Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пацация М.Ш. Возбуждение апелляционного производства: проблемы правоприменения // Законодательство и экономика. – М., 2007. – № 1.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
7. Перлов И.Д. Надзорное производство. – М., 1974. Методические рекомендации Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ Контрольные работы проводятся для промежуточной проверки знаний студентов. Разбирательство сложных и запутанных юридических казусов, поиск ответов на насущные вопросы уголовного процесса и важнейшие аспекты, связанные с применением нового УПК РФ способствуют формированию профессионального мышления будущих юристов, накоплению понятийного аппарата, приобретению навыков правоприменения. При условии систематичности и разнообразия таких упражнений студент овладевает навыками и знаниями в области уголовно-процессуального законодательства, со знанием дела способен применять его нормы, тренироваться в письменной аргументации своей позиции. Помещенные в учебно-методическом комплексе задачи и вопросы по разнообразным аспектам уголовно-процессуального права следует также использовать как эффективный способ самопроверки в ходе самостоятельной (домашней) подготовки по соответствующим темам учебного курса. При ответах на вопросы и решении задач необходимо внимательно прочитать их и попытаться дать полное и развернутое объяснение. Многие ответы могут быть даны только на основе системного изучения статей УПК РФ и их грамотного толкования. Формулировку вопроса и условий задачи изменять не разрешается. Правильный ответ и решение каждой задачи должны быть мотивированными, т.е. содержать обоснование, доводы, ссылки на конкретные правовые нормы и теоретические исследования, подтверждены примерами из правоприменительной практики. При этом следует помнить, что уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время продолжает активно совершенствоваться, накапливается информация о приобретении опыта работы правоохранительных органов в новых условиях уголовного судопроизводства. В связи с этим в целях осведомленности обо всех новеллах рекомендуется следить за новыми публикациями в юридической литературе и периодических изданиях, а также изменениями и дополнениями действующего законодательства, в том числе и уголовно-процессуального законодательства. В ответах не следует переписывать соответствующие статьи закона и тем более тексты учебной литературы. Исходя их условий задачи, нужно указать, соответствуют ли действия должностного лица или суда закону, а если закон нарушен, то в чем состоит нарушение, каковы его последствия, и предложить правильное решение, которое следует принять. Объем контрольной работы не должен превышать 10-15 страниц печатного текста. Работа должна быть сброшюрованной и достаточно прочно скрепленной, содержать титульный лист установленного в вузе образца, подписанный студентом (кой). На обложке студенту следует указать номер варианта выполненной контрольной работы, курс, группу, свою фамилию имя, отчество, номер зачетной книжки. В конце работы необходимо привести перечень изученных нормативных правовых актов и список использованной литературы (учебники, учебные пособия, монографии, научно–практические статьи). Срок представления контрольной работы устанавливается деканатом финансово-юридического факультета вуза. Контрольная работа, содержащая неверные выводы, грубые ошибки в освещении теоретических вопросов или решении задач, ссылки на отмененные нормативные правовые акты и акты законодательства, недействующие на территории Российской Федерации, а также выполненная несамостоятельно, зачету не подлежит. В этом случае студент повторно выполняет свой вариант работы, либо по усмотрению преподавателя, другой вариант задания. Итоги контрольной работы учитывается на экзамене (зачете). Задания для контрольных работ студентов одного потока состоят из 10 вариантов. Номер варианта студент выбирает согласно алфавитному указателю. Наименование регионов, юридических лиц, правоохранительных органов, фамилии должностных лиц и граждан, упоминаемые в описанных ситуациях, условные. Для выполнения работы студенту, изучающему Общие положения курса, предлагается ответить на два поставленных вопроса, один из которых определен в форме тестового задания, и решить задачу. Студенту, изучающему Основную часть курса (систему стадий уголовного судопроизводства) надлежит ответить на вопрос по применению норм УПК РФ, решить задачу и подготовить уголовно – процессуальный акт, по материалам конкретного уголовного дела, взятого из судебно – прокурорской практики.
