Тема 33. Управление области спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 33. Управление области спорта



Цель практического занятия – раскрыть понятие и элементы управления в области спорта.

1. Субъекты государственного управления в области спорта. Полномочия Министерства спорта Российской Федерации.

2.Объекты управления в области спорта. Административно- правовой статус физкультурно-спортивных организаций. Объекты спорта. Всероссийский реестр объектов спорта

3.Функции и методы управления в области спорта. Государственная аккредитация и реестр общероссийских спортивных и региональных спортивных федераций.

.

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 2, 23, 49, 50, 51, 66, 83, 86, 89]

Специальная литература [1, 5, 16, 29, 64, 109, 125, 155]

Задания:

1. Используя ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» охарактеризуйте организацию деятельности в области физической культуры и спорта. Каковы права и обязанности общероссийских спортивных федераций?

 

2.Раскройте полномочия и организацию деятельности Министерства спорта РФ.

 

3.Каковы полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта?

 

4.Проанализируйте контрольные функции Министерства спорта РФ за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области физической культуры и спорта, переданных им в соответствии с ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

 

5.Раскройте полномочия Министерства спорта РФ по реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Что понимается подобщероссийской антидопинговой организацией? Каковы цели и задачи данной организации?

6. Кто устанавливает федеральные стандарты спортивной подготовки и для чего они предназначены, каково их содержание? Какой орган осуществляет организацию разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки?

Дополнительные источники

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

1. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте Российской Федерации: закон от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ // СЗ РФ. 2007 № 50. Ст. 6542 (с последующ. изм. и доп.).

2. Российская Федерация. Правительство. Вопросы Министерства спорта Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 3 1мая 2012г. № 536 // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 3030.

3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений: приказ Минспорттуризма РФ от 27 мая 2011г. № 469 // Российская газета. № 189. 26.08.2011.

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Каменков, В.С., О роли спортивного права / В.С. Каменков О роли спортивного права // Спорт: экономика, право, управление.- 2011.- № 4.

2. Мельник, Т.Е., Государственное регулирование и саморегулирование в области физической культуры и спорта / Т.Е. Мельник // Журнал российского права.- 2012.- № 3.

 

 

Тема 35. Управление в области безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ

 

Цель практического занятия – раскрыть понятие и элементы управления в области безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ.

1.Субъекты управления в области безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, их полномочия.

2. Объекты управления в области безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ.Пограничный режим.

3. Функции и методы управления в области безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ. Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

 

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 2, 5, 7, 27, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 66, 67, 68, 69, 89]

Специальная литература [1, 5, 29, 31, 34, 77, 129, 137, 167, 193]

 

Задания:

 

1. На основании Федерального Закона «О безопасности» охарактеризуйте:

- основные принципы обеспечения безопасности;

- содержание деятельности по обеспечению безопасности;

- государственную политику в области обеспечения безопасности;

- полномочия Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

- статус Совета Безопасности, является ли данный орган федеральным органом исполнительной власти?

- основные задачи, функции, состав, организацию деятельности, решения Совета Безопасности.

 

2. Раскройте основные задачи, функции, организацию деятельности и структуру Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Вправе ли ФСБ России осуществлять нормативно-правовое регулирование?

3. С учетом Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» раскройте направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Кто осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности?

Какие виды принуждения могу применять сотрудники органов федеральной службы безопасности?

Какие функции и методы государственного управления используются органами федеральной службы безопасности?

4. Изучите Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации». Раскройте вопросы:

- защита и охрана Государственной границы;

- содержание и установление режима Государственной границы;

- содержание и установление пограничного режима;

- полномочия органов государственной власти РФ в сфере защиты Государственной границы.

5. Какой предусмотрен порядок комплектования органов федеральной службы безопасности? Какие требования предъявляются к сотрудникам органов федеральной службы безопасности?

 

Дополнительные источники

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Российская Федерация. Законы. О безопасности: закон от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

2. Российская Федерация. Президент. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 мая 2011г. № 590 // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст.2721.

3. Российская Федерация. Президент. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ о т 11 августа 2003г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2679 (с последующ. изм. и доп.).

4. Российская Федерация. Президент. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 августа 2004г. № 1013 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3314 (с последующ. изм. и доп.).

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Босхамджиева, Н.А. О Совете Безопасности Российской Федерации / Н.А. Босхамджиева// Административное право и процесс. -2011.- № 12.

