Раздел 1. Введение. Общее представление об организме человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение. Общее представление об организме человека



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» является формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях строения и функционирования организма человека и анатомо-физиологических основах психической деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов базовые знания о биологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.

2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.

3. Опираясь на современные достижения в области анатомии, физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о закономерностях возрастного развития человека, возрастной норме, о структурной основе и физиологических механизмах работоспособности, утомления, восприятия, внимания, памяти, эмоциональных состояний, поведения, стресса и других процессов и явлений.

4. Обосновать физиологические, нравственные и гигиенические основы острейших социальных проблем (пьянство и алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания, венерические болезни, СПИД и др.), сформировать установку на здоровый образ жизни, профилактику вредных привычек, сохранение и развитие здоровья.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплин «Биология».

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Анатомия и возрастная физиология», имеют теоретическую и практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Возрастная психология», «Педагогика»,«Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Безопасность жизнедеятельности».

Основное значение дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях; формировании здоровьесберегающего образа жизни.

 

2.1. Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· анатомия, физиология и патология человека;

· первая доврачебная помощь;

· безопасность жизнедеятельности.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина является базовой в части «Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл».

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОООП ВО.

Общекультурные компетенции:

Выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

Общепрофессиональные компетенции:

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

Профессионально-прикладные компетенции:

способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3).

 

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные анатомические и физиологические понятия;

· вопросы общей и частной анатомии и возрастной физиологии;

· нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков;

· физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Уметь:

· самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой;

· формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;

· использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками изучения функционального состояния организма;

· методиками оценки психофизиологических показателей человека.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость составляет

· Аудиторная: 3 зачетных единиц /108 часов

· Самостоятельная: 58 часов – дневное отделение; 96 часов – заочное отделение.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) Семестр
з/о полный срок обучения з/о сокращенный срок обучения
Общая трудоемкость дисциплины 3/108 1-й 3/108 1-й 3/108 1-й
Аудиторные занятия            
Лекции   1-й   1-й   1-й
практические занятия            
семинарские занятия -   -   -  
             
лабораторные работы -   -   -  
другие виды аудиторных занятий -   -   -  
Самостоятельная работа   1-й   1-й 64* 1-й
изучение теоретического курса   1-й   1-й   1-й

Таблица 1(окончание)

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) семестр Всего зачетных единиц (часов) семестр
      з/о полный срок обучения   з/о сокращенный срок обучения  
курсовая (контрольная) работа -          
домашние задания     -   -  
подготовка к экзамену            
Вид промежуточного контроля экзамен   экзамен   экзамен  

 

* - в том числе 36ч переаттестация

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
  Раздел 1. Введение. Общее представление об организме человека       - - Еженед. Контрольные вопросы – 1  
  Раздел 2. Закономерности роста и развития детского организма.              
  2.1.Возрастная периоди-зация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза       -   Еженед. тест – 1
  2.2. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма     -     Еженед. Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
  Раздел 3. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)              
  3.1.Анатомия, физиология и возрастные особенности развития эндокринной системы       -   Еженед. Анализ и решение конкретной ситуации – 3 Контрольные вопросы проблемного характера – 3
  3.2.Морфофункциональные особенности нервной системы детей           Еженед. Выступление на семинаре - 4 Практическое задание - 4  
  Раздел 4. Изменение функций сенсорных моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах              
  4.1. Зрительная сенсорная система. Ее отделы и функции, возрастные особенности   5, 6       Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 5,6 Практическое задание –5, 6    

 

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
  4.2. Слуховая сенсорная система. Ее отделы и функции, возрастные особенности     -     Еженед. Домашнее самостоятельное задание - 7  
  4.3.Вестибулярная сенсор-ная система. Ее отделы и функции, возрастные особенности           Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8
  4.4.Двигательная сенсор-ная система. Ее отделы и функции, возрастные особенности.     -     Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 9  
  4.5. Висцеральная система. Ее отделы и функции, возрастные особенности.     -     Еженед. Практическое задание – 9 тест - 9
  Раздел 5. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Питание           Еженед. Контрольные вопросы - 10  
  Раздел 6. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата           Еженед. Выступление на семинаре – 11  
  Раздел 7. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга           Еженед. Деловая игра – 12 Анализ и решение конкретной ситуационной задачи – 12  

Таблица 2 (продолжение)

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
  Раздел 8. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения              
  8.1. Основы высшей нервной деятельности детей. Индивидуально-типологические особеннос-ти ребенка   13,14       Еженед. Анализ и решение конкретной ситуационной задачи – 13,14  
  8.2. Развитие речи у ребенка     - -   Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 15  
  8.3. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению   16,17 -     Еженед. Ролевая игра – 16 Контрольные вопросы проблемного характера - 17  
  Итого за семестр             Экзамен

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Развитие речи у ребенка

Центры речи: центр Брока – моторная речь, центр Вернике – сенсорный центр речи и их речевые поля. Связь других участков коры больших полушарий с моторной речевой функцией. Нарушение речи. Развитие речи ребенка в онтогенезе. Система «сигналов» и ее роль в формировании абстрактного мышления у детей и их обучении в школе. Влияние сенсорной информации на формирование связей между нейронами различных структур мозга, обеспечивающих первые сенсомоторные реакции ребенка.