Методические рекомендации по применению тестирования К числу новаций последнего времени относится внедрение в учебный процесс отечественной высшей школы тестирования. Тест (от англ. test – испытание, исследование) – стандартное задание, применяемое с целью определения уровня знаний обучаемых. Применение тестов в процессе обучения привносит в него наряду с объяснительно-иллюстрированными составляющими проблемно-программированные компоненты. Тестирование, обогащая учебный процесс, свободно от таких недостатков, присущих основной его форме – лекциям, как пассивность при их прослушивании некоторой части студентов, некритическое восприятие ими чужих мыслей, иждивенческие настроения желающих учиться на готовом, не вкладывая своего труда. Решение тестов в ходе практических занятий и выполнения домашнего задания помогает восстановить в памяти содержание прослушанных лекций, повышает действенность этих форм обучения. Они становятся привлекательными для студентов, поскольку сразу виден итог собственных познаний каждого из них. Семинары с использованием тестов, как правило, проходят оживленнее. Тестирование учит студента думать, приобщает его к творчеству, к мышлению, зарождает у него желание больше узнать о том или ином процессуальном институте, глубже изучить какую-нибудь тему, дополнительно прочитать учебную литературу или новейшую публикацию. Учебные занятия с применением тестов помогают формировать у студентов так необходимые им для предстоящей профессиональной деятельности качества: пунктуальность, точность, юридическая строгость, уважение к праву, закону. Тестовые испытания содействуют развитию когнитивных способностей будущего специалиста, его интеллектуальных возможностей. Они позволяют вырабатывать краткость и емкость применяемых понятийных категорий, побуждают студента к пытливому и скрупулезному изучению уголовного процесса, оказавшегося в наши дни на «острие» проводимой в стране судебной реформы, помогают повысить уровень правовой культуры в широком е понимании. Сосредоточение умственных усилий в условиях цейтнота времени (фиксированная продолжительность разрешения вопроса 1-2 минуты) приводит в действие все виды памяти. Наличие «игрового» элемента в тестировании делает процесс обучения интереснее. Ценность тестов обнаруживается в их простоте и доступности. Это позволяет весьма оперативно при создании или модернизации опросника отразить в нем все новое появившееся в законодательстве, судебной практике, литературе, политике. В этом случае в тестовых вопросах будет ощущаться свежесть материала, чувствоваться дыхание времени. С полученной таким образом информацией студент быстро сживается, включает ее в свой арсенал и потом свободно оперирует новыми для него понятиями. Однако главное назначение тестирования – это контроль уровня знаний студентов, имеющий значительные отличия по отношению к другим (традиционным) формам проверки и самопроверки. Выполнение тестов, с одной стороны, обеспечивает объективность оценок, которые не зависят от субъективных установок преподавателя, а с другой стороны, позволяет студенту самому определить личный, индивидуальный уровень знаний предмета и выявить пробелы. Выполняя тесты, студенты смогут не только проверить свой уровень знаний по предмету, но и, тренируя свою память, обстоятельно усвоить материал и подготовиться к экзамену (зачету). Доходчивость, мобильность, возможность автоматизации способствуют все более широкому применению тестирования в образовательном процессе. В частности, в целях предварительного (ознакомительного), текущего, рубежного и итогового контроля. При этом возможно проведение тестирования в письменном и электронном виде. Таковы основные соображения в пользу необходимости тестов, их важном значении в учебном процессе и их преимуществах в сравнении с иными средствами, применяемыми в преподавании. Составленный сборник тестов подготовлен на основе УПК РФ с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 августа 2005 г., состоит из 90 вопросов с охватом всех тем учебной программы курса. Предлагаемые тесты прошли апробацию в учебном процессе финансово-юридического факультета вуза. Результаты ее показали, что тесты являются надежным и эффективным средством повышения успеваемости студентов. Опыт применения тестов позволяет дать обучаемым наставление в виде небольшой инструкции. Выполнение теста начните с внимательного прочтения вопроса. Ознакомьтесь с каждым предложенным вариантом ответа и выберите из них правильный. Если для ответа пригодны два и более варианта, то укажите тот из них, который буквально отвечает смыслу вопроса и соответствует действующему законодательству. В каждом тестовом вопросе имеется только один верный ответ. Следует стремиться не просто указать на правильный ответ (путем вероятного предположения или «кроссвордовского» отгадывания), но и обосновать его безошибочность, при необходимости подкрепив правовой аргументацией (сделать ссылки на закон, иной правовой акт), а также объяснить, почему именно этот вариант ответа верный, остальные неверные. Задание считается невыполненным, если ответ дан неправильный либо в ответе указано несколько вариантов. Задания для самостоятельной работы
I Вариант 1 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Что является моментом фактического задержания лица – момент непосредственного задержания, момент доставления в орган дознания, к дознавателю следователю, прокурору или время составления протокола задержания подозреваемого?
