Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онлайн услуги в области культурно-просветительской деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральный государственный стандарт нового поколения предполагает владение студентами-культурологами об- щекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компе- тенции включают в себя необходимые требования к информационной культуре культуролога, такие как умения и навыки работы с информацией из различных ис- точников, владение методами обработки, анализа и синтеза информации, в том чис- ле получаемой из медиапространства. Эти умения и навыки культуролог должен уметь применять на практике в различных видах профессиональной, социальной и культурно-просветительской деятельно- сти. Культурно-просветительская дея- тельность занимает важное место в про- фессиональных компетенциях культуроло- га, которые предполагают способность вы- являть и формировать культурные потреб- ности различных социальных групп, раз- рабатывать и реализовывать культурно- просветительские программы, владеть со- временными педагогическими техноло- гиями и использовать их в разработке и реализации этих программ. Большая советская энциклопедия отождествляла культурно-просвети- тельскую деятельность и культурно- просветительскую работу: «Под термином «культурно-просветительская работа» по- нимают направленную деятельность клуб- ных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; боль- шое место занимает культурно- просветительская работа в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ © Караваева Я.В., 2015 Караваева Яна Валерьевна – студентка V курса института филологии, культурологии и межкультурной комму- никации; Уральский государственный педагогический университет 59 широком смысле понятием культурно- просветительская работа охватывается лю- бая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культур- ному росту человека»[3. С. 223]. Культур- но-просветительская работа предполагает организацию лекций, лекториев, народных университетов по месту работы и учебы, а также в учреждениях культуры. В настоя- щее время культурно-просветительская деятельность рассматривается как часть социально-культурной деятельности наря- ду с культурно-досуговой. Основные направления, цель и за- дачи, принципы просветительской дея- тельности представлены в модельном за- коне «О просветительской деятельности» (2002). Она определяется как «разновид- ность неформального образования, сово- купность информационно-образова- тельных мероприятий по пропаганде и це- ленаправленному распространению науч- ных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практиче- ской деятельности "со знанием дела") [1]. Просветительская деятельность осуществ- ляется различными учреждениями в про- цессе организации и проведения культур- но-просветительских программ и проектов. За время обучения в вузе студент- культуролог должен овладеть названными выше умениями и навыками в области соз- дания и реализации культурно- просветительских программ и проектов для того, чтобы быть готовым выступить в качестве профессионального организатора культурно-просветительской деятельно- сти. Осуществление культурно- просветительской деятельности сегодня невозможно без использования информа- ционно-компьютерных технологий и вы- хода в медиапространство в самых различ- ных формах. Поэтому будущий культуро- лог как организатор культурно- просветительской деятельности должен обладать необходимым уровнем медиа- грамотности, полученной в процессе ме- диаобразования. В научной литературе представлены различные определения медиаобразования и медиаграмотности: «медиаобразование» (англ. media education от лат. media - сред- ства) – направление в педагогике, высту- пающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телеви- дения, радио, кино, видео и т.д.). Основ- ные задачи медиаобразования: подгото- вить новое поколение к жизни в современ- ных информационных условиях, к воспри- ятию различной информации, научить че- ловека понимать ее, осознавать последст- вия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербаль- ных форм коммуникации с помощью тех- нических средств» [5. С. 219]. Медиаобразование – это и изучение медиа: оно связано «одновременно с по- знанием того, как создаются и распростра- няются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интер- претации и оценки их содержания. Как ме- диаобразование, так и изучение медиа на- правлены на достижение целей медиагра- мотности» [6. С. 26] «Медиаграмотность» способствует учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиагра- мотный учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оцени- вать медиатексты, поддерживать критиче- скую дистанцию по отношению к попу- лярной культуре и сопротивляться мани- пуляциям. [7. С. 22]. «Медиаграмотность» – способность осваивать, анализировать и создавать медиатексты» [2]. Несмотря на некоторые различия в определении медиобразования и медиа- грамотности, иногда смешение этих поня- тий, авторы во многом сходятся в опреде- ление их сущности. Медиаграмотность многими исследователями рассматривает- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ © Караваева Я.