Кафедра менеджмента и прикладной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра менеджмента и прикладной экономики



Самарский филиал

Факультет Экономика. Социология. Менеджмент

Кафедра менеджмента и прикладной экономики

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Самара 2016

Экономика образования: Учебное пособие /Сост. Е.В. Русакова. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 84 с.

 

Составитель: Русакова Е.В.к.э.н., доцент кафедры менеджмента и прикладной экономики

 

Рецензенты:

 

Стрельцов А.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, организации и стратегии развития предприятия ГБОУ ВО СГЭУ

 

Минияров В.М., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики СФ ГАОУ ВО МГПУ

 

 

ISBN 978-5-9905895-1-3

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование/. Составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит теоретический материал, задания к практической работе студентов, терминологический словарь и библиографический список.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 1 Общая характеристика сферы образования Практическое задание 2 Экономика образования: наука и учебная дисциплина Практическое задание 3 Управление образованием Практическое задание 4 Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг Практическое задание 5 Хозяйственный механизм сферы образования Практическое задание 6 Оплата труда педагогических работников Практическое задание 7 Финансирование и налогообложение в образовании Практическое задание Терминологический словарь Библиографический список  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль - Дошкольное образование.

Целью изучения дисциплины «Экономика образования» является выработка представлений об экономической стороне образовательного процесса, системы образования, анализ экономических процессов, характерных для системы образования Российской Федерации, а так же выработка предложений по мероприятиям реформирования системы образования РФ, приемы модернизации российской сферы образования.

Основными задачами курса являются:

- дать общие представления об особенностях дисциплины и науки – «Экономика образования»;

- выявить тесные связи данной дисциплины с другими науками;

- дать системное представление об основных экономических проблемах сферы образования РФ;

- вооружить магистрантов компетенциями в области реальных процессов, происходящих в системе образования РФ;

- показать возможности принятия самостоятельных решений в сфере принятия экономических мер по модернизации и реформированию системы образования в России.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурными (ОК):

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности(ОК-13).

б) общепрофессиональными (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

в) в области педагогической деятельности (ПК):

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1. Основные концепции экономики образования;

2. Основные причины и направления усиления самостоятельности (автономизации) образовательных учреждений, в том числе, в аспекте финансовой деятельности;

3. Систему государственного финансирования среднего образования в России;

4. Изменение роли государственного бюджета в новых условиях;

5. Современные подходы к финансированию среднего образования, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;

6. Тенденции изменения объемов и источников финансирования среднего образования в развитых странах;

7. Современные модели стратегий финансирования среднего образования, практикуемые в различных странах;

8. Значение факторов обеспечения качества в решении задач финансирования;

9. Знать особенности финансирования ОУ, способы распределения доходов, внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях

10. Знать основные источники наборов данных, используемых для исследования в экономике образования и как получить доступ к таким вторичным данным;

11. Механизм формирования стоимости и возмещения затрат

12. Иметь представление о маркетинге ОУ

13. Действие хозяйственного механизма образовательного учреждения, организацию его деятельности

14. Знать материально-техническую базу системы образования РФ.

Уметь:

1. Понимать характер экономики образования как науки и ее место в системе наук;

2. Понимать сущность основных экономических явлений и процессов в образовании;

3. Анализировать факторы обеспечения качества среднего образования в решении задач финансирования;

4. Разрабатывать современные стратегии финансирования среднего образования и модели управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений;

5. Анализировать общие характеристики и различия в системах финансирования среднего образования в разных странах мира;

6. Применять на практике современные подходы к государственному финансированию среднего образования;

7. Анализировать конкурентные особенности рынка образовательных услуг;

8. Рассчитывать величину, структуру затрат на обучение;

9. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

10. Определять современную ценность будущих благ;

11. Определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования;

12. Анализировать ситуации, проводить микроисследования, проводить связь между понятиями профессиональной направленности и экономическими категориями;

13. Разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий;

14. Провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа;

15. Проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации;

16. Формировать собственную позицию по отношению к реальным экономическим ситуациям, вырабатывать свою точку зрения;

17. Понимать, анализировать и оценивать образовательную политику с экономической точки зрения;

18. Понимать и применять навыки исследования оценки доказательств относительно тестирования гипотез о причинной связи между переменными;

19. Уметь работать с научной литературой;

20. Понимать и разбираться в теориях, при этом используя источники как обязательные так и дополнительные;

21. Ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной коммуникации;

22. Формировать собственную позицию, вырабатывать свою точку зрения на экономические процессы в образовании.

Владеть:

1. Изученными концепциями экономики образования на уровне знаний - синтеза, т.е. Умения комбинировать элементы, чтобы получить целое и использовать знания из разных областей, оценивать логику построения материала, проводить экономический анализ, основываясь на четких критериях, что соответствует уровню методологической компетентности – уровень образованности для самостоятельного решения исследовательских и творческих задач;

2. Специальной экономической терминологией;

3. Системой теоретических и практических знаний и навыков по экономике образования в объеме программы;

4. Основами управленческого учета в образовательном учреждении;

5. Навыками самостоятельного получения новых знаний, профессиональной аргументации, методами экономического анализа;

6. Навыками сравнительного анализа фактов и явлений экономической жизни;

7. Навыками аналитической работы в практической ситуации.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект - это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.

Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

Целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации.

Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства. С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия:

1 российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения;

2 расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов;

3 преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании.

Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация, прежде всего, вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости».

Современные абитуриенты заявляют о желании, во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста.

Таким образом, образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.

Перед образованием стоят задачи:

- преодолеть культурные издержки переходного перехода;

- воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения;

- сформировать инструментальные навыки коммуникации.

Образование - единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста.

Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления. Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:

1. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ.

2. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.

3. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.

Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Российское образование нуждается в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил.

Образование в наши дни определяет положение государства в современном мире, а человека в обществе. «Экономика образования» - это наука о месте образования в жизни людей и общества в целом. Это важная ветвь системы экономических наук. Она выступает как сложный комплекс экономических знаний, состоящий из четырех крупных групп экономических наук: экономическая теория, отраслевая экономика, межотраслевые, или функциональные экономики, стыковые экономические науки. В современных условиях ее значение «возрастает, ведь именно эта дис­циплина несет научно-практическую нагрузку по формированию но­вых направлений образования и обоснованию экономической состоя­тельности различных видов образовательной деятельности.

Законодательной основой функционирования системы образования в РФ является ФЗ «Об образовании». В настоящее время планируются изменения ФЗ. Концептуальное обоснование и общая характеристика проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепцияпроекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" представлены в приложениях 1, 2.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Темы рефератов

1. Правовое регулирование сферы образования РФ.

2. Структура образовательных учреждений в зарубежных странах.

3. Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003. – С. 48-65.

2. Закон российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.

3. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании правительства РФ 9.12. 2004 г. / А.А. Фурсенко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 7-11.

4. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров / Е. Рыкова // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104.

5. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 38.

6. Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21.

7. Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26.

8. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34.

9. Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66.

10. Каким будет образование США через 10 лет // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 52.

11. Эволюция в системе образования США // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 20.

12. Российский статистический ежегодник. – М., 2005.

13. Балыхин Г.А. Задачи модернизации экономики образования / Г.А. Балыхин // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 5-18.

14. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725) // Вестник образования России 2006. - № 2. С. 4-5.

15. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. - № 13.- С. 36-44.

Тест

1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.

а) Конституция РФ;

б) Закон РФ «Об образовании»;

в) Налоговый кодекс РФ;

г) Гражданский кодекс РФ.

2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают:

а) отношения купли-продажи материальных товаров;

б) отношения купли-продажи ценных бумаг;

в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности;

г) отношения собственности на средства производства.