2. Дугенец, А.С., Мельников, А.В., Васильев, Ф.П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А.С. Дугенец // Административное право и процесс. -2012. -№ 3.

3. Калина, Е.С. Административно-правовой режим чрезвычайной ситуации и категория безопасности в административном праве / Е.С. Калина // Административное право и процесс. - 2011. - № 12.

 

 

Тема 36. Управление в области внутренних дел

 

Цель практического занятия – раскрыть понятие и элементы управления в области внутренних дел.

1.Субъекты управления в области внутренних дел. Полномочия Министерства внутренних дел РФ. Система МВД России. Централизация управления.

4. Объекты управления в области внутренних дел. Правовое положение полиции.

5. Функции и методы управления в области внутренних дел. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

 

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 2, 17, 27, 30, 40, 41, 42, 45, 47, 49, 50, 51, 61, 62, 65, 66, 67, 68, 69, 89]

Специальная литература [1, 5, 49, 50, 51, 66, 81, 95, 103, 137, 138, 146, 150, 167, 182, 193, 207]

Задания:

1. На основании Федерального Закона «О полиции» охарактеризуйте условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. С учетом Федерального закона «О безопасности дорожного движения» раскройте основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Какие функции и методы государственного управления используются субъектами управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Изучите Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раскройте вопросы:

- полномочия Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации:

- обязанности Госавтоинспекции;

- права Госавтоинспекции.

4. Используя Федеральный закон «О пожарной безопасности» проанализируйте надзорную деятельность Государственной противопожарной службы.

Дополнительные источники

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Российская Федерация. Законы. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: закон от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ //СЗ РФ. 2011. №49 (ч. 1). Ст. 7020.

2. Российская Федерация. Законы. О пожарной безопасности: закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649 (с последующ. изм. и доп.).

3. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения закон от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873(с последующ. изм. и доп.).

4. Российская Федерация. Президент. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: указ Президента РФ от 15 июня 1998г. № 711 // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897 (с последующ. изм. и доп.)

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барсуков, С.И., Борисов,А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (постатейный) / С.И. Барсуков// Деловой двор. - 2011.

2. Булавин, С.П., Черников, В.В. Правовой статус сотрудника полиции/ С.П. Булавин// Административное право и процесс. - 2011. - № 9.

3. Самсонов, В.Н., Собин, А.Н. Понятие и основные черты лицензионно-разрешительного производства полиции/ В.Н. Самсонов// Административное право и процесс. - 2011. - № 9.

Тема 38. Управление в области юстиции

 

Цель практического занятия – раскрыть понятие и элементы управления в области юстиции.

1.Субъекты управления в области юстиции. Полномочия Министерства юстиции РФ и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Основные задачи органов и учреждений юстиции.

2.Объекты управления в области юстиции. Нотариальные конторы и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства, организация лицензирования на право осуществления нотариальной деятельности.

3.Функции и методы управления в области юстиции. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ

 

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 2, 11, 31, 35, 49, 50, 51, 53, 66, 70, 72, 87, 89]

Специальная литература [1, 5, 59, 69, 93, 105, 115, 155, 163, 164, 165, 166]

Задания:

 

1. Раскройте полномочия и организацию деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Сравните полномочия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов. Сделайте ссылки на необходимые нормативные акты.

3. На основании Федерального Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» охарактеризуйте:

- государственную политику в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

- основные принципы оказания бесплатной юридической помощи;

-виды бесплатной юридической помощи;

- субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

- полномочия Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов прокуратуры РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

- государственную систему бесплатной юридической помощи

4. С учетом Основ законодательства Российской Федерации о нотариате раскройте полномочия органов юстиции в области нотариата..

5. Изучите Федеральный закон «Об исполнительном производстве» Раскройте вопросы:

- какой орган осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц?

- какие решения могут принимать судебные приставы-исполнители?

- как осуществляется взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел?

- какие исполнительные действия могут совершать судебные приставы-исполнители;

- каковы меры принудительного исполнения?

6. Используя необходимые нормативные акты, раскройте процесс подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Какова роль и полномочия Министерства юстиции РФ в этом процессе?

Дополнительные источники

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Российская Федерация. Законы. Об исполнительном производстве: закон от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ //СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4840 (с последующ. изм. и доп.)

2. Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: закон от 21 ноября 2011г. № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст.6725.

