Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-просветительские ресурсы Интернет.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сеть Интернет широко используется в образовании. Многие учителя используют ресурсы Интернета для подготовки к учеб- ным занятиям, внеклассным мероприятиям, для размещения учебных материалов, соб- ственных методических разработок, для обмена опытом и др. Интернет открывает учителю доступ к обширным массивам са- мой разнообразной информации, позволяет общаться и вести совместную деятельность с обучаемыми и их родителями, с коллега- ми, с социальными партнерами, с предста- вителями культуры и науки в информаци- онной образовательной среде. При этом очевидно, что профессиональная деятель- ность учителя в Интернете выходит за рам- ки собственно педагогической, предпола- гающей обучение, воспитание и развитие обучаемых в рамках реализуемого в учеб- ном заведении образовательного процесса. Учитель становится активным участником открытого социально-культурного процесса в глобальной компьютерной сети, в связи с чем его деятельность можно рассматривать как культурно-просветительскую в сети Ин- тернет. Культурно-просветительская деятель- ность, наряду с педагогической, относится к основным видам профессиональной дея- тельности учителя в федеральных государ- ственных образовательных стандартах под- готовки бакалавров по направлению «Педа- гогическое образование» [11]. Вместе с тем анализ самой сущности культурно- просветительской деятельности учителя по- казывает, что не только в современных стандартах, но и на протяжении всей исто- рии в отечественной педагогике учитель виделся по своему призванию просветите- лем, активным участником культурно- просветительной работы [8]. Так, изучая просветительскую миссию учителя в трудах общественных деятелей России середины XIX века, А. В. Уткин пи- сал, что взгляд на просвещение как одну из основных сил, способных изменить суще- ствующие условия жизни, был широко рас- пространен среди различных кругов русско- го общества периода формирования нацио- нальной светской системы образования. Этот взгляд во многом определил характер и направление общественно-педагоги- ческого движения середины XIX века, од- ной из центральных проблем которого стала проблема государственного и общественно- го идеала учителя и выполняемой им мис- сии в новой социокультурной ситуации раз- вития страны [10]. В советский период просветительская работа была тесно связана с идеологией го- сударства, но в широком смысле понима- лась как любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека [5], представ- ляя из себя культурно-просветительскую деятельность как единое целое. Внимание к культурологическому аспек- ту деятельности педагога было продолжено в теории личностно ориентированного об- разования. Культурологический подход как видение образования сквозь призму культу- ры, его понимание как культурного процес- са, осуществляющегося в культуросообраз- ной образовательной среде, является в на- стоящее время одной из концепций лично- стно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская). По мнению Е. В. Бондаревской, личность — «это человек, который выбирает не толь- ко дело, но идею, это… человек со смыс- лом. При этом важно то, что смыслы чело- век не выдумывает, он их находит среди Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 97 ценностей культуры» [1, с. 425]. Многие свойства личности определяются образом человека культуры, складывающимся в об- щественном сознании в тот или иной исто- рический период, с которым личность иден- тифицирует себя [1, с. 425]. Это определяет фундаментальную роль культурно- просветительской деятельности учителя, так как именно учитель для ребенка являет- ся хранителем и проводником культуры. Внимание к Интернету в данном контек- сте определяется на основании того, что в настоящее время информационные техно- логии, и, в первую очередь, — технологии глобальных коммуникаций, приводят к расширению поля культуры, что выражает- ся, по мнению Е. В. Данильчук, через про- явление информационных черт традицион- ных культур (становление единой человече- ской культуры, поликультурность, многооб- разие культур, диалог культур; новый тип коммуникации, возрастание роли диалога и полилога и т. п.), а также через возникнове- ние новых культур информационного обще- ства (культура электронных СМИ, массовая, экранная, сетевая культуры, информацион- ная культура в целом и др.) [3]. По мнению Л. В. Нургалеевой, сетевая культура, понимаемая как «бытование цен- ностей в глобальной электронной среде», одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане [6]. При этом учитывая разнородность тема- тической направленности информационных ресурсов и форм подачи информации в ком- пьютерной сети, единую сетевую культуру Интернета можно разбить на множество субкультур, формирующих внутри себя соб- ственные нормы и правила сетевого пове- дения, обнаруживающих собственный язык общения, внутреннюю иерархию, набор ус- тоявшихся идей, составляющих мировоз- зренческую позицию членов субкультуры, определённые этические нормы и др. [4, с. 23]. При этом есть основания утверждать, что каждая субкультура — это есть выраже- ние деятельности некоторого сетевого со- общества. Представители субкультур явля- ются членами своих сообществ, а в каждом