3. Специфичная черта отношений собственности в отрасли образования является присвоение …………

4. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:

а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

б) выяснение экономических законов производства материальных благ;

в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования;

г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.

5. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:

а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;

б) имеются не производственные, а экономические отношения;

в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;

г) неверно все названное.

6. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - …………..

7. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:

а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;

б) создание учебных заведений регионального уровня;

в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;

г) установление льгот, нормативов и правил.

8. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:

а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;

в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

г) администрация районов и городов.

9. Образовательная услуга – это:

а) материальное благо;

б) нематериальное благо личного пользования;

в) нематериальное благо общественного пользования;

г) верно все перечисленное.

10. Некоммерческий сектор экономики включает в себя:

а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;

б) частные образовательные учреждения;

в) государственные образовательные учреждения;

г) оптовые базы.

11. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:

а) обеспечивают систему социальной защиты населения;

б) обеспечивают систему правовой защиты населения;

в) обеспечивают осуществление культурных программ;

г) обеспечивают научный потенциал общества.

12. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов и достижения - ………...

13. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны.

14. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования:

а) движение собственности;

б) земельные участки;

в) хозяйственный результат;

г) верно все перечисленное.

15. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:

а) денежные средства, переданные в форме дара;

б) доходы от собственной деятельности;

в) работники образовательного учреждения;

г) продукты творческого труда.

16. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:

1)оборотный а) материалыв) химикаты

2) основной б) компьютерыг) библиотеки

17. Материально-техническая база образовательного учреждения – это:

а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;

б) учебные и вспомогательные здания;

в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;

г) все то, что необходимо для обеспечения.

18. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:

а) создание условий для расширения ресурсной базы;

б) совершенствование содержание образования;

в) поощрение интеграционных процессов;

г) верно все перечисленное.

19. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми …………..

20. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это:

а) финансирование образования;

б) управление образованием;

в) планирование образования;

г) эффективность образования.

 

 

2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда.

Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.

Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается.

Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ.

Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Рассмотрим образование как вид деятельности и его компоненты (рис. 1).

Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.

Педагогический процесс
Педагогическая система
КОМПОНЕНТЫ
Цель   целевой
Содержание   содержательный
Деятельность   деятельностный
Результаты   результативный
КОМПОНЕНТЫ
Межкомпонентные связи: Информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, управление, самоуправление, причинно-следственные, генетические
Педагогическое воздействие
Условия
S1
S2
Р
В
О
Обозначения:В – воспитание, Р – развитие, О – обучение, S1. S2 – субъекты обучения

 


Рис. 1. Педагогический процесс как педагогическая система

Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях.

Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты, образующие систему:

1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.

4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Между компонентами системы существуют следующие связи:

- информационные,

- организационно-деятельностные,

- коммуникативные связи,

- связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

- причинно-следственные связи,

- генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс - это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются:

Таким образом,

1. педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения, развития;

2. компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: а) педагоги, б) условия и 3) воспитуемые;

3. компонентами педагогического процесса являются: а) целевой, б) содержательный, в) деятельностный, г) результативный (цели, содержание, деятельность, результаты);

4. между компонентами существуют связи, которые подлежат выявлению и учету.

В структуре педагогической системы центральное место занимает педагог (субъект - 1) и обучаемый (субъект - 2). Субъект - 1 осуществляет педагогическую деятельность (преподавание), а субъект - 2 - учебную деятельность (учение).

Взаимодействие между субъектами (субъект - субъектное или интерсубъектное) осуществляется посредством условий, включающих содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения.Интерсубъектная связь двусторонняя. Инициирующими деятельность факторами служат потребности и мотивы, цели и задачи, в основе которых лежат ценностно - смысловые ориентации. Итог совместной деятельности реализуется в обучении, воспитании и развитии (ОВР) в целостном педагогическом процессе. Представленная структура педагогической системы служит базисом для формирования оптимальных межличностных отношений и развития педагогического сотрудничества и сотворчества (рис.2).