Процесс восприятия речи как средство коммуникации. Акустическая имитация, связь моторных и сенсорных механизмов; развитие речевого соматосенсорного поведения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Анатомия и возрастная физиология» используются следующие формы:

● лекции; практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения ситуационных задач, подготовке к деловым и ролевым играм.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Практическое занятие 1

Задание 1. Входной контроль.

Задание 2. Письменно ответить на следующие вопросы:

1. Дать определения понятия следующим дефинициям: физиология, психофизиология, онтогенез.

2. Перечислить основные методы физиологических исследований, привести примеры.

3. Каких известных ученых-физиологов вы знаете? Перечислите и укажите их основные достижения в этой области науки.

 

Практическое занятие 2

Цель: рассмотреть понятия гомеостаз, регуляция, саморегуляция.

Задание 1. При помощи учебника письменно ответить на следующие вопросы:

1. Что такое гомеостаз?

2. Что такое саморегуляция и регуляция функций в организме? Чем они отличаются?

3. Дайте определению терминам: гуморальная регуляция, гормоны, железы внутренней секреции.

4. Что такое положительные и отрицательные обратные связи?

 

Практическое занятие 3

Тема: «Физиология крови»

Цель: изучить строение и функции крови. Рассмотреть возрастные особенности системы крови.

Задание 1. Составить сравнительную характеристику клеток крови.

Задание 2. Провести микроскопирование клеток крови человека.

Задание 3. Изучить классификацию групп крови человека.

Задание 4. Изучить процесс свертывания крови.

Задание 5. Изучить сущность и виды иммунитета.

Задание 6. Составить словарь новых терминов, встречающихся в тексте и в учебно-методической литературе по теме «Физиология крови», дать им определение.

Задание 7. Ответить письменно на вопросы.

1. Какие функции выполняет кровь?

2. Каков химический состав плазмы?

3. Что представляет собой сыворотка крови?

4. Каков механизм транспорта кровью кислорода и углекислого газа?

5. Дайте характеристику фагоцитарным свойствам лейкоцитов.

6. Какую роль в иммунитете играют лимфоциты?

Практическое занятие 4

Тема: «Физиология сердечно-сосудистой системы»

Цель: освоить методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Измерить частоту сердечных сокращений.

Задание 2. Измерить уровень артериального давления.

Задание 3. Рассчитать величину должного артериального давления.

Задание 4. Определить резервы сердечно-сосудистой системы.

Задание 5. Составить прогноз физического состояния организма человека методом регрессии по Е.А. Пироговой.

Практическое занятие 5

Тема «Физиология дыхательной системы»

Цель: овладеть методами оценки показателей внешнего дыхания. Изучить возрастные особенности дыхательной системы.

Задание 1. Определить минутный объем дыхания.

Задание 2. Определить показатели фактической и должной жизненной емкости легких.

Задание 3. Определить тренированность дыхательной мускулатуры

Задание 4. Определить объем форсированного выдоха и индекс Тиффно.

Задание 5. Провести пробы с задержкой дыхания в состоянии покоя.

Задание 6. Пробы с задержкой дыхания после физической нагрузки.

Практическое занятие 6

Тема: «Физиология центральной нервной системы»

Цель: приобрести навыки исследования функционального состояния центральной нервной системы человека и ознакомиться с ее возрастными особенностями.

Задание 1. Изучить возрастные особенности нервной системы.

Задание 2. Исследовать сухожильные рефлексы.

Задание 3. Исследовать двигательные функции мозжечка.

Практическое занятие 7

Тема: «Физиологи вестибулярной сенсорной системы»

Цель: исследовать состояние вестибулярной сенсорной системы с помощью функциональных проб.

Задание 1. Наблюдать нистагм головы и глаз при вращении.

Задание 2. Определить функциональные возможности вестибулярной сенсорной системы (проба Воячека).

Практическое занятие 8

Тема: «Физиология кожной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения свойств кожной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить пространственный порог тактильной чувствительности разных участков кожи.

Задание 2. Исследовать температурную адаптацию рецепторов кожи.

