Тема №3. Чрезвычайные ситуаций природного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №3. Чрезвычайные ситуаций природного характера.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №3. Чрезвычайные ситуаций природного характера.

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения чрезвычайных ситуаций природного характера. Дать понятия о стихийных бедствиях геофизического, геологического, метеорологического, гидрологического характера.

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного характера. Сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях. Сформировать умение действовать при оповещении о чрезвычайных ситуациях природного характера.

ВРЕМЯ - 4 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - семинар

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Учебная литература

 

1. Медицина катастроф Сахно И.И.,Сахно В.И.-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2002.

2. Обучение работающего населения в области ГО и за­щиты от ЧС. Методические рекомендации и конспекты лекций. Кульпинов С.В. 2006 г.

3. Организация и ведение ГО и защиты населения и тер­риторий от ЧС природного и техногенного характера. Учебное пособие. Под ред. Г.Н.Кириллова. М. 2007 г.

4. Оповещение о ЧС и действия по сигналам гражданской обороны. Метод.пособие. Под ред. М.И.Фалеева.

5. Безопасность и защита населения в ЧС. Учебник для населения. Под ред. Г.Н.Кириллова. М. 2001г.

6. Библиотечка по защите населения в ЧС. Выпуск 1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Под ред. Воробьева Ю.Л. М.1998г.

7. Приложение к журналу «SОS» № 1 -1997г. Вып. I. Внимание! Экстремаль­ная ситуация!!!

8. Россия в борьбе с катастрофами. Книга 3. Создание и развитие РСЧС. Под общей ред.С.К.Шойгу Редакторы Ю.Л.Воробьев и А.Н.Сахаров М.2007.

Законодательная и нормативно-правовая база

1.ФЗ "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

2. ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (в ред. от 30.10.07).

3. ЗРТ № 62 от 8.12.2004г. «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций» (в ред. ЗРТ-58 от 20.07.06).

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г №794 "О единой го­сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "(в ред. от 03.10.06).

5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 «О классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1№ Структура занятия, наименование вопросов Время мин
  Занятие № 1 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения чрезвычайные ситуации природного характера обусловлена многочисленными стихийными бедствиями в различных регионах России и в других странах.  
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Предупреждение и прогнозирование опасных ситуаций».  
  Проверка подготовленности студентов к занятию №1методом опроса учебных вопросов:  
13.1 Понятия об опасном природном явлении, источнике природной чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.    
23.2 Стихийные бедствия географического, геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.) Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения    
33.3 Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения.      
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку для последующего проведения занятия № 2 указанной темы.  
  ВСЕГО  
  Структура занятия, наименование вопросов  
  Занятие № 2 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что изучение чрезвычайных ситуаций природного характера обусловлена необходимостью сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях.  
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Ликвидация опасных ситуаций и их последствий».  
  Проверка подготовленности студентов к занятию №2методом опроса учебных вопросов:  
13.1   Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, цунами). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения    
23.2 Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникнове­ния и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия ра­ботников при возникновении лесных и торфяных пожаров    
23.3 Массовые инфекционные заболевания людей, животных и сельскохозяй­ственных растений. Основные пути передачи инфекции и их характери­стика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий      
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Предупреждение и прогнозирование опасных ситуаций »

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

(занятие 1)

Введение

Территория России подвержена воздействию широкого спектра природных яв­лений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхо­ждения, а также природных пожаров. Наибольшую опасность из рассматриваемых природных катастроф представляют землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, циклоны, сели, оползни и обвалы, тайфуны, цунами, лавины и лесные пожары.

Необходимость изучения чрезвычайные ситуации природного характера обусловлена многочисленными жертвами при стихийных бедствиях в различных регионах России и в других странах. Знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях помогут сохранить жизнь.

ВРЕМЯ - 2 часа

 

Примечания.

