Культурно-просветительские ресурсы Интернет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-просветительские ресурсы Интернет.



Сеть Интернет широко используется в образовании. Многие учителя используют ресурсы Интернета для подготовки к учеб- ным занятиям, внеклассным мероприятиям, для размещения учебных материалов, соб- ственных методических разработок, для обмена опытом и др. Интернет открывает учителю доступ к обширным массивам са- мой разнообразной информации, позволяет общаться и вести совместную деятельность с обучаемыми и их родителями, с коллега- ми, с социальными партнерами, с предста- вителями культуры и науки в информаци- онной образовательной среде. При этом очевидно, что профессиональная деятель- ность учителя в Интернете выходит за рам- ки собственно педагогической, предпола- гающей обучение, воспитание и развитие обучаемых в рамках реализуемого в учеб- ном заведении образовательного процесса. Учитель становится активным участником открытого социально-культурного процесса в глобальной компьютерной сети, в связи с чем его деятельность можно рассматривать как культурно-просветительскую в сети Ин- тернет. Культурно-просветительская деятель- ность, наряду с педагогической, относится к основным видам профессиональной дея- тельности учителя в федеральных государ- ственных образовательных стандартах под- готовки бакалавров по направлению «Педа- гогическое образование» [11]. Вместе с тем анализ самой сущности культурно- просветительской деятельности учителя по- казывает, что не только в современных стандартах, но и на протяжении всей исто- рии в отечественной педагогике учитель виделся по своему призванию просветите- лем, активным участником культурно- просветительной работы [8]. Так, изучая просветительскую миссию учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века, А. В. Уткин пи- сал, что взгляд на просвещение как одну из основных сил, способных изменить суще- ствующие условия жизни, был широко рас- пространен среди различных кругов русско- го общества периода формирования нацио- нальной светской системы образования. Этот взгляд во многом определил характер и направление общественно-педагоги- ческого движения середины XIX века, од- ной из центральных проблем которого стала проблема государственного и общественно- го идеала учителя и выполняемой им мис- сии в новой социокультурной ситуации раз- вития страны [10]. В советский период просветительская работа была тесно связана с идеологией го- сударства, но в широком смысле понима- лась как любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека [5], представ- ляя из себя культурно-просветительскую деятельность как единое целое. Внимание к культурологическому аспек- ту деятельности педагога было продолжено в теории личностно ориентированного об- разования. Культурологический подход как видение образования сквозь призму культу- ры, его понимание как культурного процес- са, осуществляющегося в культуросообраз- ной образовательной среде, является в на- стоящее время одной из концепций лично- стно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская). По мнению Е. В. Бондаревской, личность — «это человек, который выбирает не толь- ко дело, но идею, это… человек со смыс- лом. При этом важно то, что смыслы чело- век не выдумывает, он их находит среди Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 97 ценностей культуры» [1, с. 425]. Многие свойства личности определяются образом человека культуры, складывающимся в об- щественном сознании в тот или иной исто- рический период, с которым личность иден- тифицирует себя [1, с. 425]. Это определяет фундаментальную роль культурно- просветительской деятельности учителя, так как именно учитель для ребенка являет- ся хранителем и проводником культуры. Внимание к Интернету в данном контек- сте определяется на основании того, что в настоящее время информационные техно- логии, и, в первую очередь, — технологии глобальных коммуникаций, приводят к расширению поля культуры, что выражает- ся, по мнению Е. В. Данильчук, через про- явление информационных черт традицион- ных культур (становление единой человече- ской культуры, поликультурность, многооб- разие культур, диалог культур; новый тип коммуникации, возрастание роли диалога и полилога и т. п.), а также через возникнове- ние новых культур информационного обще- ства (культура электронных СМИ, массовая, экранная, сетевая культуры, информацион- ная культура в целом и др.) [3]. По мнению Л. В. Нургалеевой, сетевая культура, понимаемая как «бытование цен- ностей в глобальной электронной среде», одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане [6]. При этом учитывая разнородность тема- тической направленности информационных ресурсов и форм подачи информации в ком- пьютерной сети, единую сетевую культуру Интернета можно разбить на множество субкультур, формирующих внутри себя соб- ственные нормы и правила сетевого пове- дения, обнаруживающих собственный язык общения, внутреннюю иерархию, набор ус- тоявшихся идей, составляющих мировоз- зренческую позицию членов субкультуры, определённые этические нормы и др. [4, с. 23]. При этом есть основания утверждать, что каждая субкультура — это есть выраже- ние деятельности некоторого сетевого со- общества. Представители субкультур явля- ются членами своих сообществ, а