Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список терминов и персоналий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Язык... вообще есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотич. (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, — это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума. Кроме того, на эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с ее функциями и используемым субстанциональным (звуковым) материалом (А.Е. Кибрик). Язык – открытая, подвижная система, постоянно вовлекающая в себя, вследствие речевой деятельности говорящих и отражения действительности в этой деятельности, новые единицы, прежде всего на лексическом и синтаксическом уровнях; с одной стороны, - это строго организованная система, исключающая какое-либо субъективное вмешательство в её строение, непроницаемая в определённых своих частях; с другой – представляет собой подвижную, открытую систему, призванную отражать изменяющуюся действительность, новые, вовлекаемые в человеческий опыт предметы и явления, их связи и отношения; Языковые единицы - элементы языка, которые воспроизводимы, выделяются относительно постоянными своими признаками в системе языка либо образуются в речи по выработанным в языке правилам и моделям, а также выполняют свойственные их языковой природе функции. Речь — конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под Р. понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) (Н.Д. Арутюнова). Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени (И.М. Дьяконов). Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя главнейшими, базовыми Ф.я. являются: коммуникативная и когнитивная. К ним тоже в качестве базовых добавляют эмоциональную Ф.я. — быть одним из средств выражения чувств и эмоций и метаязыковую (металингвистическую) Ф.я. — быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка (Н.А. Слюсарева). Стиль (от лат. stilus, stylus — остроконечная палочка для письма, манера письма) в языкознании — 1) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам — лексикой, грамматикой, фонетикой; то же, что С. языка. В совр. развитых нац. языках существуют 3 наиболее крупных С. языка в этом значении: а) нейтральный, б) более "высокий", книжный, в) более "низкий", разговорный (или фамильярно-разговорный, или разговорно-просторечный) (Ю.С. Степанов). Функциональный стиль — разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф.с. связывают также с различием функций, выполняемых языком. К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы обществ. сознания, социальных отношений, виды производственной и др. деятельности. Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частное лицо, офиц. лицо, гос. учреждение и т.п.), адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и др. Для мн. совр. лит. языков выделяются обиходно-лит., газетно-полит., производств.-технич., офиц.-деловой и науч. Ф.с. (Ф.П. Мурот). Система языковая (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность. Каждый компонент С.я. существует не изолированно, а лишь в противопоставлении др. компонентам системы. Поэтому он рассматривается исходя из его роли в составе С.я., т.е. в свете его значимости (функциональной релевантности) (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов). Структура языка... представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархич. зависимости в пределах определ. уровней. Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщенные инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации (В.А. Винокур). Норма языковая — совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Н. как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфич. признаком литературного языка нац. периода. В более широкой трактовке Н. трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Н.Н. Семенюк). Единицы языка — элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е.я. в узком смысле этого термина образуют определ. "уровни" языковой системы, напр. фонемы — фонемный уровень, морфемы — морфемный уровень и др. Термином "Е.я." в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики (В.М. Солнцев). Уровни языка — некоторые "части" языка; подсистемы общей системы языковой, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Можно выделить следующие основные У.я.: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения). Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т.е. обладают способностью вступать в парадигматич. и синтагматич. отношения только с единицами того же У.я. Единицы разных уровней обладают качеств. своеобразием (обнаруживают новое качество). С единицами др. У.я. единицы к.-л. одного уровня вступают только в иерархич. отношения "состоит из..." или "входит в..." (В.М. Солнцев). Вариантность (от лат. varians, род. п. variantis — изменяющийся) (вариативность) — 1) представление о разных способах выражения к.-л. языковой сущности как об ее модификации, разновидности или как об отклонении от некоторой нормы (напр., разночтения в разных списках одного и того же памятника); 2) термин, характеризующий способ существования и функционирования единиц языка и системы языковой в целом. В. — фундаментальное свойство языковой системы и функционирования всех единиц языка. Характеризуется с помощью понятий "вариант", "инвариант", "варьирование". При первом понимании В. используются только понятия "вариант" и "варьирование"; то, что видоизменяется, понимается как некоторый образец, эталон или норма, а вариант — как модификация этой нормы или отклонение от нее. При втором понимании вводится термин "инвариант" и оппозиция вариант — инвариант. Под вариантами понимаются разные проявления одной и той же сущности, напр. видоизменения одной и той же единицы, которая при всех изменениях остается сама собой. Инвариант — это абстрактное обозначение одной и той же сущности (напр., одной и той же единицы) в отвлечении от ее конкретных модификаций — вариантов (В.М. Солнцев). Оппозиции (от лат. oppositio — противопоставление) языковые — лингвистически существенное (выполняющее семиологическую функцию) различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания, и наоборот (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов). Категория (от греч. kategoria) языковая — в широком смысле любая группа языковых элементов, выделяемая на основании к.