3. Российская Федерация. Президент. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13октября 2004г. № 1313 // СЗ РФ. 2004 № 42. Ст. 4108 (с последующ. изм. и доп.).

4. Российская Федерация. Президент. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13 октября 2004 № 1314 // СЗ РФ. 2004 №41. Ст.4109 (с последующ. изм. и доп.).

5. Российская Федерация. Президент. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: указ Президента РФ от 13 октября 2004г. № 1316 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111 (с последующ. изм. и доп.).

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барсуков, С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (постатейный) / С.И. Барсуков// Деловой двор. - 2011.

2. Иванюк, О.А. Вопросы религии в административном праве России / О.А. Иванюк // Административное право.- 2011.- №1.

3. Самсонов, В.Н., Собин А.Н. Понятие и основные черты лицензионно-разрешительного производства полиции/ В.Н. Самсонов// Административное право и процесс. - 2011. - № 9.

6.5 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа является одной их форм учебного процесса, научной работы и предусматривается учебным планом по отдельным темам дисциплины.

При написании контрольной работы преследуются следующие цели:

1. Углубленное усвоение студентом лекционного курса, отдельных институтов, актуальных вопросов административного права;

2. Приобретение навыков творческого подхода к самостоятельному изучению, поиску специальной и нормативной литературы по конкретной теме, а также практики применения действующего законодательства судебными, административными органами, организациями;

3. Развитие способностей увязывать вопросы теории административного права с практикой применения административно-правовых норм, делать обобщения, выводы, предложения по совершенствованию теории и практики действующего законодательства.

Студенту предоставляется право выбора контрольной работы в соответствии с утвержденной примерной тематикой. Студент может предложить свою тему с мотивировкой целесообразности ее написания. Однако для охвата всей тематики контрольных работ, написание контрольной работы по одной теме ограничивается числом студентов (на одну тему – не более 5 студентов).

Написание контрольной работы осуществляется под руководством преподавателя - научного руководителя. Студент с участием руководителя уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, определяет ее структуру, сроки выполнения, необходимую специальную и нормативную литературу и другие материалы (практики применения законодательства, результаты экспериментов и др.).

Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию избранной темы.

Структурными элементами контрольной работы являются:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение;

4. Основная часть (состоит из вопросов и задач (заданий);

5. Заключение;

6. Список использованной литературы;

Общий объем контрольной работы должен быть в пределах 10-13 страниц машинописного текста. В тексте контрольной работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Допускается рукописное написание контрольной работы разборчивым почерком

Все структурные элементы контрольной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Контрольная работа подписывается студентом и руководителем на титульном листе с указанием даты.

Преподаватель – научный руководитель проверяет выполненную студентом контрольную работу в срок до 10 дней и дает по ней письменное заключение – рецензию, где делается вывод, допускается ли работа к защите и выставляет оценку: «зачтено» / «незачтено»

Контрольная работа должна быть защищена до сдачи экзамена.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: на писчей бумаге стандартного формата на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются.

Отдельные темы контрольных работ и их варианты приведены ниже. Примерная тематика дана также в рабочей программе по дисциплине.

 

6.6 Методические рекомендации по подготовке рефератов и докладов

В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется работа над рефератами (докладами), которые представляют собой краткое изложение сущности какой-либо проблемы в письменной форме (для рефератов) или устной форме. (Для докладов).

Реферат как письменная работа является важным средством самостоятельного изучения дисциплины и формой учебной отчетности. Выполнение реферата способствует повышению уровня теоретических знаний и практических навыков.

Подготовка реферата состоит из нескольких этапов:

- выбор темы и составление плана работы;

- подбор и изучение литературы;

- написание текста и составление библиографии;

- оформление работы.

Выбор темы и составление плана работы

Тема реферата определяется или выбирается студентом самостоятельно и затем согласовывается с преподавателем. Примерная тематика рефератов и докладов дана в рабочей программе, а также в практикуме по дисциплине. Студент может сам проявить инициативу при определении темы, однако, им следует проконсультироваться с преподавателем для правильного ее оформления. При выборе темы необходим учет следующих критериев: актуальности, практической ценности, возможности использования в профессиональной деятельности. Важное значение имеет наличие источников и литературы по теме.

Следующим важным этапом является составление плана, который дает направление работы. При этом студенты могут руководствоваться примерным планом, который дается преподавателем на кафедре в тематике рефератов.

