![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра менеджмента и прикладной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самарский филиал Факультет Экономика. Социология. Менеджмент Кафедра менеджмента и прикладной экономики ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Самара 2016 Экономика образования: Учебное пособие /Сост. Е.В. Русакова. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 84 с.
Составитель: Русакова Е.В.к.э.н., доцент кафедры менеджмента и прикладной экономики
Рецензенты:
Стрельцов А.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, организации и стратегии развития предприятия ГБОУ ВО СГЭУ
Минияров В.М., д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики СФ ГАОУ ВО МГПУ
ISBN 978-5-9905895-1-3
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование/. Составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит теоретический материал, задания к практической работе студентов, терминологический словарь и библиографический список.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль - Дошкольное образование. Целью изучения дисциплины «Экономика образования» является выработка представлений об экономической стороне образовательного процесса, системы образования, анализ экономических процессов, характерных для системы образования Российской Федерации, а так же выработка предложений по мероприятиям реформирования системы образования РФ, приемы модернизации российской сферы образования. Основными задачами курса являются:
- дать общие представления об особенностях дисциплины и науки – «Экономика образования»; - выявить тесные связи данной дисциплины с другими науками; - дать системное представление об основных экономических проблемах сферы образования РФ; - вооружить магистрантов компетенциями в области реальных процессов, происходящих в системе образования РФ; - показать возможности принятия самостоятельных решений в сфере принятия экономических мер по модернизации и реформированию системы образования в России. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурными (ОК): - готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности(ОК-13). б) общепрофессиональными (ОПК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). в) в области педагогической деятельности (ПК): - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. Основные концепции экономики образования; 2. Основные причины и направления усиления самостоятельности (автономизации) образовательных учреждений, в том числе, в аспекте финансовой деятельности; 3. Систему государственного финансирования среднего образования в России; 4. Изменение роли государственного бюджета в новых условиях; 5. Современные подходы к финансированию среднего образования, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений; 6. Тенденции изменения объемов и источников финансирования среднего образования в развитых странах; 7. Современные модели стратегий финансирования среднего образования, практикуемые в различных странах; 8. Значение факторов обеспечения качества в решении задач финансирования; 9. Знать особенности финансирования ОУ, способы распределения доходов, внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях
10. Знать основные источники наборов данных, используемых для исследования в экономике образования и как получить доступ к таким вторичным данным; 11. Механизм формирования стоимости и возмещения затрат 12. Иметь представление о маркетинге ОУ 13. Действие хозяйственного механизма образовательного учреждения, организацию его деятельности 14. Знать материально-техническую базу системы образования РФ. Уметь: 1. Понимать характер экономики образования как науки и ее место в системе наук; 2. Понимать сущность основных экономических явлений и процессов в образовании; 3. Анализировать факторы обеспечения качества среднего образования в решении задач финансирования; 4. Разрабатывать современные стратегии финансирования среднего образования и модели управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений; 5. Анализировать общие характеристики и различия в системах финансирования среднего образования в разных странах мира; 6. Применять на практике современные подходы к государственному финансированию среднего образования; 7. Анализировать конкурентные особенности рынка образовательных услуг; 8. Рассчитывать величину, структуру затрат на обучение; 9. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; 10. Определять современную ценность будущих благ; 11. Определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования; 12. Анализировать ситуации, проводить микроисследования, проводить связь между понятиями профессиональной направленности и экономическими категориями; 13. Разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий; 14. Провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа; 15. Проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации; 16. Формировать собственную позицию по отношению к реальным экономическим ситуациям, вырабатывать свою точку зрения; 17. Понимать, анализировать и оценивать образовательную политику с экономической точки зрения; 18. Понимать и применять навыки исследования оценки доказательств относительно тестирования гипотез о причинной связи между переменными; 19. Уметь работать с научной литературой; 20. Понимать и разбираться в теориях, при этом используя источники как обязательные так и дополнительные; 21. Ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной коммуникации; 22. Формировать собственную позицию, вырабатывать свою точку зрения на экономические процессы в образовании. Владеть: 1. Изученными концепциями экономики образования на уровне знаний - синтеза, т.е. Умения комбинировать элементы, чтобы получить целое и использовать знания из разных областей, оценивать логику построения материала, проводить экономический анализ, основываясь на четких критериях, что соответствует уровню методологической компетентности – уровень образованности для самостоятельного решения исследовательских и творческих задач; 2. Специальной экономической терминологией; 3. Системой теоретических и практических знаний и навыков по экономике образования в объеме программы;
4. Основами управленческого учета в образовательном учреждении; 5. Навыками самостоятельного получения новых знаний, профессиональной аргументации, методами экономического анализа; 6. Навыками сравнительного анализа фактов и явлений экономической жизни; 7. Навыками аналитической работы в практической ситуации.
СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект - это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг. Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга. Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации. Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства. С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия:
1 российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения; 2 расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов; 3 преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация, прежде всего, вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости». Современные абитуриенты заявляют о желании, во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. Таким образом, образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке. Перед образованием стоят задачи: - преодолеть культурные издержки переходного перехода; - воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения; - сформировать инструментальные навыки коммуникации. Образование - единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления. Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях: 1. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ. 2. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег. 3. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.
Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Российское образование нуждается в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Образование в наши дни определяет положение государства в современном мире, а человека в обществе. «Экономика образования» - это наука о месте образования в жизни людей и общества в целом. Это важная ветвь системы экономических наук. Она выступает как сложный комплекс экономических знаний, состоящий из четырех крупных групп экономических наук: экономическая теория, отраслевая экономика, межотраслевые, или функциональные экономики, стыковые экономические науки. В современных условиях ее значение «возрастает, ведь именно эта дисциплина несет научно-практическую нагрузку по формированию новых направлений образования и обоснованию экономической состоятельности различных видов образовательной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Темы рефератов 1. Правовое регулирование сферы образования РФ. 2. Структура образовательных учреждений в зарубежных странах. 3. Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования. Литература 1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003. – С. 48-65. 2. Закон российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003. 3. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании правительства РФ 9.12. 2004 г. / А.А. Фурсенко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 7-11. 4. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров / Е. Рыкова // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 104. 5. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 38. 6. Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21. 7. Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26. 8. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34. 9. Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66. 10. Каким будет образование США через 10 лет // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 52. 11. Эволюция в системе образования США // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 20. 12. Российский статистический ежегодник. – М., 2005. 13. Балыхин Г.А. Задачи модернизации экономики образования / Г.А. Балыхин // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 5-18. 14. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725) // Вестник образования России 2006. - № 2. С. 4-5. 15. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. - № 13.- С. 36-44. Тест 1. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации. а) Конституция РФ; б) Закон РФ «Об образовании»; в) Налоговый кодекс РФ; г) Гражданский кодекс РФ. 2. Определяющим звеном в экономических отношениях в отрасли образования выступают: а) отношения купли-продажи материальных товаров; б) отношения купли-продажи ценных бумаг; в) отношения по поводу включения и участия работника в производственной деятельности; г) отношения собственности на средства производства. 3. Специфичная черта отношений собственности в отрасли образования является присвоение ………… 4. Составным назначением экономики образования как учебного предмета является: а) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; б) выяснение экономических законов производства материальных благ; в) передача добытых научных знаний об экономических закономерностях развития образования; г) добыча и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования. 5. Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что: а) в сфере образования нет и не может быть производственных отношений; б) имеются не производственные, а экономические отношения; в) существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием; г) неверно все названное. 6. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения - ………….. 7. Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием: а) контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования; б) создание учебных заведений регионального уровня; в) формирование и осуществление региональной политики в сфере образования; г) установление льгот, нормативов и правил. 8. Что из ниже перечисленного не входит в систему образования: а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы; в) органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; г) администрация районов и городов. 9. Образовательная услуга – это: а) материальное благо; б) нематериальное благо личного пользования; в) нематериальное благо общественного пользования; г) верно все перечисленное. 