1. Землетрясения интенсивностью в 1 балл ощущаются немногими, а в 2-4 (II-1V) балла ощущаются большей или меньшей частью людей, но разрушений зданий и сооружений нет.

2. Характер зданий: тип «А» - дома со стенами из рваного камня, кирпича-сырца, самана и т.п.; тип «Б» - кирпичные, каменные, бетонные и железобетонные дома; тип «В» - деревянные дома.

3. Степени и характер разрушений зданий: 1-я степень (легкие повреждения) – тонкие трещины в штукатурке и в печах, осыпание побелки; 2-я степень (значительные повреждения) - трещины в штукатурке, падение кусков штукатурки, тонкие трещины в сте­нах и перегородках, повреждения дымовых труб, печей и т.п.; 3-я степень (разруше­ния) - большие трещины в стенах, расслоение кладки, обрушение отдельных участков стен, падение карнизов и парапетов, обвалы штукатурки, падение дымовых труб отопительных печей и т.п.; 4-я степень (обвалы, сильные разрушения) - обрушение стен,
перегородок и кровли всего здания или его значительной части, большие деформации стен; 5-я степень (полное разрушение).

4. Степени и характер разрушений относятся к зданиям без антисейсмического усиления.

 

В текущем веке на земном шаре в результате землетрясений погибло более 1,5 млн. чел., а причиненный ущерб оценивается в 10 трлн. дол.

Наиболее сильные землетрясения в XX веке произошли:

• в Японии 1 сентября 1923 г. на о. Хонсю, где в течение нескольких секунд погибло и пропало без вести 143 тыс. чел.;

• в Китае 28 июля 1976 г. близ г. Таншан, где 98% жилых и 90% промышленных зданий были разрушены, 242 тыс. чел. погибло, 773 тыс. чел. получили тяжелые травмы;

• в Армении 7 декабря 1988 г. землетрясением было охвачено 40% территории с населением около миллиона человек. Пострадали 21 город (особенно Спи­так, Ленинакан, Кировакан, Степанаван), 342 села, из которых 58 полностью разрушены. Погибло более 25 тыс. и ранено 32,5 тыс. чел.

Около 20% территории РФ подвержено сейсмическому воз­действию интенсивностью более 7 баллов и более 5% занимают чрезвычайно опас­ные 8-9-балльные зоны. Основными активными сейсмическими районами являются Северный Кавказ, Прибайкалье, Приморье, Сахалин, Камчатка и Курильские остро­ва, где расположено более 100 городов и населенных пунктов, в которых проживает более 20 млн. россиян.

Только за период 1992-1995 гг. в России произошло более 120 землетрясений, в том числе 2 сильнейших землетрясения с катастрофическими последствиями (Шикотанское 4-5 октября 1994 г. и Сахалинское 27 мая 1995 г.), в результате которых погибло более 2 тыс. чел.

При землетрясениях, как правило, возникают массовые санитарные потери. Большинство пораженных получает различные травматические повреждения, часто закрытые и сочетанные. Не исключается возможность комбинированных поражений, полученных в результате одновременного разрушения зданий, возникновения пожаров, повреждения химически опасных и взрывоопасных объектов, аварий на других предприятиях. До 40% всех тяжелопораженных могут погибнуть под завалами в течение первых 6 часов, 60% - в первые сутки и практически все - в течение 3 суток; пострадавшие с травмами средней и легкой степени тяжести начинают погибать с 4-х суток и 95% из них умирают на 5-6-е сутки При землетрясении может наблюдаться также синдром длительного сдавления (краш-синдром). Население остается без жилищ, так как большинство зданий разруша­ется, а пребывание в сохранившихся зданиях опасно из-за повторных подземных толчков.

В результате землетрясения в городе могут разрушаться емкости с аварийно-опасными химическими веществами, возникать вторичные очаги химического загрязнения. В такой ситуации очень вероятны массовые отравления, например аммиаком, хлором, оксидами азота и другими агрессивными веществами.