в каждом сетевом сообществе формируется свой культурный код, общие ресурсы, ценностно разделяемые членами сообщества. Культурный уровень сетевого сообщест- ва определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образователь- ную, научную и другие ценности. На осно- вании этого выделяются составляющие се- тевой культуры в значении культурности: художественная ценность контента; образо- вательная и научная польза конкретных ре- сурсов; культура общения в сети Интернет [2]. Одним из наиболее заметных признаков формирования собственных культур в сете- вых сообществах Интернета является, на наш взгляд, появление особой языковой среды, особых «диалектов» традиционных языков общения людей в сообществах. При этом речь идёт не столько об активном ис- пользовании иноязычных терминов, сокра- щений и аббревиатур, сколько о появлении различных стилей употребления языка с фонетически адекватным, но нарочито не- правильным написанием слов (эрративов) и стереотипных выражений, используемых для общения в блогах и форумах. Использо- вание специфического языка сетевого об- щения и эрративов позволяет пользователям Интернета показать свою причастность к сетевой культуре, определить границу сво- его общения в реальном и виртуальном ми- ре. Использование эрративов является сво- его рода «визитной карточкой», показы- вающей принадлежность человека к тем или иным сетевым сообществам и культур- ным течениям Интернета. Е. Н. Ястребцева, анализируя сетевую культуру сегодняшних пользователей Ин- тернета, отмечает, что если рассматривать сетевую культуру как язык общения (гра- мотность), привычки, правила и законы (этикет), характерные для Интернета, то в весьма динамичной среде молодёжи сетевая ПЕДАГОГИКА 98 культура год от года меняется, язык обще- ния обогащается разнообразными сленго- выми словами, оборотами, приёмами, а обучение этикету у молодёжи в Сети прохо- дит в форме усвоения сложившихся правил. При этом молодёжь не усваивает опыт старшего поколения, как это происходило во все времена, предшествовавшие инфор- мационной революции, а создаёт свою суб- культуру общения, во многом отличающую- ся от того, что было у старших. У большин- ства представителей взрослого поколения, в свою очередь, такого изменения языка об- щения в Сети не наблюдается. Е. Н. Яст- ребцева видит объяснение этого феномена в том, что «сегодня у взрослых, которые вы- росли на хорошей литературе, старом доб- ром кино, есть свои реперные точки — че- рез Слово возникают общие, понятные для всех образы. А у молодёжи эти реперные точки совсем другие. Следовательно, и культура современной молодёжи — уже другая» [12]. Это означает, по мнению авто- ра, что особую важность получает задача вовлечения «взрослых» — учителей, психо- логов, родителей в мир сетевого общения с учащимися, подростками и молодёжью для вырабатывания того «общего», что позволит стать сетевой культуре общей для всех. Таким образом, культура непосредствен- но влияет на процессы становления лично- сти, а в сетевой среде это происходит через участие в сетевых сообществах. В указан- ных условиях чрезвычайно важное значение имеет позиция, которую занимает учитель в сети Интернет — из потребителя информа- ции он должен превратиться в активного участника культурно-просвети-тельской деятельности в глобальной компьютерной сети, в инициатора и вдохновителя актив- ной деятельности сетевых сообществ Ин- тернета, включающих в свой состав обу- чаемых, их родителей, собственных коллег, представителей культуры и науки. Это по- зволяет сделать вывод о том, что культурно- просветительская деятельность учителя в сети Интернет должна быть нацелена на создание сетевых образовательных сооб- ществ, обеспечивающих решение тех или иных творческих и познавательных задач, активную работу с образцами культуры и их воспроизводство в сетевой компьютерной среде. Опираясь на теорию обучения в сетевых сообществах Интернета [9], можно описать характеристики культурно-просветитель- ской деятельности учителя в сети Интер- нет. Так, сетевое сообщество как коллек- тивный субъект социально-информа- ционной деятельности в сети Интернет в своем развитии последовательно пред- стает как потенциальное, номинальное и реальное сообщество [9]. Это определяет три этапа в реализации культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Первый этап — этап становления по- тенциального сетевого образовательного сообщества. Целью данного этапа является создание условий для начала совместной деятельности учителя и обучающихся в се- ти Интернет. Задачи: разработка интернет- площадки сетевого сообщества, размещение материалов, создание учетных записей и персональных страниц участников сетевого сообщества, обучение участников сообще- ства использованию инструментария ин- тернет-площадки. Сетевое сообщество на данном этапе предполагает предсубъектный характер взаимодействия участников — они стано- вятся пользователями некоторой единой информационной среды, изучают предла- гаемый инструментарий и опубликованные материалы, но пока не связаны чем-то об- щим, не придают какой-либо значимости совместной деятельности и обсуждениям. Чтобы данный этап успешно реализовать и тем самым обеспечить дальнейшее разви- тие сетевого образовательного сообщества, учитель должен, прежде всего, создать удобную площадку