10. Некоммерческий сектор экономики включает в себя: а) предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства; б) частные образовательные учреждения; в) государственные образовательные учреждения; г) оптовые базы. 11. Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора: а) обеспечивают систему социальной защиты населения; б) обеспечивают систему правовой защиты населения; в) обеспечивают осуществление культурных программ; г) обеспечивают научный потенциал общества. 12. Процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов и достижения - ………... 13. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и …………. характеристики развития экономической ситуации в масштабе страны. 14. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования: а) движение собственности; б) земельные участки; в) хозяйственный результат; г) верно все перечисленное. 15. Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений: а) денежные средства, переданные в форме дара; б) доходы от собственной деятельности; в) работники образовательного учреждения; г) продукты творческого труда. 16. Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения: 1)оборотный а) материалыв) химикаты 2) основной б) компьютерыг) библиотеки 17. Материально-техническая база образовательного учреждения – это: а) совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом; б) учебные и вспомогательные здания; в) вся сумма финансовых средств образовательных учреждений; г) все то, что необходимо для обеспечения. 18. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям: а) создание условий для расширения ресурсной базы; б) совершенствование содержание образования; в) поощрение интеграционных процессов; г) верно все перечисленное. 19. Экономическая эффективность служит для обеспечения образования необходимыми ………….. 20. Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это: а) финансирование образования; б) управление образованием; в) планирование образования; г) эффективность образования.
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда. Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается. Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ. Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Рассмотрим образование как вид деятельности и его компоненты (рис. 1). Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.
Рис. 1. Педагогический процесс как педагогическая система Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях. Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Компоненты, образующие систему: 1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. 2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. 3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим. 4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Между компонентами системы существуют следующие связи: - информационные, - организационно-деятельностные, - коммуникативные связи, - связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции, - причинно-следственные связи, - генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании). Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия. Педагогический процесс - это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие. В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются: Таким образом, 1. педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения, развития; 2. компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: а) педагоги, б) условия и 3) воспитуемые; 3. компонентами педагогического процесса являются: а) целевой, б) содержательный, в) деятельностный, г) результативный (цели, содержание, деятельность, результаты); 4. между компонентами существуют связи, которые подлежат выявлению и учету. В структуре педагогической системы центральное место занимает педагог (субъект - 1) и обучаемый (субъект - 2). Субъект - 1 осуществляет педагогическую деятельность (преподавание), а субъект - 2 - учебную деятельность (учение). Взаимодействие между субъектами (субъект - субъектное или интерсубъектное) осуществляется посредством условий, включающих содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения.Интерсубъектная связь двусторонняя. Инициирующими деятельность факторами служат потребности и мотивы, цели и задачи, в основе которых лежат ценностно - смысловые ориентации. Итог совместной деятельности реализуется в обучении, воспитании и развитии (ОВР) в целостном педагогическом процессе. Представленная структура педагогической системы служит базисом для формирования оптимальных межличностных отношений и развития педагогического сотрудничества и сотворчества (рис.2).
Рис.2. Структура педагогической системы Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3. в наличии общего и сохранении специфического. Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Темы рефератов 1. Человеческий капитал и его особенности. 2. Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике. Литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003. 2. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 245-256. 3. Чиркина О. Меняются законы – пора носить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. - № 10. – С. 153-158. 4. Российский статистический ежегодник. – М., 2004. 5. Гюго В. Собране сочинений в 15 томах / В. Гюго. - М. – Т.5, 1954. – С. 61. 6. Близнец И. Развитие российского государственного института ИС / И. Близнец // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 12. – С. 49-50. 7. Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. - № 4. – С. 10-14. 8. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. - № 1. – С. 37-44. 9. Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. - № 18. –С. 48-52. 10. Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. - № 4. –С. 14-16. 11. Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. - № 2. –С. 7-8. 12. Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.98.111 (0.015 с.) |