2) Задача. Гражданка Назарова обратилась в один из столичных РОВД с заявлением о том, что снимавший однокомнатную квартиру ее дочери, проживающей в настоящее время с мужем в г. Норильске, гражданин Азербайджана Алиев выехал в неизвестном направлении. Одновременно из квартиры исчезли часть находившихся там вещей (телевизор, телефонный аппарат, ваза и др.). Через две недели Назарова была вызвана оперуполномоченным ОВД, который вернул ее заявление и разъяснил, что ей надлежит обратиться в органы внутренних дел Азербайджана. Правомерны ли действия оперуполномоченного? Оцените их с позиции уголовно процессуального закона. Какое решение должно быть принято по данной фабуле?
Вариант 2 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Каков реальный механизм исполнения норм УПК РФ, касающихся обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля в части сохранения в тайне данные об их личности, контроля и записи телефонных и иных переговоров, при проведении опознания, принятии мер по их защите и охране их имущества?
2) Задача. Было возбужденно уголовной дело по факту кражи изделий из драгоценных металлов и камней в отношении медицинского персонала, перевозившего трупы с места происшествия до морга. Обвиняемые не признали вину, поясняя, что изделия не брали. Только после того, как были предъявлены неоспоримые доказательства, а именно протокол осмотра трупов на месте происшествия, оформленный следователем, в котором было указано наличие вещей на трупах; индивидуальные карты на трупы, заполненные медицинским персоналом, в которых данные вещи отсутствовали, медицинскому персоналу пришлось выдать ювелирные изделия. Дайте определение потерпевшему. Кого в данном случае следователь должен признать потерпевшим? Вариант 3 Для студентов, фамилия которых начинается 1) Вопрос о применении УПК РФ. Возможно ли применение средств технической коммуникации при рассмотрении дел судом первой инстанции в случаях проживания свидетелей в других регионах либо невозможности этапирования кого-либо из подсудимых. 2) Задача. При производстве предварительного расследования по уголовному делу о хулиганстве и присвоении Кислициным автодеталей ему предъявлено несколько гражданских исков: о возмещении средств, затраченных на лечение избитых им граждан (предъявлен прокурором); о возмещении ущерба от хищения запасных частей (заявил автозавод); о взыскании сумм, взятым им в долг (заявитель – знакомый Кислицина); о выселении его из комнаты из–за невозможности совместного с ним проживания (заявители – жильцы коммунальной квартиры). Имеются ли основания для предъявления названных гражданских исков? Какие решения могут быть приняты по каждому исковому требованию следователем, прокурором и судом?
Вариант 4 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Каким образом должны быть оформлены результаты оперативно – розыскной деятельности, чтобы они могли быть признаны доказательствами по уголовному делу.
2) Задача. В порт Новороссийска вошел военный корабль под флагом США. Сошедшие с него матросы решили отметить свое прибытие в одном из ресторанов города. В ресторане между ними и матросами из Саудовской Аравии произошла ссора. Во время ссоры один из американских матросов толкнул матроса из Саудовской Аравии в грудь, последний, падая, ударился затылком о край стола и получил перелом основания черепа. Прибывший наряд милиции задержал обе группы матросов и доставил их в дежурную часть УВД. Оцените сложившуюся ситуацию. Как следует поступить прокурору?
Вариант 5 Для студентов, фамилия которых начинается 1) Вопрос по применению УПК РФ. Под какое понятие: «близкие лица», «близкие родственники» или «родственники» подпадают «сожители»?
