Архитектура гражданских и промышленных зданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура гражданских и промышленных зданий



АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

Часть II

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

 

 

Краткий конспект лекций

 

Составитель: Ланцев В.В.,

доцент каф. ПГС, канд. арх.

 

 

ПСКОВ

2010 г.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ИХ АРХИТЕКТУРНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

 

 

Глава I. Основы проектирования общественных зданий

Строительство общественных зданий в России и его социальное значение

 

Общественные здания и сооружения предназначаются для учреждений культурно-бытового обслуживания населения и для различных видов общественной деятельности людей: политической, хозяйственной, административной, научной и др.

Общественные здания и сооружения - есть материальная база для большого круга социальных мероприятий. Этим и определяется их значение в градостроительстве и в строительстве сельских населенных мест.

Общественные здания и сооружения целесообразно размещать в системе так называемых общественных центров:

§ общегородских,

- крупные общественные учреждения: административные, учреждения культуры и искусства (театры, музеи);

- крупные предприятия торговли, общественного питания (универсамы, рестораны).

§ специализированных,

- медицинские, научно-исследовательские;

- учебные;

- выставочные;

- спортивные комплексы.

§ жилых, промышленных районов и зон отдыха,

- периодического обслуживания населения: продовольственные и промышленные магазины, столовые, поликлиники.

§ общественных центров микрорайонов.

- повседневного обслуживания: продовольственные магазины, пункты бытовых услуг и пр.

Пример: Детские сады, ясли и общеобразовательные школы размещаются в микрорайонах на обособленных участках с радиусами обслуживания - 300 и 500 м. соответственно.

Общественные здания по своим объемно планировочным решениям (ОПР) должны соответствовать своему назначению, обеспечивать удобства для людей, эффективность эксплуатации, иметь целесообразные и экономичные конструкции, высокие архитектурные качества.

Социальное значение общественных зданий, своеобразие ОПР отличает их от массовой застройки. Этим и определяется их особая роль в застройке населенных мест. Общественные здания являются композиционными центрами архитектурных ансамблей площадей, улиц, жилых районов.

 

Классификация общественных зданий

Общественные здания подразделяются по функциональному назначению и особенностям эксплуатации на здания:

А. Специализированные;

Б. Универсальные.

 

А. Имеют определенное назначение, которое, как правило, не меняется в течение всего периода эксплуатации. Подразделяются на группы, виды и подвиды (СНиП).

Для обеспечения культурно-бытового обслуживания населения в малых населенных пунктах или в микрорайонах городов необходимо строить небольшие общественные учреждения. И не в отдельных зданиях, а размещать их в одном большом здании. Этот прием называется блокированием общественных учреждений.

Кооперированием - в одном здании совместно используются помещения в разное время суток. Это рационально, экономятся площади, уменьшаются эксплуатационные расходы на содержание обслуживающего персонала, на отопление, водопровод, энергоснабжение, сокращается застраиваемая территория, уменьшается протяженность дорог и коммуникаций.

Блокирование кооперирование

 

В кинотеатре – магазин «продтовары», В здании школы – интернат, группа

кафе, организация ЖЭК. продлённого дня, танцплощадка,

столовая.

 

Б. Универсальные здания обеспечивают гибкую, эффективную и экономичную эксплуатацию и отвечают современным формам общественной деятельности людей (трансформация помещений).

Они подразделяются:

 

1. многоцелевого назначения 2. те, в которых можно периодически

(малая трансформация) видоизменять размеры помещений

и их группировку, оборудование

(большая трансформация)

 

Зрелищно-спортивные: Для больших торг. предприятий, адми-

Московские, С-Петербурские нистративных, проектных и др. орга-

Дворцы спорта, низаций; выставочные залы

Дворец съездов (Москва).

 

Функциональный процесс в них меняется, развивается, совершенствуется. Необходимость в замене оборудования. Периодичность видоизменения - от нескольких месяцев - до нескольких лет. Такое изменение достигается специальными ОПР на основе использования укрупненных пролетов и шага несущих конструкций.

Преимущества гибкой системы расширяют область применения принципа универсальности.