Практическое занятие 9

Тема: «Физиология зрительной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения функционального состояния зрительной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить остроту зрения.

Задание 2. Определить поле зрения.

Задание 3. Выявить слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Задание 4. Наблюдать за изменением диаметра зрачка в зависимости от освещения.

Задание 5. Изучить аккомодацию глаза.

Практическое занятие 10

Тема: «Физиология условных рефлексов»

Цель: ознакомиться с условиями выработки условных рефлексов и с возрастными особенностями их образования.

Задание 1. Выработать зрачковый условный рефлекс.

Задание 2. Выработать условный мигательный рефлекс на звуковой раздражитель.

Задание 3. Выработать навык зеркального письма.

Практическое занятие 11

Тема: «Функциональная межполушарная асимметрия»

Общие положения

Цель: исследовать функциональную межполушарную асимметрию.

Задание 1. Определить степень функционального доминирования правой руки.

Задание 2. Выявить сенсорную асимметрию.

Тема: «Сигнальные системы действительности»

Цель: овладеть методами определения типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем. Изучить возрастные особенности формирования сигнальных систем.

Задание. Определить тип высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем.

Практическое занятие 12

Тема: «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека»

Цель: исследовать свойства нервной системы человека и определить тип высшей нервной деятельности.

Задание 1. Определить силу нервной системы методом многократной рефлексометрии.

Задание 2. Определить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Задание 3. Определить подвижность нервных процессов (тест Бурдона).

Практическое занятие 13

Тема: «Физиология внимания»

Цель: изучить свойства внимания и его возрастные особенности.

Задание 1. Изучить величину колебания внимания.

Задание 2. Исследовать устойчивость произвольного внимания пробой «Перепутанные линии».

Задание 3. Изучить избирательность вынимания (тест Мюнстерберга).

Практическое занятие 14

Тема: «Физиология памяти»

Цель: изучить свойства памяти и ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить объем кратковременной вербальной памяти.

Задание 2. Определить объем кратковременной невербальной памяти.

Задание 3. Определить объем кратковременной образной памяти.

Задание 4. Определить объем смысловой кратковременной памяти.

Тема: Биологические ритмы

Практическое занятие 15

Тема: определение внутреннего отсчета времени

Цель: выявить преобладание в коре больших полушарий процессов возбуждения или торможения.

Задание 1. Дать характеристику понятия уравновешенности нервных процессов.

Задание 2. Провести пробу «индивидуальная минута»

Практическое занятие 16

Тема: определение биоритмологического типа человека

Цель: определить биоритмологический тип человека.

Задание 1. При помощи теста определить свой биоритмологический тип.

Задание 2. Составить рекомендации по рациональному использованию бюджета времени с учетом биоритмологическог типа.

 

 

Практическое занятие 17

Тема: исследование целенаправленной деятельности человека

Цель: выявить влияние предварительной постановки цели на результат деятельности.

Задание 1. Провести пробу с таблицей (цифра-буква).

Задание 2. Сделать вывод о зависимости результата деятельности от поставленной цели.

 

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

Домашние семестровые задания для студентов очной формы обучения

Выполнение, оформление и подготовка к защите домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задания, необходимые для выполнения домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, выдает преподаватель, осуществляющий проведение практических занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.

Домашние семестровые задания выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы. Домашние семестровые задания по дисциплине выполняются каждым студентов в рамках самостоятельной работы по следующим тематикам:

ДСЗ 1. «Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система» состоит из пояснительной записки (не менее 12–15 страниц), которая обязательно должна содержать следующие разделы:

1. Введение.

2. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз.

3. Заключение

ДСЗ 2. «Физиология больших полушарий головного мозга» состоит из пояснительной записки, включающей следующие разделы:

1. Введение.

2. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе.

3. Рефлексометрия как метод оценки функционального состояния ЦНС. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами. Основные ритмы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Формирование ЭЭГ в онтогенезе.

4. Заключение.

ДСЗ 3. «Врожденная и приобретенная деятельность организма» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов.

3 Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

4. Заключение.

ДСЗ 4. «Биологическое созревание и психическое развитие» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.

3. Динамика и гетерохронность созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Гетерохронность в созревании больших полушарий головного мозга и формирование особенностей психики человека.

4. Заключение.

ДСЗ 5 «Психофизиология эмоционально–потребностной сферы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и эмоции. Эмоции и здоровье. Влияние эмоций на деятельность человека.

3. Заключение.

ДСЗ 6. «Психофизиология речи и мыслительной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство.

3. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия.

4. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления. Электроэнцефалографические корреляты мышления. Интеллект, его физиологическая основа и аспекты. Факторы, определяющие уровень развития интеллекта.