-л. общего свойства; в строгом смысле — некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака (напр., "К. падежа", "К. одушевленности/неодушевленности", "К. вида", "К. глухости/звонкости"). Нередко, однако, термином "К." называется одно из значений упомянутого признака (параметра), напр. "К. винительного падежа", "К. неодушевленности", "К. совершенного вида", "К. глухости", "К. состояния" (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов). Семиотика (от греч. semeion — знак, признак) (семиология) — 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (гл. обр. язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т.д.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (напр., зрительное и слуховое восприятие предметов, логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения С. в 1-м значении (напр., С. данного фильма; С. лирики А.А. Блока; С. обращений, принятых в рус. яз., и т.п.) (Ю.С. Степанов). Семантика (от греч. semantikos — обозначающий) — Семасиология (от греч. semasia — значение, смысл и logos — слово, учение) — в русской и европейской традиции: раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой, т.е. значениями слов и словосочетаний, которые используются для называния, номинации отдельных предметов и явлений действительности. Часто С. противопоставляется ономасиологии как исследованию называния. Задачи обеих решаются в рамках более общей дисциплины — семантики (Ю.С. Степанов). Ономасиология — теория номинации; один из двух разделов семантики, противопоставленный семасиологии по направлению исследования от вещи или явления к мысли об этой вещи, явлении и к их обозначению языковыми средствами. О. изучает все единицы языка с т. зр. осуществления ими номинативной, или репрезентативной, функции, занимается вопросами номинативной техники и, в частности, способами формирования единиц номинации разного уровневого статуса, разной протяженности и структуры, а также неодинаковых по способу представления действительности в знаках языка (Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, В.Г. Гак, В.Н. Телия). Парадигматические отношения, в отличие от синтагматических, не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте; они представляют собой соотношения между элементами языка, объединяемыми в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями; они связывают эти элементы в силу общности либо их формы (напр., акустич. образов), либо содержания, либо на основе сходства того и другого одновременно (Е.С. Кубрякова). Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) в широком смысле — любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего — совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями; 2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле — синоним термина "морфологическая П." (система форм одного слова) (Е.С. Кубрякова). Парадигматика — 1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка — парадигматических и синтагматических; 2) раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок (Е.С. Кубрякова). Синтагматические отношения... непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и свойстве ее протяженности, однонаправленности, последовательности. Благодаря этому элементы, следуя один за другим, образуют определенную языковую цепочку, последовательность — синтагму, внутри которой составляющие ее элементы вступают в синтагматич. отношения (Е.С. Кубрякова). Синтагма (от греч. syntagma, букв. — вместе построенное, соединенное) — 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л.В. Щерба определил С. как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли... 2) последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем — "дом-ик", слов — "старый дом", словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи (напр., определительной). Употребление термина С. в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (Н.Д. Светозарова). Синтагматика — 1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых — синтагматических — отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике (Е.С. Кубрякова). Прагматика (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие) — область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. Термин "П" введен в конце 30-х гг. 20 в. Ч.У. Моррисом как назв. одного из разделов семиотики, которую он разделил на семантику, изучающую отношение знаков к объектам, синтактику — раздел о межзнаковых отношениях, и П., исследующую отношение к знакам говорящих (Н.Д. Арутюнова). Полисемия (от греч. polysemos — многозначный) (многозначность) — наличие у единицы языка более одного значения — двух или нескольких (Д.Н. Шмелев). Омонимия (от греч. homonymia — одноименность) в языкознании — звуковое совпадение различных языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом (Д.Н. Шмелев). Синонимия (от греч. synonymia — одноименность) — тип семантических отношений языковых единиц, заключающийся в полном или частичном совпадении их значений. С. свойственна лексич., фразеологич., грамматич., словообразоват. системам языка (Л.А. Новиков). Синхрония (от греч. synchronos — одновременный) — Диахрония (от греч. dia — через, сквозь и chronos — время) — историческое развитие системы языковой как предмет лингвистического исследования; исследование языка во времени, в процессе его развития на временной оси (Е.С. Кубрякова). Языкознание (языковедение, лингвистика) — наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях (В.В. Иванов). Фонетика (от греч. phonetikos — звуковой, голосовой) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедческих дисциплин Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносит. аппарата, а также акустич. характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Совр. Ф. различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический), артикуляторный, акустический и перцептивный (Л.Р. Зиндер). Фонология (от греч. phone — звук и logos — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим Ф. как семиотич. дисциплина отличается от собственно фонетики, изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте; внутр. связанность (неавтономность) этих дисциплин отражается в назывании Ф. функциональной фонетикой (А. Мартине); иногда термин "фонетика" употребляется как родовой, покрывая то, что относится к Ф. Как и др. термины, обозначающие разделы лингвистики ("грамматика", "морфология", "синтаксис"), термин "Ф." одновременно означает и определ. фрагмент (ярус) языковой системы, т.е. применяется и к объекту изучения, и к его науч. модели (В.