 

 

Функциональные процессы

 

Для каждого вида общественных зданий характерен свой функциональный процесс и следовательно функциональные требования к проектированию.

Пример: Б ольницы, школы, торговые здания.

Вспомним - жилые здания разрабатываются только архитекторами.

Эти процессы и требования к проектированию - результат научной разработки специалистов:

- специалисты по виду соответствующей деятельности (лечебной, учебно-воспитательной, торговой, театрально – зрелищной);

- архитекторами, строителями, специалистами в области санитарной гигиены;

- пожарниками;

Функциональные процессы могут быть и (1) специфическими и (2) общими.

1. Разрабатываются специалистами соответствующих областей;

2. Деятельность людей и обеспечение необходимого пространства для нее, движение людских потоков, зрительное восприятие и видимость, создание благоприятной среды - эти вопросы изучают и разрешают архитекторы и строители.

В каждом здании различаются:

- главные функциональные процессы

- подсобные (второстепенные)

Пример: Школа - в коридоре подсобная функция может стать главной.

Функциональные процессы могут состоять из отдельных элементов.

Пример: Столовая.

Для правильной группировки помещений и их взаимосвязи - разрабатываются специальные схемы, называемые функциональными графиками. Квадраты (прямоугольники) - помещения в масштабе, стрелки - направление и взаимосвязь.

Такую сложную систему функциональных процессов
с/у

и должен увязать проектировщик. И в пространстве
с/у

и во времени. Примером сложного функционального процесса

(процессов) - сложные потоки людей, грузов - является аэропорт.

Здесь они должны быть без пересечений и встречного движения.

Особенностью функциональных процессов в универсальных

зданиях является их изменяемость в зависимости от вида использования помещений. Следовательно ОПР должны удовлетворять требованиям нескольких процессов. В кооперированных - взаимосвязь между группами.

Большое значение имеет разработка функциональных процессов при проектировании типовых проектов. Т.к. ошибки будут повторяться. Здесь нужна особенно тщательная проработка.

Экспериментальное строительство, натурные наблюдения.

 

Акустика.

В зрительных и концертных залах театров, кинотеатров помимо тщательной изоляции от внешних шумов следует создавать хорошую акустику.

Основное требование: обеспечение всех мест необходимым уровнем звуковой энергии, образование равномерного (диффузного) звукового поля, исключающего явления фокусирования и эха, обеспечения времени реверберации в соответствии с назначением зала (музыка или речь).

Реверберация (от лат. «reverberare» - отражать) - процесс затухания звука после прекращения звучания источника в результате отражения от ограж­дающих конструкций (в закрытых помещениях). Длительность реверберации характе­ризуется т.н. временем реверберации. Время реверберации - важный фактор, определяющий качество помещений, измеряется в секундах.

Для кинотеатров 0,8 - 1 сек.

Для концертных залов - 1,8 сек. (т.е. - реверберация тем больше, чем больше
объем и чем меньше поглощение).

Акустические требования в общественных здания должны учитываться при определе­нии соотношения их геометрических параметров - длины, ширины и высоты. В современных залах наиболее оптимальными геометрическими параметрами являются: 2,5: 1,5: 1; 3:2:1; или 4,5: 2,5: 1.

Большая высота - неблагоприятна, т.к. первые отражения (самые важные) зву­ковых лучей не попадают в партер. Тогда искусственно снижают высоту залов экра­нами, подвесными потолками.

В драмтеатрах, например, Н = 10 - 12 м.

Пространственная форма зала должна способствовать направлению звуковой волны энергии от источника звука (сцены) в зрительный зал и ее равномерному рассеи­ванию для образования диффузного поля.

Залы с к руговым и эллиптическим очертанием в плане не благоприятны - фоку­сируется звук.

 

 

 

 

Необходимый уровень звуковой энергии для всех мест достигается устройством: звуковых отражателей, наклоненных в сторону зала, в виде козырька сцены, элемен­тов подвески, потолка зубчатой формы, акустических боковых стен зала (акустический расчет).

Это залы с естественной акустикой.

 

Противопожарные мероприятия

 

Особенность общественных зданий – скопление большого количества людей, наличие легковозгораемого оборудования.

