Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые общие аспекты научного знания и уровни развития научного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что такое научное знание? Когда мы говорим о Науке, как о знании, то один из первых вопросов, который возникает при этом, это вопрос: ``о чем это знание?'' Ответ тривиален и всем известен -- это знание о Мире. Но эта тривиальность лишь кажущаяся, поскольку существуют довольно сильно различающиеся представления о самом мире и отношении нашего знания к этому миру. В классическом философском материализме научное познание понимается как ``ДИАЛОГ'' ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА С МИРОМ (субъекта -- не в смысле отдельной личности, а обобщенно). В Мире существуют объекты, характеризуемые присущими им свойствами и законами и мы (как Колумбы) открываем эти свойства и законы, вступая с изучаемыми объектами во взаимодействие -- диалог, позволяющий нам уточнять и корректировать свое знание. Эта ДИАЛОГИчЕСКАя КОНЦЕПЦИя в общем-то является стандартной моделью науки. Но, наряду с таким пониманием, существует концепция, которую я буду обобщенно называть КОНЦЕПЦИЕЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ, хотя, строго говоря это название относится только специальному подвиду нескольких не совсем одинаковых позиций, противостоящих диалогической концепции. Основанием для употребления по отношению к этим разным концепциям единого названия является то обстоятельство, что все они имеют очень существенные общие черты. Причем в силу того, что таких концепций несколько, можно сказать, что в той или иной степени их придерживается большинство авторов, занимающихся философией науки. По не очень достоверным оценкам таких авторов до 80%. Я принадлежу к меньшинству, т.е. к тем 20%, которые ни в какой мере не разделяют точек зрения, характерных для концепции деятельности. В ``чистом виде'' концепции деятельности придерживается очень небольшое число людей. Собственно, в этом самом ``чистом виде'' основателем этой концепции является Щедровицкий (старший). Другим, очень известным представителем этого направления (возможно, даже его философским лидером) был не очень давно умерший И.С.Алексеев, который в течение ряда лет работал на кафедре философии Физтеха. Я очень много с ним общался и, можно сказать, знаю эту концепцию из ``первых рук'', а не по наслышке. Суть концепции деятельности, если не брать ее самые крайние варианты, состоит в том, что мир, в котором мы существуем, ``Мир Сам по себе'' не обладает никакими характеристиками, кроме существования вне нашего сознания. А любые конкретные характеристики, любая качественная определенность создается нашей деятельностью. Мир таков, какова наша деятельность. При этом концепция деятельности принципиально не различает существования и знания о существовании, точнее, отождествляет существование и знание о существовании. Если мы о чем-то не знаем, то это что-то и не существует (правда, сторонники концепции деятельности добавляют -- не существует для нас, но я утверждаю, что это лишь словесная оговорка). И, наоборот, если что-то существует как реальность в наших представлениях, то это действительно существует реально и входит в нашу деятельность, причем, если деятельность изменится, то данный элемент реальности перестанет существовать. Так, например, (это почти цитата из печатной работы) эфир существовал вполне реально, когда он входил в наши физические представления, перестал существовать, когда выпал из физики. Другой пример (это уже не из опубликованной работы, но из вполне публичной дискуссии на конференции по философским проблемам физики в Дубне) -- это постановка вопроса: а существовали ли элементарные частицы в эпоху динозавров? Ответ сторонников концепции деятельности -- нет не существовали, т.к. они (частицы) не были объектом деятельности, они стали существовать только тогда, когда стали объектом нашей деятельности, т.е. когда мы их стали изучать. И вообще, для субъектов с разным типом деятельности мир будет разным. Например, для субъекта с ``негеоцентрическим'' (негеоцентрический -- означает нечеловеческий) типом деятельности мир будем совсем другим, чем для нас. Если мы рассмотрим существо с размерами 10100 см (наша Вселенная имеет размер 1040 см, но философия не должна смущаться такими идеализациями), то для него не будут существовать не только атомы, но и Луна и Солнце и вообще, вся наша галактика - они будут слишком мелкими для его деятельности (это опять почти цитата). Это -- почти самое крайнее выражение концепции деятельности. Не столь резкое ее выражение и ориентированное специально на научное познание состоит в том, что ученый сначала создает в своем сознании некоторую идеальную схему, а затем начинает конструировать реальность, такую, которая будет отвечать этой схеме (подтверждать ее). Так, по мнению представителей этой концепции, поступал Галилей и так же создавалась квантовая механика. Критика ``концепции деятельности'' Я являюсь решительным и бескомпромиссным противником этой концепции. Причем, я считаю, что последнее выражение ее дает наиболее удобный материал, позволяющий квалифицировать ее как неправильную. Дело в том, что согласно этой концепции ученый-экспериментатор, ставящий опыт на основе некоторых теоретических представлений должен был бы ``сконструировать" именно такую реальность, которая соответствует этой идеальной схеме, т.