 

Причинами землетрясений могут быть различные факторы, в частности, извержения вулканов и обвалы горных пород. Наиболее частой причиной зем­летрясений является появление чрезмерных внутренних напряжений и разру­шение пород (тектонические землетрясения). Землетрясения могут возникнуть в результате обрушения кровель шахт или подземных пустот (обвальные земле­трясения). Землетрясения могут быть вызваны деятельностью человека - это заполнение водохранилищ, закачка воды в скважины и др.

Землетрясения, от причины возникновения, подразделяются:

- тектонические;

- вулканические;

- обвальные;

- моретрясения.

Они обычно охватывают обширные территории. Число толчков и проме­жутки времени между ними могут быть самыми различными. Ежегодно на планете происходит около 100 тыс. тектонических землетрясений, из них люди ощущают около 10 тыс., а около 100 имеют катастрофический характер.

При подводных и прибрежных землетрясениях, в результате сдвигов вверх и вниз участков морского дна, возникают морские волны - цунами. Скорость их распространения от 30 до 100 км/ч, высота в области возникновения - до 5 м, а у побережья - от 10 до 50 м и более. Цунами производят опустошительные разрушения на суше. Достигая берега, они смывают береговые сооруже­ния, приносят большие разрушения и вызывают человеческие жертвы.

Опасные последствия землетрясений:

- разрушения зданий, сооружений;

- пожары;

- выбросы радиоактивных и химически опасных веществ из-за разрушения радиационно - опасных и химически - опасных объектов;

- транспортные аварии и катастрофы;

- нарушение систем жизнеобеспечения;

- поражение и гибель людей.

В настоящее время отсутствуют достаточно надежные методы прогнозиро­вания землетрясений и их последствий. Однако, по изменению характерных свойств земли, а также необычному поведению живых организмов перед земле­трясением (их называют биопредвестниками), ученым зачастую удается со­ставлять прогнозы.

Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения.

Метель, буран, пурга, вьюга, снежные заносы характеризуют­ся перемещением огромных масс снега с большой скоростью (50 - 100 км/ч) в течение от нескольких часов до нескольких суток.

Ураган, тайфун, шторм, буря, смерч - эти явления природы представляют собой чрезвычайно быстрые перемещения воздушных масс, зачастую имеющие катастрофические последствия.

Ø ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с;

Ø шторм - длительный, очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море (высота волны может достигать 12 и более метров) и разрушения на суше;

Ø тайфун - атмосферное возмущение с пониженным давлением возду­ха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических ши­ротах.

 

Градация скоростей ветра дается по шкале Бофорта. В ней принята 17-балльная система деления скоростей ветра и даются примерные разрушения, возникающие при различной силе ветра.

При скоростях ветра около 23 м/с ломаются ветви деревьев, срываются крыши домов. Большие разрушения зданий происходят при скорости ветра около 26 м/с, а ураганы производят опустошительные действия.

Ураган - это вихрь с огромной скоростью движения воздушных масс и низким атмосферным давлением воздуха в центральной части. Скорость движения воздуха может превышать 120 м/с на территории диаметром 500-1000 км и высотой до 10-12 км. Ураганы возникают в зонах соприкосновения теплых и холодных воздушных масс при наиболее выраженных контрастах темпе­ратуры и сопровождаются сильной облачностью, ливневыми дождями, гроза­ми и градом. Ураганы имеют различные названия: на Филиппинах - бегвиз; в Австралии - вили-вили; в Северной Америке - ураганы,

Наиболее часто ураганы возникают в регионах с тропическим климатом, где они имеют и наибольшую разрушительную силу. Мощные ураганы по разрушительной силе в ряде случаев могут быть приравнены к землетрясениям. В России наиболее вероятным регионом возникновения ураганов является тихоокеанское побережье. Вместе с тем ураганные ветры и сильные ливневые дожди нередко отмечаются в прибрежных районах арктических морей, морей Дальнего Востока, Черного моря, а также на территории рай­онов Поволжья и республик Северного Кавказа. При ураганах нередко в результате ин­тенсивного выпадения дождей возникают наводнения, что имело место в Приморском крае. В результате ураганов разрушаются сооружения, возникают пожары, гибнут люди, огромное количество населения нуждается в оказании медицинской помощи.

