Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности дистанционного обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дистанционное обучение получает все большее распространение. Это обусловлено рядом факторов, в том числе, более низкой стоимостью по сравнению с традиционным очным обучением (не смотря на все сложности по организации дистанционного обучения). Однако не только стоимостью определено широкое распространение дистанционного обучение. Сегдоня дистанционное обучение предоставляет гораздо больше возможностей по сравнению с другими формами обучения. В статье приводятся ключевые возможности, которыми обладает дистанционное обучение.
Возможность дистанционного обучения №1 – удаленное прохождение обучения.
Одной из главных возможностей дистанционного обучения, которая является его главным достоинством, является возможность удаленного прохождения обучения. Предоставление удаленного доступа к обучению является основной задачей дистанционного обучения, что отражено в его названии. Благодаря возможности удаленного доступа к обучению, возможность пройти качественное обучение получают лица, которые раньше такой возможности не имели:
лица с ограниченными возможностями; лица в месте проживания которых отсутствуют качественные учебные заведения; лица постоянно находящиеся в командировках; и т.д. Возможность дистанционного обучения №2 – самостоятельное обучение.
Возможность проходить обучение самостоятельно (наряду с возможностью удаленного обучения) также является ключевой возможностью дистанционного обучения. Дистанционное обучение сегодня в первую очередь ориентировано на организацию корпоративного обучения. При прохождении дистанционного обучения большинство слушателей дистанционного обучения должны одновременно выполнять свои должностные обязанности. В результате для них трудно составить график обучения для прохождения ими традиционного очного обучения. Возможность самостоятельно проходить обучение, когда им удобно, является ключевой для этой категории учащихся.
Возможность дистанционного обучения №3 – персонифицированное обучение.
Дистанционное обучение обладает еще одной уникальной возможностью – обеспечение персонифицированного обучения. Слушатель дистанционного обучения может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Но что гораздо более важно, дистанционное обучение позволяет адаптировать траекторию обучения под каждого слушателя. Можно предоставить возможность самому учащемуся определить, что ему нужно изучить. А можно сделать так, чтобы дистанционное обучение само адаптировалось под результаты, которые показывает слушатель дистанционного обучения, что практически невозможно сделать, когда проводится традиционное очное обучение.
Возможность дистанционного обучения №4 – удаленное взаимодействие участников обучения.
При проведении дистанционного обучения большинство его участников удалены друг от друга. Проведение такого обучения требует наличия широкого набора возможностей, позволяющих организовать взаимодействие слушателей. К таким возможностям можно отнести:
видеоконференции; аудиоконференции; чаты; форумы; IP телефония; и т.д. Возможность дистанционного обучения №5 – широкое использование информационных технологий.
Дистанционное обучение тесно связано с информационными технологиями, по сути являясь в некотором смысле их частью. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.
Возможность дистанционного обучения №6 – широкое использование Web 2.0.
Основной тенденцией в мире информационных технологий является развитие технологий Web 2.0. Социальные сети, википедия, блоги, твиттер и т.д. все глубже входят в жизнь людей и находят все большее применение. Дистанционное обучение не обошло стороной эти веяния и предложило широкий набор возможностей, которые могут быть использованы при проведении обучения.
Возможность дистанционного обучения №7 – расширенный доступ к дополнительной информации.
Дистанционное обучение большинство слушателей проходят самостоятельно. Безусловно в рамках дистанционного обучения слушателям предоставляется методическая поддержки. В том числе они имеют возможность периодического on-line общения с преподавателем. Однако, во время обучения слушатели часто сталкиваются с необходимостью получения дополнительной информации. Дистанционное обучение, в отличие от других форм обучения, предоставляет возможность дать слушателю доступ к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения.
Возможность дистанционного обучения №8 – широкая интеграция в бизнес-процессы.
Дистанционное обучение значительно дешевле других форм обучения. Более того, дистанционное обучение пользователей, после того, как осуществлены инвестиции в разработку учебного контента, очень дешево. Поэтому дистанционное обучение легко привязать ко всем бизнес-процессам. Большое количество стандартов, связанных с управлением предприятием, предполагает широкое внедрение дистанционного обучения в рамках построения бизнес-процессов. Достигнуть уровня зрелости бизнес-процессов выше третьего не возможно без широкого внедрения в бизнес-процессы дистанционного обучения.
Возможность дистанционного обучения №9 - мобильный доступ к обучению.