е. получить ее подтверждение. Тогда совершенно непонятно, каким образом получаются опровергающие результаты. Напомню, что Генрих Герц ставил свои знаменитые опыты не для того, чтобы обнаружить электромагнитные волны, а для того, чтобы их не обнаружить. Он хотел опровергнуть электродинамику Максвелла и подтвердить электродинамику Вебера-Неймана, основанную на использовании дальнодействия, зависящего от скорости, в которой, естественно, никаких электромагнитных волн быть не может. Что получилось, вы знаете сами. Другим примером является опыт Майкельсона. Майкельсон ставил его именно для того, чтобы измерить скорость эфирного ветра и когда получил нулевой результат, считал, что опыт оказался неудачным. Я полагаю, что таких примеров можно найти сколько угодно в истории науки, и именно они показывают, что не мы конструируем реальность, чтобы подтвердить те или иные схемы, а природа в процессе ``диалога'' с ней заставляет нас отказываться от одних схем и принимать другие. Кстати, даже само создание новых схем существенно основывается на мощном массиве опытных данных. Так, созданию схемы полуклассической квантовой теории атома Бора предшествовали: обнаружение дискретности спектров и чисто эмпирический подбор Бальмером, Ритцом и Ридбергом довольно простых формул для спектральных серий; появление идеи квантования излучения при исследовании Планком спектра абсолютно черного тела, причем именно на основе подбора удачной формулы; обнаружение положительного ядра атома в опытах Резерфорда. И только после этого появилась идеальная боровская схема. Сейчас этого достаточно, но, вообще, к этой проблеме мы еще будем обращаться. Если же взять концепцию деятельности в тех выражениях, какие она имела в начале нашего изложения, то я хотел бы задать несколько вопросов (иронических, разумеется). Если элементарные частицы не существовали в эпоху динозавров, то существовали ли сами динозавры в эпоху динозавров? Ведь в нашу деятельность (если не считать ``мультиков'', ``ужастиков'' и макетов в разных парках) входят только какие-то камни странной формы, из которых мы строим в музеях конструкции, напоминающие модернистские скульптуры (хотя, может быть и наоборот, модернистские скульптуры имеют прототипом эти музейные конструкции). Далее, если знание о существовании и само существование тождественны, то давайте рассмотрим такую ситуацию (кстати, намного более реальную, чем существо размером 10100 см). В океане есть остров, на котором живут люди, и ближайший другой остров находится в 100 км. Люди живут и живут. И вот, строгая какое-то дерево (скажем -- вырезая себе очередного бога), они замечают, что щепка, брошенная в воду -- плывет. Бросают большой кусок дерева -- плывет. Бросают отрезок бревна -- плывет. На обрубок залезает ребенок -- плывет, взрослый человек -- плывет. Эти люди связывают несколько бревен (плот) и плывут и доплывают до другого острова. Несколько упрощая ситуацию, допустим, что весь процесс занимает один год. Итак, они доплыли до другого острова, когда он ``стал существовать''? Когда они доплыли? или когда построили плот (средство для плавания)? или когда заметили, что щепка плывет? Представители концепции деятельности, с которыми я говорил так, отвечали мне: а вдруг этот остров ``всплыл'' из-под воды в результате геотектонического процесса (извержения подводного вулкана) именно в то время, когда они плыли? Но! На острове живут 90-летние старики и растут 300-летние пальмы. Я думаю, что говорить о том, что остров стал существовать в результате плавательной деятельности людей просто несерьезно. И, наконец, если реальность зависит от нашей деятельности и меняется в результате изменения этой деятельности (вспомним элементарные частицы, которые стали существовать, и эфир, который перестал существовать!), так что мешает нам изменить нашу деятельность так, чтобы стал существовать вечный двигатель I рода из палочек и веревочек? Я не говорю о гипотетически мыслимой ситуации, что в космологических масштабах закон сохранения энергии может оказаться неверным (как, например, считает Козырев), я говорю именно о вечном двигателе из палочек и веревочек. Если же говорить о том, что в нашем сознании присутствует закон сохранения энергии, так давайте откажемся от него. Это не так уж сложно. Мне приходилось иметь дело с людьми, в сознании которых не было закона сохранения энергии. Но те представители концепции деятельности с которыми мне приходилось иметь дело, на практике никогда не соглашались заняться вечным двигателем, хотя однажды я услышал этакое псевдосогласие -- ну, если очень мощная конструирующая способность...