Ураганы и тайфуны обычно возникают при прохождении глубоких цикло­нов - гигантских атмосферных вихрей с убывающим к центру давлением воз­духа.

Тропические циклоны Атлантического океана обычно называют урагана­ми, а западной части Тихого океана - тайфунами.

Буря - это также сильный ветер, наблюдающийся обычно при прохожде­нии циклона и сопровождающийся разрушениями на суше. Скорость ветра при буре достигает 16 - 27 м/с (60 - 100 км/ч), а длительность от нескольких часов до нескольких суток.

Различают

пыльные;

беспыльные;

снежные;

шквальные.

Пыльные (песчаные) бури сопровождаются переносом большого количества частиц почвы и песка. Они возникают в пустынях, полупустынных и распаханных степях и способны перенести миллионы тонн пыли на сотни километров и засыпать территории площадью в несколько тысяч километров.

В России граница распространения таких бурь идет через Саратовскую и Самар­скую области, города Уфу и Оренбург, предгорья Алтая.

Беспыльные бури характеризуются отсутствием вовлечения пыли в поток воз­духа и сравнительно меньшими масштабами разрушений и ущерба.

Снежные бури возникают зимой и перемещают по воздуху огромные массы снега. Продолжительность их от нескольких часов до нескольких суток. Имеют срав­нительно узкую полосу действия. Чаще бывают в Сибири.

Шквальные бури характеризуются почти внезапным началом, таким же быст­рым окончанием, незначительной продолжительностью действия и огромной разру­шительной силой.

Бури приводят к большим потерям в сельском хозяйстве, разрушают поч­венный покров на огромных территориях. Кроме того, они могут быть причи­нами транспортных аварий, аварий на производственных предприятиях, нано­сить ущерб и др. объектам народного хозяйства.

Смерчь - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком.

Смерч как бы "свешивается" из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри ее давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы. Скорость ветра до 300 м/с. Смерчи наблюдаются в Поволжье, Сиби­ри, на Урале и средней полосе России

Основные признаки возникновения ураганов, бурь и смерчей:

- усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления;

- ливневые дожди и штормовой нагон воды;

- бурное выпадение снега и грунтовой пыли.

Гидрометеослужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предупреждение.

Циклон - гигантский атмосферный вихрь, в котором давление убывает к центру, воздушные потоки циркулируют вокруг центра против часовой стрелки (в Северном полушарии) или по часовой - в Южном полушарии.

Наибольшую опасность представляют тропические циклоны со штормовыми и ураганными ветрами и силой движения воздуха соответственно 9 и 12 баллов по шкале Бофорта. Скорость ветра при сильном восходящем движении иногда достигает 70 м/с, а отдельные его порывы - 100 м/с, развивается плотная сплошная облачность с обильными ливневыми осадками (до 1000 мм в сутки и более) и грозами.

В Юго-Восточной Азии тропические циклоны называются тайфунами, а в рай­оне Карибского моря - ураганами. При грозах нередко зарождаются атмосферные вихри, распространяющиеся вниз до самой поверхности земли. Их диаметр может со­ставлять десятки метров над морем и сотни - над сушей. Подобный вихрь называется смерчем (тромбом в Западной Европе, торнадо - в США).

 

При получении сигнала о штормовом предупреждении приступайте к

- укреплению крыши;

- заделыванию окон в чердачных помещениях (ставнями, щитами из до­сок или фанеры);

- освобождению балконов и территории двора от пожароопасных предме­тов;

- к сбору запасов продуктов и воды на 2 - 3 суток на случай эвакуации в безопасный район, подготовке автономных источников освещения (фо­нарей, керосиновых ламп, свечей);

- переходите из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.

