Тема 1. 1 чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1 чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного



Характера

Введение. Содержание, задачи и структура учебной дисциплины. Основные понятия дисциплины.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, источники их возникновения.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Порядок выявления и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

 

Методические указания
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения.

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в области военных знаний, медицины, биологии и охраны труда. Безопасность жизнедеятельности изучает опасности различного характера и способы защиты от них. На современном этапе технического прогресса все большее значение приобретают теоретические основы безопасности жизнедеятельности, на основе которых разрабатываются современные методы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, травматизма, заболеваний, отравлений, пожаров, взрывов и других опасностей.

При изучении первой темы студентам необходимо выучить основные понятия и терминологию безопасности жизнедеятельности, усвоить главные задачи БЖД, уяснить роль дисциплины в формировании специалиста.

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) — это обстоятельства, возникающие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, при которых наблюдаются резкие отклонения протекающих явлений и процессов от нормальных, что оказывает отрицательное воздействие на жизнеобеспечение, экономику, социальную сферу и природную среду. При обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение имеют профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков.

При изучении данной темы большое внимание студентам следует уделить классификации ЧС. Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить схему классификации ЧС по всем признакам.

По происхождению ЧС можно подразделить на ситуации природного, техногенного, антропогенного, военного и социального характера. В большинстве случаев техногенные ЧС связаны с неконтролируемым выбросом

в окружающее пространство веществ или энергии, что может привести к взрывам, пожарам и загрязнению окружающей среды.

Источниками природных ЧС являются опасные природные явления или процессы. ЧС природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации и имеют ряд общих закономерностей, которые следует внимательно изучить студентам.

Под ЧС военного времени понимают применение противником оружия массового поражения (ОМП). При изучении ОМП необходимо ознакомиться с поражающими факторами ядерного, химического, биологического оружия, а также с новейшими видами ОМП (лучевым, радиочастотным, геофизическим, радиологическим и др.). По окончании изучения данной темы студенты должны составить описание чрезвычайной ситуации и дать ей классификацию по всем признакам.

 

Литература: (1) с 5-47, (2) с 98-103, (3) с 3 – 56, (10) с 28-32,(11) с 236-288.

Вопросы для самоконтроля

· Что изучает дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»?

· Каковы задачи безопасности жизнедеятельности?

· Дайте определение опасности.

· Что вы понимаете под термином «безопасность»?

· Какова роль дисциплины в формировании специалиста?

· Дайте формулировку аксиомы потенциальной опасности.

· Как классифицируются чрезвычайные ситуации по различным признакам?

· Назовите основные причины и источники техногенных ЧС.

· Дайте классификацию природным ЧС по основным признакам.

· Какие ЧС имеют экологический характер?

· Какие техногенные ЧС наиболее опасны для человека?

· Как делятся лесные пожары по скорости распространения?

· Какие геологические ЧС возникают в регионе по месту вашего проживания?

· В чем отличие наводнения, паводка и половодья?

· Какие опасности угрожают человеку из космоса?

· Какие виды оружия массового поражения вы знаете?

· Укажите порядок выявления и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.005 с.)