Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Однокоренные слова 4-й классСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине слова; отличать однокоренные слова от сходных по буквенному составу слов с омонимичными корнями, от слов-паронимов и от слов-омонимов; развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры. Ход игры ♦ Оргмомент Объявление темы, целей игры. Инструктаж участников игры (объяснение правил, распределение ролей). ♦ Выбор участников первого агона Назовите три слова, однокоренных слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом». ♦ Первый агон Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.
Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.
Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.
Задание 2 Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»? Желтый, железный, желток. Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»? Рисунок, нарисовал, рисовая каша.
Красная дорожка. Какое слово «лишнее»? Носорог, носильщик, переносить.
Задание 3 Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «водить» обозначьте красными фишками. Водяной, водитель, завод, паводок, поводок, водоросли.
Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к слову «гореть» обозначьте красными фишками.
Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, пригорок. Красная дорожка. Узнайте слово по его значению. Однокоренное слово к слову «земля», обозначающее: «Житель той же местности».
♦ Выбор участников второго агона - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «пою». - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «танцую». - Назовите однокоренное слово, проверочное к слову «смотрю». ♦ Второй агон Задание 1 Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам. Спиши на урок. Спеши слова. Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам. Хитрая леса. Зеленые лиса. Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам. Острые мячи. Детские мечи. Задание 2 Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова. Со звонкой на конце он значит Примерно то же, что «не стар». С глухой — по наковальне скачет, Звенит в ушах его удар. (Молод — молот) Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова. Я цвет одинаковый часто имею: И с Г зеленею, и с К зеленею. Но с К вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить. (Луг — лук) Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова. С буквой Т по реке плывет, А со звонкой — на ветке растет. (Плот — плод) Задание 3 Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посуду в помещение для мытья? (Ваза — ванна) Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест — шесть) Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «В чем ошибка мальчика? «В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка и до этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нужно было Коле проверить это слово?» (Сидел — седел) ♦ Финальный агон Задание 1 Зеленая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как называются такие слова'? Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке. Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. (Ключ) Желтая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как называются такие слова? В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка) Красная дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как называются такие слова? У позвоночных я бываю И горный кряж обозначаю. (Хребет) Задание 2 Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку? Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену? Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке? Задание 3 Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, характеризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая. Желтая дорожка. Выберите прилагательное, характеризующее слово «ключ» в значении «родник», изданных слов: стальной, скрипичный, холодный. Красная дорожка. О скольких норках говорится в стихотворении: Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. (О двух) ♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей. ИГРОВОЕ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «СУФФИКСАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» Й КЛАСС Цель: обобщение знаний и умений по теме, обогащение словарного запаса, развитие слуховой памяти. Ход занятия ♦ Оргмомент Учитель. Ребята, сегодняшнее последнее занятие по теме «Суффиксальное словообразование» мы проведем в виде игры-соревнования двух команд. К вам в гости пришел Волшебник Суффикс (показывает плакат с изображением), который будет играть с вами. ♦ Знакомство Учитель. Вначале нам нужно познакомиться с Суффиксом. Каждый из вас сегодня представляет тот или иной суффикс (карточка с написанным суффиксом прикреплена у игроков на шапочках). Вы должны назвать слово с вашим суффиксом.
♦ Редактирование Учитель. Видите, ребята, как много в русском языке суффиксов. Они делают нашу речь богаче и выразительней. Попробуйте обойтись без суффиксов — и вы увидите, как бедна и некрасива станет наша речь. Представим себе, что суффиксы вдруг исчезли из слов. Попробуйте исполнить песню «В лесу родилась елочка», убрав из слов все суффиксы. Первая команда исполняет первые три куплета, вторая команда — остальные три куплета. Первоначальный текст песни вы получите. На подготовку дается пять минут, участвует в этом конкурсе по три игрока от каждой команды. ♦ Эстафета Учитель. Пока участники конкурса певцов готовятся, поиграем в эстафету. На доске написаны столбики однокоренных слов с пропущенными суффиксами, по одному столбику для каждой команды. Играющие выходят по очереди и вставляют нужные суффиксы в место пропуска. ♦ Игра «Кто это?» (По суффиксам профессий). Каждой команде задается по одному вопросу по очереди, отвечать может любой, но если допущена ошибка, исправить ее можно только один раз. Кроме слова называется еще и суффикс. Карточка для первой команды 1. Поднимает грузы на подъемном кране. (Крановщик) 2. Скрепляет панели скобами и сваривает их. (Сварщик) 3. Красит окна и двери. (Маляр) 4. Делает электропроводку. (Электромонтер) 5. Кладет стены дома из кирпича. (Каменщик)
Карточка для второй команды 1. Ведет монтаж дома из панелей. (Монтажник) 2. Кладет на стены облицовочные плитки. (Плиточница) 3. Вставляет в рамы стекла. (Стекольщик) 4. Роет котлован для дома. (Экскаваторщик) 5. Выстругивает из дерева рамы. (Столяр) ♦ Игра «Найди пару» (Суффиксы прилагательных) На доске два столбика слов: в первом столбике — существительные, во втором — прилагательные. Нужно подобрать по смыслу к существительным прилагательные, соблюдая лексическую сочетаемость слов. Нужно соединить линиями и обозначить суффиксы прилагательных.
♦ Подведение итогов занятия. Награждение победителей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.006 с.) |