Сегодня люди пользуются огромным количеством разнообразных гаджетов (мобильных устройств). В том числе:
сотовые телефоны; смартфоны; коммуникаторы; web-планшеты; и т.д. Использование при проведении дистанционного обучения мобильных устройств позволяет предоставить слушателям дистанционного обучения доступ к обучению практически из любого места. Расширение использования мобильных устройств при проведении дистанционного обучения привело к появлению нового термина - m-Learning. Возможность дистанционного обучения №10 - предоставление большого диапазона показателей результатов обучения.
Важным аспектом обучения является получение информации о полученных слушателями в результате обучения знаниях и приобретенных ими навыках и умениях. Дистанционное обучение позволяет получить значительно больше информации о результататх обучения по сравнению с традиционным очным обучением.
Например, при проведении традиционного очного обучения, затруднительно получить информацию, сколько времени слушатель тратит на решение той или иной задачи, сколько неудачных попыток он делает, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение. Кроме того, есть показатели, получить которые при проведении традиционного очного обучения крайне трудно. Например, определить количество времени, необходимое слушателю, чтобы понять, что он решает задачу не правильно.
Виртуальные библиотеки. Виртуальные (электронные) библиотека, музей, архив – новый информационный продукт В последние годы значительное число публикаций посвящено виртуальным (электронным) библиотекам, музеям и архивам. При этом исследуется не только их сущность, но и сам термин. Отметим, что, если в середине 1990 –х гг. использовался, главным образом, термин «виртуальный», то в начале 2000 –х в большинстве публикаций по библиотековедению, архивоведению и в некоторых по музееведению (см. материалы международных конференций «Крым – 2001», «Крым – 2002», «EVA – 2001», статьи в «Вестнике архивиста» и т.п.) встречаем термин «электронный» (существует Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, проходит круглый стол «Электронные документы и архивы» и др.).
Многие авторы считают, что поскольку речь идет об информации, размещенной на электронных носителях, то следует эти библиотеки, музеи и архивы называть электронными. Думается, что название может определяться акцентом, который хочет сделать автор: на «электронность» носителя информации или на виртуальность «в качестве подобия, компьютерной симуляции реальных вещей и поступков». Последнее позволяет увидеть не технологический, а социальный аспект рассматриваемых библиотек, архивов, музеев.
Дело в том, что виртуальные библиотеки, музеи, архивы, так же как виртуальные магазины, другие учреждения, пытаются воссоздать облик того института, которому они уподобляются, создать «виртуальный аналог реального социального взаимодействия». Важно не только то, что через Интернет можно совершить покупку, но и то, что «процесс покупки все чаще организуется как посещение виртуального магазина. Web–страница продавца симулирует расположение товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот или чека», что компания «Amazon” предоставляет не столько базу данных о книгах или о компакт – дисках, сколько возможность быть виртуальным потребителем, зашедшим в торговый центр, где можно оценить внешний вид товара, узнать мнение о нем других посетителей и расплатиться с помощью кредитной карточки. Yahoo! симулирует уже не торговый центр, а центр развлечений, где можно послушать музыку, посмотреть видео - клип, сыграть в компьютерную игру и т.п.». Все чаще приобщение к искусству осуществляется посредством посещения web-страниц, функционирующих как виртуальные музеи, виртуальные галереи, виртуальные мастерские. Создание в сети Internet виртуальных «храмов искусства» убеждает, что для современного поклонника муз важна не просто информация о форме и содержании шедевров искусства, а компенсация посредством образов недостающих ему реальных эстетических практик. Последнее говорит о создании посредством Интернет аналога не только социального, но и культурного взаимодействия, в котором библиотеки, музеи, архивы, службы информации и т.п. играют значительную роль, поскольку учреждения такого рода, выполняют как кумулятивную (ориентированную на сохранение культуры), так и трансляционную функцию, направленную на распространение культуры, передачу её следующим поколениям. Причем с течением времени трансляционная функция приобретает все большее значение. Для транслирования культуры названные учреждения всегда создавали и предлагали пользователям такие информационные продукты как библиотечный (музейный, архивный) фонд, путеводители и каталоги по фондам, экспозиции и др. Представляется, что и виртуальные библиотеки, музеи, архивы следует рассматривать как информационные продукты. Но это новые информационные продукты. В чем их особенность?
