Нефть и газ в современном нефтегазовом бизнесе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефть и газ в современном нефтегазовом бизнесе.



Нефть и газ в современном нефтегазовом бизнесе.

Нефть и газ всегда были одними из наиважнейших (для человечества) полезных ископаемых. К достоинствам нефти и газа как источников энергии относятся сравнительно невысокая стоимость добычи, возможность безотходной переработки с получением многообразных видов топлива и химического сырья. Однако ресурсы нефти и газа ограничены. Они значительно меньше, чем запасы угля, горючих сланцев и битуминозных песков. В то же время добыча нефти и газа значительно превышает добычу других горючих ископаемых.

Нефть - первичный энергоноситель на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных продуктов для конечного потребления: бензин, осветительный керосин, реактивное и дизельное топливо, мазут, гудрон, различные нефтяные масла - смазки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Быстрый рост добычи нефти во второй половине ХХ века по сравнению с углем был обусловлен рядом ее физических и технологических преимуществ:

1) В 1-2 раза более высокая теплотворность;

2) Большая скорость сгорания;

3) Относительная несложность переработки и извлечения из нее широкого круга углеводородов;

4) Использование нефти экологически безопаснее, чем угля;

5) Многим нефтепродуктам присущи те же или еще большие преимущества, что и у нефти;

 

Использование газ разнообразно: основная часть направляется на нужды энергетики, другая используется как технологическое топливо для сушки различной продукции, на бытовое потребление в коммунальном хозяйстве. Газ в сжиженном или сжатом виде применяется в двигателях внутреннего сгорания в автомобилях.

Со второй половины ХХ в. природный газ получает очень широкое применение как сырье для ряда отраслей промышленности. Самым крупным потребителем газа стала химическая промышленность, в которой выделяется азотное производство.

 

Понятие отраслевой экономики.

Экономика отрасли – это наука об источниках рыночной власти, формах ее проявления и последствиях для отдельных рынков и обществ.

Таким образом, экономика отрасли (отраслевая экономика) изучает закономерности развития фирм и отрасли при различных рыночных структурах с целью более полного удовлетворения потребительского спроса и повышения эффективности экономики.

В соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), отрасль определяется как совокупность предприятий или их подразделений, расположенных на определенной территории, занятых однородным видом производственной деятельности, или в объеме продукции которых на долю основной деятельности, или в объеме продукции которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости.

 

История развития отрасли.

 

Нефтяная промышленность дореволюционной России.

Первый период (1864-1872гг.) – характеризуется низкими уровнями добычи нефти и применением примитивной техники эксплуатации месторождений.Объем добычи в 1871 году составил 25,6 тыс.т. в 1972 году систему откупа отменили.

Второй период (1872-1901гг.) –начинается массовое механизированное бурение нефтяных скважин. К концу периода Россия по объему добычи нефти выходит на первое место в мире.

Третий период (1902-1917гг.) –На смену бурному росту добычи и переработки нефти пришел застой.Крупнейшие нефтяные компании мира – «Товарищество бр. Нобель», «Шелл», «Стандарт ойл».

 

Нефтяная промышленность в восстановительный период (1917-1927 гг.).

Четвертый период (1917-1920гг.) – период после Великой Октябрьской Революции.Объем добычи катастрофически падал, в 1920 г. 3,8 млн. т.

Пятый период (1920-1927 гг.) – это восстановительный период.Внедряется вращательное (роторное) бурение, герметизируется процесс добычи нефти, взамен желонок внедряются скважинные насосы.

 

Сырьевые ресурсы.

 

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

 

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения.

 

К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам – продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

 

Различают основные и вспомогательные материалы. Основными называются материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу. Вспомогательные материалы в состав готовой продукции не входят, а только способствуют ее формированию.

 

Все виды сырья, потребляемые народным хозяйством, с экономической точки зрения разделяются на две большие группы:

 

- промышленное сырье, которое добывается и производится в промышленности и потребляется главным образом отраслями тяжелой индустрии;

- сельскохозяйственное сырье, которое производится в отраслях сельского хозяйства и потребляется главным образом отраслями легкой и пищевой промышленности.

 

Промышленное сырье, в свою очередь, делится на две подгруппы:

 

- сырье минерального происхождения (минеральное сырье), т.е. сырье, получаемое из недр земли;

- искусственное сырье, т.е. сырье и материалы, получаемые искусственным путем.

 

Комбинирование в отрасли.

Комбинирование – это объединение в одном промышленном предприятии нескольких технологически связанных специализированных производств разных отраслей.

