Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полоса главного меню и всплывающие меню

Поиск

 

Разделы меню fiile (файл) позволяют создать новый проект, новую форму, фрейм, модуль данных, открыть ранее созданный проект или форму, сохранить проекты или формы в файлах с заданными именами.

Разделы меню Edit (правка, редактирование) позволяют выполнять обычные для приложений Windows операции обмена с буфером Clipboard, а также дают воз­можность выравнивать группы размещенных на форме компонентов по размерам и местоположению.

Разделы меню Search (поиск) позволяют осуществлять в коде вашего приложе­ния поиск и контекстные замены, которые свойственны большинству известных текстовых редакторов.

Разделы меню View (просмотр) позволяют вызывать на экран различные окна, необходимые для проектирования.

Разделы меню Project позволяют добавлять и убирать из проекта формы, зада­вать опции проекта, компилировать проект без его выполнения и делать много других полезных операций.

Меню Run (выполнение) дает возможность выполнять проект в нормальном или отладочном режимах, продвигаясь по шагам, останавливаясь в указанных точках кода, просматривая значения переменных и т.д.

Меню Component (компонент) позволяет создавать и устанавливать новые ком­поненты, конфигурировать палитру компонентов, работать с пакетами packages.

Разделы меню Database (база данных) позволяют использовать инструмента­рий для работы с базами данных.

Меню Tools (инструментарий) включает ряд разделов, позволяющих выполнять настройки ИСР и вызывать различные вспомогательные программы, например, вызывать Редактор Изображений (Image Editor), работать с программами, конфигури­рующими базы данных и сети и т.д. Кроме того, в это меню вы можете сами вклю­чить любые разделы, вызывающие те или иные приложения.

Меню Window (окно) имеется только в Delphi 6. Разделы этого меню позволяют ориентироваться среди массы окон, обычно одновременно открытых в процессе проектирования, и переключаться в нужное окно.

Меню Help (справка) содержит разделы, помогающие работать со встроенной в Delphi справочной системой, в частности настраивать ее.

Мы рассмотрели меню, отображаемые в полосе главного меню. Но помимо это­го в Delphi имеется система контекстных всплывающих меню, которые появля­ются, если пользователь поместил курсор мыши в том или ином окне или на том или ином компоненте и щелкнул правой кнопкой мыши.

 

Быстрые кнопки

 

Инструментальные панели быстрых кнопок для Delphi 6 представлены на рис. 2. Назначение размещенных на панелях быстрых кнопок можно узнать из ярлычков, появляю­щихся, если вы поместите курсор мыши над соответствующей кнопкой и на неко­торое время задержите его. В табл. 1 приведены команды меню и «горячие» клавиши, а также краткие пояс­нения.

 

а)

б)

Рис. 2. Инструментальные панели в Delphi 6:

основные (а), панель настройки конфигурации (б)

 

Таблица 1

Быстрые кнопки

 

Команда меню / «горячие» клавиши Пояснение команды
File New Other Открыть проект или модуль из Депозитария
File Open File Reopen Открыть файл проекта, модуля, пакета. Кнопочка со стрелкой справа от основного изображения соответствует команде Reo­pen, позволяющей открыть файл из списка недавно использовавшихся
File File Save As Save (Ctrl - S) Сохранить файл модуля, с которым в дан­ный момент идет работа
File Save All Сохранить все (все файлы модулей и файл проекта)
File Open Project (Ctrl - Fll) Открыть файл проекта
Project | Add to Project (Shift -Fll) Добавить файл в проект
Project | Remove from Project Удалить файл из проекта
Help | Contents Вызов страницы. Содержание встроенной справки
View | Units (Ctrl - F12) Переключиться на просмотр текста файла модуля, выбираемого из списка
View | Forms (Shift - Fl 2) Переключиться на просмотр формы, выби­раемой из списка

 

      Продолжение таблицы 1
View Toggle Form/Unit (F12) Переключение между формой и соответст­вующим ей файлом модуля
File | New | Form Включить в проект новую форму
Run | Run (F9) Выполнить приложение. Кнопочка со стрелкой справа от основного изображения позволяет выбрать выполняемый файл, если вы работаете с группой приложений
Run | Program Pause Пауза выполнения приложения и просмотр информации CPU. Кнопка и соответствую­щий раздел меню доступны только во вре­мя выполнения приложения
Run Trace Into (F7) Пошаговое выполнение программы с захо­дом в функции
Run [ Step Over (F8) Пошаговое выполнение программы без за­хода в функции
View | Desktops | Save Desktop Сохранение текущей конфигурации окна (начиная с Delphi 5)
View | Desktops Set Debug Desktop Установка конфигурации окна при отладке (начиная с Delphi 5)
File | New | Other | WebSnup | WebSnup Application Создание приложения WebSnup для Web (начиная с Delphi 6)
File | New Other | WebSnup WebSnup Page Module Создание модуля страницы приложения WebSnup для Web (начиная с Delphi 6)
File | New | Other | WebSnup WebSnup DModul Создание модуля данных приложения WebSnup для Web (начиная с Delphi 6)