При подготовке плана необходимо познакомиться с основной литературой и проконсультироваться с преподавателем, который подскажет структуру изложения материала. Первоначально составляется примерный план, который в ходе работы уточняется и конкретизируется.

Обязательными разделами плана реферата являются:

- введение,

- основная часть, состоящая обычно из 3-5 вопросов,

- заключение,

- список литературы, использованной при подготовке работы.

С помощью плана вырабатывается логическая стройность и комплексность изложения. Планы рекомендуется составлять в детализированном, развернутом виде, что помогает автору при подготовке письменной работы, а преподавателю – во время ее проверки.

При работе над рефератом необходимо четко выделить основные идеи цитируемых авторов, стараться объяснить степень их новизны, оригинальности и актуальности, ясно и сжато изложить аргументацию.

В реферате нужно обязательно выразить и аргументировать собственную позицию, включить в него свои краткие комментарии, логично изложить весь материал. Таким образом, работа над рефератом является творческой и имеет научный характер.

Общее число источников, которые используются при подготовке реферата, может быть 2-5, но это должны быть не традиционные учебные пособия, а работы научно-исследовательского характера (монографии, научные сборники, журнальные и газетные статьи).

Примерный объем реферата 15-20 страниц рукописного текста или 1—12 листов машинописного текста.

Содержание реферата может служить докладом на семинарских занятиях (если тема реферата совпадает с тематикой вопросов, рассматриваемых на нем). Подготовка реферата и выступление на семинарском занятии повышает уровень самостоятельной работы студента.

Подготовка студента к устному публичному выступлению (докладу).

Устное публичное выступление – это искусство подготовки и публичного произнесения речи. Цель публичного выступления – воздействовать на студентов и установить контакт с аудиторией; обеспечить в речи доходчивость, логичность, эмоциональность, лаконичность, грамотность, выразительность; завершить речь по-деловому ярко.

Необходимость устного публичного выступления возникает у студентов при ответе на семинаре, зачете или экзамене, выступлении с рефератом на занятии или с докладом на конференции.

Изучив, проанализировав и обобщив материал, студент, в зависимости от своей теоретической подготовленности, пишет или полный текст выступления, или конспект, или тезисы, или развернутый план. Как правило, на конференцию необходимо представить полный текст доклада, оформленного в соответствии с требованиями. Текст выступления на конференции составляется в виде конспекта, тезисов или развернутого плана с учетом регламента конференции.

Конспект –это краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Выделяется несколько видов конспектирования:

свободное конспектирование – передача содержания текста своими словами;

оценочное конспектирование – критический анализ прочитанного или услышанного с выражением собственной позиции;

творческое конспектирование – развитие и обобщение пишущим мысли автора;

лекторское конспектирование – преобразование на бумаге письменной речи в устную, так как она будет звучать в аудитории.

При написании конспекта следует оставлять широкие поля для фиксации собственного отношения к прочитанному, для внесения дополнительной информации в ту или иную часть конспекта.

Тезисы – это краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому ее выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора. Необходимо фиксировать все данные об источнике информации: автор или редактор, название, год издания, количество страниц, если это статья из периодического издания, то необходимо записать не только название самой статьи, но и название периодического издания, год, серию, номер выпуска с указанием страниц публикации.

Развернутый план выступления – это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Составление развернутого плана заставляет не только осмыслить ход выступления, но и найти точную формулировку вопросам.

Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, использование наглядного материала (диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды).

Необходимо заранее решить вопрос о том следует ли вам читать текст или выступать устно, опираясь на тезисы или развернутый план выступления. Совмещение этих двух способов дается не каждому. Читать текст принято в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать, если оратор не имеет опыта устных выступлений, а материал весьма объемный и новый для выступающего. Несомненно, устная, живая речь, которую оратор произносит «не по бумаге», производит более сильное впечатление на аудиторию и способствует успешному достижению цели выступления. Особенность устного выступления – возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникающими в ходе выступления. Однако следует помнить, что искусство «живой речи», свободного, импровизированного выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы оратора над своим мастерством.