2) Задача. Общее собрание участников ООО «Светлана» и руководитель муниципального предприятия «Узор» обратились к прокурору района с ходатайством не заключать под стражу дизайнера Волынина, совершившего особо злостное хулиганство, так как он выполняет важную работу по их совместному договору. Прокурор рекомендовал следователю принять указанное ходатайство в качестве личного поручительства и избрать эту меру пресечения. Каковы должны быть действия следователя в подобной ситуации? Вариант 6 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. При возмещении вреда реабилитированному имущественного вреда включает ли в себя понятие «другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования» упущенную выгоду?
2) Задача. Одна из столичных газет сообщила: «Милицейский патруль подобрал на улице гражданина, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. У него на плече сидел красивый попугай. Обоих доставили в участок. Человек не мог вразумительно ответить ни на один вопрос. И тут в дело решительно вмешался попугай. Она бойко ответила на все протокольные вопросы: Имя? – Джакоб. Возраст? – Десять лет. Место жительства? – Зоомагазин Херта. Выяснилось, что Джакоб – одна из тринадцати птиц, похищенных несколько дней назад и стоившая двадцать тысяч рублей». Руководствуясь УПК, определите: являются ли звуки, произнесенные попугаем Джакобом, доказательствами? Если не являются, то почему? Если являются, то, что это будет за источник доказательств? Каков рациональный способ дальнейшего использования полученной информации? Вариант 7 Для студентов, фамилия которых начинается 1) Вопрос по применению УПК РФ. Статья 56 УПК РФ не определяет порядок допуска адвоката к участию в допросе свидетеля. Требуется ли приобщение к протоколу допроса ордера адвоката?
2) Задача. Водитель Зиновьев, проезжая на красный свет светофора, на перекрестке сбил пятилетнюю дочь Капитонова. Последний, узнав о смерти дочери, пытался застрелить Зиновьева из охотничьего ружья. Зиновьев обратился к следователю с просьбой оградить его от преследований Капитонова. С целью обеспечения безопасности водителя следователь возбудил перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Зиновьева. Может ли этот факт являться основание для избрания Зиновьеву такой меры пресечения, как заключение по стражу? Обязан ли следователь предпринимать меры по обеспечению личной безопасности обвиняемых лиц, проходящих по делу (например, в случае покушения на самоубийство, покушения со стороны других лиц)?
Вариант 8 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Процессуальный порядок собирания доказательств защитником не урегулирован. Не означает ли это, что защитник может собирать доказательства любыми способами? Являются ли доказательства, собранные защитником во внепроцессуальном порядке, недопустимыми. 2) Задача. Клюшкин являлся редактором «бульварной» газеты. В свободное от работы время он сочинял рассказы ужасов. Эти рассказы Клюшкин размножал при помощи компьютера и распространял среди местной детворы. Однажды к нему прибежал взволнованный сосед – следователь Чертов – и принес книжку: Компилевский А.И. «Ужасы стыка веков». В этой книге знакомые узнали рассказы Клюшкина. Следователь Чертов сказал: «Я это так не оставлю. Это нарушение авторских прав». После чего достал из кейса бланк постановления о возбуждении уголовного дела и сразу же его заполнил. Дайте правовую оценку ситуации. Как поступить в данной ситуации «писателю Клюшкину»? Вариант 9 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Какие конкретно решения и действия дознавателя, следователя прокурора могут быть обжалованы в судебном порядке.
2) Задача. 7 августа 2002 г. в 1-ом часу в г. Москве двое приезжих (Закопко с Украины и Морюшкин из Тамбовской области), дождавшись в подъезде дома прихода с ночной смены сожительницы одного их них, ворвались вслед за ней в квартиру. Избили женщину до сотрясения головного мозга, связали ноги и руки за спиной электропроводом и стали душить, требую при этом сообщить о том, где находятся ценности и деньги. В последующем, при задержании их соседями оба получили травмы, были доставлены в больницу и прооперированны. С учетом тяжести содеянного, личности каждого из подозреваемых (имели судимость), отсутствия у них постоянного места жительства прокурор возбудил перед судом ходатайство об избрании им меры пресечения в виде заключения по стражу. Районный суд отказал в удовлетворении ходатайств, поскольку участие Закопко и Морюшкина в суде не было обеспечено (они согласно заключению врачей были не транспортабельны). По извлечению последние скрылись. Можно ли признать данное судебное решение обоснованным? Можно ли было рассмотреть ходатайство прокурора в суде в отсутствии подозреваемых? Как должен был действовать прокурор в сложившейся ситуации? Какое решение принял законодатель, чтобы таких вопросов не возникало?