 

На рис.2 и в табл.1 приведен стандартный состав инструментальных панелей быстрых кнопок. Однако Delphi предоставляет вам широкие возможно­сти настроить панели по своему усмотрению, добавить в них какие-то быстрые кнопки для часто применяемых вами команд, убрать кнопки, которыми вы редко пользуетесь, сделать некоторые из инструментальных панелей невидимыми.

Палитра компонентов — это витрина той библиотеки компонентов — VCL или CLX, с которой вы работаете. При создании приложений для Windows вы работае­те с VCL. Но если вы создаете кросс-платформенное приложение, выполнив коман­ду File | New | CLX Application, то палитра компонентов начинает отображать страни­цы CLX.

 

Палитра компонентов

 

Палитра позволяет сгруппировать компоненты в соответствии с их смыслом и назначением. Эти группы или страницы снабжены закладками. Вы можете из­менять комплектацию страниц, вводить новые страницы, переставлять их, вно­сить на страницы разработанные вами шаблоны и компоненты и т.д.

Поскольку число предопределенных компонентов, конечно, возрастает от вер­сии к версии, то наиболее полной является библиотека Delphi 6. Палитра этой биб­лиотеки приведена на рис.3. По умолчанию в ней имеются страницы, перечис­ленные в табл. 2.

 

 

 

Рис.3. Палитра компонентов

 

Таблица 2

Страницы библиотеки VCL

 

Standard Стандартная, содержащая наиболее часто используемые компо­ненты
Additional Дополнительная, являющаяся дополнением стандартной
Win32 32-битные компоненты в стиле Windows 95/98/2000 и NT
System Системная, содержащая такие компоненты, как таймеры, плее­ры и ряд других
Data Access Доступ к данным
Data Controls Компоненты отображения и редактирования данных
dbExpress Связь с данными с помощью dbExpress (начиная с Delphi 6)
DataSnap Компоненты для связи с сервером приложений при построении многопоточных приложений, работающих с данными
BDE Доступ к данным через Borland Database Engine — BDE (начиная с Delphi 6, ранее эти компоненты размещались на странице Data Access)
ADO Связь с базами данных через Active Data Objects (ADO) — мно­жество компонентов ActiveX, использующих для доступа к ин­формации баз данных Microsoft OLE DB (начиная с Delphi 5)
InterBase Прямая связь с Interbase, минуя Borland Database Engine (BDE) и Active Data Objects (ADO) (начиная с Delphi 5)
WebServices Компоненты клиентский приложений Web, использующие до­ступ к службам Web с помощью SOAP (начиная с Delphi 6)

 

Продолжение таблицы 2

 

InternetExpress Построение приложений InternetExpress — одновременно прило­жений сервера-'Web и клиента баз данных с параллельными по­токами (начиная с Delphi 5)
Internet Компоненты для создания серверов Web
WebSnap Компоненты для создания серверов Web, содержащих сложные страницы, управляемые данными
FastNet Различные протоколы доступа к Интернет (начиная с Delphi 5)
QReport Компоненты для подготовки отчетов
Dialogs Диалоги, системные диалоги типа «Открыть файл» и др.
Win 3.1 Windows 3.x, компоненты в стиле Windows 3.x (оставлены для обратной совместимости с Delphi 1)
Samples Образцы, различные интересные, но не до конца документиро­ванные компоненты
ActiveX Примеры компонентов ActiveX
COM+ Компонент, дающий доступ к каталогу COM+-, содержащему дан­ные по конфигурации СОМ+
IndyClients Компоненты клиентских приложений Internet Direct (Indy), даю­щих доступ к различным протоколам Интернет из приложений Delphi, C++Builder, Kylix (начиная с Delphi 6)
IndyServers Компоненты серверных приложений Internet Direct (Indy) (начи­ная с Delphi 6)
IndyMisk Различные вспомогательные компоненты приложений Internet Direct (Indy) (начиная с Delphi 6)
Servers Оболочки VCL для распространенных серверов СОМ (начиная с Delphi 5)

Чтобы перенести компонент на форму, надо открыть соответствующую стра­ницу библиотеки и указать курсором мыши необходимый компонент. Поместить выбранный компонент на форму очень просто — надо сделать щелчок мышью в нужном месте формы.