Поэтому, в общественных зданиях проводятся специальные противопожарные меры с целью:

· уменьшение возможности возникновения пожара,

· ограничение его распространения,

· облегчение борьбы с ним,

· сохранение прочности и устойчивости,

· обеспечение быстрой и безопасной эвакуации,

· ликвидация последствий пожара.

Пожарные мероприятия устанавливаются в зависимости от огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на 5 степеней.

Огнестойкость в свою очередь зависит от степени возгорания (несгораемые, трудносгораемые, сгораемые материалы) и предела огнестойкости.

Предел огнестойкости.

Пределом огнестойкости называется сопротивление строительных конструкций воздействию огня до потери или несущей способности и устойчивости или до образования сквозных трещин, или до достижении температуры на противоположной от огня поверхности 140 градусов С. Выражается в часах.

Общественные здания в зависимости от этажности и от степени их огнестойкости разделяются на отсеки. Эти отсеки называются брандмауэрами.

Например: В театрах на случай пожара предусматриваются ж/б занавесы, которые опускаются за 30 - 50 сек. и герметически отделяют сцену от зала. Он должен иметь предел огнестойкости - 2,5 - 3 часа, д.б. рассчитан на прочность от давления газа. Изготавливаются - из ж/б.

В кинотеатрах - кинопроекционные выделены противопожарными сте­нами и огнестойкими перекрытиями, должны иметь изолированный выход наружу.

Эвакуация. Эвакуационные пути должны быть четкими и короткими.

Время, за которое определенное количество людей должно пройти по заданному пути называется временем эвакуации.

Для эвакуации предусматривается эвакуационный выход, который имеет выход

- на лестничную клетку,

- коридор или

- переход.

На каждом этаже предусматривается не менее 2-х эвакуационных выходов.

Если в общественном здании (аудитории) более 50 чел должно быть 2 выхода.

В зависимости от огнестойкости (степени) и объемов залов установлены наи­большие расстояния от любой точки залов без мест для зрителей до ближайшего эвакуационного выхода, а также расстояния по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных по­мещений общественных зданий - нормируются и указываются в СНиПе "Общественные здания".

Лестницы. Это наиболее ответственные пути эвакуации, поэтому они должны располагаться в Л.К. с ограждающими конструкциями повышенной степени огне­стойкости.

Устройство открытой лестницы допустимо в зданиях не менее 2-й ст. огнестойко­сти, при условии, что др. лестницы размещаются в л.к. (являются закрытыми). Более деталь­ные условия их проект-я указаны в СНиПах.

Для более быстрой и безопасной эвакуации в многоэтажных зданиях должно быть не менее двух лестниц, а ограждающие конструкции лестничных клеток д.б. выполнены с повышенной степенью огнестойкости. В зданиях высотой 10 этажей и более, лестничные клетки следует делать незадымляемыми. Одна л.к. (или 50% л.к. при большом их числе) д.б. незадымляемыми 1-го типа. Остальные л.к. следует проек­тировать незадымляемыми 2-го и 3-го типа.

Лестницы надземной части не должны иметь выходы в подвал.

Лифты - не являются путями эвакуации. В зарубежной практике - иногда. В не­которых странах эвакуация предусматривает путь наверх.

Отделка стен и потолков в общественных зданиях и на путях эвакуации должна быть вы­полнена из негорючих и трудно горючих материалов.

В зависимости от этажности и вместимости общественного здания оснащаются стационар­ными средствами пожаротушения.

Разновидностью внутреннего противопожарного водоснабжения для некото­рых общественных зданий являются спринклерные и дренчерные установки.

Спринклерные установки представляют собой автоматическое средство туше­ния пожара распыленной водой. Эти установки могут быть трех систем: водяные, воз­душные и смешанные. Схема спринкерной установки водяной системы, представляю­щая собой разветвленную, заполненную водой систему труб, оборудованную спринклерными головками, приведена на рисунке. Выходные отверстия спринклерных головок закрываются легкоплавкими зам­ками, которые при воздействии определенной температуры (замки рассчитаны на 72, 93, 141 и 182 °С) распаиваются, и вода из системы под напором выходит из отверстия головки и орошает конструкции помещения и оборудование в зоне действия головки.

