабилитации человека.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одна из специальных дисциплин психологии, изучающая деятельность человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими средствами этих систем. Предметом исследования И.п. яв­ляется деятельность человека в названных системах с физическими моделями управления, заместителями реальных управляемых объектов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ - множество упорядоченных в соответствии с определенной системой правил сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия И.м. у оператора формиру­ется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Воспринимая И.м., оператор производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует управляющие воздействия, наблюдает и оценивает результаты их реализации. И.м. должны удовлетворять трем важнейшим требованиям: по содержанию они должны адекватно и с необходимой полнотой отображать объекты управления (контроля) и окружающую сре­ду; по количеству информации - обеспечивать оптимальный ин­формационный баланс между человеком и средствами автомати­зации и не приводить к таким явлениям, как дефицит информа­ции или перегрузка информацией; наконец, по форме и компо­зиции они должны соответствовать задачам и возможностям оператора по управлению. Всесторонний учет этих требований обеспечивает необходимую оперативность деятельности челове­ка по приему, переработке информации, принятию решений и осуществлению управляющих воздействий и, в конечном счете, оперативное и точное выполнение системой предназначенных ей функций.Классы, виды и разновидности И.м., используемых в современ­ных системах контроля и управления, весьма разнообразны. Процесс приема и переработки информации оператором при ра­боте с каждым из них имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И.м. И.м. различаются по виду используемых элементов, т.е. по способу кодирования информации, по способу их организа­ции и отношению к объекту отображения. Основными классами И.м. являются: наглядные (картинные) модели - изображения (фотография, кино- и телеизображение и т.п.), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр и т.п.), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта и пр.).

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС – состояние повышенной психической напряженности оператора с явлениями дезадаптации, с отрицательными эмоциональными переживаниями, с нарушениями работоспособности в результате влияния экстремальных факторов информационного взаимодействия человека с техникой.

ЛЬГОТЫ ПО ИНВАЛИДНОСТИ – законодательством Российской Федерации установлены следующие льготы для раз­личных категорий инвалидов: льготы по оплате ле­карств, санаторно-курортного лечения; по транспорт­ному обслуживанию, ремонту технических средств реабилитации; по приобретению, строительству, по­лучению и содержанию жилья; по оплате коммуналь­ных услуг, услуг учреждений связи, предприятий; торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоро­вительных учреждений; а также по налогообложению и кредитованию (ст. 31, 32 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Феде­рации").

ЛЮДИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ – люди, которые из-за оп­ределенных проблем, расстройств не могут полнос­тью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмеша­тельства профессионалов и других помощников.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА – процедура освидетель­ствования и признания гражданина инвалидом (опре­деление группы инвалидности) на основе комплексной оценки состояния здоровья, степени ограничения жиз­недеятельности, потребности в мерах социальной за­щиты. При определении степени ограничения жизне­деятельности учитывается полная/частичная утрата человеком способности осуществлять самообслужива­ние, самостоятельно передвигаться, ориентировать­ся, общаться, контролировать свою деятельность, обу­чаться и заниматься трудовой деятельностью.

МАШИНА – совокупность технических средств, посредством которых человек работает.

МОТИВ – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

НАВЫК (двигательный) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты; сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполни­тельные (моторные) компоненты, включая коррекционные про­цессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен обмен временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение дейст­вия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления.

НАДЕЖНОСТЬ – способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки, сохраняемость или уст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.69.180 (0.189 с.)