Есть и другой способ поместить компонент на форму — достаточно сделать двойной щелчок на пиктограмме компонента, и он автоматически разместится в центре вашей формы. Если вы выбрали компонент, а затем изменили ваше намерение размещать его, вам достаточно нажать кнопку указателя. Это прервет про­цесс размещения компонента, и программа вернется в нормальный режим, в кото­ром вы можете выбирать другой компонент или выполнять какую-то команду.

Имена компонентов, соответствующих той или иной пиктограмме, вы можете узнать из ярлычка, появляющегося, если вы задержите над этой пиктограммой курсор мыши. Если вы выберете в палитре компонент и нажмете клавишу Fl, то вам будет показана справка по типу данного компонента. Тут надо сразу сделать одно замечание. Имена на ярлычках выглядят, например, так: MainMenu, Button и т.д. Однако в Delphi все имена классов в действительности начинаются с симво­ла «Т», например TMainMeim, TButton. Под такими именами вы можете найти описания соответствующих компонентов во встроенной в Delphi справочной систе­ме или в русской справке [3].

 

Окно формы

 

Основой почти всех приложений Delphi является форма. Ее можно понимать как типичное окно Windows. Форма является основой, на которой размещаются другие компоненты. Типичный вид пустой формы Delphi показан на рис. 4.

 

Рис. 4. Окно пустой формы

 

Форма имеет те же свойства, что присущи другим окнам Windows. Она имеет управляющее меню в верхнем левом углу, полосу заголовка, занимающую верх­нюю часть, кнопки развертывания, свертывания и закрытия окна в верхнем пра­вом углу. Можно изменить вид окна, убрав в нем какие-то кнопки или всю полосу заголовка, сделав его окном с неизменяемыми размерами и т.п

Во время проектирования форма покрыта сеткой из точек. В узлах этой сетки размещаются те компоненты, которые вы помещаете на форму. Во время выполне­ния приложения эта сетка, конечно, не видна.

 

Окно редактора кода

 

Одной из наиболее важных частей среды Delphi является окно Редактора Кода. Его вид и возможности изменяются от версии к версии.

Окно Редактора Кода в Delphi 6 показано на рис.5.

Рис. 5. Окно Редактора Кода без встроенного окна Code Explorer

 

Редактор Кода в Delphi 6 имеет две страницы: Code (код) и Diagram (диаграм­мы). Закладки этих страниц вы можете видеть в нижней части окна на рис.5. Первая из них (в версиях, младше Delphi 6, только она и имеется) содержит коды модулей вашего приложения и тексты других файлов, которые вы открыли в про­цессе проектирования. Вторая страница», введенная только в Delphi 6, позволяет вам строить диаграммы, иллюстрирующие взаимоотношения компонентов в ва­шем приложении.

Эта страница является полноценным программным редактором. В редакторе применяется выделением цветом и шрифтом синтаксических элементов. Жирным шрифтом выделяются ключевые слова Object Pascal (на рис.5 вы видите выде­ление таких слов, ка type, class и др.). Синим курсивом выделяются коммента­рии (например на рис.5 это комментарий «{Private declarations}»).

В заголовке окна Редактора Кода отображается имя текущего файла, того, с текстом которого вы работаете. В верхней части окна вы можете видеть также за­кладки или ярлычки, указывающие текущую страницу.

В нижней части окна Редактора Кода вы можете видеть строку состояния. В самой левой ее позиции находится индикатор строки и колонки. Это помогает вам понимать, в каком месте кода вы находитесь.

Второй элемент строки — индикатор модификации. Когда вы начинаете но­вый проект, то код, который Delphi автоматически написала для вас, еще не сохра­нен. Вы должны сделать это сами командой File | Save. Если код изменялся вами или Delphi с того момента, когда вы в последний раз сохраняли его в файле, в индикаторе модификации (правее индикатора строки и колонки) появляется сло­во «Modified». Это слово показывает вам, что код, который вы видите, не тот же самый, что на диске.

Третий элемент строки состояния — индикатор режима вставки. Это стан­дартный индикатор большинства редакторов, который показывает вам, будут ли вводимые символы вставляться в текст или писаться поверх текста. Переключение режима вставки производится клавишей Insert.

В окно Редактора Кода, как и в другие окна Delphi, встроена контекстная справка. Чтобы получить справку по какому-то слову кода (ключевому слову, на­писанному имени функции и т.п.), достаточно установить курсор на это слово и на­жать клавишу F1.