 

Схема устройства спринклерной установки водяной системы.

1 - резервуар; 2 - основной водопитатель (насос); 3 - автоматический водопитатель (пневматический бак); 4 - автоматический водопитатель (водонапорный бак); 5 - второстепенная магистраль; 6 - распределительный рядок; 7 - сигнальная турбинка; 8 - главная питающая магистраль; 9 - контрольный сигнальный клапан.

Дренчерные установки представляют собой систему трубопроводов, на кото­рых расположены специальные головки-дренчеры лопастного или розеточного типа с диаметром открытых выходных отверстий 8, 10 и 12,7 мм. Дренчеры устанавливают как для тушения пожара, так и для создания водяных завес с целью изоляции очагов огня и предотвращения его распространения. Дренчерные установки могут быть ручного и автоматического действия. Дренчерные системы автоматического действия выполняются обособленными или объединяются со спринклерными установками. Спринклерные и дренчерные установки применяются в зданиях, где возможно тушение огня водой: клубы, кинотеатры (вместимостью менее 600 чел), театры и т.п. Для других зданий, где тушение водой неприемлемо, используются другие принципы пожа­ротушения. Так, например, в помещениях книгохранилищ, картинных галерей и т.п. используются установки газового пожаротушения.

 

Глава II. Элементы ОПР

Основные помещения

Основные помещения общественных зданий по величине площади, вы­соте, условиям естественного освещения, а так же по возможности размещения в них опор (стенок, каркаса) могут быть подразделены на три группы.

 

Группы S(m2) Нэт (м) Естест. освещ. Нали­чие опор Сетка Пример
  50 - 100 3,3-3,6 боковое нет 6x6, 6х ячейков
  >200 3,3 - 4,2 +, смешанное м.б. 6x6, 6x9, 9x9 торг. и проектн. залы,
  >1000 6-12и > боковое, верхнее, искусств. не допус­тимо большие пролеты рынки, залы кин-ров

 

Рассмотрим некоторые виды наиболее распространенных общественных зданий.

Кинотеатры и клубы раньше являлись объектами массового строительства. Число мест - от 200 до 1600. Кинотеатры большей вместимости (2000, 3000 мест) воз­водятся по индивидуальным проектам, как правило, с залами универсального на­значения (кино, концерты, собрания, конференции). В этих случаях - более эконо­мичные условия эксплуатации.

Соотношение пространственных параметров кинозалов устанавливается на ос­нове требований к зрительному восприятию экрана:

• для залов с широкоформатным экраном соотношение L:B:H обычно состав­ляет - 1: 0,8: 0,32,

• с широким экраном - 1: 0,5: 0,2;

Кинозалы могут иметь прямоугольную, трапециевидную, овальную и круглую фор­мы в плане. Преимущество прямоуг. формы - простое конструк. решение и возмож­ность применения типовых конструкт, элементов для покрытия. Недостаток - невысо­кое использование площади зала, т. к. угловые части близ экрана выходят за пределы графика хорошей видимости. Преимуществом овальных, многоугольных и круглых залов является их близкое совпадение с графиком хорошей видимости, имеющим форму овала. Трапециевидные - промежуточное положение.

Обеспечение благоприятных условий видимости экрана - (в больших залах до 1000 мест) - достигается размещением мест в виде амфитеатра в соответствии с зако­номерностями условий видимости. В залах вместимостью более 1000 мест - балконы с 30—50% общего количества мест в зале.

Высота кинозала устанавливается с учетом расположения верхней грани экрана, от которой до потолка д.б. не менее 0,7 м, подъема рядов мест амфитеатра, балкона и размещения кинопроекционной. Применяются различные приемы размещения кинопроекционных: над амфитеатром, под балконом и над балконом.

Места для зрителей в кинозалах оборудуются креслами - глубиной не более 0,4 м и шириной не менее 0,5 м. Число мест в ряду(между продольными проходами) принимается в зависимости от ширины ряда, т. е. расстояния между спинками сидении соседних рядов и от степени огнёстойкости здания.

