Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда



Согласно статье 34 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспек­ции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сфе­рах деятельности.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охра­не труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Прави­тельству Республики Беларусь, местные исполнительные и распоряди­тельные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Государственные органы надзора и контроля осуществляют:

надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда);

надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор);

надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор);

надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользу­ющих установок (Госэнергонадзор);

надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);

контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков произ­водств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспер­тиза по условиям труда);

контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ);

надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор);

надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно­строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор).

Должностные лица органов государственного надзора и контроля име­ют право:

беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодатель­ства об охране труда, получать от нанимателей и должностных лиц, в том числе в письменном виде, необходимые документы, разъяснения, инфор­мацию по этим вопросам;

выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предпи­сания по устранению нарушений законодательства об охране труда;

приостанавливать работу предприятий, цехов, производственных учас­тков, других структурных подразделений предприятия, эксплуатацию стан­ков, машин, иного оборудования, транспортных средств, запрещать прове­дение работ, применение материалов и химических веществ, если такая производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих;

налагать на должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законо­дательством, и на нанимателей штрафы за нарушения законодатель­ных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

в необходимых случаях направлять в установленном порядке пред­ставления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нару­шающих законодательство об охране труда, к уголовной ответственности.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и конт­роля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения.

Обжалование указанных решений осуществляется в соответствии с законодательством.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охра­не труда осуществляют также республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Прави­тельству Республики Беларусь, в подчиненных им организациях, а мест­ные исполнительные и распорядительные органы — в организациях, рас­положенных на подведомственной им территории.

Полномочия департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Полномочия департамента определены статьей 36 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.

Согласно Положению основными задачами департамента являются:

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

координация деятельности органов государственного надзора и.конт­роля, республиканских органов государственного управления и иных го­сударственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения за­конодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной вып­латы заработной платы.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осу­ществляет следующие функции:

проверяет работу государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нани­мателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнению уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанно­стей по данным вопросам;

заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных орга­низаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимате­лей по вопросам соблюдения законодательства о труде, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде нормативных пра­вовых актов, технических нормативных актов, локальных нормативных актов;

вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

контролирует проведение государственными органами, иными госу­дарственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специали­стов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной, про­верки знаний по этим вопросам;

информирует при необходимости государственные органы, иные го­сударственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходи­мых мер по устранению выявленных нарушений;

в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создаю­щих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособнос­ти работников в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавли­вать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккре­дитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

участвует в приемочных испытаниях опытных образцов продукции произ­водственного назначения и дает заключение о возможности их производства;

участвует в приемке законченных строительством объектов производ­ственного и социально-бытового назначения, дает заключение о возмож­ности их ввода в эксплуатацию;

осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, ре­конструкции и технического перевооружения объектов производственно­го назначения в части соблюдения правил по охране труда;

требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологи­ческую документацию на производственное оборудование, технологичес­кие процессы на соответствие требованиям по охране труда;

проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных за­болеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями зако­нодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетен­ции проекты технических нормативных актов;

осуществляет контроль за обеспечением работников средствами ин­дивидуальной защиты;

осуществляет анализ нарушений законодательства о труде, несчаст­ных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложе­ния по их предупреждению;

ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде в Республике Беларусь;

применяет в установленном законодательством порядке санкции к на­нимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде;

рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы работников и иных граждан, нанимателей и их уполно­моченных должностных лиц в порядке, установленном законодательством;

содействует изучению нанимателями и работниками законодательства о труде, норм и требований по охране труда;

выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполне­ние работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выяв­ленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;

устанавливает факты совершения правонарушений юридическими ли­цами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных усло­вий гражданско-правовых договоров, предметом которых является вы­полнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

44. Полномочия департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзора)

Полномочия Госпромнадзора определены Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 12.11.2007 № 565.

Основными задачами департамента являются:

осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной, техничес­кой, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального ис­пользования недр;

предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных произ­водственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;

регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;

выполнение иных задач по поручению МЧС.

Департамент в соответствии с возложенными задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор за:

производствами и объектами, на которых возможно образование взры­воопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окисли­телями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложе­нию), а также производствами и объектами с вредными веществами;

оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонеф­те- и нефтепродуктоводами, подземными хранилищами газа;

металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, про­катными) производствами;

горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; подземными и гидротехническими сооружени­ями; работами по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработкой месторождений полезных ископае­мых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой минерального сырья;

охраной недр и их рациональным использованием при добыче полез­ных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;

перевозкой грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;

геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и раз­работке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метропо­литенов и тоннелей различного назначения;

производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеп­рипасов;

промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими издели­ями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реали­зацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.

Госпромнадзор выполняет и другие функции в рамках возложенных задач.

Госпромнадзору предоставлено право:

в пределах своей компетенции проводить проверку поднадзорных орга­низаций, производств, объектов;

выдавать поднадзорным организациям, индивидуальным предприни­мателям обязательные для исполнения указания и предписания об устра­нении нарушений, недостатков, в том числе о приостановке или запреще­нии работы оборудования, объектов, производств, цехов, изготовления под­надзорной продукции, технических устройств;

опечатывать оборудование, технические устройства, объекты, транс­портные средства, перевозящие опасные грузы, если не обеспечивается соблюдение правил и норм промышленной, технической безопасности, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опас­ных грузов;

изымать выданные департаментом лицензии, разрешения, аттестаты аккредитации, свидетельства, отменять или приостанавливать действие сер­тификатов, лицензий, разрешений, если не выполняются требования безо­пасности, охраны и рационального использования недр;

привлекать в установленном законодательством порядке к админист­ративной ответственности должностных лиц и граждан за невыполнение или нарушение ими правил и норм безопасности, охраны и рационально­го использования недр;

аккредитовывать в установленном порядке специализированные пред­приятия для выполнения экспертной оценки технического состояния под­надзорного оборудования, специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, работы по предупреждению аварий и про­изводственного травматизма на поднадзорных объектах, производствах, осуществления подконтрольных видов деятельности;

вносить в установленном порядке представления руководителям рес­публиканских органов государственного управления и иных государствен­ных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, об отмене их решений, если они приняты в нарушение действующего законо­дательства, требований нормативно-технических документов, а также об освобождении от занимаемых должностей лиц, не прошедших обучения правилам безопасности, систематически не выполняющих требований обес­печения безопасности поднадзорных объектов и производств, охраны и рационального использования недр, безопасной перевозки опасных грузов. Госпромнадзор может осуществлять иные полномочия в соответствии со своими задачами и функциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.034 с.)