 

В промышленности характерными признаками комбинирования являются следующие:

1) наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав комбината;

2) непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;

3) единство энергетической системы;

4) общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства;

5) единство управления.

 

В зависимости от характера связей между производствами комбинирование делит на три вида:

а) вертикальное совмещение последовательных ступеней переработки сырья в полуфабрикаты и готовую продукцию;

б) горизонтально – получение разноотраслевой продукции уже на первой ступени переработки сырья;

в) смешенное – сочетание двух первых видов комбинирования.

 

Экономическая эффективность комбинирования определяется путем сравнения технико-экономических показателей комбината и существующих показателей предприятий, обособленных в хозяйственном отношении.

Основными показателями эффективности комбинирования промышленности являются: общие и удельные капитальные затраты; производительность труда; себестоимость продукции; экономия сырья, материалов и энергии.

 

Монополия и конкуренция.

 

Отрасль чистой (совершенной) конкуренции характеризуется пя­тью признаками:

1) наличие множества продавцов и покупателей.;

2) товар на таком рынке столь однороден, что ни один из продавцов не может выделиться особыми свойствами своей продукции.;

3) невозможность влияния на рыночную цену, т.к. ни один из продавцов или покупателей не обладает существен­ной долей рынка.;

4) свободный вход и выход из отрасли.;

5) максимальная доступность информации о ценах и товарах.

 

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия. Различают три основных вида монополий:

- естественная.;

- административная.;

- экономическая.

 

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.

Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, - природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими (экономическими) причинами.

Примером естественной монополии может служить Газпром. В этом случае, как при «чистой» монополии, когда производство товара представлено всего одним производителем, но обусловлено это не искусственными препятствиями, а другими причинами. Главная из них – экономия на масштабе производства или эффект масштаба.

 

Для естественной монополии характерны:

- положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами.;

- наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм отрасли.;

- возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде.;

- нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек.;

- убыточное предельное ценообразование.

 

Административная монополия - возникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.).

Многие виды деятельности из сферы административной монополии переходят в сферу государственной монополии в связи с ограничениями притока фирм в какую-либо отрасль (например, в область экспорта – импорта военной техники, стратегически важных товаров и т.д.).

 

Экономическая монополия - развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной среде, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

 

 

Антимонопольная политика.

 

Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

 

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

 

- предельное упрощение процедуры создания новых фирм.;

- снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов.;

- принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со «Стандарт Ойл»).;

- введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях - установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства.;

- наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

 

Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом плане возможно двумя путями.

 

Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.

Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

 

Закон о недрах.

Закон «О недрах» устанавливает особенности государственного регулирования при добыче углеводородного сырья, общие принципы лицензирования разработки месторождений, правила разработки месторождений для предотвращения нерационального использования природных ресурсов.

 

К позитивным положениям можно отнести следующие:

- расширение форм недропользования (наряду с сохранением режима лицензирования предусматривается заключение договоров подряда, аренды, СРП);

- либерализация недропользования в части переуступки прав пользования недрами, переоформления лицензий, краткосрочного пользования недрами;

- восстановление справедливости и упрощение процедуры предоставления права пользования недрами конкретному субъекту при открытии месторождения за счет собственных средств;

- более четкое определение формы собственности на геологическую информацию.

К негативным можно отнести следующие положения:

- Законопроект не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и делает невыгодным недропользователю заниматься геолого-разведочнымиработами.

- Законопроект не обеспечивает рациональное недропользование, и в частности рациональную разработку месторождений, из-за отсутствия регламентирующих положений и действенной роли госорганов в этом процессе.

 

 

Рента, ее структура.

 

Само понятие ренты, как принято считать, впервые введено Д.Рикардо в рамках классической политэкономии. Сегодня под рентой обычно понимают разницу между фактическим и некоторым среднеотраслевым доходом, которая возникает не в результате деятельности хозяйствующего субъекта, а благодаря специфическим свойствам самого актива.

Для нефтедобычи используют понятие экономической ренты – разницу между стоимостью продукции и расходами на ее добычу.

 

Дифференцированная рента отражает дополнительный доход, получаемый на месторождениях с относительно небольшими издержками производства по сравнению с замыкающими месторождениями. Замыкающее месторождение – месторождение с наиболее высокими издержками производства, вводимое в производство с целью удовлетворения спроса на нефть в заданный момент вре­мени. Различают три вида дифференциальной ренты.

1) Горная рента, отражает разницу в затратах на добычу и возникает на стадии добычи.

2) Рента положения, отражает разницу в затратах на транспорт углеводородного сырья, реализуемого заданной точке потребления.