В., 2015 Караваева Яна Валерьевна – студентка V курса института филологии, культурологии и межкультурной комму- никации; Уральский государственный педагогический университет 60 ся как результат медиаобразования. Ме- диаграмотность предполагает умение ана- лизировать, интерпретировать и критиче- ски относиться к представленной инфор- мации. Кроме того, медиаграмотность подразумевает создание собственного ме- дийного продукта: медиатекста, медийного проекта, сайта, блога, сообщества в соци- альных сетях. Социальные медиа представляют сегодня новое и уникальное явление, всту- пающее в конкуренцию с традиционными средствами массовой коммуникации и ин- формации. Благодаря социальным медиа основным источником и передатчиком информации становится все общество в целом как совокупность индивидуально- стей, а не официальные коммуникацион- ные структуры. Социальные сети – это сообщество людей по интересам, которые общаются между собой в режиме онлайн. Сюда при- ходят, чтобы обсуждать и комментировать самые разные темы и события. «Социаль- ные сети – это целый новый мир информа- ционных и коммуникационных возможно- стей, в котором любой пользователь имеет право голоса и может участвовать в дис- куссиях: «все со всеми». Это своеобразное сообщество «гражданских журналистов [4. С. 11]. Социальные сети в интернете – это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группах. У каждого вида социальных медиа имеется своя специфика, влияющая на формы и способы, особенности продвиже- ния в них медиапродукта. Количество людей, вовлеченных в различные социальные сети, неуклонно возрастает. Соответственно растет и по- требительский, коммуникационный и мар- кетинговый потенциал социальных сетей. Задача маркетинга – быть там, где есть ау- дитория. Усилиями многих маркетологов разработан специальный инструментарий для эффективного выстраивания взаимо- действия с пользователями социальных сетей. Этот инструментарий называется социо-медиа маркетинг (SMM). Задача со- цио-медиа маркетинга – продвижение или пиар чего-либо в социальных медиа (бло- ги, формуы, сетевые сообщества). Овладение технологиями социо- медиа маркетинга является, на наш взгляд, необходимой составляющей медиаграмот- ности культуролога. Продвижение в соци- альных сетях того или иного вида куль- турно-просветительской деятельности по- требует реализации всех умений и навыков по созданию собственного проекта и вла- дения способами и приемами работы в ме- диапространстве. Для успешного проведения любого проекта в социальных сетях необходима продуманная стратегия, цель которой от- ветить на главные вопросы: зачем делать, для кого делать, что делать, где делать. Прежде всего, необходимо опреде- ление целевой аудитории и ключевых за- дач проекта, далее проводится подбор площадок с высокой концентрацией целе- вой аудитории. После того, как аудитория определена, необходимо понять, где она сосредоточена. Для этого надо рассмотреть не только глобальные площадки (Вконтак- те, Фейсбук и т.д.), но и локальные (сооб- щества внутри сетей, блоги, форумы). Да- лее нужно определить поведенческие осо- бенности аудитории (пассивные наблюда- тели, участники дискуссии, генераторы контента). На основе представленных страте- гии, технологий и этапов социо-медиа маркетинга нами было осуществлено про- движение музейного проекта «Искусство путешествий».
18. Основные направления внедрения средств ИКТ в образование. Сформулированные педагогические цели определяют основные направления внедрения ИКТ в образование.
1. Использование ИКТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.
2. Использование ИКТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
3. Использование ИКТ в качестве развития личности обучаемого.
4. Использование ИКТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
5. Использование ИКТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
6. Использование ИКТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).
7. Использование ИКТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
8. Использование ИКТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.
