Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индустриализация и коллективизация. Внешняя политика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выявляя тенденции социально-экономического и политического развития советской России, следует обратить внимание на общие черты и особенности периодов новой экономической политики, сталинской коллективизации и индустриализации. Важно также охарактеризовать причины происходивших в стране изменений, основные мероприятия власти в экономической сфере на отдельных этапах развития и их результаты. При характеристике сталинизма надо учитывать не только личностные особенности вождя и его ближайшего окружения, но и господствовавшие в советском обществе настроения и традиции, т.е. рассматривать сталинскую модель как социально-экономический, политический и идеологический феномен российской цивилизации. Экологический кризис 1920-х гг. прошел почти незаметным. Причина проста – во всех сферах жизни в 1921-1924 годах положение было тяжелое. Однако это не помешало решать не только основные задачи восстановления экономики в режиме нэпа, но и сохранения природы. Более того, в первые послереволюционные годы советское правительство создало самый первый пласт нормативных документов, которые определили основные направления экологической политики страны. При изучении истории индустриализации и коллективизации следует рекомендовать разобраться в принципиальных вопросах: зачем эти процессы были нужны, какова их «цена» и формы проведения? Если их сопоставить с событиями внутрипартийной борьбы за высшую власть после смерти Ленина, то тогда можно выстроить вполне цельную картину формирования индустриального общества параллельно с попытками реализации политической утопии. Индустриализация и коллективизация – это две половины одного и того же процесса. Создание новейшей промышленности требовало огромных средств, которых у государства не было. Возможности получения необходимых средств при помощи внутренних или внешних займов практически не существовало. Устами Л.Д.Троцкого на заседании ЦК ВКП(б) был дан единственный рецепт финансирования – путем ограбления крестьянства. Поэтому коллективизация стала важнейшим источником получения огромных масс сельскохозяйственной товарной продукции, которой СССР с успехом торговал на мировом рынке даже в условиях Великой депрессии! Столь жестокая модель индустриализации огромной страны, конечно, потребовала максимальной централизации управления экономикой, основанной не на логически просчитываемых плановых показателях, а на желании достижения сверхрезультата. Для этого использовалось все – продажа сырьевых природных ресурсов (лес, полезные ископаемые, энергоносители и т.д.), торговля произведениями искусства и многое другое. Необходимо помнить, что лагеря системы ГУЛАГ создавались, как правило, в местах, где начиналась разработка новых источников природного сырья и ресурсов – угля, руд, леса, золота и т.д. На этом фоне вполне логичным продолжением стал культ личности, который завершил систему образования командно-административной системы в СССР, существовавшей практически до его распада. В то же время, следует помнить, что в этом жестко централизованном государстве было введено бесплатное образование, здравоохранение, осуществлялась настоящая культурная революция. В послереволюционные годы велась большая работа по борьбе с массовой неграмотностью, безработицей, массовыми болезнями и т.д. Наука и искусство в 1920-30-х годах были представлены именами мировой величины. В стране начал создаваться слой технической интеллигенции, которой оказалось по плечу решать любые задачи организации современной индустрии и военно-промышленного комплекса. Следует обратить внимание, что итогом экономического развития страны в 1920-х - 30-х гг. XX века явилась сталинская модернизация, создание в СССР индустриально-аграрной плановой экономики. В то же время нужно помнить, какой ценой это было достигнуто, на какой основе создавалась советская индустрия, возможно ли было ее дальнейшее успешное развитие. При изучении вопроса о формировании тоталитарного режима в СССР следует обратить внимание на борьбу в правящей верхушке советского общества по вопросам о методах, задачах, целях построения социалистического общества. Сталинская идея о нарастании классовой борьбы по мере успехов социализма нашла свое воплощение в осуществлении массовых репрессий, создании системы ГУЛАГ, формировании тоталитарной машины власти в стране, проводившей политику государственного насилия. «Чистка» 1937-1938 гг. была целенаправленной операцией, спланированной в масштабах страны. Основной целью этой политики явилась ликвидация «пятой колонны» в преддверии большой войны. Она проводилась под контролем и по инициативе высшего руководства СССР. Решения о начале террора были санкционированы и утверждены Политбюро (постановление от 2 июля 1937 г. и приказ № 00447 от 31 июля 1937 г., постановление от 19 января 1938 г. и другие). В конечном счете, если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере советское общество эволюционировало в сторону тоталитаризма левого толка. В эколого-историческом плане именно индустриализация и коллективизация привели к быстрой смене приоритетов в этой области. Если в 20-е годы экологическая политика сроилась на признании необходимости исключения ценных или исчезающих природных объектов из любых форм хозяйственного использования, то уже в самом начале 30-х годов этот принцип был изменен – все для построения технической базы социализма. Вопросы для самопроверки 1. Итоги и значение новой экономической политики. 2. Изменения в природопользовании в ходе первых пятилеток 3. Особенности промышленного развития в СССР в годы первых пятилеток. 4. Эволюция внешней политики СССР в 20–30-е гг. 5. Экономика и Вооруженные Силы СССР накануне Великой Отечественной войны. Литература Основные учебники: 1. Соколов, В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия советская. Россия изменяющаяся. / В.В. Соколов. – Т. 2. - СПб., 2005. 2. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М., 2008. 3. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. – М., 2009. 4. Шумилов, М.И. История России: конец XIX- начало XXI веков / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008. Дополнительные учебники: 1. Барсенков, А.С. История России. 1917-2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М., 2008. 2.История России (IX – начало XXI в.). Учебник. / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика [и др.]. – М., 2007. 3. Капченко, Н.И. Политическая биография Сталина. Т. II. (1924-1939) / Н.И. Капченко. – Тверь, 2006; Т. III. (1939-1953). – Тверь, 2009. 4.Орлов, А.С. Основы курса истории России. / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. – М., 2008. 5.Отечественная история. Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака [и др.]. – М., 2007. 6. Чубарьян, А.О. Канун трагедии: Сталин и международный кризис. Сентябрь 1939 – июнь 1941 года / А.О. Чубарьян. – М., 2008. 17.Жуков, Ю.Н. Иной Сталин / Ю.Н. Жуков. – М., 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.011 с.) |