Инсценированное занятие на тему «состав слова» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инсценированное занятие на тему «состав слова»



Й КЛАСС

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова, ориентироваться в составе слов, относящихся к различным частям речи; вырабатывать орфографическую зоркость, развивать словарный запас, слуховое внима­ние, воспитывать умение взаимодействовать с партнера­ми по команде.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Распределение детей по командам (2 команды).

Однокоренные слова

Входит Корень «лет» — ученик с табличкой.

Корень. Грустно мне, никому я не нужен, ничего из себя не представляю.

Учитель. Дети, как нам помочь Корню? Кого позовем на помощь, чтобы Корень превратился в разные слова? (Приставку и Суффикс.)

Входят Приставка и Суффикс:

Приставка и Суффикс. Дорогой «лет»! Не расстраивай­ся! Ты совсем не одинок. У тебя есть много родствен­ников. На тебе держится целая семья слов. В каждом из них ты — самая главная часть. Сейчас мы позовем твоих братьев и сестер».

Командам дается задание: записать на доске как можно больше слов с корнем «лет». Одна команда со­ставляет слова с приставками, другая — с суффиксами.

Корень. Спасибо, ребята, утешили вы меня. Но не один я брожу по свету, ищу родственников. Помогите подо­брать родственные слова к словам «горе» и «гора», разложите на две группы карточки с однокоренными словами к данным.

Дети выполняют задание: кто быстрее и правиль­нее распределит слова на 2группы. (Горец, горестный, горный, пригорок, пригорюнился, гористая, горевать, горюшко.)

Суффикс. Я тоже хочу поиграть с ребятами, у меня в сумке для них приготовлены слова... Но что же это такое? Все слова рассыпались по составу. Придется вам, ребята, восстановить слова.

Каждой команде за определенное время нужно вос­становить слова, рассыпанные по составу. к, за, стеж, а столь, на, н, ая

пере, чик, плет, и к, а, пол, про

крыш, по, к, а ее, н, осен

ый, вод, н на, щик, строй, и

 

Приставка. «Пришла пора мне поиграть с ребятами. Предлагаю игру «Аукцион». Я буду «продавать» при­ставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова с данной приставкой. Выиграет та команда, ко­торая назовет правильное слово последней.

«Продаются» приставки про-, по-, вы-, пере-, с-, из-, на-.

Корень, суффикс, приставка. «Нам пора в словарь, но для вас мы оставляем еще одно интересное задание — ве­селые стихи с пропущенными морфемами. Вам нужно вставить подходящие по смыслу морфемы в слова, что­бы рифмы не нарушились.

Я...брался под кровать,

Чтобы брат......пугать.

На себя всю пыль...брал,

Очень мам......пугал.

 

Дал списать я на контроль...ой

Все задач...и Кол...е.

И теперь у нас в тетрад...ах

У обоих дво.и.

♦ Подведение итогов занятия.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема: Состав слова. Словообразование 4-й класс

Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме, развитие словарного запаса, воспитание навыков пра­вильного поведения в игровой ситуации, привитие любви к русскому языку.

Ход игры

♦ Оргмомент

Вступительное слово ведущего: представление участ­ников, инструктаж по правилам игры, объявление темы и цели игры.

♦ Отбор участников первого агона

1) Какое слово лишнее: желток, железо, желтый.

2) Какое слово лишнее: носильщик, нос, носатый.

3) Какое слово лишнее: печурка, печать, печка.

♦ Первый агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие и служащие. (Проходная)

Желтая дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: автомобиль, используемый в трудно­проходимой местности по бездорожью. (Вездеход)

Красная дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: длительное путешествие людей с определенной целью. (Поход)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Часть тела).

Желтая дорожка. Какую соль не кладут в суп? (Нота).

Красная дорожка. Каким ключом нельзя отвернуть ганку? (Скрипичный)

Задание 3

Зеленая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «шить»: вышил узор, вышел из дома?

Желтая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «спишет»: спешит на урок, спиши упражнение?

Красная дорожка. Сколько предметов под названи­ем «коса» встречается в стихотворении: Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой. (3)

♦ Отбор участников второго агона

1)Какая приставка и сколько раз употребляется в стихотворении:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят, (при, 2)

2) Какой суффикс и сколько раз употребляется в сти­хотворении:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка, (к, 3)

3) Какое окончание и сколько раз употребляется в стихотворении:

Колокольчики мои.

Цветики степные.

Что глядите на меня.

Темно-голубые? (и. 3; ые, 2)

♦ Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Какое слово лишнее: вскричать, всплакнуть, всмотреться, вспугнуть?

Желтая дорожка. Какое слово лишнее: отобрать, оторвать, отогнать, отощать?

Красная дорожка. Какое слово лишнее: подумать. подогреть, подудеть, подержать?

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово сочетается со сло­вом «волк»: зубной, зубастый, зубовный?

Желтая дорожка. Какое слово сочетается со сло­вом «халат»: цветной, цветовой, цветастый?

Красная дорожка. Какое слово сочетается со словом «океан»: ледовитый, ледяной, ледовый?

Задание 3

Зеленая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «В сильный мороз хорошо пригревает шуба». (Согревает)

Желтая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «Мы долго шли по лесистой тропинке». (Лесной)

Красная дорожка. Вставьте нужное окончание в предложение: «Котлет... съела девочк...». (Котлету, девочка)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов: зимушка, морской,

стебельки, (∩^)

Желтая дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов: переходы, выстрелы, уговоры. (∩)

Красная дорожка. Выберите схему, соответствую­щую по составу данной группе слов: спутник, поединок, задачник. (∩^)

Задание 2

Зеленая дорожка. Составьте слово, у которого при­ставка из слова «прошел», корень из слова «водит», суф­фикс из слова «школьник». (Проводник)

Желтая дорожка. Составьте слово, у которого при­ставка из слова «залететь», корень из слова «варил», суффикс из слова «стенка». (Заварка)

Красная дорожка. Составьте слово, у которого при­ставка из слова «повел», корень из слова «дарит», суф­фикс из слова «цветок». (Подарок)

Задание 3

Зеленая дорожка. Составьте предложение из слов: мы, сажали, дом, у, березы.

Желтая дорожка. Составьте предложение из слов: быстрый, пес, убежал, от, заяц.

Красная дорожка. Отгадайте загадку.

Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Все же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.015 с.)