9. Использование ИКТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этап характеризуется следующими признаками:
- начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
- проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
- общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;
2 этап характеризуется следующими признаками:
- активное освоение и фрагментарное внедрение средств современных информационных технологий в традиционные учебные дисциплины;
- освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
- активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
- постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;
3 этап характеризуется следующими признаками:
- повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
- перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
- смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
19. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Основные направления использования средств ИКТ в образовании
Педагогические цели использования средств ИКТ
Применение средств информатизации и коммуникации в сфере образования предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогически значимых целей: 1)развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации: •интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности; •развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо мыслить, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; •формирование и развитие умений осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, архивированию информации, деятельность по представлению и извлечению знания; •развитие способности к осознанному восприятию интегрированно представленой информации; •развитие коммуникативных способностей при информационно емком взаимодействии; •развитие умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность на основе организации процессов моделирования, симуляции, имитации; 2)реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества: •подготовка профессиональных кадров и специалистов, компетентных в области реализации возможностей средств и методов информатики, ИКТ в соответствующей сфере жизнедеятельности членов информационного общества; •подготовка пользователя к применению средств ИКТ различного уровня (от бытового использования до профессионального); 3)интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования: •повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ; •обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обусловливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ; •углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей; •реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса. Основные направления информатизации образования С середины 80-х годов XX столетия многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, активно занимаются проблемами информатизации образования. За это время наметились основные направления научно-исследовательских и практико-ориентированных работ в педагогике, психологии, социологии, медицине, технических науках, физиолого-гигиенических исследованиях в области проблем информатизации образования. Эти исследования представляют как методологические, фундаментальные, опытно-экспериментальные, так и технико-технологические, программно-аппаратные разработки в области информатизации образования. Кратко остановимся на их описании. 1.Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания предполагает развитие интеллектуального потенциала обучающегося, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия, таких, как мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, виртуальная реальность. Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, обусловливаемое перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта. Таким образом, в перспективе данное направление научных исследований предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала; во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии; в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными; в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обусловливающее тенденцию развития открытого образования. 2.Совершенствование методических систем обучения, функционирующих на базе ИКТ, ориентированно на формирование умений осуществлять учебную деятельность при поиске информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Интернет; создание самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологий информационного взаимодействия (мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, геоинформационные технологии, телекоммуникации, а в перспективе — виртуальная реальность); реализацию различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения. Это направление исследований охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности вышеперечисленных технологий информационного взаимодействия в процессе решения комплексных педагогических задач. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения; повышением мотивации обучения за счет информационно емкого, эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями; формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Интернет. Особенностью отечественных научно-методических и организационных подходов к разработке и использованию современных педагогических технологий на базе ИКТ является создание аппарата экспертной оценки их психолого-педагогической и эргономической значимости, обеспечивающей эффективность и безопасность их применения. Следует также отметить тенденцию изучения геоинформационных систем в профильном обучении географии, экономике, истории, что реализуется в основном в специализированных учебных заведениях. Реализация возможностей технологии «Виртуальная реальность» является перспективным направлением педагогических применений в области обеспечения имитации и моделирования учебных ситуаций и сюжетов с помощью учебных тренажеров. В более совершенной и перспективной реализации эта технология позволяет обеспечить информационное взаимодействие, реализованное в глобальных сетях с объектами виртуальных миров, выступающих по отношению к реальному миру как схемы или модели, симулирующие изучаемые процессы или закономерности, В настоящее время применение этой технологии в учебных целях рассматривается пока лишь на теоретическом уровне прежде всего из-за сложности приобретения и использования периферийного оборудования систем «Виртуальная реальность». Перспективными можно считать разработку и применение обучающих систем интегративного характера, синтезирующих возможности технологий мультимедиа, телекоммуникаций, геоинформационных технологий в процессе решения комплексных педагогических задач. 3.Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям. Это направление исследований ориентировано на разработку методики формирования научных основ информатики и ИКТ как базового, так и профильного учебного предмета в период информатизации образования. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются с помощью определенных приемов, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки. При этом они представляются ее практическими методами и средствами, в том числе поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах, явлениях живой и неживой природы. Таким образом, изучение информационного аспекта любой предметной области, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием ИКТ — прерогатива курса информатики в следующих областях: изучение информационных аспектов любого рассматриваемого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом; изучение и осуществление сбора и обработки информации об изучаемом или исследуемом процессе, выявление форм и методов их осуществления; осуществление адекватного выбора (относительно оригинала) и реализации средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей изучаемых процессов, явлений; выявление различных способов продуцирования учебной информации и создание информационного ресурса современными средствами ИКТ. Перспективным направлением и особенностью современного этапа информатизации образования является разработка методических подходов к обучению работе в глобальных компьютерных сетях, обучение созданию педагогических приложений в сетях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.32.115 (0.009 с.) |