Такой информационный продукт как фонд (библиотечный, архивный, музейный) представляет собою организованное собрание реальных первичных документов, экспозиция – тоже собрание реальных документов части фонда, предназначенных для показа и потому специально оформленное, библиотечный каталог – модель фонда, состоящая из библиографических описаний первичных документов, созданная для информирования о составе фонда и более быстрого поиска документов. При всей разнице этих информационных продуктов общим является не только то, что они транслируют культуру, но и их предметность (предметны составляющие их первичные документы, библиографические карточки, иллюстрации и т.п.). В отличие от них виртуальная библиотека, музей, архив – это организованная совокупность образов документов; представляемые в них книги, журналы, другие документы нельзя подержать в руках. Но зато они физически не занимают места, что чрезвычайно важно в условиях недостатка площадей для хранения, их образ можно тиражировать столько раз, сколько обратится людей на Web–страницу, на которой они представлены. В то время как реальный фонд, карточный каталог может посмотреть относительно небольшое число людей, да и доступность печатного каталога, любого библиографического указателя ограничено небольшим тиражом их издания. Новый информационный продукт, в сущности, развивает тенденцию, возникшую еще в эпоху Просвещения, которая ориентировала общество на распространение образования, знаний, культуры среди народа. Последующее развитие делало культуру все более массовой. Этому способствовало создание печатных (типографских) машин, возникновение фотографии, развитие экспонирования (начиная с первых промышленных выставок), кино, радио, телевидения. Появление компьютеров, телекоммуникаций предоставило возможность библиотекам, архивам, музеям создать информационный продукт, значительно расширяющий их трансляционную функцию, и обеспечивающий дальнейшую “массовизацию” культуры, её широкую доступность, демократичность. Электронные библиотеки, музеи, архивы делают доступными произведения культуры, в том числе классические, не только возможностью обращения к ним множества людей, но и тем, что помогают значительно быстрее находить информацию, чем прежние информационные продукты (улучшение навигационных параметров), а также углубить знания посредством гиперссылок. Однако думается, что новый информационный продукт не заменяет, а дополняет прежние, и для пользователя сохранятся реальные документальные фонды, музейные экспозиции и т.п.
Развитие техники и каналов связи, появление возможности мгновенного обмена информацией с любой точкой мира привело к началу формирования глобального информационного общества. Умелое управление информационными потоками и владение информацией способствуют построению грамотного управления различными процессами, будь то политика, бизнес или образование. В последнее время доступность становится все более важной характеристикой. Именно в доступности информационных ресурсов играют ключевую роль библиотеки, являясь неотъемлемой частью информационного общества и выполняя массу важных функций, среди которых реализация права на доступ к информации, создание и хранение огромных массивов информации, классификация источников по отраслям знаний.
В современной библиотеке пользователь должен получить доступ к книжному фонду, электронному каталогу, Интернет, коллекции обучающих и развлекательных медиаресурсов. Среди услуг – поиск, копирование, сканирование, печать данных. Если рассматривать не столь далекие перспективы развития библиотек и уделить внимание технологиям, которые уже активно используются в других отраслях, то можно составить список того, без чего библиотека не сможет обойтись в ближайшем будущем: Электронный фонд. Введение такого рода услуги требует больших затрат на оцифровку изданий и последующую их обработку и хранение, но это позволит предоставить доступ к изданиям неограниченному числу пользователей в любое время и в любой точке. Удаленный пользователь.Ориентирование работы не только на реального, но и виртуального читателя расширит аудиторию библиотеки до глобальных масштабов. Создание тематических библиотечных сайтов, объединение их в порталы и предоставление доступа к ресурсам через них, оказание услуг по поиску информации - все это возможно в «глобальной» библиотеке. Мобильный доступ. Уровень развития беспроводных технологий передачи данных позволяет сегодня осуществлять доступ к множеству сетевых сервисов с мобильных устройств (ноутбук, КПК, смартфон). Услуга доступа в сеть Интернет по беспроводным каналам становится все более востребованной, поэтому библиотеки также должны быть оснащены всем необходимым оборудованием и программным обеспечением, а также каналами связи для предоставления данной услуги. Также посредством мобильных технологий можно осуществлять доступ к ресурсам внутренних сетей библиотек. GPS-сигнализация.