Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Поиск

Подзаконные актыэто изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то что в норматив­ном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного Закона РФ), подготавливаются в пределах президент­ских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государст­ва, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издают­ся обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочислен­ные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положе-

ния)подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.Распоряжения-это вторые по значимости(после указа)подзаконные акты главы государства. Они обычно принима­ются по те-кущим и и процедурным вопросам. Акты Президента пуб-никуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (I ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической шачимости, но не содержат норм права и поэтому не носят норма­тивного характера.);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты,
имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений.
Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в
форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к
исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Прави­
тельства является то, что они могут быть приняты лишь на основа­
нии и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов
Президента Российской Федерации. Постановления и распоряже­
ния Правительства РФ подписываются Председателем Правитель­
ства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее
15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств,
государственных комитетов.
Эти акты, принимаемые на основе
законов Российской Федерации, указов и распоряжений Прези­
дента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Пра­
вительства Российской Федрации и в соответствии с ними, регу­
лируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в
пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако
есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят
за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются
на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финан­
сов, министерства внутренних дел, государственного банка, госу­
дарственной налоговой инспекции, таможенного комитета, сани­
тарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного
хозяйства и т.п.;

 

4) решения и постановления местных органов государственной
власти (например, областных представительных, законодательных
структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областно­
го Представительного Собрания);

5)решения, распоряжения, постановления местных органов госу­
дарственного управления (например, областных глав администра­
ций, губернаторов и проч.);


6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­
нов.
Эти акты принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих городов, рай­
онов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и
организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Кашанини Т.В., Кашаиин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 1997. Гл. 12.

Конституция. Закон. Подзаконные акты. М, 1994.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Марченко М.Н. Теория государства и прав. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.

Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168— 175.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 143—146.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19.

86. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъ­ективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступле­нием его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде­рального Собрания», федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или


актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. (см.: Российская газета. 1994.15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отно­шения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают дейст­
вие) на следующих основаниях:

— по истечении срока действия акта, на который он был принят;

— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую­
щий (косвенная отмена);

— на основании прямого указания конкретного органа об отме­
не данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией Российской Федерации пони­мается ее сухопутное и водное пространство внутри государствен­ных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней отно­сится также территория российских дипломатических представи­тельств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Феде­рации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных ор­ганов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданст­ва. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, рас­пространяющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Ч^рвошок В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл.21. С. 213—218.

Комаров С.А. Общая теория государства й права. Саранск, 1994. С. 155—158.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М, 1996. Гл. 12. С. 307—315.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 175—180.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 155—159.


 




Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько, М.: Юристъ, 1997. Гл. 14.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 19. С. 356—363.

Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1967.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Стр. 199—201.

87. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчествоэто деятельность прежде всего государст­венных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные орга­ны, негосударственные структуры (органы местного самоуправле­ния, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномо­чиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках уста­новленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Кон­ституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании ста­рых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

— оно представляет собойдеятельность активную, творческую,
государственную;

—- основная продукция его — юридические нормы, воплощаю­щиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в норма­тивных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

— это важнейшее средство управления обществом, здесь форми­
руется стратегия его развития, принимаются существенные правила
поведения;

— уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче­
ство принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизо­
ванности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

— научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов
важно изучать социально-экономическую, политическую и иную А
ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

— профессионализм (заниматься подобной деятельностью долж­
ны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

— законность (данная деятельность должна осуществляться в
рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных
актов);


 

— демократизм (характеризует степень участия граждан в этом
процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в об­
ществе);

— гласность (означает открытость, «прозрачность» правотвор­
ческого процесса для широкой общественности, нормальную цир­
куляцию информации).

— оперативность (предполагает своевременность издания нор­
мативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основопола­гающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятель-' ности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирова­ние. М., 1993.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—206.

Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 378—384.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред.! М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 13.:. 200—208.

Поленика СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и [ А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. | Лекция 22. С. 402—407.

88. Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхслож­ная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на |такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе прове-

|

дения референдума (всенародного голосования по наиболее важ­ным вопросам государственной и общественной жизни);


2) правотворчество государственных органов (например, Госу-
дарственной Думы. Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например,
Президента, министра); '

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч
реждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например,
профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представители
ных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормш
тивные акты высшей юридической силы -— законы, принимаемые
соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­
ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства,
осуществляемая по поручению парламента по принятию для опера
тивного решения определенных проблем нормативных актов, входя
тих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимают
ся и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим
представительным органам — президентом, правительством, ми
нистерствами, ведомствами, государственными комитетами, мест
ными органами государственного управления, губернаторами, гла
вами администраций, руководителями предприятий, учреждений
организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо при
нимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций
когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне
подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах
Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризует
ся большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,
большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъ­
ектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непро­
зрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громозд­
костью.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 1998. Гл. 16.

Гаврилов О.А Стратегия правотворчества и социальное прогнозирова­ние. М., 1993.

Гойман-Червоннж В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 21. С. 203—2%.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.


I

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12 \ Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С "78— ЗМ \ Общая теория государства и права: Академический. vpc ' пд ред. NjL.H. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 7.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. ' Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 147—149.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 402—407.

89. Понятие и стадии законотворчества в РФ

Законотворческий процесс — главная составная часть право­творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические пре­цеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции
РФ право определенных субъектов внести предложение об издании
закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного
органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но
принять или отклонить его — право законодателя. Право законода­
тельной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принад­
лежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федера­
ции, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законо­
дательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституци­
онному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному
Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начина­
ется в Государственной Думе с заслушивания доклада представите­
ля субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для
того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить про
тиворечия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее суше
ственные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов
голосования (простым большинством и квалифицированным). При


нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако­
ны принимаются простым большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные
конституционные законы считаются принятыми, если за них прого­
лосовало не менее 2/ 3 голосов от общего числа депутатов Государ­
ственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от
ouiMeiu числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с
ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех
четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2.
ст. 108 Конституции Рф, Президент в течение четырнадцати дней
подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституци­онные законы и федеральные законы подлежат официальному опуб­ликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 9.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

Гл. 21. С. 206—210.

Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенст­вования // Государство и право. 1993. № 10.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

Кудрявцев В.М., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.,

1995.

Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16. С. 384—394.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 208—216.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

 

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 22. С. 407—416.


90. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по разно­му поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действу­ющих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем обществен­ные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами норма­тивные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответ­ствующую систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разреше­ния юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения
нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где
каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое зна­
чение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их
принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкор­
порация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация под­
разделяется на официальную и неофициальную. К первой можно
отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­
рой — сборники нормативных материалов по отраслям права, изда-
наемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На не­
официальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в про­
цессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения
нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где
каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значе-

ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин-корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую ж промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи-щии;

3) кодификация — форма систематизации путем объединения
нормативных актов в единый, логически цельный акт с,изменением
их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший
правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые пра-

ша поведения, обеспечивается ч их согласованность, логичность.


 

91. Юридическая техника Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписа­ний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается знач и тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института) Кодификация предполагает переработку норм права по содержа нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; ъо-втор ,лк, в итоге появляется новый нормативный акт -кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 19%.

Гл. 21. С. 218—222.

Комаров С А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 13.

Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12.

Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М, 1998. Т. 2. Гл. 9.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 14

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М

1996. С. 164—167.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 89-100.

Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодатель­ства. Саратов, 1993.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова V

А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 16.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 186—190. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995)

С. 27—29.


предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу,бы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате-риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по-нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юриди-ческой техники символизирует определенный уровень правовой льтуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло-

весное выражение понятий, используемых при изложении содержа-ния правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определен-го сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязаннос­ти, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых
актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкрет-

ности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих авовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово-
\ материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи-ьные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его ринятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа-«ю правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особен-части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. }А., 1996. [2.Тема-9.

уВяасенко Н.А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. к. 21. С. 222—224.

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.; 216—219. \ ^ ■

нинаС.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. |, Сандееуар Л. Введение в право. М., 1994.

ЧерданцевА.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке
практике. Екатеринбург, 1993. ■

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.


92. Понятие и структурные элементы системы права

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой1 понимается его строение. Система права — это внутренняя струк тура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтог., подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляем собой целостное образование, состоящее из множества элементом..* находящихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как дли законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (систем ный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Суще ственно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.

Черты системы права:

— ее первичным элементом выступают нормы права, которые
объединяются в более крупные образования — институты, пои

отрасли, отрасли;

— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи­
моувязаны, что придает ей целостность и единство;

— она обусловлена социально-экономическими, политически
ми, национальными, религиозными, культурными, историческими*
факторами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно су
ществующих общественных отношений и не может создаваться по
чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понят) • «правовая система». Последнее шире по своему объему и вклнэт в себя помимо системы права юридическую практику и господа! ющую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 19%

Т. 2. Тема 7.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М.,

Гл. 19. С. 180—183.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.,

С. 73—78.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 322—326.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 96. Тема 12. С. 167—172.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-в. Екатеринбург, 1996. С. 314—318.

ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. 50—51.

93. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: Предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это те общественные отно-Иопия, которые право регулирует. Он является основным критери- л, ибо общественные отношения объективно существуют, их опре-сленный характер требует к себе и соответствующих правовых юрм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирова-ия трудового права, семейные отношения — семейно-брачного рава.

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть щшетвенным критерием деления права на отрасли, потому что:

1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно
вшообразны;

2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются
пличными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод равового. регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что вгулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет являет-ся материальным критерием, то метод — формально-юридическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридичес-

средств, при помощи которых осуществляется правовое регули-ание качественно^ однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулиро-вания:

императивный — метод властных предписаний, субордина-

ции, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; диспозитивный — метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях;


поощрительный — метод вознаграждения за определенное
заслуженное поведение;

рекомендательный — метод совета осуществления конкрег
ного желательного для общества и государства поведения и т.п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996, Т. 1. Тема 7.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 199& Гл. 19. С. 180—183.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13. С. 326—33

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. '^

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. Г 1996. Тема 12. С. 167—172.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова:! А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 19')> С. 54—57.

94. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридически» норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных о ношений.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Ь чественная однородность, специфика той или иной области обще венных отношений вызывают к жизни соответствующую отрас права. Так, объективно существующие трудовые отношения лю; обусловливают необходимость трудового права, управленческие i ношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрас сострят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право,

2) гражданское,

3) административное,

4) уголовное,

5) земельное,
6)трудовое,

 

7) семейно-брачное,

8) уголовно-исполнительное,


9) аграрное (сельскохозяйственное),

10) экологическое (природоохранное),

11) финансовое,

12) уголовно-процессуальное,

13) гражданско-процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли пред­принимательского, налогового, муниципального, компьютерного, и «мического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя,

правовое положение личности, форма правления и государственно-

го устройства; доминирующий метод — императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения; основной метод — диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отноше-ния, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной де-чятельности органов государства; преобладающий метод — импера-тивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права | и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную ' и государственную собственность и т.п.; господствующий метод — императивный.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996.

1. Тема 7.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. 1.19.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 13.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 12.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
%. Тема 12. С. 167—172. i

Теория государства и права: Курс лекций '/ Под ред. Н.И. Матузова и 15. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 15.

ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 210—212.

Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 6.


95. Институт права: понятие и виды

Институт права — это упорядоченная совокупность юридичее ких норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных

отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, и

институт — лишь их вид.

Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответе! венности, охраны труда и т.п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера институты подразделяются на ма териальные (институт подряда) и процессуальные (инст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.01 с.)