Как действовать во время урагана, бури, смерча:

1. Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами.

2. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте газовые краны. В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи.

3. Включите радиоприемник для получения информации ГО.

4. Находитесь в заглубленном укрытии, в убежищах, погребах.

5. Если ураган, буря или смерчь застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов.

6.

Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и др. подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и ПРУ, имеющихся в насе­ленных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, т.к. они могут обрушить­ся при новых порывах ветра.

При снежной буре укройтесь в зданиях. Если Вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются и где большая вероятность оказания Вам помощи.

При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском тка­ни, а глаза очками.

При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно опуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью.

Если смерчь застанет Вас на открытой местности, укрывайтесь на дне до­рожного кювета, в ямах, рвах, узких оврагах, плотно прижимаясь к земле, за­крыв голову одеждой или ветками деревьев. Не оставайтесь в автомобиле, вы­ходите из него и укрывайтесь как указано выше.

 

Природные пожары

лесные (низовые и верховые);

подземные;

степные (полевые).

ежегодно приводят к значительному материальному ущербу и человеческим жертвам.

Многочисленные лесные пожары случаются в Читинской, Иркутской об­ластях, Приморском крае. Не исключены они и в Республике Татарстан. Пло­щадь сплошных пожаров в лесных массивах может составлять 140 тыс. га. Наиболее опасными в пожарном отношении являются: Арский, Елабужский, Зеленодольский, Лаишевский, Нижнекамский, Агрызский, Камский, Сабин­ский, Мамадышский районы, а также гг. Казань, Нижнекамск, Альметьевск.

Лесные пожары более чем в 90% случаев возникают по вине людей, доля пожаров от молний не превышает 2%. Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосто­рожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и др. причин.

Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары.

Лесные низовые пожары распространяются только по надпочвенному по­крову, охватывая нижние части стволов деревьев, мелкий кустарник. Высота пламени слабого пожара составляет 0,5 м, сильного - до 2 м. Фронт низового пожара продвигается со скоростью до I км/час (скорость распространения ни­зового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту по направлению ветра).

В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород.

Лесные верховые пожары развиваются из низовых, сгорает не только над­почвенный покров, но и полог древостоя.

Верховые пожары могут быть беглыми и устойчивыми. При верховом бег­лом пожаре огонь продвигается по пологу скачками, отрывается от кромки ни­зового пожара и распространяется со скоростью до 25 км/час (скорость распро­странения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра). При ус­тойчивом верховом пожаре огонь иногда значительно опережает фронт низо­вого пожара. При этом сгорают подстилка, надпочвенный покров, валежник и сухостой, подрост и подлесок, ветви и даже и крупные сучья; сильно обгорают стволы деревьев. Такой пожар называют также повальным - после него остают­ся лишь обугленные остатки стволов.

Лесной пожар, охвативший большую площадь, чаще всего сочетает в себе элементы различных видов пожаров.

При подземном пожаре горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф сгорает или частично, или полностью на всю глубину залегания, дости­гающую иногда 10 - 12 м. При этом обгорают корни деревьев и имеют место провалы почвы. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами. При разработке торфяных залежей верхний слой становится сухим и опасным горючим материалом. При склади­ровании торфа возможно его самовозгорание. Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой.

При торфяном пожаре торф сгорает не полностью, что является причиной сильного задымления прилегающих районов. Характерной особенностью тор­фяных пожаров является высокая температура в зоне горения.

Степные (полевые) пожары - возникают на открытой местности при нали­чии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер - летом, реже весной и практически отсутствуют зимой. Скорость их распространения 2-30 км/ч. Степные пожары тушат тем же способом, что и лесные.

Наибольшую опасность для человека представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100 С приводит человека к поте­ре сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. У че­ловека, получившего ожоги III степени, (30% поверхности тела) мало шансов выжить.

