ТОП 10:

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения



Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы исполь­зует указательный жест. В этом возрасте активно развивается си­стема дословесных форм общения, в которую входят звуки (вока­лизации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгля­ды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). Задер­жка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце первого года жизни свидетель­ствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.

У нормально развивающегося ребенка формируется понимание обращенной речи:отвечает действием на словесные просьбы (на­пример, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия». К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов,как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие.

Когнитивное развитие

У ребенка формируются первые наглядно-действенные пред­ставления, являющиеся сенсорно-перцептивной основой форми­рования обобщенного мышления и речи у детей раннего возра­ста. Особую форму деятельности младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осоз­нанным и разнообразным в конце первого года жизни.

При выраженных нарушениях психо-эмоционального и когни­тивного развития наблюдаются:

— маловыразительная и однообразная мимика;

— эмоциональные проявления в форме хаотической двига­тельной активности или оральных синкинезий;

— неадекватные реакции на речевое обращение, словесные
инструкции, демонстрируемое действие.

Логопедическое обследование

Важнейшими диагностическими параметрами оценки речево­го развития ребенка к 1 годуявляются:

первоочередное усвоение основных прагматических ас­пектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказыва­ний», кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.);

хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя,
понимает простые вопросы, реагирует на запреты, вы­полняет простую инструкцию);

завершение лепетной стадии (активный лепет, его интона­ционная окрашенность и близость к выразительным мело-
дико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от
аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с ма­мой, подражанию новым слогам);

появление первых слов и переход к речевой коммуника­ции (в лепете различаются первые слова, близкие по сво­ей структуре к лепету, развивается подражание значи­мым словам взрослых людей в форме нескольких упро­щенных слов);

условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/
речевой активности ребенка:
тактильно-эмоциональное,
эмоционально-речевое, предметно-действенное общение
ребенка со взрослым или сочетание этих форм (Ю.А. Разенкова, 1998);

сформированность базовых навыков глотания и жевания.
Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить опираясь на
общие закономерности развития первых психических реакций
младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двига­тельных функций, соматического здоровья ребенка и других
факторов (например, особенностей эмоциональных отношений
в семье).

Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыха­тельного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а труд­ности формирования коммуникативной деятельности — консуль­тирования у детского психолога.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.003 с.)