Вариант 10 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Возможно ли применение новой меры пресечения – домашнего ареста к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, если да, то на какой срок, при каких условиях?
2) Задача. Полторацкий привлечен к уголовной ответственности за то, что, являясь председателем производственного кооператива «Заря», с целью хищения утвердил к оплате фиктивную ведомость на крупную сумму. В своих показаниях он категорически отрицал свою вину и утверждал, что хищение он не совершал, ведомость не видел и не подписывал. По делу была назначена почерковедческая экспертиза. Эксперту представлены платежная ведомость, свободные и экспериментальные образцы подписи Полторацкого. После тщательного исследования эксперт пришел к выводу: «Подпись председателя кооператива в графе «Утверждаю» очень краткая, но вероятно учинена Полторацким». Ознакомив обвиняемого с заключением эксперта, следователь спросил: «Чем вы теперь докажете свою невиновность, экспертиза ведь не в вашу пользу?» Может ли быть данное заключение эксперта обвинительным доказательством? Соответствует ли утверждение следователя принципу презумпции невиновности?
II Вариант 1 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. С какого момента уголовное дело считается возбужденным - с момента вынесения должностным лицом соответствующего постановления или с момента получения согласия прокурора на возбуждение дела?
2) Задача. Газеев, подозревая свою жену в сожительстве с племянником, пришел домой в «неурочное» время и действительно застал ее с ним в постели. Его реакция была мгновенна: он схватил попавшийся под руку утюг и убил им племянника. На следствии и на суде Газеев утверждал, что не отдавал отчета своим действиям, желая лишь одного – получить любым способом удовлетворения за нанесенную обиду. Несмотря на такие показания подсудимого, суд постановил обвинительный приговор. Оцените ситуацию. Какое решение должно быть принято на предварительном следствии и в суде? Возможно ли применить к Газееву принудительные меры медицинского характера?
3) Подготовьте Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении извлечения трупа (эксгумации).
Вариант 2 Для студентов, фамилия которых начинается 1) Вопрос по применению УПК РФ. Является ли перечень органов дознания исчерпывающим? Различие в статусе государственных органов и должностных лиц, наделенных правом возбуждения уголовных дел, производства дознания (с составлением обвинительного акта) и неотложных следственных действий, осуществления иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно – процессуальным законом.
2) Задача. Капустин, обвинявшийся по ч. 1 ст. 160 УК РФ и находившийся под стражей, был оправдан судом. Начальник конвоя сообщил Капустину, что он будет доставлен в СИЗО и там освобожден из-под стражи. Капустин обратился к председательствующему. Как должен поступить судья? 3) Подготовьте Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).
Вариант 3 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Среди названных в новом процессуальном законе правовых средств для осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия укажите, в каких случаях: - требуется санкция прокурора на производство дознавателем и следователем соответствующих действий и на принятие ими процессуальных решений; - прокурор утверждает решения органов дознания и следствия; - органы дознания, дознаватель и следователь обязаны направлять прокурору копии процессуальных документов и письменные сообщения или уведомления.
2) Задача. Чертановский районный суд отказал адвокатам гражданина Цаплина, обвиняемого в совершении преступления и содержащегося под стражей, в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля адвоката Ивановой для подтверждения факта фальсификации следователем материалов уголовного дела. При этом свой отказ суд мотивировал тем, что согласно п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ защитник подозреваемого, обвиняемого не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участие в производстве по уголовному делу. Цаплин не согласился с таким решением районного суда и 1 марта 2003 г. подал жалобу в краевой суд, в которой оспаривал конституционность указанной выше нормы закона. Его жалоба оставлена без рассмотрения. Вправе ли был районный суд в данном конкретном случае отказать в даче свидетельских показаний защитнику? Вправе ли был вышестоящий суд общей юрисдикции не рассматривать подобную жалобу обвиняемого? Что такое адвокатский иммунитет? Каково правовая позиция Конституционного Суда РФ по его обеспечению, побудившая законодателя внести коррективы в соответствующую норму процессуального закона.