 

Педагогическое сотрудничество (педагога и студента) - оптимальный тип межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе
Общие потребности и мотивы, цели и задачи совместной деятельности Высокие ценностные ориентации (ЦО) Ценностно-смысловые ориентации (ЦМ)
S1
S2
Методы, способы
E MBSE7yb+h+aZeHMLRJFFHhuzUbMnE2EPHgt9AlnaEtpd8N/7POlxMpOZb4rdakZxodkPziLEmwgE 2dbpwXYIx/r1LgPhg7Jajc4Swjd52JXXV4XKtVvsB12q0AkusT5XCH0IUy6lb3syym/cRJa9Lzcb FVjOndSzWrjcjDKJolQaNVhe6NVE+57aU3U2CPWhPsZNmE7Dkr1U+8/3t7E5GMTbm/X5CUSgNfyF 4Ref0aFkpsadrfZiREi28ZajCFkCgv304ZF1g3CfJiDLQv4/UP4AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwEC LQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwEC LQAUAAYACAAAACEApsa/tJMCAAAgBQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAFLtKh90AAAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADtBAAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPcFAAAAAA== " fillcolor="window" strokecolor="window" strokeweight="2pt">
Технологии, техники
P g0AQhe8m/ofNmHizC41WoCyNadT0ZCL04HFhp0DKzhJ2W/DfO570OO99efNevlvsIK44+d6RgngV gUBqnOmpVXCs3h4SED5oMnpwhAq+0cOuuL3JdWbcTJ94LUMrOIR8phV0IYyZlL7p0Gq/ciMSeyc3 WR34nFppJj1zuB3kOoo20uqe+EOnR9x32JzLi1VQHapjXIfx3M/Ja7n/+ngf6oNV6v5uedmCCLiE Pxh+63N1KLhT7S5kvBgUrNM4ZZSNmCcwsHl6ZqFW8JgmIItc/l9Q/AAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQDe3tZalAIAACAFAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAIWAxA3gAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAO4EAABkcnMvZG93bnJl di54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA+QUAAAAA " fillcolor="window" strokecolor="window" strokeweight="2pt">
Средства, содержание и др.
Преподавание (педагогическая деятельность)
Учение (учебная деятельность)
u eG1sTI9BT8MwDIXvSPyHyEhcJpZuwLaWphNCQkLTLpRddvOakFZrnKrJ2u7fY05wsq33/Pw5306u FYPpQ+NJwWKegDBUed2QVXD4en/YgAgRSWPrySi4mgDb4vYmx0z7kT7NUEYrOIRChgrqGLtMylDV xmGY+84Qa9++dxh57K3UPY4c7lq5TJKVdNgQX6ixM2+1qc7lxTHGTB4+rkMpd/aMabcfxt3saJW6 v5teX0BEM8U/M/zi8w4UzHTyF9JBtAoek3XKVgVLLqyvnhfcnBSsn1KQRS7/P1D8AAAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAH8a0vWbAgAAJAUAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9l Mm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIonPC7fAAAACAEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA9QQAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAABBgAAAAA= " fillcolor="window" strokecolor="windowText" strokeweight="2pt">
Обучение, воспитание, развитие (учебно-воспитательный процесс)

 

 


Рис.2. Структура педагогической системы

Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям.

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

3. в наличии общего и сохранении специфического.

Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Темы рефератов

1. Человеческий капитал и его особенности.

2. Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.

2. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256.

3. Чиркина О. Меняются законы – пора носить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158.

4. Российский статистический ежегодник. – М., 2004.

5. Гюго В. Собране сочинений в 15 томах / В. Гюго. - М. – Т.5, 1954. – С. 61.

6. Близнец И. Развитие российского государственного института ИС / И. Близнец // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 12. – С. 49-50.

7. Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 4. – С. 10-14.

8. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. - № 1. – С. 37-44.

9. Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. - № 18. –С. 48-52.

10. Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. - № 4. –С. 14-16.

11. Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. - № 2. –С. 7-8.

12. Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.126 с.)