Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический (государственный)режим: понятие и признакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходя-щие не в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются а его режиме, а он влияет на форму правления и форму государст-венного устройства. Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо вклю-чает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических парий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная ха^ рактеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система* тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в поли-тической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, сущест-иующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Понятие «политический режим» включает в себя следуютод параметры (признаки): 1) степень участия народа в механизмах формирования полит^ 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в 5) степень реализации политической власти непосредственно на 6) положение средств массовой информации, степень гласное 7) место и роль негосударственных структур в политической сис 8) соотношение между законодательной и исполнительной вет 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограни
10) тип политического поведения; 11) характер политического лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии политическ 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуж- 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной 15) принципы взаимоотношения общества и власти; 16) политическое и юридическое положение и роль в обществе 17) мера политического плюрализма, в том числе многопартий 18) существование реальных механизмов привлечения к полити Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996 С. 161—172. < цианина Т.Е., Каишнин А.В. Основы российского права. М., 1996. -37. омаров С.А. Личность в политической системе Российского общества |t 'птико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. 1.11. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 296. ('моргунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106—110. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных Гран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.\\. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55—60. 28. Демократический режим В зависимости от особенностей набора методов и средств госу-дарственного властвования различают два полярных режима — де-мократический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осущест-влял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд дарств, которые сделали в этом направлении больше других Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются другие государства. Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении госу- 2) решения принимаются большинством с учетом интересов 3) базируется на гражданском обществе с его развитой струк- 4) предполагает существование правового государства, действие 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов : 59 6) легитимность государственной власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;
10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует 12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, 13) гласность, средства массовой информации свободны от цен 14) реальное осуществление принципа разделения властей на Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режи мов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 36—37. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61—68. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. МП. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1')%. Тема 21. С. 314—317. Спшродубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных i ран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузоваи А.В. Ч и и ько. М.: Юристь, 1997. Гл. 5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введешь-в теорию. М., 1993. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. I i 1С.55—ф. 29. Авторитарный режим Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода ком-промисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, анти-народнее демократического режима. Авторитарный режим — государственно-политическое устрой-ство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы И т. д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках 2) игнорируется принцип разделения властей на законодатель 3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с ч j 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор* 6) в качестве методов государственного управления доминируют 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полу 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Кашанина Т.В., Кашапин А.В. Основы российского права. М., 1996, С. 36—37. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61—68. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 65—69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314—317. Стародубсшй Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл. 2. С. 55—-60. 30. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» означает весь, целый, полный. В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи для всех форм тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, пол ным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми 2) общество практически полностью отчуждено от полити- 3) монопольный государственный контроль над экономикой, 4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламента- 5) государственная власть формируется бюрократическим спосо 6) доминирующим методом управления становится насилие, при- 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профес- 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, 9) экономической основой выступает крупная собственность: об- 10) характеризуется наличие одной официальной идеологии, 11) централизация государственной власти во главе с диктатором 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со 13) отсутствие правовой государственности и гражданского об 14) государственная власть осуществляется но своему усмотре РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА I! Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993., Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. Каманина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 33—34. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 53—58. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М, 1997. С. 65—69. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. С. 182—184. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21. С. 314—317. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазны: стран. Свердловск, 1989. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова i А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5. Теория политики (Общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова i А.В. Малько. Саратов, 1994. 31. Механизм государства: понятие и структура Механизм государства — это система государственных органов призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия «механизм государства» и «госу-дарственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя, существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;, в) основным элементом механизма государства выступают госу г) он является той организационной и материальной силой (ры Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, i юдсистем. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимо 2) государственные учреждения и предприятия, которые власт- 3) государственных служащих (чиновников), специально занима 4) организационные и финансовые средства, а также принуди РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Пра-новедение. 1996. № 3. Кашашна Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996: С. 37-Г-44. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной жономике. М., 1992. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс// Общественные науки и современность. 1996. № 5. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 6. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 6,8. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 7. Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 12. Толстик В.А. Основы теории государства. Н. Новгород, 1995. С. 39—42. ЧиркинВ.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. 32. Органы государства: понятие, признаки, виды Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки орга 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма госу 2) образован и действует на основе правовых актов (конституции 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис 4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе 5) состоит из государственных служащих и соответствующих под 6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и фу По форме реализации государственной деятельности органы п: сударства классифицируются на представительные, исполнитем но-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольнс надзорные органы; по принципу разделения властей — на законодс тельные, исполнительные и судебные; по иерархии — на федеральны* республиканские и местные; по срокам полномочий — на постоя} ные (создаются без ограничения срока действия) и временные (созд; ются для достижения краткосрочных целей); по порядку осущест вления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дум Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правопримеш тельные и правоохранительные; по характеру компетенции — и органы общей (правительство) и специальной компетенции (минис терства) и т.п. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Пр; воведение. 1996. № 3. Каманина- ТВ., Каманин А.В. Основы российского права. М., 199*'.- С. 38^-44. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск.'1994. Лекция 5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1 Гл. 8. Теория государства и права: Курс лекций / Пол.. Ы.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 6. Теория государства и права / Под ред. МЛ. Марченко. 2-е изд. М,, 1996. Лекция 7. 66) ' еория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-а. М., 1995. Тема 6. С. 158-461; Тема 8. ■ория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-лкатеринбург, 1996. Гл. 12. С. 156—161; Гл. 15. С. 207—211. .ропанюкВ.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 6. С. 105—117. ЧиркинВ.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. 33. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «механизм государства» («государствен-ный аппарат») (см. ответ на вопрос 31). Аппарат государства есть система государственных органов, вза- 1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, 2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в 3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни- 4) принцип законности, который означает обязательность соблю- 5) принцип гласности, который обеспечивает информирован 6) принцип федерализма, который выражает единство системы 7) принцип профессионализма, который создает благоприятные
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который 9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который 10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Всесторонний учет этих функций как при образовании государ-; ственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Байтин ММ. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3. Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М, 1996. Гл. 5. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994. С. 210—212. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 6. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 6. С. 103—-104. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 38—42. 34. Политическая система общества: понятие и структура Политическая система общества — этб упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаи- сйствие которых порождает новое качество, не присущее ее час- Политическая система в конечном счете регулирует производ-ство и распределение благ между социальными общностями на ове использования государственной власти, участия в ней, борь-бы за нее. Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя го- 2) политическое сознание, характеризующее психологические и 3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие кой власти; 4) политические отношения, складывающиеся между элемента- 5) политическая практика, состоящая из политической деятель- ности и совокупного политического опыта. Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. Комаров С А. Личность в политической системе Российского общества. Саранск, 1995. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 7. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен- герова. М„ 1995. Тема 7. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 7. ' ; Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.И.' Коновалов;.' А.В. Малько. Саратов, 1994. Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы совремеш» общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5 Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обще 35. Функции политической системы Сущность политической системы общества наиболее ярко про-является в ее функциях. Отсюда характеристика политической сис- темы будет неполной без их рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы: 1) обеспечение политической власти для определенной социаль 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достиже- 4) выявление и представительство интересов различных субъек 5) удовлетворение интересов различных субъектов политических 6) интеграция общества, создание необходимых условий для вза 7) политическая социализация (посредством которой формиру конкретных. политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и дея-тельности); 8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен-ной степени соответствия реальной политической жизни официаль-ным политическим и правовым нормам). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. 1 65—67. Демидов AM., Федосеев А.А. Основы политологии. М, 1995. Гл. 12. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д, 1996. Лекция 5., Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества [политико-правовое исследование). Саранск, 1995. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. С. 116—124. Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.С. 36—51. Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред.:.Н. Марченко. М, 1998. Т. 1. С. 237—243. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. [алько. М.: Юристь, 1997. Гл. 7. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчи- 36. Место и роль государства в политической системе общества Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «политическая система общества» и рас-крыть ее структуру (см. ответ на вопрос 34). Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполня-ет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурса-ми общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представи 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. Лекция 8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 34—36. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 7. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 13. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 7. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 7. С. 77—82. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 30—33. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 30—32. 37. Государство и органы местного самоуправления Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления», к системе государственных органов уже не относятся. Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ). Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: — структура и компетенция этих органов определяется населе — обладают полномочиями на решение вопросов местного зна — в пределах своей компетенции издают правовые акты; — являются юридическими лицами; — не входят в систему органов государственной власти. При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. выд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.018 с.) |