 

Инспектор объктов

 

Инспектор Объектов (Object Inspector) обеспечивает простой и удобный интер­фейс для изменения свойств объектов Delphi и управления событиями, на которые реагирует объект.

Окно Инспектора Объектов (рис.6) имеет две страницы. В верхней части окна имеется выпадающий список всех компонентов, размещенных на форме. В нем вы можете выбрать тот компонент, свойства и события которого вас интере­суют.

 

 

Рис. 6. Страница свойств (а) и страница событий (6)

Инспектора Объектов

 

Страница свойств (Properties) Инспектора Объектов (см. рис.6 а) показывает свойства того объекта, который в данный момент выделен вами. Щелкните на окне пустой формы и на странице свойств Инспектора Объектов вы сможете увидеть свойства формы (они показаны на рис.6 а). Вы можете изменять эти свойства. На­пример, измените свойство Caption (надпись) вашей формы, написав в нем «Моя форма», и вы увидите, что эта надпись появится в полосе заголовка вашей формы.

Если щелкнуть на некоторых свойствах, например на свойстве Color (цвет), то справа от имени свойства откроется окно выпадающего списка. Нажав в нем на кнопочку со стрелкой вниз, вы можете увидеть список возможных значений свойства (см. рис. 6 а). Например, смените значение свойства Color с принятого по умолчанию clBtnFace (цвет поверхности кнопок) на clWindow (цвет окна). Вы увидите, что поверхность формы изменит свой цвет.

Рядом с некоторыми свойствами вы можете видеть знак плюс (см. например, свойство Borderlcons на рис. 6 а). Это означает, что данное свойство является объектом, который в свою очередь имеет ряд свойств.

Найдите, например, свойство Font (шрифт). Рядом с ним вы увидите знак плюс. Щелкните на этом плюсе или сделайте двойной щелчок на свойстве Font. Вы увидите, что откроется таблица таких свойств, как Color (цвет), Height (высо­та), Name (имя шрифта) и др. Среди них вы увидите свойство Style (стиль), около которого тоже имеется знак плюс. Щелчок на этом плюсе или двойной щелчок на этом свойстве раскроет дополнительный список подсвойств, в котором вы може­те, например, установить в true свойство fsBold (жирный). Кстати, для смены true на false и обратно в подобных булевых свойствах не обязательно выбирать значе­ние из выпадающего списка. Достаточно сделать двойной щелчок на значении свойства, и оно изменится. После того, как вы просмотрели или изменили подсвойства, вы можете опять сделать двойной щелчок на головном свойстве или щел­чок на знаке минус около него, и список подсвойств свернется.

Страница событий (Events) составляет вторую часть Инспектора Объектов (см. рис.6 б). На ней указаны все события, на которые может реагировать выбран­ный объект. Например, если вам надо выполнить какие-то действия в момент со­здания формы (обычно это различные операции настройки), то вы должны выде­лить событие OnCreate. Рядом с именем этого события откроется окно с выпадаю­щим списком. Если вы уже написали в своем приложении какие-то обработчики событий и хотите при событии OnCreate использовать один из них, вы можете вы­брать необходимый обработчик из выпадающего списка. Если же вам надо напи­сать новый обработчик, то сделайте двойной щелчок на пустом окне списка.

Вы попадете в окно Редактора Кода, в котором увидите текст:

procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject); begin

end;

Курсор будет расположен в пустой строке между ключевыми словами begin и end. Увиденный вами код — это заготовка обработчика события, которую авто­матически сделала Delphi. Вам остается только в промежутке между begin и end написать необходимые операторы.

Если вы сделали эти операции, то вернитесь в Инспектор Объектов, выделите в нем, например, событие OnActivate и нажмите в нем кнопку выпадающего спис­ка. Вы увидите в нем введенный вами ранее обработчик события OnCreate (этот момент изображен на рис.6 б). Если вам надо использовать тот же самый обра­ботчик и в событии OnActivate, просто выберите его из списка. Таким образом вы можете избежать дублирования в программе одних и тех же фрагментов кода.

Пользуясь Инспектором Объектов, вы можете получить контекстную справку по свойствам или событиям. Для этого выделите в окне Инспектора Объектов инте­ресующее вас свойство или событие и нажмите клавишу F1.

Пример простого приложения

Теперь вы имеете некоторое представление об основных элементах Интегрированной Среды Разработки Delphi. Самое время попробовать написать первое приложение.