3)Подготовьте Протокол предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего (обязательное требование – опознание проводиться при помощи окна с односторонней видимостью, оборудованного в соответствии с инструкцией управления криминалистики Генеральной прокуратуры РФ).
Вариант 4 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Означает ли отсутствие принципа непрерывности право суда рассматривать в перерыве судебного разбирательства другие дела?
2) Задача. Судья и прокурор – верные друзья, вместе проводят свободное время, ходят друг к другу в гости. Зная, что у прокурора больная жена, он расстроен и не успел хорошо подготовиться к процессу, судья в ходе судебного разбирательства активно задает вопросы подсудимому, свидетелям с позиции обвинения. Могут ли прокурор и судья участвовать в одном процессе, если они друзья? Правильно ли вел себя судья в ходе судебного следствия?
3) Подготовьте Постановление об избрании в отношении подсудимого меры пресечения в виде залога.
Вариант 5 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Будет ли являться существенным нарушением уголовно – процессуального закона извещение сторон о месте, дате, времени судебного заседания в срок менее 5 суток до его начала? Каковы последствия данного нарушения?
2) Задача. Приговором Октябрьского районного суда осужден Ющенко по п. «б», «в» ч.2 ст. 158 и ч. 2 ст. 167 УК РФ, а наказание по второй статье не было назначено. Явная ошибка была замечена уже после рассмотрения уголовного дела областным судом по кассационной жалобе осужденного. Можно ли в надзорном порядке исправлять ошибки судов первой и кассационной инстанции? Проанализируйте положения ст. 405 УПК РФ, сравните их с предписаниями ст. 19 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 15 и 244 УПК РФ. Не противоречит ли ст. 405 УПК РФ общеправовому принципу – равенству всех граждан перед законом и судом, который в полном мере распространяется на уголовное судопроизводство? Соответствует ли ее предписания общепринятым международным правовым стандартам? 3) Подготовьте Кассационное определение.
Вариант 6 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Каким образом производить осмотр, если проживающие в жилище отсутствуют (скрылись после совершения преступления, мертвы и т.п.). Ведь судебный порядок установил лишь при возражении проживающих в жилище? Следует ли учитывать законность проживания, исходя из критериев жилищного законодательства? Как этот запрет согласуется с ч. 2 ст. 176 УПК РФ?
2) Задача. Дело по обвинению Мосина в убийстве Вепрева из корыстных побуждений рассматривалось судом присяжных в краевом суде. Присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт. При голосовании шестеро из них дали отрицательный ответ на вопрос: «Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?» Председательствующий судья постановил оправдательный приговор. Вдова убитого, признанная потерпевшей и участвовавшая в судебном разбирательстве, обжаловала приговор в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ. В жалобе она просила отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, так как мнения присяжных разделились поровну. Как в этом случае должна поступать Кассационная коллегия?
3) Подготовьте Постановление о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств.
Вариант 7 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Каков порядок поддержания обвинения по уголовным делам, подсудным мировому судье? 2) Задача. Со стороны представителей преступной организации, обвинявшихся в совершении нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, в ходе предварительного следствия потерпевшим и некоторым свидетелям высказывались угрозы расправой. В связи с чем по данному делу был принят ряд мер безопасности, направленных на защиту потерпевших и свидетелей. Дело было рассмотрено в закрытом судебном заседании, что обеспечивало возможность получения от потерпевших и свидетелей правдивых показаний в условиях отсутствия угрозы их жизни и здоровья. Их привозили под охраной, в масках и пальто, скрывавших фигуру. Размещали в соседней с залом судебного заседания комнате, где были установлены микрофон, изменяющие голос, и видеокамера. Судья входил в эту комнату, устанавливал личность свидетелей и потерпевших и возвращался в зал заседания, откуда производился допрос. Все происходящее транслировалось на большом экране. Не нарушили ли интересов подсудимых принятые судом меры безопасности в отношении свидетелей и потерпевших? Назовите, в каких действующих законах, иных правовых актах имеются специальные нормы, направленные на усиление государственной защиты субъектов уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц? Какие материально – правовые процессуальные гарантии они устанавливают для соблюдения баланса интересов различных участников уголовного процесса. Урегулирован ли международным правом допуск в процесс анонимного свидетеля? Какова практика Европейского Суда по правам человека по этому вопросу?
