Форма государственного устройства и ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного устройства и ее виды.



Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

27. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федерации

По способу образования субъектов федерации выделяют:

· Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США,Бразилия, Мексика).

· Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

· Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

· Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия, Россия).

· Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).

· Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

· Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

· Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

· Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

· Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

· Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

· Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

· Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

ПРАВО И КУЛЬТУРА.

Культура — общий способ существования человека, его деятельности и объективированный результат этой деятельности. Продуктами культуры являются представления о добре и зле, обычаи, орудия труда, средства коммуникации и др. Культура — социально нормативна, а её нормы — исторически первичны, основа всех других нормативных систем: религии, нравственности, эстетики, права.

Право, как мораль и религия, является институтом культуры, определяется её содержанием. Все юридические нормы являются нормами культуры, однако не все нормы культуры становятся юридическими нормами. Общество производит отбор культурных норм с установкой на включение их в право. В число отобранных попадают те культурные нормы, которые имеют наибольшую значимость для всего общества, для выполнения общесоциальных задач государства. Не могут стать правом те правила поведения, которые не стали нормой культуры.

Право — часть социальной культуры, которое определяет один из её видов — правовую культуру.

Правовая культура тесно связана с общей культурой народа, базируется на ее началах, служит отражением уровня ее развития. Формирование правовой культуры не является обособленным процессом от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантировал бы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. поставил бы человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Тесное взаимодействие и взаимосвязь проявляются между правовой и моральной культурой. Оценка правовых явлений, осуществляемая правосознанием, является не только правовой, но и моральной их оценкой, определением их соответствия морали общества. Поэтому какие-либо нарушения законности, игнорирование законных прав и интересов личности, несоблюдение требований справедливости при решении вопросов о юридической ответственности всегда рассматриваются как аморальные явления. В свою очередь, правовая культура имеет обратное влияние на моральную культуру. Она служит необходимым условием формирования высоких моральных качеств гражданина. Знание и понимание сущности и социального назначения правовых явлений — права, правосудия, законности, правовой ответственности, стойкая убежденность в необходимости точного соблюдения норм права способствуют укреплению в сознании человека основных принципов и категорий морали.

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

Общество – это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Человек является первичной клеткой общества. Общество – система взаимосвязей разумных существ.

Первобытное общество долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности.

Исторически первый социальный институт – родовые общины. Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Далее Роды объединяются в более крупные социальные институты – племена. Позднее – возникают религиозные объединения (ордена), торгово-купеческие гильдии.

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупным стало государство.

По мере усложнения общества и развития демократии возникают: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (п/партии) и другие институты.

Общество - в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество - в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Признаки общества:

· Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.

· Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

· Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.

· Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.

· Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

 

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.

Взаимодействие:

Общество определяет содержание права. Общество влияет на его развитие. Право развивается вместе с обществом и не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества.

Право воздействует на общество. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия.

Право удерживает общество от саморазрушения, служит мерой общественной и личной свободы. В границах права люди, их объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему усмотрению.

В расколотом на классы с непримиримыми противоречиями обществе право является выразителем и проводником в жизнь воли властвующей олигархии.

В демократическом обществе роль права возрастает. Благодаря праву народ получает доступ к материальным и духовным благам, к механизмам власти, к законным формам волеизъявления и реализации своих интересов.

Общество, пронизанное правовыми началами, приобретает качество правового.

ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО

Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ.

С возникновением частной собственности, классов и государства возникает право. На место обычаев и традиций стало право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающие волю экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения марксизма, право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Право – продукт исторического развития общества, и само оно изменяется. Правовые нормы складывались в истории общества двумя путями: путем перерастания первобытных обычаев и традиций в нормы права и путем правотворчества государственных органов. Формирование права привело к возникновению в обществе нового вида отношений – правоотношений. Участники правоотношений выступают как субъекты – носители прав и юридических обязанностей.

Право выполняет функции:

• регулятивно-статическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определенных действий (например, запрет на воровство и хищения);

• регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

• охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Право определяет меру социальной свободы индивида и в то же время ограничивает, регламентирует нормативно-обязательные элементы социальной деятельности.

Право, связанная с ним правовая деятельность учреждений отражаются и осознаются особой формой общественного сознания – правосознанием. Правовое сознание оперирует такими понятиями, как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание. В правовом сознании есть обыденное сознание и правовая идеология. Правовое обыденное сознание основывается на представлении о социальной справедливости. С этой точки зрения оно оценивает нормы права и юридическую деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов. Характерно, что обыденное сознание обычно поддерживает идею порядка в обществе.

Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.
Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними.
Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на рациональные и нравственные оценки.
Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Оно возникло как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества. Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.041 с.)