сетевом сообществе формируется свой культурный код, общие ресурсы, ценностно разделяемые членами сообщества. Культурный уровень сетевого сообщест- ва определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образователь- ную, научную и другие ценности. На осно- вании этого выделяются составляющие се- тевой культуры в значении культурности: художественная ценность контента; образо- вательная и научная польза конкретных ре- сурсов; культура общения в сети Интернет [2]. Одним из наиболее заметных признаков формирования собственных культур в сете- вых сообществах Интернета является, на наш взгляд, появление особой языковой среды, особых «диалектов» традиционных языков общения людей в сообществах. При этом речь идёт не столько об активном ис- пользовании иноязычных терминов, сокра- щений и аббревиатур, сколько о появлении различных стилей употребления языка с фонетически адекватным, но нарочито не- правильным написанием слов (эрративов) и стереотипных выражений, используемых для общения в блогах и форумах. Использо- вание специфического языка сетевого об- щения и эрративов позволяет пользователям Интернета показать свою причастность к сетевой культуре, определить границу сво- его общения в реальном и виртуальном ми- ре. Использование эрративов является сво- его рода «визитной карточкой», показы- вающей принадлежность человека к тем или иным сетевым сообществам и культур- ным течениям Интернета. Е. Н. Ястребцева, анализируя сетевую культуру сегодняшних пользователей Ин- тернета, отмечает, что если рассматривать сетевую культуру как язык общения (гра- мотность), привычки, правила и законы (этикет), характерные для Интернета, то в весьма динамичной среде молодёжи сетевая ПЕДАГОГИКА 98 культура год от года меняется, язык обще- ния обогащается разнообразными сленго- выми словами, оборотами, приёмами, а обучение этикету у молодёжи в Сети прохо- дит в форме усвоения сложившихся правил. При этом молодёжь не усваивает опыт старшего поколения, как это происходило во все времена, предшествовавшие инфор- мационной революции, а создаёт свою суб- культуру общения, во многом отличающую- ся от того, что было у старших. У большин- ства представителей взрослого поколения, в свою очередь, такого изменения языка об- щения в Сети не наблюдается. Е. Н. Яст- ребцева видит объяснение этого феномена в том, что «сегодня у взрослых, которые вы- росли на хорошей литературе, старом доб- ром кино, есть свои реперные точки — че- рез Слово возникают общие, понятные для всех образы. А у молодёжи эти реперные точки совсем другие. Следовательно, и культура современной молодёжи — уже другая» [12]. Это означает, по мнению авто- ра, что особую важность получает задача вовлечения «взрослых» — учителей, психо- логов, родителей в мир сетевого общения с учащимися, подростками и молодёжью для вырабатывания того «общего», что позволит стать сетевой культуре общей для всех. Таким образом, культура непосредствен- но влияет на процессы становления лично- сти, а в сетевой среде это происходит через участие в сетевых сообществах. В указан- ных условиях чрезвычайно важное значение имеет позиция, которую занимает учитель в сети Интернет — из потребителя информа- ции он должен превратиться в активного участника культурно-просвети-тельской деятельности в глобальной компьютерной сети, в инициатора и вдохновителя актив- ной деятельности сетевых сообществ Ин- тернета, включающих в свой состав обу- чаемых, их родителей, собственных коллег, представителей культуры и науки. Это по- зволяет сделать вывод о том, что культурно- просветительская деятельность учителя в сети Интернет должна быть нацелена на создание сетевых образовательных сооб- ществ, обеспечивающих решение тех или иных творческих и познавательных задач, активную работу с образцами культуры и их воспроизводство в сетевой компьютерной среде. Опираясь на теорию обучения в сетевых сообществах Интернета [9], можно описать характеристики культурно-просветитель- ской деятельности учителя в сети Интер- нет. Так, сетевое сообщество как коллек- тивный субъект социально-информа- ционной деятельности в сети Интернет в своем развитии последовательно пред- стает как потенциальное, номинальное и реальное сообщество [9]. Это определяет три этапа в реализации культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Первый этап — этап становления по- тенциального сетевого образовательного сообщества. Целью данного этапа является создание условий для начала совместной деятельности учителя и обучающихся в се- ти Интернет. Задачи: разработка интернет- площадки сетевого сообщества, размещение материалов, создание учетных записей и персональных страниц участников сетевого сообщества, обучение участников сообще- ства использованию инструментария ин- тернет-площадки. Сетевое сообщество на данном этапе предполагает предсубъектный характер взаимодействия участников — они стано- вятся пользователями некоторой единой информационной среды, изучают предла- гаемый инструментарий и опубликованные материалы, но пока не связаны чем-то об- щим, не придают какой-либо значимости совместной деятельности и обсуждениям. Чтобы данный этап успешно реализовать и тем самым обеспечить дальнейшее разви- тие сетевого образовательного сообщества, учитель должен, прежде всего, создать удобную площадку сетевого сообщества — интернет-портал, сайт или некоторый дру- гой ресурс, где будут регистрироваться уча- Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 99 стники сообщества, публиковаться материа- лы, проводиться обсуждения — т. е. будет осуществляться сама деятельность сетевого сообщества. Можно выделить ряд требований к соз- даваемой интернет-площадке: 1. «Низкий порог входа, высокий пото- лок» (Е. Д. Патаракин). Предлагаемый ин- струментарий должен предъявлять мини- мальные требования к базовым знаниям и к объему операций участников сообщества. Такие действия, как регистрация в сообще- стве, создание собственных ресурсов, раз- мещение материалов, комментирование, должны выполняться интуитивно понятно и за минимальное число шагов. Но при этом должны иметься и возможности «продвину- той» работы на площадке сообщества, что может, например, предполагать возможно- сти размещения сложных медиамате- риалов, создания собственных разделов, на- вигации и др. 2. Создаваемая интернет-площадка долж- на в максимальной степени обеспечивать представленность участников сообщества в сети Интернет, возможности творческого самовыражения, формирования своего сти- ля, образа в компьютерной сети. Участники сообщества должны «видеть» друг друга, иметь технические инструменты для опре- деления внутренних связей в сети межлич- ностных отношений (механизм «дружить» или др.), возможности реализации разнооб- разных моделей сетевого общения и взаи- модействия (открытая и личная переписка, упоминания, отметки «нравится», рейтинги и др.). 3. Внутренняя организация интернет- площадки должна предполагать накопление материалов участников сообщества Интер- нета в виде целостного ресурса — единого текста (гипертекста), базы данных, ленты записей или др. Вся деятельность участни- ков сообщества (написание текстов, разме- щение медиаматериалов, выставление рей- тингов и др.) должна представлять собой создание единого и общего ресурса сетевого сообщества, включающего в себя материа- лы всех участников и поэтому и ценностно разделяемого ими. 4. Оформление ресурсов сетевого сооб- щества, персональных страниц участников, разрабатываемых медиаматериалов должно способствовать самоидентификации сетево- го сообщества, различению собственных границ, формированию чувства «Мы». Как правило, в качестве площадки сете- вого сообщества, создаваемого учителем в сети Интернет, выбирается автономный сайт, блог сообщества или раздел вики- портала. В каждом случае имеются свои достоинства и недостатки. Так, автономный сайт позволяет в полной мере реализовать авторский замысел учителя и сделать пол- ноценный, оригинальный и самодостаточ- ный ресурс в выбранной области или по проблеме. Однако создание качественного сайта весьма трудоемко, на нем сложно реализовать развитую систему персональ- ных ресурсов участников сетевого сообще- ства, а совместная работа предполагает, как правило, использование форума, что не способствует созданию единого целостного информационного ресурса именно сообще- ства. Общий ресурс сетевого сообщества удобно создавать в рамках вики-портала. Здесь возможна также разработка персо- нальных вики-страниц, но эта работа требу- ет от участника сообщества постоянного «ручного» сопровождения. К тому же связи между ресурсами вики-портала и страни- цами их авторов автоматически в большин- стве случаев не устанавливаются. Создавая только раздел в рамках некоторого общего вики-портала, сетевому сообществу сложно самоидентифицировать себя, а значит, вы- ступить как единое целое. Среди рассматриваемых вариантов наи- более оптимальным и удачным представля- ется создание сетевого сообщества на осно- ве общедоступных в Интернете блог- платформ. В этом случае можно создать общий блог сетевого сообщества, а также ПЕДАГОГИКА 100 блоги участников как их персональные ре- сурсы в сети Интернет. Общий блог будет нацелен на создание и оформление общих ресурсов сообщества, а персональные блоги позволят «видеть» участников, выстраивать собственную сеть межличностных отноше- ний в компьютерной среде. Недостатком такого подхода является трудоемкость и большое время создания полноценных пер- сональных блогов участников, а также сам характер такой работы, который не всегда соответствует потребностям самовыраже- ния и реализации себя участниками сооб- щества в компьютерной сети. Учитывая достоинства и недостатки ка- ждой модели интернет-площадки сетевого образовательного сообщества, перспектив- ным нам представляется подход создания ресурса сообщества на основе некоторой общедоступной или специализированной социальной сети. В социальной сети чрез- вычайно гибко и интуитивно понятно реа- лизуются самые разнообразные модели са- мореализации и совместной деятельности участников сетевого сообщества. При этом такая сеть с технической точки зрения мо- жет послужить основой для собственного раздела, автономного сайта, блога или вики- портала сетевого сообщества. Данный спо- соб создания интернет-площадки сетевого сообщества пока еще требует своей техни- ческой проработки, однако в качестве при- мера мы можем указать социальную обра- зовательную сеть Волгоградского государ- ственного социально-педагогического уни- верситета, которая нами создана и развива- ется с учетом указанного подхода [7]. Второй этап реализации культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет — это этап становления и развития номинального сетевого сообщест- ва. Отличительной чертой данного этапа является начало активной совместной дея- тельности участников сообщества, которая, однако, носит преимущественно субъект- объектный характер и задается извне. Таким образом, целью данного этапа является соз- дание условий для содержательной дея- тельности участников сетевого сообщества, разработки новых ресурсов и совместных обсуждений. Задачи: выбор проблемной об- ласти, подготовка заданий участникам со- общества, организация совместной разра- ботки новых ресурсов и обсуждений. Как видим, решение задач культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет на данном этапе лежит в плоскости собственно профессиональной деятельности педагога. Так как деятель- ность сетевого образовательного сообщест- ва управляется на данном этапе учителем, то ее целесообразно согласовать с реали- зуемым в учебном заведении образователь- ным процессом. Например, создание ресур- сов сетевого сообщества может быть ча- стью учебных заданий, реализуемых проек- тов, внутришкольных конкурсов и меро- приятий, самостоятельной исследователь- ской работы учеников. При этом на данном этапе важно, чтобы новые ресурсы создавались не только как отчетные материалы для учителя, но также включались в систему взаимоотношения самих учеников, становились частью цело- стного ресурса сетевого сообщества, полу- чали как внутреннюю оценку в сетевом со- обществе, так и внешнюю — со стороны экспертов, пользователей Интернета, дру- зей. Наличие подобных отношений, прида- ние значимости совместной деятельности, а также вкладу других участников сообщест- ва означает переход к субъект-субъектному характеру взаимодействия, т. е. к реальному уровню сетевого сообщества и к третьему этапу реализации культурно-просве- тительской деятельности учителя в сети Интернет. Целью данного этапа является собствен- но реализация культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет. Особенность этапа заключается в том, что участники сетевого сообщества занимают активную позицию, их деятельность опре- деляется внутренними потребностями, цен- Культурно-просветительская деятельность учителя в сетевых сообществах Интернета 101 ностным отношением к создаваемым ресур- сам, к партнерам, к элементам собственной культуры сетевого сообщества. В этой связи задачи учителя заключаются в инициатив- ном, но партнерском участии в жизни сете- вого сообщества, в организации новых «ак- тивностей» сообщества, в поддержании традиций, норм и правил, в техническом сопровождении общего ресурса. Важной задачей на данном этапе будет яв- ляться также привлечение в сообщество но- вых участников, сопровождение их адапта- ции. Данное положение определяется тем, что расширение круга участников сетевого сообщества, открытость сообщества для но- вых участников из числа пользователей гло- бальной компьютерной сети является непре- менным условием его существования и раз- вития, а также собственно осуществления и усиления культурно-просвети-тельской дея- тельности учителя в сети Интернет. Как на данном этапе должна осуществ- ляться деятельность сетевого образователь- ного сообщества с точки зрения ее органи- зации и содержания? Нам представляется, что эта деятельность может быть связана, прежде всего, с реализацией конкурс- проектов для обучаемых, инициируемых как учителем, так и другими участниками сетевого сообщества. Это могут быть кон- курс-проекты для индивидуальных участ- ников, для школьных команд, для пользова- телей Интернета. При этом важно преду- смотреть механизмы взаимодействия, вза- имной оценки и поддержки участников се- тевого сообщества в подобных конкурсах, механизмы пополнения и совершенствова- ния общего и ценностно разделяемого ре- сурса. В частности, разрабатываемые в рам- ках конкурс-проектов материалы должны становиться основой для инициирования обсуждения, а экспертную оценку могут да- вать сами участники конкурс-проектов — члены сообщества. Таким образом, представленные этапы реализации культурно-просветительской деятельности учителя в сети Интернет как этапы становления и развития сетевого об- разовательного сообщества по своей логике и содержанию в полной мере направлены на решение задач собственно культурно- просветительской деятельности учителя. Это: – изучение и формирование потребно- стей детей и взрослых в культурно- просветительской деятельности; – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно- просветительских программ для различных социальных групп [11]. Создание персональных интернет- ресурсов учителя и ресурсов всего сетевого образовательного сообщества в целом будет направлено также на популяризацию в Ин- тернете профессиональной области педаго- гических знаний, научных знаний и куль- турных традиций. Реализация культурно- просветительской деятельности учителя в сети Интернет как деятельности по созда- нию сетевых образовательных сообществ отражает как фундаментальные основы профессиональной деятельности учителя в сети Интернет, так и ее содержательные, а также технологические характеристики, по- зволяющие разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных социальных групп с исполь- зованием возможностей современных ин- формационных технологий и сети Интер- нет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.009 с.) |