Широкое распространение получила также технология GPS (Global Positioning System – глобальная система местоопределения). Современные мобильные устройства все чаще укомплектованы приемником, позволяющим использовать данную технологию – определить свое местоположение на заранее загруженной карте. Библиотеки могли бы быть оснащены радиомаяками, которые – по запросу пользователя – могли бы обозначить их на карте, а также предоставить иную информацию (телефоны, адреса Интернет-сайтов, электронной почты. Электронная доставка документов. При решении ряда юридических и технических задач можно реализовать систему электронной доставки документов и изданий, заказы осуществляются через Интернет-сайты, электронную почту. Реализовать оплату можно по удаленной технологии – через распространенные системы электронных платежей. Системы электронного документооборота. Разработанные давно и получившие широкое распространение, данные системы все-таки являются экзотикой для библиотечной среды, хотя библиотеки и их сети иногда насчитывают в своей структуре десятки подразделений и сотни сотрудников в штате. Автоматизация всех технологических процессов. Весь жизненный цикл книги можно разложить на несколько составляющих, каждую из которых представить отдельной технологической задачей. · Заказ литературы производится в электронном виде, оплата – при помощи систем электронных платежей. Далее по каналам связи в фонд поступают электронные источники, либо доставляются книги. · Каждый электронный вариант оснащен библиографическим описанием, легко конвертируемым во внутренний формат системы автоматизации. Поступившие книги снабжены, например, радиометками, внесение в фонд производится путем последовательного опроса меток пространственным считывающим устройством. На основании полученных данных формируется электронный каталог · Расстановка фондов также проходит при помощи радиометок – стеллаж «откликается» на соответствующие экземпляры. · Инвентаризация электронных изданий производится путем автоматического просмотра хранящихся массивов информации и проверки наличия файлов и их контрольных сумм. Проверка наличия книг происходит аналогично процедуре внесения в электронный каталог – пространственное считывающее устройство последовательно опрашивает находящийся в помещении фонд, определяя наличие или отсутствие того или иного экземпляра. Результаты могут быть представлены в наглядном графическом виде, также могут быть обозначены необходимые перестановки книг для соблюдения правил расстановки. · Книговыдача может быть реализована путем автоматического учета книг, прошедших через зону слежения, они записываются в электронный формуляр читателя, билет которого также оснащен идентификатором на радиометках. Система исчисления сроков сдачи может быть связана с комплексом защиты от краж, что не позволит должникам просто так уйти с новыми книгами. · Списание книг происходит путем удаления записей из электронного каталога и базы материальной ответственности, а изъятие экземпляров с полок организуется при помощи все той же системы, что и при расстановке фонда. С электронными экземплярами произведений и документов дело обстоит еще проще – после удаления записей из всех баз файл удаляется из общего массива данных.
Электронная подписка. Организация подписки на электронные издания и электронные аналоги печатных изданий, как для библиотеки, так и для пользователей, является удобной формой получения и предоставления периодики, которая может быть доступна внутри библиотечной сети или представлена на Интернет-сайтах библиотек. Электронный МБА. Функционирование межбиблиотечного абонемента значительно упрощается при наличии электронных версий запрашиваемых источников. За считанные секунды можно получить нужную книгу или документ. Поиск в электронных массивах информации намного быстрее поиска на полках и перелистывания книг. При объединении библиотечных сайтов и организации их в порталы межбиблиотечный абонемент станет незаметным для пользователя ресурсов, так как неважно, где хранится данный документ, главное, что его можно найти в конкретном разделе портала. Сотрудничество с заинтересованными организациями. На базе сетей передачи данных можно организовать сотрудничество с различными организациями, заинтересованными в получении доступа к фондам библиотек. Это могут быть, например, учебные заведения, где каждый учащийся будет обеспечен фондом электронной литературы по всем курсам, либо сможет получить информацию о местонахождении предложенных источников и возможность заказа литературы.
Услуги, основанные на новых технологиях, могут стать дополнительным источником доходов библиотек. Для реализации перечисленных технологий предстоит решить ряд проблем, связанных с правовым регулированием вопросов интеллектуальной собственности и созданием единых центров каталогизации. Все эти технологии позволят организовать высокотехнологичную работу библиотек, оптимизировать процессы работы с документами и фондом, а также вывести обслуживание читателей на качественно новый уровень, повышая тем самым доступность информации и, расширяя, аудиторию пользователей информационных ресурсов до глобальных масштабов.
В последнее время произошла переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы – с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей. Библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Вместе с этим в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения. Библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе – информация. На сегодняшний день библиотеку следует воспринимать как информационный центр. Перед библиотекой встает задача обеспечения информационных потребностей пользователей, а значит, усиления информационной функции библиотеки в ее сегодняшнем понимании. Информационные ресурсы, компьютерные технологии и технические приспособления помогают библиотеке войти в информационное общество на правах равной среди равных.