3) Рента качества выражает экономические преимущества, обеспечиваемые за счет использования ресурсов, имеющих различную физико-химическую характеристику.

 

Внутридифференциальная рента соответствует разнице в затратах на производство и потребление для одного и того же вида энергоресурсов. Межотраслевая дифференциальная рента возникает при сравнении различных энергетических отраслей и связана с конкуренцией меж­ду ними.

 

 

32. Эффективность функционирования отрасли. Основные принципы определения экономической эффективности инвестиций в отрасли.

 

К сфере основной среды функционирование отрасли на рынке относится в первую очередь «пять сил конкуренции» исследованные впервые М.Е. Портером. Он показал, что все представленные на рисунке 9 силы имеют важное значение для товарного рынка и ни одну из них нельзя игнорировать.

 

Поставщики сырья
Производители замещающих продуктов
Потенциальные производители аналогичной продукции
Производители аналогичной продукции
Покупатели продукта
Конкурентные силы

 

Рисунок 9. Конкурентные силы, действующие на товарном рынке.

 

Экономическая эффективность капитальных вложений определяется сопоставлением эффекта от их осуществления с их величиной.

В период плановой экономики для определения экономической эффективности капитальных вложений применяются следующие показатели абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений:

1. Показатель общей (абсолютной) эффективности:

определяется как отношение прироста годового национального дохода DД к величине капитальных вложений К, вызывающих этот прирост:

Величина общей эффективности по всем рассмотренным уровням сопоставляется с соответствующим нормативом общей (абсолютной) эффективности Е.

Если Э>Е, то производимые капитальные вложения эффективны.

2. Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на сравнении приведенных затрат по вариантам.

,

определяется стоимость дохода, который будет получен в будущем в момент вложения инвестиций. Этот процесс называется дисконтированием, а полученную в результате расчетов величину – дисконтированной или текущей стоимостью.

Дисконтированная стоимость (PV) любого дохода (П) через определенный период (Т) при процентной ставке (ч)

,

где 1, 2, 3, …, n – годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1, П2, П3, …, Пn.

Норма отдачи инвестиций определяется по формуле

.

Если ROR>ч, то инвестиции принесут эффект, если же ROR<ч – невыгодно. При ROR=ч достигаются равновыгодные условия.

Эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.

 

 

Нестратегические барьеры.

 

К числу нестратегических барьеров в общем случае от­носятся административные (правительственные), граждан­ские и социально-экономические барьеры.

Административные (государственные) барьеры - это, как правило, правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (лицензирование на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация оборудования и продукции, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов и т.п.). Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.

Гражданские инициативы обеспечивают состыковку возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием потребностей и интересов как отдельных граждан, так их объединений.

К числу нестратегических барьеров социально-эконо­мического характера относят:

1) емкость отраслевого рынка. В этом случае рассмат­ривают степень насыщенности рынка, уровень платежес­пособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера.;

2) состояние рыночной инфраструктуры, т.е. разви­тость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера.;

3) капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина перво­начального капитала для вхождения на рынок для различ­ных отраслей неодинаково, это и обуславливает высоту входного барьера.;

4) преимущества в уровне затрат. Считается, что сред­ние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на ры­нок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведенные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.). Преимущества в уров­не затрат объясняется «эффектом масштаба».

 

Стратегические барьеры.

 

Стратегические (субъективные) барьеры создаются со­знательной деятельностью самих фирм, стратегическим по­ведением, препятствующим проникновению новых фирм, а данную отрасль. Этот вид барьеров назван стратегическим, потому, что при выборе стратегии фирмы во внимание при­нимается ответное действие рыночных участников. В общем виде стратегические барьеры могут формиро­вать лишь активные фирмы, т.е. фирмы, обладающие ры­ночной властью.

Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида — связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями пове­дения фирм.

Ценовая стратегия активной фирмы представляет со­бой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конку­рентов: активная фирма, опасаясь входа на рынок потен­циальных конкурентов, сознательно снижает цену до уров­ня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в крат­косрочном периоде. Такой уровень цеп называют запрети­тельным.

Неценовые стратегии осуществляются либо путем дифференциации продукта труда, либо дополнительного инвестирования в рост производственных мощностей, либо интеграции с третьими лицами:

1) Дополнительное инвестирование в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производствен­ные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов, она может максимально увеличить объем вы­пуска продукции. Однако в этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять до­полнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок.;

2) Устойчивые связи с другими участниками рынка. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определенное вре­мя для установления таких связей.;

3) Дифференциация продукта. Суть стратегии актив­ной фирмы состоит в возможном разнообразии предлагаемой продукции, т.к. расходы, связанные с увеличением торговых марок, исследованиями рынка возрастают медленнее, чем получаемая в результате этих действий при­быль. Для фирмы, пытающейся войти на новый рынок, эти затраты всегда будут выше, чем у фирмы, уже дей­ствующей на рынке.

