Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра менеджмента и прикладной экономики ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Самарский филиал Факультет Экономика. Социология. Менеджмент Кафедра менеджмента и прикладной экономики ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Самара 2016 Экономика образования: Учебное пособие /Сост. Е.В. Русакова. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 84 с.
Составитель: Русакова Е.В.к.э.н., доцент кафедры менеджмента и прикладной экономики
Рецензенты:
Стрельцов А.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, организации и стратегии развития предприятия ГБОУ ВО СГЭУ
Минияров В.М., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики СФ ГАОУ ВО МГПУ
ISBN 978-5-9905895-1-3
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование/. Составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит теоретический материал, задания к практической работе студентов, терминологический словарь и библиографический список.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль - Дошкольное образование. Целью изучения дисциплины «Экономика образования» является выработка представлений об экономической стороне образовательного процесса, системы образования, анализ экономических процессов, характерных для системы образования Российской Федерации, а так же выработка предложений по мероприятиям реформирования системы образования РФ, приемы модернизации российской сферы образования. Основными задачами курса являются:
- дать общие представления об особенностях дисциплины и науки – «Экономика образования»; - выявить тесные связи данной дисциплины с другими науками; - дать системное представление об основных экономических проблемах сферы образования РФ; - вооружить магистрантов компетенциями в области реальных процессов, происходящих в системе образования РФ; - показать возможности принятия самостоятельных решений в сфере принятия экономических мер по модернизации и реформированию системы образования в России. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурными (ОК): - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности(ОК-13). б) общепрофессиональными (ОПК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). в) в области педагогической деятельности (ПК): - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. Основные концепции экономики образования; 2. Основные причины и направления усиления самостоятельности (автономизации) образовательных учреждений, в том числе, в аспекте финансовой деятельности; 3. Систему государственного финансирования среднего образования в России; 4. Изменение роли государственного бюджета в новых условиях; 5. Современные подходы к финансированию среднего образования, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений; 6. Тенденции изменения объемов и источников финансирования среднего образования в развитых странах; 7. Современные модели стратегий финансирования среднего образования, практикуемые в различных странах; 8. Значение факторов обеспечения качества в решении задач финансирования; 9. Знать особенности финансирования ОУ, способы распределения доходов, внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях
10. Знать основные источники наборов данных, используемых для исследования в экономике образования и как получить доступ к таким вторичным данным; 11. Механизм формирования стоимости и возмещения затрат 12. Иметь представление о маркетинге ОУ 13. Действие хозяйственного механизма образовательного учреждения, организацию его деятельности 14. Знать материально-техническую базу системы образования РФ. Уметь: 1. Понимать характер экономики образования как науки и ее место в системе наук; 2. Понимать сущность основных экономических явлений и процессов в образовании; 3. Анализировать факторы обеспечения качества среднего образования в решении задач финансирования; 4. Разрабатывать современные стратегии финансирования среднего образования и модели управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений; 5. Анализировать общие характеристики и различия в системах финансирования среднего образования в разных странах мира; 6. Применять на практике современные подходы к государственному финансированию среднего образования; 7. Анализировать конкурентные особенности рынка образовательных услуг; 8. Рассчитывать величину, структуру затрат на обучение; 9. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; 10. Определять современную ценность будущих благ; 11. Определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования; 12. Анализировать ситуации, проводить микроисследования, проводить связь между понятиями профессиональной направленности и экономическими категориями; 13. Разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий; 14. Провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа; 15. Проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации; 16. Формировать собственную позицию по отношению к реальным экономическим ситуациям, вырабатывать свою точку зрения; 17. Понимать, анализировать и оценивать образовательную политику с экономической точки зрения; 18. Понимать и применять навыки исследования оценки доказательств относительно тестирования гипотез о причинной связи между переменными; 19. Уметь работать с научной литературой; 20. Понимать и разбираться в теориях, при этом используя источники как обязательные так и дополнительные; 21. Ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной коммуникации; 22. Формировать собственную позицию, вырабатывать свою точку зрения на экономические процессы в образовании. Владеть: 1. Изученными концепциями экономики образования на уровне знаний - синтеза, т.е. Умения комбинировать элементы, чтобы получить целое и использовать знания из разных областей, оценивать логику построения материала, проводить экономический анализ, основываясь на четких критериях, что соответствует уровню методологической компетентности – уровень образованности для самостоятельного решения исследовательских и творческих задач;
2. Специальной экономической терминологией; 3. Системой теоретических и практических знаний и навыков по экономике образования в объеме программы; 4. Основами управленческого учета в образовательном учреждении; 5. Навыками самостоятельного получения новых знаний, профессиональной аргументации, методами экономического анализа; 6. Навыками сравнительного анализа фактов и явлений экономической жизни; 7. Навыками аналитической работы в практической ситуации.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект - это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг. Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.
Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации. Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства. С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия: 1 российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения; 2 расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов; 3 преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация, прежде всего, вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости». Современные абитуриенты заявляют о желании, во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. Таким образом, образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке. Перед образованием стоят задачи: - преодолеть культурные издержки переходного перехода; - воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения; - сформировать инструментальные навыки коммуникации. Образование - единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления. Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях:
1. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ. 2. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег. 3. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества. Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Российское образование нуждается в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Образование в наши дни определяет положение государства в современном мире, а человека в обществе. «Экономика образования» - это наука о месте образования в жизни людей и общества в целом. Это важная ветвь системы экономических наук. Она выступает как сложный комплекс экономических знаний, состоящий из четырех крупных групп экономических наук: экономическая теория, отраслевая экономика, межотраслевые, или функциональные экономики, стыковые экономические науки. В современных условиях ее значение «возрастает, ведь именно эта дисциплина несет научно-практическую нагрузку по формированию новых направлений образования и обоснованию экономической состоятельности различных видов образовательной деятельности. Законодательной основой функционирования системы образования в РФ является ФЗ «Об образовании». В настоящее время планируются изменения ФЗ. Концептуальное обоснование и общая характеристика проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепцияпроекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" представлены в приложениях 1, 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Темы рефератов 1. Правовое регулирование сферы образования РФ. 2. Структура образовательных учреждений в зарубежных странах. 3. Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования. Литература 1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003. – С. 48-65. 2. Закон российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003. 3. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании правительства РФ 9.12. 2004 г. / А.А. Фурсенко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 7-11. 4. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров / Е. Рыкова // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104. 5. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 38. 6. Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21. 7. Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26. 8. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34. 9. Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66. 10. Каким будет образование США через 10 лет // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 52. 11. Эволюция в системе образования США // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 20. 12. Российский статистический ежегодник. – М., 2005. 13. Балыхин Г.А. Задачи модернизации экономики образования / Г.А. Балыхин // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 5-18. 14. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725) // Вестник образования России 2006. - № 2. С. 4-5. 15. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. - № 13.- С. 36-44. Тест 1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации. а) Конституция РФ; б) Закон РФ «Об образовании»; в) Налоговый кодекс РФ; г) Гражданский кодекс РФ. 2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают: а) отношения купли-продажи материальных товаров; б) отношения купли-продажи ценных бумаг; в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности; г) отношения собственности на средства производства. 3. Специфичная черта отношений собственности в отрасли образования является присвоение ………… 4. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является: а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; б) выяснение экономических законов производства материальных благ; в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования; г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования. 5. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что: а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений; б) имеются не производственные, а экономические отношения; в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием; г) неверно все названное. 6. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - ………….. 7. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием: а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования; б) создание учебных заведений регионального уровня; в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования; г) установление льгот, нормативов и правил. 8. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования: а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы; в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; г) администрация районов и городов. 9. Образовательная услуга – это: а) материальное благо; б) нематериальное благо личного пользования; в) нематериальное благо общественного пользования; г) верно все перечисленное. 10. Некоммерческий сектор экономики включает в себя: а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства; б) частные образовательные учреждения; в) государственные образовательные учреждения; г) оптовые базы. 11. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора: а) обеспечивают систему социальной защиты населения; б) обеспечивают систему правовой защиты населения; в) обеспечивают осуществление культурных программ; г) обеспечивают научный потенциал общества. 12. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов и достижения - ………... 13. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны. 14. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования: а) движение собственности; б) земельные участки; в) хозяйственный результат; г) верно все перечисленное. 15. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений: а) денежные средства, переданные в форме дара; б) доходы от собственной деятельности; в) работники образовательного учреждения; г) продукты творческого труда. 16. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения: 1)оборотный а) материалыв) химикаты 2) основной б) компьютерыг) библиотеки 17. Материально-техническая база образовательного учреждения – это: а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом; б) учебные и вспомогательные здания; в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений; г) все то, что необходимо для обеспечения. 18. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям: а) создание условий для расширения ресурсной базы; б) совершенствование содержание образования; в) поощрение интеграционных процессов; г) верно все перечисленное. 19. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми ………….. 20. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это: а) финансирование образования; б) управление образованием; в) планирование образования; г) эффективность образования.
2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда. Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается. Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ. Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Рассмотрим образование как вид деятельности и его компоненты (рис. 1). Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.
Рис. 1. Педагогический процесс как педагогическая система Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях. Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Компоненты, образующие систему: 1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. 2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. 3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим. 4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Между компонентами системы существуют следующие связи: - информационные, - организационно-деятельностные, - коммуникативные связи, - связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции, - причинно-следственные связи, - генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании). Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия. Педагогический процесс - это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие. В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются: Таким образом, 1. педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения, развития; 2. компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: а) педагоги, б) условия и 3) воспитуемые; 3. компонентами педагогического процесса являются: а) целевой, б) содержательный, в) деятельностный, г) результативный (цели, содержание, деятельность, результаты); 4. между компонентами существуют связи, которые подлежат выявлению и учету. В структуре педагогической системы центральное место занимает педагог (субъект - 1) и обучаемый (субъект - 2). Субъект - 1 осуществляет педагогическую деятельность (преподавание), а субъект - 2 - учебную деятельность (учение). Взаимодействие между субъектами (субъект - субъектное или интерсубъектное) осуществляется посредством условий, включающих содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения.Интерсубъектная связь двусторонняя. Инициирующими деятельность факторами служат потребности и мотивы, цели и задачи, в основе которых лежат ценностно - смысловые ориентации. Итог совместной деятельности реализуется в обучении, воспитании и развитии (ОВР) в целостном педагогическом процессе. Представленная структура педагогической системы служит базисом для формирования оптимальных межличностных отношений и развития педагогического сотрудничества и сотворчества (рис.2).
Рис.2. Структура педагогической системы Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3. в наличии общего и сохранении специфического. Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Темы рефератов 1. Человеческий капитал и его особенности. 2. Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике. Литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003. 2. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256. 3. Чиркина О. Меняются законы – пора носить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158. 4. Российский статистический ежегодник. – М., 2004. 5. Гюго В. Собране сочинений в 15 томах / В. Гюго. - М. – Т.5, 1954. – С. 61. 6. Близнец И. Развитие российского государственного института ИС / И. Близнец // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 12. – С. 49-50. 7. Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 4. – С. 10-14. 8. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. - № 1. – С. 37-44. 9. Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. - № 18. –С. 48-52. 10. Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. - № 4. –С. 14-16. 11. Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. - № 2. –С. 7-8. 12. Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.126 с.) |