Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и формы реализации праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях. Формы реализации права: Соблюдение права – такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещаемых правом. Исполнение права - такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами. Использование права – такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав. Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом. 1. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Особенности данной формы реализации заключаются в следующем: а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий; б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства; в) она касается главным образом правовых запретов; г) осуществляется вне конкретных правоотношений; д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется. 2. При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: 1) распространяется в основном на обязывающие нормы; 2) предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; 3) отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; 4) в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются. 3. Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы. Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА Применение норм права – это деятельность уполномоченных органов власти, которая направлена на принятие законодательных актов путём вынесения конкретных предписаний. Такой вид деятельности необходим в случаях невозможности полной реализации норм права. Применение норм права необходимо в следующих случаях: • когда обязанности и права не возникают у юридических или физических лиц без постороннего вмешательства органов власти (например, призыв на службу в армию, право на пенсию); • в случае если необходимо установить отсутствие или наличие определённых юридических фактов либо зарегистрировать какие-либо юридические действия (например, удостоверение копии сделки, спор о правах, нарушения кем-либо права субъекта, спор между работником и работодателем по поводу увольнения, спор между продавцом и покупателем по поводу продажи некачественной вещи); • когда спор между субъектами правоотношения не может быть разрешён без вмешательства органов власти (развод с разделом имущества); • когда необходимо установить меру и вид ответственности для правонарушителя Признаки применения норм права: 1. Применение права подразумевает деятельность органов государства. 2. Несут властный характер, поскольку решения принимаются посредством одностороннего волеизъявления государственного органа. 3. Правоприменительная деятельность соответствует всем нормативным актам, а также Конституции. Необходимость соблюдать процессуальные нормы в правоприменительной деятельности вытекает из соблюдения требований государственного принуждения, а также законности. Результатом такой деятельности является вынесение конкретных предписаний, которые определяют обязанности и права участников правоотношений. 4. Правоприменительная деятельность базируется на основе государственных правовых норм. Законодательно выделяют 4 стадии правоприменения: 1. Выяснение обстоятельств по делу. 2. Установление основы по делу. 3. Вынесение юридически значимого решения по делу. 4. Доведение принятого решения до всех заинтересованных общественных и государственных органов и их должностных лиц.
1) установление фактических обстоятельств юридического дела – это сбор информации о совершенном деянии. На этой стадии необходимо выполнить 2 действия: 1) выявить и процессуально (документально) закрепить (зафиксировать) все факты, имеющие отношение к делу; (координат места, времени, способа совершения правонарушения, описания места преступления, фиксации в этом протоколе следов преступления.)
2) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов Для этого следует знать, что факты, которые будут положены в основу решения, будут отвечать следующим требованиям: (относимости, допустимости, полноты, доказанности) 2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела На второй стадии правоприменительного процесса необходимо: а) определить соответствующий данным фактическим обстоятельствам нормативный правовой акт; б) найти в нормативном правовом акте соответствующую норму права, которая относится к данным фактам, а также проверить распространяет ли она свое действие на эти факты во времени, в пространстве и по субъектам; в) проверить является ли этот источник права (нормативный правовой акт) официальным, а юридическая норма действующей, не отменена ли она, не изменена, либо не дополнена ли. При юридическом анализе дела обязательно следует учесть эти изменения и дополнения; г) провести юридический анализ соотношения смыслового содержания юридической нормы с фактическими обстоятельствами дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела). 3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление На третьей стадии правоприменительного процесса необходимо: а) выработать содержание текста принимаемого решения; б) подготовить проект правоприменительного акта; в) проверить соответствие правоприменительного акта действующим юридическим нормам; г) оформить (издать, подписать, зарегистрировать) акт правоприменения; д) ввести акт правоприменения в юридическую силу; е) довести информацию о содержании правоприменительного акта до соответствующих субъектов. 4) исполнение правоприменительного акта: а) оформление исполнительного листа и его направление управомоченному органу (взыскателю). Исполнительный лист оформляется только после вступления судебного решения в юридическую силу; б) добровольное выполнение обязанным лицом (должником, осужденным) правоприменительного акта; в) принудительное исполнение юрисдикционных (судебных) актов органами службы судебных приставов; г) полное возмещение ущерба, убытков, уплата штрафов, отбытие срока юридического наказания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.45.228 (0.01 с.) |