Пример Системы информационного обслуживания публичной библиотеки Система справочного информирования К данной системе можно отнести так же Виртуальную Справочную Службу (ВСС). В столе справок читатели могут получить информацию о фондах и услугах библиотеки. Сотрудники показывают, как пользоваться онлайновым каталогом, где найти необходимый отдел, в котором есть ответы на запросы. Здесь принимается заказ на межбиблиотечный обмен книгами, статьями из газет и журналов, микрофильмами по генеалогии. Сотрудники стола читательских справок отвечают на библиографические запросы. У них есть возможность навести справки по справочникам и каталогам, спискам новейшей литературы. Позвонив по телефону, можно с помощью информационной линии получить справки о материалах и услугах библиотеки, об общественной жизни города, а также ответы на многие другие вопросы. Для поиска ответов могут использоваться энциклопедии, телефонные справочники, Интернет. Вопросы максимально формализуются – на них даются нормативные ответы, на поиск которых затрачивается до 5 минут. Более сложные вопросы могут быть переадресованы в специализированные отделы. Сотрудники могут принимать также заказы на книги, отсутствующие в библиотеке, и получать их по межбиблиотечному обмену. Служба «Справки по факсу" дает пользователю возможность посылать запросы сотрудникам в библиотеку в любое время суток. Сотрудники отвечают на краткие запросы по телефону или факсу в течение 24 часов (кроме воскресений). Здесь выдается та же информация, что и в других справочных службах. Электронный каталог В библиотеке имеется компьютеризированный каталог в виде АИБС, работающий в онлайновом режиме. В нем содержатся сведения о книгах, аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, нотах и журналах, имеющихся в ЦБ и ее филиалах, а так же можно получить сведения из областной библиотеки, либо других публичных библиотеках, предоставляющих удаленный поиск. При наличии дома или на работе компьютера с модемом пользователям доступны электронные базы данных (содержащие полные тексты журнальных и газетных статей, аннотации и индексы номеров публикаций, цитаты из местных и региональных газет). Дополнительные услуги библиотеки Библиотечная, или дебетовая, карта библиотеки дает возможность пользоваться материалами и печатать копии из компьютерных баз данных и с микрофильмов. Она позволяет экономить пользователю с каждой фотокопии, сделанной в библиотеке. Библиотечная карта имеет такую же ценность, как и кредитная карточка. Компании, агентства, школы и организации могут воспользоваться корпоративной библиотечной картой. Пользуясь библиотечной (дебетовой) картой системы, можно брать материалы и заказывать их в любой из библиотек, входящих в данную систему. По всему зданию библиотеки и на копировальных аппаратах расположены «Расчетные узлы». Электронный заказ и резервирование материалов Заказ материалов по каталогу делается с помощью библиотечной карты. Разместить заказ можно по телефону и с помощью домашнего или офисного компьютера, снабженного модемом. Для этого в течение суток можно позвонить в онлайновый каталог одной из библиотек системы. Список резервного заказа охватывает все библиотеки этой системы. Заказы ставятся в очередь по мере поступления, независимо от места заказа и его последующего получения. Если необходимо получить материал в тот же день, читатель должен позвонить в соответствующую библиотеку, удостовериться, действительно ли материал имеется на полке, и попросить отложить его. Сюда так же можно отнести и Электронную Доставку Документов. Автоматизированное оповещение читателей и доставка заказанного материала О том, что заказанные в библиотеке материалы готовы, пользователю сообщит автоматизированная телефонная система. Она будет звонить три раза вдень в течение двух дней; сообщение может быть оставлено на автоответчике читателя, либо по СМС. Можно воспользоваться также телефаксом. Такая информация, как, например, журнальная статья, будет сразу выслана в любую библиотеку города. Плата берется с библиотечной карты клиента при получении статьи. При необходимости сотрудники библиотеки, воспользовавшись межбиблиотечным обменом, получают нужные читателю, но отсутствующие у них материалы из других филиалов или из других библиотечных систем. (Обратите внимание! В часы работы библиотеки можно сдать материалы в любой библиотеке. Если библиотека уже закрыта, их оставляют в уличном контейнере для возврата книг любой библиотеке.) Предоставление читателям компьютерной и копировальной техники для самостоятельной работы В Центральной библиотеке есть Медиацентр с оборудованием для копирования, ламинирования, изготовления диапозитивов и слайдов. Здесь же имеются пишущие машинки и компьютеры. Компьютерные услуги для детей Городская библиотека помогает юным гражданам освоить новые технологии. В Центральной библиотеке предоставляют интерактивные компьютерные