Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование естественных монополий.

Поиск

 

Среди основных направлений, по которым осуществляется государственное регулирование газового комплекса, можно выделить следующие:

- Формы собственности нефтегазовых компаний;

- Собственность на природные ресурсы, выдача лицензий на разработку месторождений, установление квот на добычу;

- Ценообразование на природных газ и нефть;

- Тарифная политика в области транспорта газа и нефти;

- Вопрос о допуске иностранных вкладчиков в национальные нефтегазовые компании (в ОАО «Газпром» доля иностранных акционеров составляет 10,31%)

- Налогообложение;

- Контроль финансовых потоков и т.д.

 

Основным объектом регулирования в естественных монополиях является цены и тарифы на их продукцию (услуги).

При этом рассматриваются три основные задачи государственного регулирования цен естественных монополий:

- во-первых цены максимально приближены к уровню предельных издержек.;

- во-вторых, обеспечивают только нормальную норму прибыли.;

- в-третьих их производство должно быть эффективным.

 

В соответствии с этими задачами регулирующие органы призваны поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам, но вместе с тем позволит получать доход, достаточный для возмещения издержек.

 

 

Закон о недрах.

Закон «О недрах» устанавливает особенности государственного регулирования при добыче углеводородного сырья, общие принципы лицензирования разработки месторождений, правила разработки месторождений для предотвращения нерационального использования природных ресурсов.

 

К позитивным положениям можно отнести следующие:

- расширение форм недропользования (наряду с сохранением режима лицензирования предусматривается заключение договоров подряда, аренды, СРП);

- либерализация недропользования в части переуступки прав пользования недрами, переоформления лицензий, краткосрочного пользования недрами;

- восстановление справедливости и упрощение процедуры предоставления права пользования недрами конкретному субъекту при открытии месторождения за счет собственных средств;

- более четкое определение формы собственности на геологическую информацию.

К негативным можно отнести следующие положения:

- Законопроект не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и делает невыгодным недропользователю заниматься геолого-разведочнымиработами.

- Законопроект не обеспечивает рациональное недропользование, и в частности рациональную разработку месторождений, из-за отсутствия регламентирующих положений и действенной роли госорганов в этом процессе.

 

 

Рента, ее структура.

 

Само понятие ренты, как принято считать, впервые введено Д.Рикардо в рамках классической политэкономии. Сегодня под рентой обычно понимают разницу между фактическим и некоторым среднеотраслевым доходом, которая возникает не в результате деятельности хозяйствующего субъекта, а благодаря специфическим свойствам самого актива.

Для нефтедобычи используют понятие экономической ренты – разницу между стоимостью продукции и расходами на ее добычу.

 

Дифференцированная рента отражает дополнительный доход, получаемый на месторождениях с относительно небольшими издержками производства по сравнению с замыкающими месторождениями. Замыкающее месторождение – месторождение с наиболее высокими издержками производства, вводимое в производство с целью удовлетворения спроса на нефть в заданный момент вре­мени. Различают три вида дифференциальной ренты.

1) Горная рента, отражает разницу в затратах на добычу и возникает на стадии добычи.

2) Рента положения, отражает разницу в затратах на транспорт углеводородного сырья, реализуемого заданной точке потребления.

3) Рента качества выражает экономические преимущества, обеспечиваемые за счет использования ресурсов, имеющих различную физико-химическую характеристику.

 

Внутридифференциальная рента соответствует разнице в затратах на производство и потребление для одного и того же вида энергоресурсов. Межотраслевая дифференциальная рента возникает при сравнении различных энергетических отраслей и связана с конкуренцией меж­ду ними.

 

 

32. Эффективность функционирования отрасли. Основные принципы определения экономической эффективности инвестиций в отрасли.

 

К сфере основной среды функционирование отрасли на рынке относится в первую очередь «пять сил конкуренции» исследованные впервые М.Е. Портером. Он показал, что все представленные на рисунке 9 силы имеют важное значение для товарного рынка и ни одну из них нельзя игнорировать.

 

Поставщики сырья
Производители замещающих продуктов
Потенциальные производители аналогичной продукции
Производители аналогичной продукции
Покупатели продукта
Конкурентные силы

 

Рисунок 9. Конкурентные силы, действующие на товарном рынке.

 

Экономическая эффективность капитальных вложений определяется сопоставлением эффекта от их осуществления с их величиной.

В период плановой экономики для определения экономической эффективности капитальных вложений применяются следующие показатели абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений:

1. Показатель общей (абсолютной) эффективности:

определяется как отношение прироста годового национального дохода DД к величине капитальных вложений К, вызывающих этот прирост:

Величина общей эффективности по всем рассмотренным уровням сопоставляется с соответствующим нормативом общей (абсолютной) эффективности Е.

Если Э>Е, то производимые капитальные вложения эффективны.

2. Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на сравнении приведенных затрат по вариантам.

,

определяется стоимость дохода, который будет получен в будущем в момент вложения инвестиций. Этот процесс называется дисконтированием, а полученную в результате расчетов величину – дисконтированной или текущей стоимостью.

Дисконтированная стоимость (PV) любого дохода (П) через определенный период (Т) при процентной ставке (ч)

,

где 1, 2, 3, …, n – годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1, П2, П3, …, Пn.

Норма отдачи инвестиций определяется по формуле

.

Если ROR>ч, то инвестиции принесут эффект, если же ROR<ч – невыгодно. При ROR=ч достигаются равновыгодные условия.

Эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.007 с.)