ТОП 10:

Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.



План

Предисловие. 2

ГЛАВА I. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.. 4

Обследование звукопроизношения. 9

Обследование фонематического восприятия. 18

ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.. 22

Обследование понимания слов. 24

Обследование понимания предложений. 29

Обследование понимания грамматических форм.. 32

Обследование понимания текста. 35

ГЛАВА III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА.. 41

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения. 43

Приемы обследования детей, 46

владеющих вербальными средствами общения. 46

Обработка результатов обследования. 50

Обследование грамматического строя языка. 53

ГЛАВА IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ.. 72

Обследование звукового анализа и синтеза слов. 72

Методические рекомендации к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей. 73

Анализ результатов обследования. 80

Обследование письма. 83

Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей. 84

Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия. 93

ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ 101

Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок. 103

Диагностика функциональных предпосылок писменной речи. 109

ГЛАВА VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ.. 116

Общие методические рекомендации к обследованию чтения у детей. 119

Анализ результатов обследования. 124

и выбор путей коррекционного воздействия. 124

ГЛАВА VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ... 129

Беседа с родителями. 130

Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка. 130

Примерная схема характеристики. 133

Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы 135

Особенности деятельности. 140

Особенности письма и чтения. 143

Определения типа логопедического учреждения. 147

Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся. 148

ГЛАВА VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 151

ГЛАВА IX. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 171

Выявление факторов риска. 176

по минимальному снижению слуха. 176

Обследование состояния слуховой функции. 178

ГЛАВА X. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.. 185

Нейропсихологический метод изучения высших психических функций. 185

Анализ результатов обследования детей младшего школьного возраста. 191

Анализ результатов обследования учащихся старшего школьного возраста. 203

ГЛАВА XI. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.. 221

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 221

Общая характеристика отклонений. 222

в развитии речи у детей раннего возраста.. 222

Обследование речевого развития детей раннего возраста. 226

1. Обследование доречевого развития младенца. 226


Книга посвящается основоположнику

психолого-педагогического направления

отечественной логопедии профессору

Розе Евгеньевне Левиной

Предисловие

 

В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками ла­боратории логопедии осуществлялись в течение многих лет иссле­дования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом, в результате которых была вы­явлена специфика психических процессов, обусловливающих па­тологическое формирование речевой деятельности и ее сложное си­стемное строение.

Симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой дея­тельности как сложного функционального единства, составные ча­сти которого зависят одна от другой и обусловливают друг друга.

Так, была выявлена и проанализирована существующая в дизонтогенезе речевого развития тесная взаимосвязь между нару­шениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произношения и фонемообразованием, между устной и письменной речью, между звуковой и смыс­ловой ее сторонами.

Эти исследования позволили разработать широко распростра­ненную в настоящее время психолого-педагогическую классифи­кацию нарушений речи у детей. Дидактическим принципом ее по­строения является единство педагогического подходак детям, имеющим различную этиологию речевых аномалий, но обнаружи­вающим общие отклонения в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Вместе с тем клас­сификация предусматривает строгую дифференциацию речевых нарушений по степени владения системой языка и особенностям деятельности в процессе речевой коммуникации.

В соответствии с принципом педагогической классификациибыло выделено такое состояние речевой аномалии, как общее недоразвитие речи, при котором у детей так или иначе нару­шено нормативное усвоение всех основных компонентов языковой системы. Это открыло широкие возможности внедрения в логопе­дическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психи­ческие функции детей школьного и дошкольного возраста, имею­щих отклонения в речевом развитии, дифференцированного под­хода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.

Цель пособия — дать логопедам и учителям коррекционных об­разовательных учреждений и психолого-медико-педагогическим комиссиям не только конкретные приемы обследования наруше­ний речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры ре­чевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

Значительное место отведено также теоретическому обоснованию адекватности применения тех или других методик, психолого-пе­дагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, вы­явлению особенности системного взаимодействия первичных и вто­ричных отклонений в картине речевых нарушений.

Выбор предлагаемых в книге приемов обследования и их сис­тематизация определяются научными позициями авторского кол­лектива, сформировавшегося в рамках научной школы Р.Е. Левиной. Через все главы пособия последовательно проходит единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений. Конкретные методики обследования и принципы ана­лиза полученных данных описаны с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, вле­чет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.

Методики обследования представлены в соответствии с частны­ми задачами исследования нарушений той или другой стороны деятельности. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности в пособии определяются специфические пути коррекционного обучения.

Авторы пособия обращают особое внимание на вопросы, почему и с какой целью предлагаются те или иные при­емы. Приемы обследования заикающихся детей и обоснование адекватности их применения рекомендованы в соответствии с пси­холого-педагогической системой преодоления заикания, которая была ранее разработана в лаборатории логопедии. В основе этой системы лежит представление о заикании как о специфическом проявлении недостаточности внутренних психологических и пси­хофизиологических регуляторных процессов, включенных в ком­муникативную речевую деятельность.

Содержание пособия переработано и дополнено с учетом совре­менного состояния проблемы диагностики речевых нарушений. Включены результаты исследований молодых специалистов ИКП РАО, работающих в русле научной школы Р.Е. Левиной: Т.А. Алтуховой, О.Е. Громовой, Е.Н. Российской, Е.Л. Черкасо­вой. Расширены возрастные рамки: в пособии представлен раздел, посвященный обследованию детей дошкольного возраста.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.004 с.)