Загрузка и эвакуация зала должна осуществляться без встречных людских потоков. По­этому входы в зал и выходы из зала располагаются, как правило, в противоположных его концах и применяются в основном продольные проходы, так как движение по попе­речным проходам мешает зрителям. Число непрерывно устан. мест в ряду след. прини­мать - при одностор. выходе из ряда - менее 26, - при двусторон. - не более 50.

Ширина проходов устанавливается по расчету движения людских потоков при эвакуации зрителей из кинозала.

Площадь на одно место в кинозале принимается 0,8— 0,9 м кв.

Пролеты покрытий типовых кинозалов вместимостью от 200 до 1600 мест прини­маются от 15 до 30 м с градацией через 3 м. Кинозалы большей вместимости могут иметь пролеты покрытий до 60 м, осуществляемые с применением висячих и простран­ственных конструктивных систем.

 

Концертные залы.

Особенность концертных залов - устройство сцены-эстрады, размещаемой в об­щем объеме со зрительным залом. К концертным залам, предназначенным для звукозаписи, предъявляются высокие акустические требования, которые необходимо учитывать при уста­новлении соразмерностей длины, ширины и высоты зальных помещений. В киноконцертных залах должны учитываться требования, как к кинозалам и к концертным залам, и обеспечи­ваться условия их соответствующей трансформации.

Объемно-планировочная структура зрительного зала и эстрады в значительной степени обусловлена особенностями конкретного представления. Концерт, в отличие от спектакля, складывается из отдельных номеров, как правило, не связанных сюжетом; в концерте принимают участие несколько коллективов; очень редки случаи смены деко­раций в пределах одной программы, но главное - это разнообразие требований самих концертных жанров, которым должны удовлетворять эстрада (игровая площадка) и зрительный зал. По акустическим и экономическим соображениям залы для камерной музыки лучше устраивать сравнительно небольшой вместимости (до 600 - 800 мест), а залы для выступления крупных хоровых и симфонических коллективов - большей вме­стимости (1000 - 2500 и более зрительских мест). Максим, удаленность последнего рада мест от эстрады лимитируется гл. обр. необходимостью восприятия естественного звука (при­мерно 35м). При большей глубине зала происходит наслоение звуков, потеря четкости, ясности и чистоты звучания, ухудшение условий видимости.

Театры. Функциональные особенности театральных залов определяют необходимость в обеспече­нии хорошей акустики, беспрепятственной видимости и зрительного восприятия проис­ходящего на сцене действия и мимики актеров.

В связи с этим предельное удаление зрителей в драм, театрах не должно превышать 27 м, а в оперных—30 м. Исходя из этого, вместимость театр. залов: драм, театров не должна превышать 1200 мест, оперных 1200 - 1500 мест.

Современные театр. залы подразделены по условиям взаимосвязи со сценическим пространством на традиционные и экспериментальные.

В традиционных – горизонтальный угол =300, а отношение высоты портала сцены

 

 

Вестибюли.

Главными распределительными помещениями общественных зданий, к которым примыкают основные горизонт, и вертик. коммуникации, являются вестибюли. В вестибюле реко­мендуется выделять места для получения и сдачи верхней одежды, одевания и раздева­ния, но таким образом, чтобы они создавали удобства для посетителей и не нарушали движения людских потоков. В системе коммуникационных связей они служат ядром, где происхо­дит формирование людских потоков и их распределение, поэтому их архитектурно-планировочное решение в основном зависит от режима эксплуатации здания, интенсив­ности людских потоков и их функциональной организации, размещения гардеробов.

Гардеробы.

Они проектируются на полную расчетную вместимость зала с некоторыми до­полнениями.

Пример. В административных зданиях вместимость гардероба определяется аз расчета: 100 % работников + 60 - 100% вместимости конференц-залов.

