Структура нефтяного рынка и рыночная власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура нефтяного рынка и рыночная власть.



 

Рынок - это совокупность форм взаимовыгодных отношений, связей меж­ду отдельными самостоятельно принимающими решения хозяй­ствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве по­купателей и продавцов приводит к возможности взаимовыгодного обмена.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик от­носятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

 

Четыре типа рыночных струк­тур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) кон­куренция, монополистическая конкуренция.

Наиболее распространенный крите­рий - число участников рынка.

 

Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы Признаки, определяющие Степень
конкуренции форму конкуренции контроля
Совершенная Множество фирм, производящих Отсутствие
  данный продукт. Полная однород- контроля над
  ность производимой продукции. ценами
  Отсутствие ограничений для меж-  
  отраслевого перелива капитала.  
  Полная информация, т.е. совер  
  шенное знание рынка потребите-  
  лями и производителями  
Несовершен-    
ная    
1.Монополия Данный продукт производится Очень высокая
(чистая) только одной фирмой (отрасль степень контро-
  состоит из одной фирмы) ля над ценами
2. Дуополия Производство данного вида про- Частичный кон-
  дукции сосредоточено на двух троль
  фирмах. Производится однородная над ценами
  продукция  
З.Олигополия Относительно небольшое количе- Частичный
  ство фирм, производящих данный контроль
  вид продукции. Производится од- над ценами
  нородная продукция (или незначи-  
  тельная дифференциация продук­ции)  
4. Монополи- Множество производителей, много Очень слабый
стическая кон- действительных или воображае- контроль над
куренция с мых различий в качестве продук- ценами
дифференциа- ции  
цией качества    
продукта    

 

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, тайный сговор между ко­торыми практически невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику.

 

Монополия и конкуренция.

 

Отрасль чистой (совершенной) конкуренции характеризуется пя­тью признаками:

1) наличие множества продавцов и покупателей.;

2) товар на таком рынке столь однороден, что ни один из продавцов не может выделиться особыми свойствами своей продукции.;

3) невозможность влияния на рыночную цену, т.к. ни один из продавцов или покупателей не обладает существен­ной долей рынка.;

4) свободный вход и выход из отрасли.;

5) максимальная доступность информации о ценах и товарах.

 

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия. Различают три основных вида монополий:

- естественная.;

- административная.;

- экономическая.

 

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.

Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, - природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими (экономическими) причинами.

Примером естественной монополии может служить Газпром. В этом случае, как при «чистой» монополии, когда производство товара представлено всего одним производителем, но обусловлено это не искусственными препятствиями, а другими причинами. Главная из них – экономия на масштабе производства или эффект масштаба.

 

Для естественной монополии характерны:

- положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами.;

- наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм отрасли.;

- возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде.;

- нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек.;

- убыточное предельное ценообразование.

 

Административная монополия - возникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.).

Многие виды деятельности из сферы административной монополии переходят в сферу государственной монополии в связи с ограничениями притока фирм в какую-либо отрасль (например, в область экспорта – импорта военной техники, стратегически важных товаров и т.д.).

 

Экономическая монополия - развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной среде, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.008 с.)