А. Виноградов). Лексикология (от греч. lexikos — относящийся к слову и logos — учение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Предметом изучения Л. являются следующие аспекты словарного состава языка: проблема слова как осн. единицы языка, типы лексич. единиц; структура словарного состава языка; функционирование лексич. единиц; пути пополнения и развития словарного состава; лексика и внеязыковая действительность. Особенности лексич. единиц и отношения между ними отображаются в лексикологич. категориях (В.Г. Гак). Фразеология (от греч. phrasis, род. п. phraseos — выражение и logos — слово, учение) — 1) раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии; 2) совокупность фразеологизмов данного языка, то же, что фразеологический состав. Предметом Ф. как раздела языкознания является исследование природы фразеологизмов и их категориальных признаков, а также выявление закономерностей функционирования их в речи (В.Н. Телия). Грамматика (греч. grammatike, от gramma — буква, написание) — 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. В триаде, организующей язык в целом — в его звуковой, лексико-фразеологической и собственно формальной системах, — это категории и все явления формального, собственно строевого уровня языка; 2) раздел языкознания, изучающий такой строй, его неодноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу (Н.Ю. Шведова). Морфология (от греч. morphe — форма и logos — слово, учение) — 1) система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; 2) раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы. Объем понятия "М." трактуется в разл. концепциях по-разному. Согласно одной из наиболее распространенных точек зрения, М. изучает структуру значимых единиц языка, по протяженности не превышающих синтагматич. слова (или словоформы) (Т.В. Булыгина, С.А. Крылов). Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, порядок) — 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста. Объект С. как области языкознания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и др.), которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) бесконечного множества речевых произведений (интонационно оформленных высказываний, способных входить в состав текста). С. исследует и формулирует правила речеобразования (Н.Д. Арутюнова). Словообразование — 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств; 2) раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. С., обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познават. деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи (Е.С. Кубрякова). Заимствования, заимствование, заимствованное слово - процесс, в результате которого в русском языке появляются заимствованные слова, представляет собой: 1) переход элементов одного языка в систему другого языка как следствие более или менее длительных контактов между этими языками; 2) слово или оборот, вошедшие в язык в результате такого перехода; представляют собой определённым образом организованную систему русского языка со своей структурой, набором элементов и связей между ними; Имплицитный - внутренне подразумеваемый, материально невыраженный; Инвентарь элементов интернационализмов включает в себя следующие строевые единицы: 1) корневой морф языка-реципиента(R); 2) корневой морф иноязычного слова (R*); 3) суффиксальный морф языка-реципиента(S); 4) суффиксальный морф иноязычного слова(S*); 5) префиксальный морф языка-реципиента(P); 6) префиксальный морф иноязычного слова (P*); 7) комбинирующаяся форма (C); 8) осколок корневого морфа (Rp*); 9) осколок суффиксального морфа (Sp); 10) суффиксальная последовательность иноязычных элементов (Sp*…); 11) суффиксальная последовательность языка-реципиента(S…); 12) корневая последовательность иноязычных элементов (R*…); Интеграци я – (от лат. integratio «восстановление, восполнение») – слияние, объединение языков, диалектов, стирание их различий; Интенсификация – усиление; Интерлингвистика– особыйраздел языкознания, предметом изучения которого являются международные языкии, вероятно, одной из задач является поиск естественного языка, способного служить единым языком общения для народов планеты; Интернационализмы, равно как и интернациональные слова - лексические единицы, функционирующие в нескольких (не менее чем в трёх) мировых языках, близкие по звуковой, графической и семантической форме, являющиеся следствием языкового контакта и выражающие общие для многих культур понятия из областей науки, техники, бизнеса, политики, искусства, средств коммуникации; Интерференция лингвистическая (от лат. Inter «между» и ferens «переносящий») -является неотъемлемым процессом современного состояния развитых языков и представляет собой взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия, складывающегося либо при языковых контактах, либо при индивидуальном освоении неродного языка; Лингвистика (от лат. lingua «язык») – наука о языке, которая дает возможность ориентироваться в многообразии лингвистических наук; Морф - минимальный, далее неделимый на морфемном уровне значимый линейный отрезок (сегмент) безотносительно к его принадлежности к той или иной морфеме; Морфемный уровень включает в себя такие элементы как корневые морфы, аффиксы, комбинирующиеся формы; Организация системно-структурная предполагает наличие следующих компонентов: элемент, связь, функция; Система - употребляется достаточно широко в разных сферах человеческой деятельности, имеет греческое происхождение и означает определённым образом организованные элементы; под термином «система» понимают такую совокупность элементов, которая характеризуется а) закономерными отношениями между элементами; б) целостностью как результатом этого взаимодействия; в) автономностью поведения; г) несуммарностью свойств системы по отношению к свойствам составляющих её элементов; С истема лингвистическая – совокупность таких систем как звуковая, лексическая, грамматическая и другие; совокупность элементов, определённым образом организованных; С труктура – основное свойство языковой системы, предполагает расчленённость языка как целостного образования на составляющие, их взаимосвязь, взаимообусловленность и внутреннюю организацию; набор связей (отношений) между элементами системы, создающий определённый тип её организации; способ устройства (организации) отдельного элемента системы, например, слова, морфемы и т. д.
Проблемные вопросы для занятий!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.009 с.) |