Основные проблемы общего языкознания в конце XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы общего языкознания в конце XIX века.



Цели изучения: сформировать представление о постановке основных проблемных вопросов общего языкознания, понять значение общетеоретических проблем

Становление в России общего языко­знания как самостоятельной науки. Фи­лософское осмысление выдающимися русскими языковедами конца XIX в. сущности и задач языкознания. Проблема связи языка и общества в исследованиях ведущих лингвистов. Понимание системы языка как исторической категории.

Начиная с 70-х годов XIX в. наряду с продолжающимся бурным развитием сравнительно-исторических исследований происходит по­степенное превращение языкознания в науку, изучающую сущно­стные характеристики языка. Становление в России общего языко­знания как самостоятельной науки происходило на фоне острой идей­но-политической борьбы, развернувшейся в период перехода от феодально-крепостнических отношений к капитализму. В 1860 г. появляется «Антропологический принцип в философии » Н. Г. Чернышевского, работа, оказавшая огромное влияние на формирование материалистического мировоззрения передовой части русского общества. В этот же период печатается работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой обосновывается связь психических процессов с физиологическими отправлениями человеческого организма.

Во второй половине XIX в. психология была тем идейным плацдармом, на котором непосредственно соприкасались философия с естествознанием, эволюционная теория с историей и филологией. В успешном развитии русской психологии большую роль сыграло и русское языкознание. Русские революционеры-демократы впервые поставили вопрос о целях и задачах научной психологии, основные категории которой причинность и закономерность в психической деятельности человека — стали основой для собственно лингвистического обос­нования теоретических концепций русских языковедов. Величайшая роль в постановке таких общетеоретических проблем, как взаимоотношение языка и мышления, соотношение формы и содержания в языке, знаковый характер языка, система языка, диалектика отношений индивидуального и социального в язы­ке, принадлежит Александру Афанасьевичу Потебне (1835—1891).

Проблемы философии языка и общего языкознания привлекают внимание и выдающегося русского ученого Филиппа Федоровича Фортунатова (1848—1914), основателя Московской лингвистической школы, из которой вышло много талантливых ученых (В. К. Порже-зинский, А. А. Шахматов, М. М. Покровский, Б. М. Ляпунов, Д. Н. Ушаков, А. И. Томсон, А. Белич, О. Брок, Ф. Сольмсен, X. Педерсен, И. Миккола и др.).

Вопрос о связи языка и общества рассматривается Фортунатовым в единстве с учением о внешней и внутренней истории языка. Внеш­няя история языка определяется той тесной связью, которая сущест­вует между языком и обществом, а внутренняя история зависит от каждого отдельного индивида.

С несколько другой стороны проблему связи языка и общества разрабатывал в своей исследовательской практике Михаил Михайло­вич Покровский (1869—1942), занимавшийся мало изученными в то время проблемами семантики. В таких своих работах, как «Семасиоло­гические исследования в области древних языков» (1895), «О методах семасиологии» (1896), «Материалы для исторической грамматики ла­тинского языка» (1898) и др., на материале древнегреческого, латин­ского, немецкого, французского и русского языков Покровский ставит новую для своего времени проблему закономерностей семантических нений слов. Он выдвинул положение о социальной обусловленности изменения значений слов. Покровский впервые предложил изучать историю значений не отдельных слов, а групп слов, принадлежащих к одной и той же сфере представлений, под которой он понимал сферы обще­ственной жизни, производства и т. д. Он развивает понятие системно­сти в лексике.

Более подробно понятие языковой системы разрабатывается в 80-е годы в Казанском университете, где в течение сравнительно недолгого времени протекала творческая деятельность выдающегося языковеда Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (1845—1929), создателя Казанской лингвистической школы.

Бодуэн де Куртенэ воспитал целую плеяду талантливых языковедов: у него учились Н.В.Крушевский и В.А.Богородицкий, Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов и др. После провозглашения Польши самостоятельным государством (1918) Бодуэна де Куртенэ приглашают в Варшавский университет, где он и работал до конца своей жизни.

Круг научных интересов Бодуэна де Куртенэ был чрезвычайно широк. Его привлекали общелингвистические проблемы, вопросы смежных с языкознанием наук, особенно психологии, диалектологи­ческие исследования, полонистика, интерлингвистика. Его перу при­надлежит свыше 600 книг и статей, написанных на русском, польском, немецком, французском, итальянском и других языках. Работы Бо­дуэна де Куртенэ, относящиеся к 70—80 -м годам XIX в., были нова­торскими не только для своего времени; его идеи предвосхищали многие положения структурного языкознания, становление которого относится к первой половине XX в. Особенность бодуэновского понятия системы заключается в том, что он вводит в нее элемент противопоставленности отношений, которые помогают выяснять особенности одного явления языка по сравнению с другим.

Система языка — категория историческая, причем в процессе раз­вития языка в нем увеличивается системность. Понимание Бодуэном де Куртенэ языка как системы гораздо пло­дотворнее для современного языкознания, чем понятие системы, пред­ложенное де Соссюром.

Бодуэновское понимание системы языка было развито Николаем Вяче­славовичем Крушевским (1851—1887), считавшего язык природным явлением. В «Очерках по языковедению» (изданных В. А. Богородицким в 1891—1893 гг.), в книге «Очерк науки о языке» (1883) Крушевский обосновывает свое понимание системности языка на фонетиче­ском и морфологическом материале.

Де Соссюр отмечал, что Бодуэн де Куртенэ и Крушевский из всех лингвистов конца XIX в. ближе всех подошли к теоретическо­му рассмотрению языка. Характерной чертой русского языкознания конца XIX в. было стремление к теоретическим обобщениям, к постановке общелинг­вистических проблем, что отличало русское языкознание от мла­дограмматического направления, развивающегося в то время в Гер­мании.

Прогрессивные тенденции русской философии отразились на фи­лософском осмыслении выдающимися русскими языковедами конца XIX в. сущности и задач языкознания, постановке ряда лингвисти­ческих проблем и предопределили в ряде случаев материалистическое их решение.Постановка русскими языковедами в последней трети XIX в. та­ких общелингвистических проблем, как проблемы взаимосвязи языка и мышления, понимания языка как системы, стремление понять сущ­ность языка и определить задачи языковедения, рассмотрение языка в современном его состоянии и историческом развитии, дифференциа­ция понятий языка и речи — все это подготовило становление в Рос­сии общего языкознания как науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)