сетевого сообщества — интернет-портал, сайт или некоторый дру- гой ресурс, где будут регистрироваться уча- Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 99 стники сообщества, публиковаться материа- лы, проводиться обсуждения — т. е. будет осуществляться сама деятельность сетевого сообщества. Можно выделить ряд требований к соз- даваемой интернет-площадке: 1. «Низкий порог входа, высокий пото- лок» (Е. Д. Патаракин). Предлагаемый ин- струментарий должен предъявлять мини- мальные требования к базовым знаниям и к объему операций участников сообщества. Такие действия, как регистрация в сообще- стве, создание собственных ресурсов, раз- мещение материалов, комментирование, должны выполняться интуитивно понятно и за минимальное число шагов. Но при этом должны иметься и возможности «продвину- той» работы на площадке сообщества, что может, например, предполагать возможно- сти размещения сложных медиамате- риалов, создания собственных разделов, на- вигации и др. 2. Создаваемая интернет-площадка долж- на в максимальной степени обеспечивать представленность участников сообщества в сети Интернет, возможности творческого самовыражения, формирования своего сти- ля, образа в компьютерной сети. Участники сообщества должны «видеть» друг друга, иметь технические инструменты для опре- деления внутренних связей в сети межлич- ностных отношений (механизм «дружить» или др.), возможности реализации разнооб- разных моделей сетевого общения и взаи- модействия (открытая и личная переписка, упоминания, отметки «нравится», рейтинги и др.). 3. Внутренняя организация интернет- площадки должна предполагать накопление материалов участников сообщества Интер- нета в виде целостного ресурса — единого текста (гипертекста), базы данных, ленты записей или др. Вся деятельность участни- ков сообщества (написание текстов, разме- щение медиаматериалов, выставление рей- тингов и др.) должна представлять собой создание единого и общего ресурса сетевого сообщества, включающего в себя материа- лы всех участников и поэтому и ценностно разделяемого ими. 4. Оформление ресурсов сетевого сооб- щества, персональных страниц участников, разрабатываемых медиаматериалов должно способствовать самоидентификации сетево- го сообщества, различению собственных границ, формированию чувства «Мы». Как правило, в качестве площадки сете- вого сообщества, создаваемого учителем в сети Интернет, выбирается автономный сайт, блог сообщества или раздел вики- портала. В каждом случае имеются свои достоинства и недостатки. Так, автономный сайт позволяет в полной мере реализовать авторский замысел учителя и сделать пол- ноценный, оригинальный и самодостаточ- ный ресурс в выбранной области или по проблеме. Однако создание качественного сайта весьма трудоемко, на нем сложно реализовать развитую систему персональ- ных ресурсов участников сетевого сообще- ства, а совместная работа предполагает, как правило, использование форума, что не способствует созданию единого целостного информационного ресурса именно сообще- ства. Общий ресурс сетевого сообщества удобно создавать в рамках вики-портала. Здесь возможна также разработка персо- нальных вики-страниц, но эта работа требу- ет от участника сообщества постоянного «ручного» сопровождения. К тому же связи между ресурсами вики-портала и страни- цами их авторов автоматически в большин- стве случаев не устанавливаются. Создавая только раздел в рамках некоторого общего вики-портала, сетевому сообществу сложно самоидентифицировать себя, а значит, вы- ступить как единое целое. Среди рассматриваемых вариантов наи- более оптимальным и удачным представля- ется создание сетевого сообщества на осно- ве общедоступных в Интернете блог- платформ. В этом случае можно создать общий блог сетевого сообщества, а также ПЕДАГОГИКА 100 блоги участников как их персональные ре- сурсы в сети Интернет. Общий блог будет нацелен на создание и оформление общих ресурсов сообщества, а персональные блоги позволят «видеть» участников, выстраивать собственную сеть межличностных отноше- ний в компьютерной среде. Недостатком такого подхода является трудоемкость и большое время создания полноценных пер- сональных блогов участников, а также сам характер такой работы, который не всегда соответствует потребностям самовыраже- ния и реализации себя участниками сооб- щества в компьютерной сети. Учитывая достоинства и недостатки ка- ждой модели интернет-площадки сетевого образовательного сообщества, перспектив- ным нам представляется подход создания ресурса сообщества на основе некоторой общедоступной или специализированной социальной сети. В социальной сети чрез- вычайно гибко и интуитивно понятно реа- лизуются самые разнообразные модели са- мореализации и совместной деятельности участников сетевого сообщества. При этом такая сеть с технической точки зрения мо- жет послужить основой для собственного раздела, автономного сайта, блога или вики- портала сетевого сообщества. Данный спо- соб создания интернет-площадки сетевого сообщества пока еще требует своей техни- ческой проработки, однако в качестве при- мера мы можем указать социальную обра- зовательную сеть Волгоградского государ- ственного социально-педагогического уни- верситета, которая нами создана и развива- ется с учетом указанного подхода [7]. Второй этап реализации культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет — это этап становления и развития номинального сетевого сообщест- ва. Отличительной чертой данного этапа является начало активной совместной дея- тельности участников сообщества, которая, однако, носит преимущественно субъект- объектный характер и задается извне. Таким образом, целью данного этапа является соз- дание условий для содержательной дея- тельности участников сетевого сообщества, разработки новых ресурсов и совместных обсуждений. Задачи: выбор проблемной об- ласти, подготовка заданий участникам со- общества, организация совместной разра- ботки новых ресурсов и обсуждений. Как видим, решение задач культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет на данном этапе лежит в плоскости собственно профессиональной деятельности педагога. Так как деятель- ность сетевого образовательного сообщест- ва управляется на данном этапе учителем, то ее целесообразно согласовать с реали- зуемым в учебном заведении образователь- ным процессом. Например, создание ресур- сов сетевого сообщества может быть ча- стью учебных заданий, реализуемых проек- тов, внутришкольных конкурсов и меро- приятий, самостоятельной исследователь- ской работы учеников. При этом на данном этапе важно, чтобы новые ресурсы создавались не только как отчетные материалы для учителя, но также включались в систему взаимоотношения самих учеников, становились частью цело- стного ресурса сетевого сообщества, полу- чали как внутреннюю оценку в сетевом со- обществе, так и внешнюю — со стороны экспертов, пользователей Интернета, дру- зей. Наличие подобных отношений, прида- ние значимости совместной деятельности, а также вкладу других участников сообщест- ва означает переход к субъект-субъектному характеру взаимодействия, т. е. к реальному уровню сетевого сообщества и к третьему этапу реализации культурно-просве- тительской деятельности учителя в сети Интернет. Целью данного этапа является собствен- но реализация культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Особенность этапа заключается в том, что участники сетевого сообщества занимают активную позицию, их деятельность опре- деляется внутренними потребностями, цен- Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 101 ностным отношением к создаваемым ресур- сам, к партнерам, к элементам собственной культуры сетевого сообщества. В этой связи задачи учителя заключаются в инициатив- ном, но партнерском участии в жизни сете- вого сообщества, в организации новых «ак- тивностей» сообщества, в поддержании традиций, норм и правил, в техническом сопровождении общего ресурса. Важной задачей на данном этапе будет яв- ляться также привлечение в сообщество но- вых участников, сопровождение их адапта- ции. Данное положение определяется тем, что расширение круга участников сетевого сообщества, открытость сообщества для но- вых участников из числа пользователей гло- бальной компьютерной сети является непре- менным условием его существования и раз- вития, а также собственно осуществления и усиления культурно-просвети-тельской дея- тельности учителя в сети Интернет. Как на данном этапе должна осуществ- ляться деятельность сетевого образователь- ного сообщества с точки зрения ее органи- зации и содержания? Нам представляется, что эта деятельность может быть связана, прежде всего, с реализацией конкурс- проектов для обучаемых, инициируемых как учителем, так и другими участниками сетевого сообщества. Это могут быть кон- курс-проекты для индивидуальных участ- ников, для школьных команд, для пользова- телей Интернета. При этом важно преду- смотреть механизмы взаимодействия, вза- имной оценки и поддержки участников се- тевого сообщества в подобных конкурсах, механизмы пополнения и совершенствова- ния общего и ценностно разделяемого ре- сурса. В частности, разрабатываемые в рам- ках конкурс-проектов материалы должны становиться основой для инициирования обсуждения, а экспертную оценку могут да- вать сами участники конкурс-проектов — члены сообщества. Таким образом, представленные этапы реализации культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет как этапы становления и развития сетевого об- разовательного сообщества по своей логике и содержанию в полной мере направлены на решение задач собственно культурно- просветительской деятельности учителя. Это: – изучение и формирование потребно- стей детей и взрослых в культурно- просветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно- просветительских программ для различных социальных групп [11]. Создание персональных интернет- ресурсов учителя и ресурсов всего сетевого образовательного сообщества в целом будет направлено также на популяризацию в Ин- тернете профессиональной области педаго- гических знаний, научных знаний и куль- турных традиций. Реализация культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет как деятельности по созда- нию сетевых образовательных сообществ отражает как фундаментальные основы профессиональной деятельности учителя в сети Интернет, так и ее содержательные, а также технологические характеристики, по- зволяющие разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных социальных групп с исполь- зованием возможностей современных ин- формационных технологий и сети Интер- нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.1 (0.004 с.)