программы на CD-ROM дошкольникам и школьникам младших классов. В центре подготовки к чтению дети могут одновременно учиться читать и управлять своим процессом чтения. Компьютеризированным рабочим местом дети могут пользоваться бесплатно до 1 часа в день. Техническое обеспечение работы с материалами людей с физическими недостатками К информационной линии библиотеки подсоединено телекоммуникационное оборудование для глухих. Люди с недостатками слуха могут звонить в библиотеку, задавать вопросы и получать ответы по телефону. В распоряжении читателей – карманные слуховые аппараты. Говоря по общему телефону библиотеки, они пользуются специальным телефонным усилителем. В отделе АВ-материалов Центральной библиотеки и во всех филиалах есть видеокассеты с кодированными субтитрами. Аппарат "Arkenstone Open Book" предназначен для людей с плохим зрением и считывает печатные материалы и электронный каталог. Аппарат сканирует страницы и зачитывает их отчетливым голосом либо записывает на диск. В отделах обслуживания можно воспользоваться телевизорами, увеличивающими объекты в 60 раз. Во всех филиалах и отделах имеются настольные и ручные увеличительные приборы, которыми можно пользоваться в библиотеке. Лица с плохим зрением, которым приходится работать с текстами, напечатанными мелким шрифтом, могут получить увеличенные копии необходимых страниц. Во всех библиотеках, а также в отделе внестационарного обслуживания есть книги с крупным шрифтом, на дом можно получить специальные видеокассеты с голосовым сопровождением, книги на микрофильмах как с сокращенными, так и с полными текстами, иллюстрированные книги, имеющие вставки с текстом по Брайлю. Тех, кто не может читать или переворачивать страницы, снабжают бесплатными проигрывателями или видеомагнитофонами. ***** Интернет значительно расширяет спектр информационных услуг библиотеки – и не только в области бизнеса или образования. Например, Информационная служба для населения «Добывает» из Интернета информацию о расписании и наличии мест на железнодорожный транспорт, о том, в какой аптеке и по какой цене можно приобрести сегодня нужное лекарство, где какие автомобили можно купить и по какой цене, кто какие вакансии предлагает... Библиотеки, работающие с сетевыми ресурсами, могут продолжать список запросов до бесконечности. На библиотечном сайте может появиться страница «Виртуальная справка», работающая в режимах on-line или off-line. Вопросы пользователей будут поступать непосредственно в ту или иную профильную информационную службу ЦБС (по бизнесу – в бизнес-зал, по образованию – в Информационную службу «Образование» и т. д.). Цель «Виртуальной справки» – не предоставлять библиографические и фактографические справки, которые можно получить, придя в библиотеку, а указывать пользователю, прежде всего, направление поиска нужного ресурса в Интернет. Основные задачи электронной библиотеки – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. В качестве синонимов используются такие словосочетания, как «Цифровая библиотека» (digital library) и «Виртуальная библиотека» (virtual library). А вот еще одно привлекательное и перспективное предложение, поступающее в библиотеки из Всемирной сети, которым уже многие пользуются: подписка на электронные версии газет и журналов, размещенные в Интернет. Многие периодические издания имеют также электронные версии на CD-ROM. Особенно это важно для служб, специализирующихся на работе с информацией по бизнесу, праву, образованию, но не имеющих выхода в Интернет. (Если коротко об этом предложение) На сайтах, как правило, размещаются «Свежие» номера. Есть архивы с подборками дайджестов или полными текстами номеров прошлых лет. Публикуются аннотации на все или наиболее интересные статьи, оглавления журналов. Часто в свободном доступе (бесплатно) предоставляются тексты отдельных статей, оглавления и дайджесты статей. Есть издания, доступ к материалам которых полностью бесплатный Можно так же затронуть вопрос по технологической реализации, но это должно быть отдельным обсуждением. Если областные научные библиотеки могут решать вопрос создания собственных программных продуктов, то муниципальным библиотекам браться за разработку собственных библиотечных программ нецелесообразно. Стоит прислушаться к словам специалистов… Вопросы автоматизации решаются путем приобретения готовых продуктов у профессиональных фирм, которые и осуществляют их полное сопровождение.
Наличие в библиотеке всех описанных выше технологий – свидетельство того, что она выходит на определенный уровень информатизации. Подводя итоги можно сказать, что для того, чтобы перспективы библиотек были достаточно оптимистичны, то есть - все вопросы и загадки разрешены, нужны, как всегда, идея, желание, люди, которые этого хотят и будут делать, а также технологии и система, позволяющие это сделать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.016 с.) |