Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы общего языкознания в конце XIX века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: сформировать представление о постановке основных проблемных вопросов общего языкознания, понять значение общетеоретических проблем Становление в России общего языкознания как самостоятельной науки. Философское осмысление выдающимися русскими языковедами конца XIX в. сущности и задач языкознания. Проблема связи языка и общества в исследованиях ведущих лингвистов. Понимание системы языка как исторической категории. Начиная с 70-х годов XIX в. наряду с продолжающимся бурным развитием сравнительно-исторических исследований происходит постепенное превращение языкознания в науку, изучающую сущностные характеристики языка. Становление в России общего языкознания как самостоятельной науки происходило на фоне острой идейно-политической борьбы, развернувшейся в период перехода от феодально-крепостнических отношений к капитализму. В 1860 г. появляется «Антропологический принцип в философии » Н. Г. Чернышевского, работа, оказавшая огромное влияние на формирование материалистического мировоззрения передовой части русского общества. В этот же период печатается работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой обосновывается связь психических процессов с физиологическими отправлениями человеческого организма. Во второй половине XIX в. психология была тем идейным плацдармом, на котором непосредственно соприкасались философия с естествознанием, эволюционная теория с историей и филологией. В успешном развитии русской психологии большую роль сыграло и русское языкознание. Русские революционеры-демократы впервые поставили вопрос о целях и задачах научной психологии, основные категории которой причинность и закономерность в психической деятельности человека — стали основой для собственно лингвистического обоснования теоретических концепций русских языковедов. Величайшая роль в постановке таких общетеоретических проблем, как взаимоотношение языка и мышления, соотношение формы и содержания в языке, знаковый характер языка, система языка, диалектика отношений индивидуального и социального в языке, принадлежит Александру Афанасьевичу Потебне (1835—1891). Проблемы философии языка и общего языкознания привлекают внимание и выдающегося русского ученого Филиппа Федоровича Фортунатова (1848—1914), основателя Московской лингвистической школы, из которой вышло много талантливых ученых (В. К. Порже-зинский, А. А. Шахматов, М. М. Покровский, Б. М. Ляпунов, Д. Н. Ушаков, А. И. Томсон, А. Белич, О. Брок, Ф. Сольмсен, X. Педерсен, И. Миккола и др.). Вопрос о связи языка и общества рассматривается Фортунатовым в единстве с учением о внешней и внутренней истории языка. Внешняя история языка определяется той тесной связью, которая существует между языком и обществом, а внутренняя история зависит от каждого отдельного индивида. С несколько другой стороны проблему связи языка и общества разрабатывал в своей исследовательской практике Михаил Михайлович Покровский (1869—1942), занимавшийся мало изученными в то время проблемами семантики. В таких своих работах, как «Семасиологические исследования в области древних языков» (1895), «О методах семасиологии» (1896), «Материалы для исторической грамматики латинского языка» (1898) и др., на материале древнегреческого, латинского, немецкого, французского и русского языков Покровский ставит новую для своего времени проблему закономерностей семантических нений слов. Он выдвинул положение о социальной обусловленности изменения значений слов. Покровский впервые предложил изучать историю значений не отдельных слов, а групп слов, принадлежащих к одной и той же сфере представлений, под которой он понимал сферы общественной жизни, производства и т. д. Он развивает понятие системности в лексике. Более подробно понятие языковой системы разрабатывается в 80-е годы в Казанском университете, где в течение сравнительно недолгого времени протекала творческая деятельность выдающегося языковеда Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (1845—1929), создателя Казанской лингвистической школы. Бодуэн де Куртенэ воспитал целую плеяду талантливых языковедов: у него учились Н.В.Крушевский и В.А.Богородицкий, Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов и др. После провозглашения Польши самостоятельным государством (1918) Бодуэна де Куртенэ приглашают в Варшавский университет, где он и работал до конца своей жизни. Круг научных интересов Бодуэна де Куртенэ был чрезвычайно широк. Его привлекали общелингвистические проблемы, вопросы смежных с языкознанием наук, особенно психологии, диалектологические исследования, полонистика, интерлингвистика. Его перу принадлежит свыше 600 книг и статей, написанных на русском, польском, немецком, французском, итальянском и других языках. Работы Бодуэна де Куртенэ, относящиеся к 70—80 -м годам XIX в., были новаторскими не только для своего времени; его идеи предвосхищали многие положения структурного языкознания, становление которого относится к первой половине XX в. Особенность бодуэновского понятия системы заключается в том, что он вводит в нее элемент противопоставленности отношений, которые помогают выяснять особенности одного явления языка по сравнению с другим. Система языка — категория историческая, причем в процессе развития языка в нем увеличивается системность. Понимание Бодуэном де Куртенэ языка как системы гораздо плодотворнее для современного языкознания, чем понятие системы, предложенное де Соссюром. Бодуэновское понимание системы языка было развито Николаем Вячеславовичем Крушевским (1851—1887), считавшего язык природным явлением. В «Очерках по языковедению» (изданных В. А. Богородицким в 1891—1893 гг.), в книге «Очерк науки о языке» (1883) Крушевский обосновывает свое понимание системности языка на фонетическом и морфологическом материале. Де Соссюр отмечал, что Бодуэн де Куртенэ и Крушевский из всех лингвистов конца XIX в. ближе всех подошли к теоретическому рассмотрению языка. Характерной чертой русского языкознания конца XIX в. было стремление к теоретическим обобщениям, к постановке общелингвистических проблем, что отличало русское языкознание от младограмматического направления, развивающегося в то время в Германии. Прогрессивные тенденции русской философии отразились на философском осмыслении выдающимися русскими языковедами конца XIX в. сущности и задач языкознания, постановке ряда лингвистических проблем и предопределили в ряде случаев материалистическое их решение.Постановка русскими языковедами в последней трети XIX в. таких общелингвистических проблем, как проблемы взаимосвязи языка и мышления, понимания языка как системы, стремление понять сущность языка и определить задачи языковедения, рассмотрение языка в современном его состоянии и историческом развитии, дифференциация понятий языка и речи — все это подготовило становление в России общего языкознания как науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.006 с.) |