Тяжесть повреждений, наносимых человеку от действия высоких температур при пожаре, зависит от температуры, времени воздействия, распространения пораже­ния и ряда других моментов (нахождение в атмосфере высокой температуры окружающего воздуха, непосредственное воздействие пламени и др.). Основные последствия воздействия на человека высоких температур заключаются в следующем.

При высокой температуре происходит перегревание организма:

- легкой степени;

- средней степени;

- тяжелой степени.

При легкой степени развиваются общая слабость, недомогание, жажда, шум в ушах, сухость во рту, головокружение, возможна тошнота и рвота.

При средней степени тяжести к перечисленным выше симптомам присоединяются повышение температуры тела (до 39 - 40°С), заторможенность или кратковременная потеря сознания, влажность кожных покровов и сниже­ние тонуса мышц.

При тяжелой степени перегревания возникает тепловой удар, яв­ляющийся следствием проявления декомпенсации в системе терморегулирования ор­ганизма, сознание отсутствует (тепловая кома), температура тела достигает 40-42°С, кожные покровы и видимые слизистые оболочки сухие, зрачки расширены, реакция на свет вялая или отсутствует, пульс 140-160 уд./мин и более, дыхание нередко час­тое, поверхностное, прерывистое; упомянутым проявлениям, как правило, предшест­вуют различного рода психические нарушения в виде галлюцинаций, бреда пресле­дования, психомоторного возбуждения и др.

При непосредственном воздействии пламени на кожный покров возникают термические ожоги, тяжесть местных и общих проявлений которых зависит от глубины поражения тканей и площади пораженной поверхности тела.

К борьбе с лесными пожарами

 

Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаго­временно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5-10 метров в сплошных лесах и до 50 м в хвойных лесах.

В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта.

При пожарах в лесах и на торфяниках в населенных пунктах:

-организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожаром;

- производится расчистка грунтовых полос между застройкой и лесными массивами;

-заполняются пожарные водоемы (не менее 10 л воды на 1 метр длины лесной опушки;

- восстанавливаются колодцы и пруды;

-изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы;

-ограничивается посещение лесов в засушливый период лета.

Мероприятий

Особо опасные инфекционные болезни животных: ящур, классическая чума свиней, "птичий грипп" (их характеристика и особенности протекания даны в информационном материале).

Среди сельскохозяйственных животных в Республике Татарстан возможны вспышки чумы свиней с поражением всего поголовья ферм животноводческого комплекса. Достаточно высокая вероятность острых кишечных инфекций среди сельскохозяйственных животных.

Для предупреждения появления инфекционных заболеваний среди живот­ных осуществляются ветеринарно-санитарные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма животных. С этой целью необходимо:

- поддерживать определенные условия содержания и кормления животных,

- содержать в чистоте помещения и территорию ферм,

- регулярно проводить их дезинфекцию,

- истреблять насекомых и грызунов как возможных переносчиков инфек­ционных заболеваний.

Основным средством, обеспечивающим наиболее эффективную защиту животных от инфекционных заболеваний, являются профилактические при­вивки, т.е. активная и пассивная иммунизация.

Активная иммунизация проводится путем введения животному вакцины, в результате чего через опреде­ленное время наступает иммунитет (невосприимчивость) организма к той болезни, против которой сделана прививка. Вакцины обеспечивают довольно длительный (6-12 месяцев и более) иммунитет.

Пассивная иммунизация - это введение в организм животных сывороток, обеспечивающих короткий (до 2 недель) иммунитет сразу же после их введения. Сыворотки применяют для срочной профилактики и лечения заразных болезней.

Заключение

Чрезвычайная ситуация природного характера, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при стихийных бедствиях помогут сохранить жизнь.

Руководитель занятия Г.Ф.Зиганшин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №3. Чрезвычайные ситуаций природного характера.

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.116 с.)