3) Подготовьте Вопросный лист, предусмотренный ст. 338 УПК РФ.
Вариант 8 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. После вступления приговора (судебного решения) в законную силу гражданин Российской Федерации, осужденный по конкретному уголовному делу, располагает ли свободой выбора: защитить в дальнейшем свои права с помощью надзорного производства или обращения в Европейский Суд по правам человека, либо использовать обе эти возможности.
2) Задача. В районный ОВД обратилась Сафонова с заявлением, что накануне ее муж совершил в отношении нее насильственные действия, при этом нанес побои. Дознаватель, рассмотрев данное сообщение о преступлении, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, ссылаясь на то, что граждане являются мужем и женой и проживают вместе длительное время. Дайте правовую оценку изложенной ситуации. Какие должны последовать процессуальные действия и решения прокурора? Укажите особенности возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.
3) Подготовьте Частное определение (постановление) в соответствии со ст. 29 УПК РФ.
Вариант 9 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Какие ввел УПК РФ правила, связанные со сроками выполнения процессуальных действий и решений в: а) в часах; б) сутках; в) месяцах.
2) Задача. Группа из пяти вооруженных людей в масках расстреляли главу крестьянского (фермерского) хозяйства Иволгина. Были повреждены машины, на которых он приехал с приятелями на рыбалку. От полученных ранений Иволгин скончался через два часа по пути в больницу. Вдова предпринимателя в своем заявлении в прокуратуру писала, что считает это убийство заказным – ее мужу неоднократно угрожали конкуренты. Однако уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 111 УПК РФ («Деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). Не были предприняты необходимые меры для установления номера и владельца автомобиля, из которого велась стрельба, не сделаны слепки со следов транспортного средства. Баллистическая экспертиза по делу назначена через три месяца после совершенного преступного события. Письма, поступившие в ходе следствия в адрес жены погибшего с требованием «прекратить бурную деятельность по поиску черной кошки в темной комнате» были направлены для рассмотрения в районной ОВД, где без какой-либо проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Дайте правовую оценку изложенной ситуации. Выполнил ли надлежащим образом свои должностные обязанности прокурор? Что необходимо предпринять по раскрытию и расследованию данного уголовного дела? Предложите для этой цели конкретный план процессуальных действий и решений.
3) Подготовьте Оправдательный приговор.
Вариант 10 Для студентов, фамилия которых начинается
1) Вопрос по применению УПК РФ. Пользоваться помощью адвоката (защитника) – это право или обязанность гражданина? Во всех ли случаях отказ подозреваемого, обвиняемого от защитника не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора?
2) Задача. Чижов осужден к 5 годам лишения свободы за похищение 27 рублей у своего знакомого, которого он перед этим долго уговаривал приобрести спиртное на совместные деньги. Потерпевший показал, что он не хотел обращаться с заявлением, но его заставили сотрудники милиции, наблюдавшие за этой сценой около магазина из дежурного автомобиля и задержавшие Чижова сразу же после того, как он завладел деньгами. Хотя 27 рублей были возвращены владельцу, и последний просил не привлекать Чижова к уголовной ответственности, органы предварительного следствия и районный суд расценили действия Чижова как грабеж, совершенный в крупном размере (п. «д» ч.2 ст. 161 УК РФ). Суд решил, что за совершение тяжкого преступления подсудимый должен быть строго наказан. Смоделируйте дальнейшую «процессуальную» судьбу данного уголовного дела и вынесенного по нему приговора.
3) Подготовьте Обвинительный приговор. Примерные тестовые задания 1. Древнегреческая Богиня правосудия Фемида классически изображается с повязкой на глазах, весами в одной и мечом в другой руке. Что она олицетворяет? а) суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных; б) утверждение уважения к закону всех и каждого; в) торжество Добра и Справедливости; г) беспристрастность, справедливость и неотвратимость наказания.
2. Написанные А.И. Полежаевым в 1832 г. лирические строки: Печальный гений падших царств, Великой истины свидетель: Закон и меч! – Вот добродетель! Единый меч – душа коварств; Доколь они в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.019 с.) |