Но на практике все же никто не стал этим заниматься, несмотря на очевидную актуальность этой задачи и столь же очевидные почести тому, кто ее разрешит. Это говорит о том, что убежденность сторонников концепции деятельности в ее правильности носит абстрактно-"теоретический", а не практический характер. Во время дискуссий со сторонниками концепции деятельности мне приходилось часто слышать по поводу контрпримеров с островом и вечным двигателем квалификации ``фу, как грубо!'' Согласен, грубо. Но грубо -- еще не значит неверно. Кстати и сама "грубость'' представляет собой весьма распространенный в научном познании прием -- тривиализацию ситуации. Мы очень часто рассматриваем в научном познании не реальные ситуации, а очень упрощенные, упрощенные до тривиальности. Например, в квантовой механике рассматривается диффракция электронов на двух щелях. Ясно, что создать реальную конструкцию из двух щелей, чтобы наблюдать диффракцию электронов просто невозможно. Но именно на таком тривиальном примере обнаруживаются принципиальные эффекты квантового поведения. Так что я еще раз хочу отметить тенденцию сторонников концепции деятельности решать вопросы на уровне "диалектических'' тонкостей, не доводя их до реальной практики. В общем аспекте классификации философских учений можно отметить два различающихся между собой оттенка (варианта) концепции деятельности. Один вариант -- более радикальный -- восходит по своему содержанию к субъективному идеализму, но не в том смысле, который обычно приписывается Дж.Беркли, а в духе близком к учению И.Г.Фихте. А именно в смысле, что субъект -- ``Я" порождает объект -- ``Не-Я'', причем субъект и объект в итоге оказываются взаимно согласованными. Это -- так сказать, ``классическая'' форма концепции деятельности. Второй вариант - менее радикальный -- по своему смыслу близок к учению И.Канта. Общий смысл его состоит в том, что мир таковой, каким он существует ``сам по себе'' радикально отличен от того, каким он ``является'' нам. Именно способ данности (явленности) мира нам определяется нашей деятельностью и только. Если подойти к этой проблеме с позиций гносеологии, то в чем-то (на самом деле очень немногом) с концепцией деятельности можно и согласиться. Мы знаем о мире только то, что мы смогли получить в процессе познания. А сам процесс познания действительно теснейшим образом связан с нашей деятельностью. Но вот вопрос: наша деятельность определяет сам мир или то что мы знаем? Ответ, по-моему, вполне очевиден. Наша деятельность определяет именно наше знание, а не сам мир. Более того, наша деятельность ограничена законами и характеристиками мира, которых мы сейчас может быть и не знаем, но открываем, сталкиваясь с невозможностью сделать что-то, что нам хотелось бы (вспомним пример с вечным двигателем или с опытами Г.Герца), или наоборот- с теми возможностями, о которых мы и не подозревали ранее. Поэтому в дальнейшем я буду исходить из объективистской концепции, состоящей в признании объективного существования мира, независимого от нашей деятельности. Эта позиция в настоящее время в зарубежной литературе носит название реалистической. По сути дела -- это классический философский материализм, но в зарубежной литературе термин материализм употребляется редко. Это обстоятельство связано с тем, что слово "материализм", помимо общего философского значения, имеет и еще одно значение житейски-обыденное, носящее оценочно-этический характер. В этом обыденном жаргоне слово ``материалист" обозначает грубого, жадного эгоиста, не заинтересованного ни в чем, кроме собственного преуспевания, причем любой ценой, включая любые аморальные действия. Следует отметить, что эта клевета на философский материализм весьма часто фигурирует в писаниях идеалистов. Конечно, не все идеалисты опускаются до такой клеветы. Многие просто этого не касаются. Но, когда такие ``высокие'' идеалисты с одобрением цитируют и ссылаются на клевещущих авторов, то они как бы присоединяются к этой клевете, хотя и предпочитают об этом умалчивать. Я знаю только одного идеалиста, который возразил против этой клеветы, -- это русский идеалист Семен Франк.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.54 (0.011 с.) |