Для начала давайте решим совсем простую задачу: создать приложение, в котором при щелчке пользователя на кнопке появлялась бы какая-нибудь надпись. Выполните для этого последовательно следующие шаги.

1. Запустите Delphi с помощью меню Windows Пуск | Программы. После этого откройте новое приложение. Для этого вам надо выполнить команду File | New Application.

2. Перенесите на пустую форму, которая открылась вам, кнопку типа ТВutton со страницы Standard палитры компонентов.

3. Аналогичным образом перенесите на форму с той же страницы Standard палит­ры компонентов метку Label. В этой метке в процессе выполнения приложения будет появляться текст при нажатии поль­зователем кнопки. Delphi присвоит ей имя Label1.

4. Разместите компоненты на форме примерно так, как показано на рис. 7 а. При этом уменьшите до разумных размеров окно формы, так как в вашем пер­вом приложении никаких других компонентов не будет.

А б

Рис. 7.Форма (а) и окно в процессе выполнения (б)

вашего приложения

 

5. Выделите на форме компонент Button1 — кнопку. Перейдите в Инспектор Объектов и измените ее свойство Caption (надпись), которое по умолчанию равно Button1 на «Пуск».

6. Укажите метке Label1, что надписи на ней надо делать жирным шрифтом. Для этого выделите метку, в окне Инспектора Объектов раскройте двойным щелчком свойство Font (шрифт), затем также двойным щелчком раскройте подсвойство Style (стиль) и установите в true свойство fsBold (жирный).

7. Сотрите текст в свойстве Caption метки Label1, чтобы он не высвечивался, пока пользователь не нажмет кнопку приложения.

Теперь вам осталось только написать оператор, который заносил бы в свойство Caption метки Label1 нужный вам текст в нужный момент. Этот момент определя­ется щелчком пользователя на кнопке. При щелчке в кнопке генерируется собы­тие OnClick. Следовательно, обработчик этого события вы и должны написать.

8. Выделите кнопку Button1 на форме, перейдите в Инспектор Объектов, от­кройте в нем страницу событий (Events), найдите событие кнопки OnClick (оно первое сверху) и сделайте двойной щелчок в окне справа от имени этого собы­тия. Это стандартный способ задания обработчиков любых событий. Но перей­ти в обработчик события OnClick (только этого события) можно и иначе: до­статочно сделать двойной щелчок на компоненте Button1 на форме. В обоих случаях вы окажетесь в окне Редактора Кода и увидите там текст:

Procedure Tform1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;

Заголовок этой процедуры складывается из имени класса вашей формы ТForm1, имени компонента (Button1) и имени события без префикса On (Click).

9. Напишите в обработчике оператор задания надписи метки Label1. Этот опера­тор может иметь вид:

Label1.Caption:='Это мое первое приложение';

Таким образом, полностью ваш обработчик события должен иметь вид:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Label1.Caption:='Это мое первое приложение';

end;

Если требуется отобразить числовую информацию, можно воспользоваться функциями FloatToStr и IntToStr, переводящими соответственно числа с плаваю­щей запятой и целые в строку. Для формирования текста, состоящего из несколь­ких фрагментов, можно использовать операцию «+», которая для строк означает их склеивание (конкатенацию).

Если вы написали первый идентификатор операто­ра — Label1, поставили точку и ненадолго задумались, то вам всплывет подсказка, содержащая список всех свойств и методов метки. Это начал рабо­тать Знаток Кода, который стремится подсказать вам свойства и методы компонен­тов, аргументы функций и их типы, конструкции операторов. Вы можете выбрать из списка нужное ключевое слово, нажать клавишу Enter и выбранное слово (свой­ство, метод) окажется вписанным в текст. Можете поступить иначе: начать писать нужное свойство. Тогда Знаток Кода сам найдет по первым введенным символам нужное свойство. Когда вы увидели, что нужное слово найдено, можете его не до­писывать, а нажать Enter, и Знаток Кода допишет его за вас.

 

Рис. 8. Подсказка Знатока Кода Code Insight

 

Итак, ваше приложение готово. Можете откомпилировать и выполнить его. Для этого выполните команду Run | Run, или нажмите соответствующую быструю кнопку, или нажмите «горячую» клавишу F9. Если вы ничего не напутали, то после недолгой компиляции перед вами появится окно вашего первого приложения. Нажав в нем кнопку Пуск, вы увидите указанную вами строку текста (рис. 7 б). Можете попробовать различные мани­пуляции с окном: перемещение его, изменение размеров его рамки курсором мыши, свертывание и развертывание. В заключение закройте приложение, щелкнув на кнопке в его правом верхнем углу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.013 с.)