Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки внедрения дистанционного обучения↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современном мире постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, и большинство современных педагогов и психологов считают, что добиться этого можно путем использования личностно-ориентированных технологий, т.к. обучение, ориентированное на некоего среднего обучающегося, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации [3, 8, 13]. Одно из главных направлений развития системы образования в разных странах мира - личностно-ориентированное образование, т.е. такое образование, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик. Такое построение системы образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Психологи и педагоги всегда осознавали необходимость ориентации на индивидуальные особенности обучаемых, но предлагали разные пути достижения этой цели. Данная задача – это задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий. Понятие дистанционного обучения Дистанционное обучение – это форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Под дистанционным образованием (ДО) [2] понимается комплекс образовательных услуг с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная среда представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей [3]. Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения. Возможны следующие варианты [3]: - отдельно взятый учебный курс; - множество автономных учебных курсов; - взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории; - вся система дистанционного образования в целом. Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний). К задачам внедрения ДО можно отнести следующие [8]: Индивидуализация обучения. 2. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса. 3. Повышение качества обучения. 4. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях). 5. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания. 6. Удешевление компонентов учебного процесса. В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т. п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют обучающимся возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения. При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии [2]: - предоставление учебников и другого учебного материала в электроном виде и на бумажных носителях; - пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; - дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; - видеозаписи; - трансляция учебных программ; - электронная почта; - виртуализация и облачные ресурсы. Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в ДО, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью ДО [13]. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на ДО, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Необходимо в дополнение к базовым универсальным учебникам иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу. Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода. Наиболее перспективным направлением использования способов обмена информацией в системе ДО для высшего образования является реализация элементов системы ДО на базе высших учебных заведений. Данный подход позволяет комплексно решать вопросы подготовки специалистов, и в перспективе подобные локальные системы могут быть интегрированы в общую систему ДО РФ. Можно выделить следующий перечень дидактических особенностей дистанционного образования [8]: - соответствие дидактического процесса закономерностям учения; - ведущая роль теоретических знаний; - единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; - стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе; - соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; - сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; - сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; - системность и последовательность в обучении; - доступность; - прочность овладения содержанием обучения. Основными проблемами формирования курсов СДО являются [2]: - создание обучающих модулей, позволяющих формировать учебные курсы СДО, ориентированные на текущие потребности промышленности, рынок труда, региональные потребности; - разработка стратегии оценивания знаний и профессиональных навыков в СДО, обеспечивающей эффективность и надежность оценки; - использование накопленных учебных материалов, курсов очного образования и переподготовки в системе СДО; - создание процедур и механизмов развития созданных курсов СДО в процессе их использования (адаптация к целям и/или переход на качественно более высокий уровень полноты СДО); - разработка процедуры адаптивного обучения (контекстного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого; - выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения. Решение перечисленных проблем при создании курсов СДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса ДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент ДО различных классов. Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования [2]: 1) курсы должны строиться по модульному принципу; 2) разработка модулей должна выполняться на основе единой формальной модели; 3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение; 4) содержание модуля (элемента) должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля; 5) в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого; 6) процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала; 7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний; 8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний; 9) в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.009 с.) |