 

 

Образование добавочного дохода в отрасли.

Горнодобывающие отрасли отличаются от других отраслей тем, что про­изводство в них не полностью воспроизводимо. Основной элемент производственного процесса в этих отраслях – природные ресурсы – не являются продуктом в общепринятом смысле. Условия производства в огромной мере опреде­ляются природными факторами.

 

В условиях рыночной экономики дифференциация добычи приводит к различному уровню доходов. Это различие в доходах, обусловленное немонотонным характером кривой предложения, называется рентой. Сумма всех видов рент образует добавочный доход производителей.

Сегодня под рентой обычно понимают разницу между фактическим и некоторым среднеотраслевым доходом, которая возникает не в результате деятельности хозяйствующего субъекта, а благодаря специфическим свойствам самого актива.

На каждом этапе нефтяного цикла различные виды ренты (дифференциальная, монопольная и истощения) складываются и вычитаются, в результате чего образуется суммарный чистый доход. Этот доход оценивается как разница между ценой реализации нефти и газа конечным потребителям и средними суммарными затратами (включая нормативную рентабельность) на добычу, транспорт, переработку и распределение нефтепродуктов. Если эта разница положительна, то говорят о добавочном доходе производителей.

Следовательно, добавочный доход есть совокупность доходов различного харак­тера, которые получают экономические субъекты путем изъятия ренты. Произ­водители стремятся максимизировать этот добавочный доход независимо от его проис­хождения (дифференциальной, монопольной или ренты истощения).

Образование добавочного дохода. Добавочный доход определяется как разница между стоимостью реализации потребителям конечных нефтепродуктов, получаемых из 1 т сырой нефти, и средними затратами на ее добычу, транспорт, переработку и сбыт.

Присвоение добавочного дохода. Прибавочный продукт присваивается добывающими предприятиями и государством.

В условиях рыночной экономики для максимизации добавочного дохода предприятия имеют две возможности. Во-первых, они стремятся получить ту часть ренты, которая обычно присваивается государством: ренту продуктивности, ренту положения и ренту качества. Во-вторых, они могут увеличить рыночную монопольную ренту. Этого можно достичь, поддерживая в действии наихудшие объекты (предприятия) на всех этапах нефтяного цикла и ориентируя цены на уровень приростных затрат.

В условиях рынка часть добавочного дохода, присваиваемого государством, соответствует налогу на прибыль и плате за недра.

 

 

Нефть и газ в современном нефтегазовом бизнесе.

Нефть и газ всегда были одними из наиважнейших (для человечества) полезных ископаемых. К достоинствам нефти и газа как источников энергии относятся сравнительно невысокая стоимость добычи, возможность безотходной переработки с получением многообразных видов топлива и химического сырья. Однако ресурсы нефти и газа ограничены. Они значительно меньше, чем запасы угля, горючих сланцев и битуминозных песков. В то же время добыча нефти и газа значительно превышает добычу других горючих ископаемых.

Нефть - первичный энергоноситель на основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных продуктов для конечного потребления: бензин, осветительный керосин, реактивное и дизельное топливо, мазут, гудрон, различные нефтяные масла - смазки, смазочно-охлаждающие, гидравлические, изоляционные и т.д. Быстрый рост добычи нефти во второй половине ХХ века по сравнению с углем был обусловлен рядом ее физических и технологических преимуществ:

1) В 1-2 раза более высокая теплотворность;

2) Большая скорость сгорания;

3) Относительная несложность переработки и извлечения из нее широкого круга углеводородов;

4) Использование нефти экологически безопаснее, чем угля;

5) Многим нефтепродуктам присущи те же или еще большие преимущества, что и у нефти;

 

Использование газ разнообразно: основная часть направляется на нужды энергетики, другая используется как технологическое топливо для сушки различной продукции, на бытовое потребление в коммунальном хозяйстве. Газ в сжиженном или сжатом виде применяется в двигателях внутреннего сгорания в автомобилях.

Со второй половины ХХ в. природный газ получает очень широкое применение как сырье для ряда отраслей промышленности. Самым крупным потребителем газа стала химическая промышленность, в которой выделяется азотное производство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.125 (0.089 с.)