Успешному публичному выступлению могут помочь следующие советы:

1. Волнение, которое испытывает выступающий перед произнесением речи, вполне естественно. Поэтому к выступлению надо готовиться серьезно, не стесняясь прочитать написанный текст вслух перед зеркалом или кому-то из своих близких. Можно даже записать свое выступление на диктофон или на видеокамеру: тогда станет видно и слышно, как вы выглядите, как звучите, какое производите впечатление. Предварительная тренировка поможет вам обнаружить «тонкие» места в написанном тексте. Например, вы ссылаетесь на какого-то автора, в письменном тексте стоит его фамилия и инициалы или только фамилия, а в устном выступлении нужно произнести имя и отчество целиком. Чтобы не волноваться лишний раз, запишите это имя и отчество на полях. Расшифруйте сокращения, которые вам нужно произнести полностью. Проговорите сложные числительные, чтобы не сделать ошибку в их склонении. Проверьте по словарю сомнительные ударения.

2. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

3. Ваш взгляд должен быть направлен на студентов. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

4. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

5. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать небольшая пауза.

6. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

7. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

8. Не забывайте о регламенте. Если вам дали десять минут, подготовьте выступление на восемь. Когда человек торопится, он волнуется.

9. Помните, что ваши недостатки (внешность, голос, дикция, неуверенность и т.п.) не заметны так сильно, как вам это кажется. Сосредоточьтесь на теме выступления. Если вы знаете, что склонны к навязчивым жестам (например, теребить прядь волос или вертеть в руках очки во время выступления) или не умеете следить за темпом, тембром и скоростью речи, сделайте пометки на полях приготовленного текста: «Очки!» «Громче!» «Медленнее!»

10. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

11. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

12. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.

Рассмотрим содержательную сторону выступления. Наибольшей силой воздействия на современную (информированную и грамотную) аудиторию обладают те речи, которые, во-первых, доказательны (рассуждения оратора убеждают), во-вторых, информативны (содержат много нового и интересного материала), в-третьих, теорию органически связывают с жизнью (позволяют слушателям лучше понять жизненные проблемы) и, в- четвертых, логически стройны (изложение одного вопроса с необходимостью подводит мысль слушателей к восприятию следующего).

Дадим краткие пояснения выделенным показателям устной речи.

Доказательность – важнейшая характеристика любого выступления. Каждому человеку знакомо чувство удовлетворения, если излагаемый оратором материал строго аргументирован. Аргументация – один из способов обоснования утверждений, который формирует убеждение или мнение относительно истинности какого-либо утверждения. Выступающий в речи должен использовать доказанные или фактически достоверные положения, известные аудитории, опираясь на которые оратор может показать истинность выдвигаемых им идей, обсуждаемого предложения. В таком случае возникает чувство согласия, говорящий и слушающий становятся единомышленниками.

Убедить человека – это в конечном итоге логически и эмоционально заставить его принять доказательные рассуждения и выводы оратора, вызвать не только согласие с ними, но и готовность к их реализации. Эмоциональность оратора не может быть напускной, нарочитой, а может быть только выражением его собственных искренних переживаний, проявлением его страстной увлеченности проблемой. Только она найдет чувственный отклик у аудитории.

Информативность как показатель устной речи, определяющий силу воздействия на собеседника или аудиторию, связан с новизной и полезностью информации. Для высокой информативности речи оратору необходимо знать особенности своей аудитории и учитывать их как в содержании своей речи, так и в способах изложения материала.

Связь теории с жизнью выступает как одно из серьезных условий повышения убедительности устной речи. Все теоретические положения, общие посылки должны служить слушателям ключом к пониманию реальной действительности, выступать как своеобразный компас для правильной их ориентировки в сугубо практических, жизненных делах.

Логическая стройность означает последовательность изложения проблемы. Необходимо начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное. Выступающий не должен повторяться. Если же вы считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Особую роль в обеспечении логической стройности устной речи играют переходные, связующие фразы («К этой же группе явлений относятся…», «Кроме рассмотренного события следует…», «Обобщая сказанное можно отметить…», «Менее известными являются…», «Таким образом, сделан анализ…», «Переходим к следующему, более сложному вопросу» и др.).

Успешному устному выступлению могут помочь следующие схемы:

Схема действий «Подготовка выступления»

1. Определение значения темы и постановка цели выступления.

1) Каковы интересы и запросы слушателей?

2) Для чего им нужно выступление по данной теме?

3) Какие научные знания и какую полезную информацию выступление должно дать?

2. Составление плана выступления.

1) Продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты.

2) Вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?).

3) Основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение;

4) Заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.113 с.)