Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема статуса теоретических объектов в научном познанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В параграфе (разделе), посвященном структуре научной теории мы говорили о проблеме статуса теоретических объектов. Суть проблемы состоит в постановке вопроса о том соответствует ли теоретическим объектам что-либо в реальности, являются ли они отображением реальности? Источником проблемы является позиция, присущая второму позитивизму конца XIX - начала ХХ веков и неопозитивизму ХХ века. Характерной чертой этой позиции является ее резко выраженный эмпиризм. Можно даже сказать ультроэмпиризм. Этот ультроэмпиризм состоит в том, что в качестве действительного знания рассматривается только эмпирическое знание. Теория же не считается ``настоящим" знанием, а представляет собой лишь удобный способ описания, упорядочивания опытных данных, сокращенную форму записи большого массива опытных данных. Одним словом -- инструмент. Такая точка зрения появилась еще во втором позитивизме и получила название инструментализм. Эта позиция была вполне воспринята неопозитивизмом (третьим позитивизмом) в 20-тых -- 50-тых годах нашего века. В соответствии с этой точкой зрения теоретические объекты суть некоторые функции, которым в реальности ничего не соответствует и которые могут быть безболезненно устранены. Иногда эта позиция доходит до утверждения вредности теоретических объектов, не только возможности, но и необходимости их устранения. Такую позицию занимал в конце XIX -- начале ХХ веков Эрнст Мах, категорически отрицавший реальность атомов. Равным образом, Мах отрицал и содержательность теоретического понятия массы. В своей известной книге ``Механика'' он утверждает, что ``масса -- всего лишь коэффициент пропорциональности между ускорением и силой". В неопозитивизме эта позиция получила продолжение в нескольких вариантах. Очень интересный представитель английской школы неопозитивизма Френк Памплтон Рамсей (Рэмси) выдвинул тезис о том, что все научное знание может быть представлено в форме логического выражения, содержащего только высказывания об опытных данных (протокольные предположения), связанные логическими связками ``и", ``или'' и ``не'' и не содержащего никаких теоретических терминов. Т.е. теоретические объекты оказываются полностью исключенными (элиминированными). Процедура такого исключения теоретических объектов получила название ``Рамсей-элиминации теоретических терминов". В дальнейшем эта процедура была усовершенствована американским логиком Крейгом. В несколько иной форме эта же идея была развита выдающимся представителем неопозитивизма Гансом Рейхенбахом. Рейхенбах считал теоретические объекты фиктивными искусственными объектами, которые мы ``вставляем" между наблюдаемыми явлениями, чтобы связать их при помощи удобной математической формулы. Он называл такие фиктивные объекты интерфеноменами (междуявлениями). Так, по Рейхенбаху электрон -- это типичный интерфеномен (вспомним Маха!), который мы вставляем между, скажем, работой катодного узла и изображением на экране телевизора. А английский неопозитивист Генри Миргенау называл теоретические объекты просто пустыми фишками. Легко видеть, что все это -- разные выражения инструменталистского подхода. Макс Борн в одной из своих работ, в которой он критиковал эту позицию, высказал следующее ироническое замечание. Если кто-то выстрелил в другого человека и убил его, то пуля -- это типичный интерфеномен, который мы вставляем между явлением выстрела и явлением смерти человека, чтобы связать их при помощи уравнений механики. И далее Борн продолжает: возьмем кристалл - это наблюдаемый феномен, растолчем его в мелкий песок -- каждая песчинка это наблюдаемый феномен, растолчем в очень тонкий порошок -- мелкие кусочки можно наблюдать в микроскоп, следовательно это феномен, продолжим процесс раздробления -- когда феномен перестанет быть феноменом и превратится в интерфеномен?? Макс Борн абсолютно прав. Но он высказывает свою критику в виде иронического контрпримера. Я продолжу ее в форме методологического анализа. Прежде всего отметим, что исключение теоретических понятий приведет к распаду естествознания на несвязанные между собой серии опытных данных, что связывает между собой явления динамики и гравитационные явления - теоретическое понятие массы. Если его исключить, то они "распадутся". Допустим на минуту, следуя Э.Маху, что инертная масса -- это только коэффициент пропорциональности между силой и ускорением. Тогда гравитационная масса -- это только коэффициент между силой и . Но почему эти коэффициенты одинаковы? Случайное совпадение? Чудо? Нет, физики настойчиво ищут ответ на этот вопрос, строя все более сложные теории. Именно теория может дать ответ. Да и сам Мах достаточно часто забывал о своем феноменализме, когда предлагал (правда в очень предварительной нематематизированной форме) гипотезу о природе инертной массы, называемую ``принципом Маха". ``Принцип Маха'' состоит в том, что инертная масса не есть "извечная'' характеристика тела, а создается совокупным действием (реальным, а не фиктивным) на данное тело всех остальных тел во вселенной. Этот ``принцип Маха'' сыграл очень большую эвристическую роль в создании общей теории относительности и продолжает обсуждаться и в наше время в релятивистской космологии. Так что именно теоретические объекты, а не логические связки создают единство науки. Второй аспект проблемы состоит в том, что одним из основных путей развития науки является выдвижение гипотез о свойствах теоретических объектов. Но если теоретический объект есть всего лишь фиктивный, несуществующий объект, то какую гипотезу о несуществующем объекте можно выдвинуть, кроме гипотезы о том, что его вообще нет? Таким образом, исключение теоретических объектов ``зарезает" развитие науки. Все это является основанием для утверждения, что теоретические объекты есть не просто удобные функции, а образы (приближенные, но именно образы) реально существующих объектов. Атомы все таки существуют -- вопреки Маху, а электроны - вопреки Рейхенбаху. На этом мы заканчиваем раздел, посвященный структуре и функциям теории в научном познании и переходим к новому разделу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.006 с.) |