5. Заключение.

ДСЗ 7 «Функциональное состояние» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Методы диагностики функциональных состояний.

3. Физиология стресса. Определение стресса. Классификация стрессов. Физиологический механизм развития стресса. Г.Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме. Стадии развития стресса. Эустресс и дистресс. Стресс, поведение и здоровье человека. Управление стрессорными реакциями. Обратная связь в регуляции функциональных состояний и поведения человека.

4. Заключение.

ДСЗ 8. «Психофизиология профессиональной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.

3. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

4. Заключение.

ДСЗ 9. «Биологические ритмы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Биологические ритмы. Хронобиология и биоритмология. Природные и биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Внешняя и внутренняя синхронизация биоритмов. Пейсмекеры.

3. Биоритмы и работоспособность. Индивидуальные биоритмы работоспособности. Десинхроноз, причины его возникновения и значение. Профилактика десинхроноза. Значение учения о биоритмах в педагогике.

4. Заключение.

ДСЗ 10. «Психофизиология умственного труда» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда). Эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде.

3. Интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха.

4. Заключение.

Каждое домашнее семестровое задание выполняется, оформляется и защищается студентом самостоятельно.

Подготовка к защите домашнего семестрового задания осуществляется самостоятельно каждым студентом с проработкой разделов лекционного материала, охватывающего тему данного ДСЗ, включает в себя выполнение ДСЗ и оформление пояснительной записки в соответствии с требованиями.

Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги форматом А4 и включает следующие разделы: титульный лист, введение, четкое и логичное изложение материала, сопровождаемые в случае необходимости графическими иллюстрациями и рисунками.

В конце пояснительной записки приводится список литературных источников, используемых студентом при выполнении ДСЗ, в том числе дается библиография методических указаний и пособий.

Защита домашних семестровых заданий проводится в форме беседы или тестирования, предусматривает решение ситуационных задач или тестовых заданий и призвана выявить уровень знаний студента по теме защищаемого ДСЗ.

Студенты, не выполнившие ДСЗ, к их защите не допускаются. Защита ДСЗ без пояснительной записки не допускается. Пояснительная записка и графический материал, оформленные небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями, к защите не допускаются.

Прием защит ДСЗ проводится преподавателями, осуществляющими проведение практических или лекционных занятий.

6.3. Задания к контрольной работе для студентов заочного отделения и методические указания к их выполнению

Для изучения курса «Анатомия и возрастная физиология» студентам-заочникам необходимо самостоятельно ознакомится с некоторыми его разделами, а также выполнить контрольную работу. Данный курс является необходимой дисциплиной для подготовки будущих бакалавров. Основной его задачей является приобретение знаний о строении и функциях человеческого организма. Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету студентов заочного отделения всех специальностей. Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология». Задания контрольной работы содержат два вопроса. Студент получает задание, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат отличается малым объемом и наиболее полно излагает основное содержание первичного документа. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком и достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно использовать литературу других источников, в том числе научных периодических изданий. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все использованные цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. Основная литература должна быть преимущественно не ранее 2009 года издания, а периодические издания за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников. Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по схеме:

1. План работы с указанием страниц в тексте.

2. Введение, содержит обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи работы.

3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема).

4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, содержит подробный анализ вопроса, а также путей и способов его решения.

5. Заключение представляет собой краткие выводы по изложенному материалу.

6. Список использованной литературы составляется по общепринятым правилам описания источников (автор с инициалами, год издания, издательство, количество страниц).

Оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется на формате А 4 или в обычной тетради. Предпочтителен компьютерный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) в пределах 8-10 страниц рукописного текста или эквивалентно набранный на компьютере. Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки по предлагаемой схеме:

№ варианта задания Две последние цифры номера зачетной книжки
  01, 31, 61, 91 02, 32, 62, 92 03, 33, 63, 93 04, 34, 64, 94 05, 35, 65, 95 06, 36, 66, 96 07, 37, 67, 97 08, 38, 68, 98 09, 39, 69, 99 10, 40, 70, 00 11, 41, 71 12, 42, 72 13, 43, 73 14, 44, 74 15, 45, 75 16, 46, 76 17, 47, 77 18, 48, 78 19, 49, 79 20, 50, 80 21, 51, 81 22, 52, 82 23, 53, 83 24, 54, 84 25, 55, 85 26, 56, 86 27, 57, 87 28, 58, 88 29, 59, 89, 30, 60, 90

 

Вариант 1.

1. Общее представление об организме человека. Организм как саморегулирующаяся система.

2. Опорно-двигательный аппарат человека. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Плоскостопие и меры его профилактики.

Вариант 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.181 с.)