Места размещения гардеробов выбираются в зависимости от их площади, конфи­гурации вестибюля, зон формирования расчлененных потоков посетителей (входы в лифтовые устройства, на эскалаторы, лестницы и в коридоры). При этом важным усло­вием является исключение возможных пересечений людских потоков при их дальней­шем распределении от гардеробных. Боковое расположение гардеробов с двух сторон от входа, целесообразно при организации дальнейшего движения от них в глубину вес­тибюля к входам в залы, коридоры, к лестницам. Если лестницы и входы в коридоры размещаются с двух сторон от главного входа в здание, то гардероб лучше всего проек­тировать в глубине вестибюля напротив входа. В этом случае под гардеробы можно ис­пользовать малопригодные пространства под амфитеатрами и балконами зрительных залов, под трибунами. Периметральная планировка гардеробов используется при раз­мещении вестибюля в цокольном этаже здания. Вертикальные коммуникации при этом находятся в центре вестибюля. Если из вестибюля потоки посетителей направляются во все стороны, то целесообразно островное положение гардероба.

Исходной единицей для расчета площадей вестибюля и гардероба является одно место на вешалке. Количество мест в гардеробе принимают исходя из расчета полной единовременной вместимости здания. Площадь вестибюлей с гардеробными рассчиты­вают по количеству мест на вешалке и принимают в зависимости от назначения, вме­стимости и режима эксплуатации здания от 0,18 до 0,28 м2 на 1 место. Так, в зрелищных спортивных и учебных зданиях, где интенсивность людских потоков резко увели­чивается перед началом и после окончания представлений или занятий, эта расчетная норма составляет 0,25 - 0,28 м2, а в зданиях с равномерной нагрузкой в течение всего периода времени их работы - 0,18 - 0,22 м (музеи, лечебные учреждения, предприятия общественного питания и др.).

(самостоятельно) Вешалки располагаются параллельно рядами с проходами в 0,6—0,7 м. Для удобства обслуживания глубина рядов рекомендуется не более 4 м. При освещении есте­ственным светом ряды вешалок следует располагать перпендикулярно плоскости окон. До­пускается размещение гардеробов под трибунами, амфитеатрами, балконами зритель­ных залов с минимальной высотой помещений 2 м и их искусственным освещением.

(самостоятельно) Барьер для выдачи одежды имеет ширину 0,6 - 0,7 м и располагается на 0,8 - 1 м от торцов вешалок. В зданиях с массовыми людскими потоками и режимом «пик» следует принимать 1 м. п. барьера на 30 мест (60 - 70 мест на одного гардеробщи­ка); в зданиях с равномерным движением - на 50 - 60 мест. Перед фронтом барьера должна быть свободная площадь вестибюля шириной 3 - 4 м для размещения получаю­щих и сдающих одежду.

Архитектурно-художественные задачи входных узлов определяются их значением. Связь наружного пространства с внутренним. Это первое помещение, создающее пред­ставление (впечатление) о внутренней архитектуре здания.

Возможно отступление - «Генезис входа»

Переход от одного вида пр-ва к другому;

Пограничная зона - перемены в психологии.

Др. Египет - мощные порталы, пилоны.

Др. Вавилон - ворота богини Иштар (VI в. до н.э.). Связь с дорогой шествий.

Путь - аллеи менгиров, аллеи сфинксов - храм в Карнаке.

Путь в буддийской религии - 6 дорог у человека: 3 - в ад, 1 - в рай, 2 - обратно.

Акрополь - Афины (5 в до н.э.) - дорога, шествия, не оборонительное значение. Пропилеи.

Рим - арка, готика, средневековье - портальн. вход. Вход в город (Псков - река, ворота в город, захаб, башня),

Жилище - изба (рундук входа).

В зрелищных зданиях при расположении фойе и залов выше вестибюля - архитектур­ная выразительность достигается пространственной связью вестибюля и фойе с помо­щью открытых парадных лестниц, антресолей и т.д. В многоэтажных зданиях - заверше­нием архитектурной композиции входного узла являются главные лестницы, лифтовые холлы и эскалаторы.

В некоторых общественных зданиях (кинотеатры, рестораны, кафе и др.) применяются остекленные наружные ограждения входных узлов.

В вечернее время - освещение, реклама. Интерьеры входных узлов становятся вы­разительным элементом внешней архитектуры зданий.

Коридоры.

Коридоры являются основными горизонт. коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями и лестничной клеткой, и между помещениями и вертик. коммуникациями.

В зависимости от ОПР зданий они делятся на следующие виды:

· коридоры с односторонней застройкой,

· с двусторонней застройкой,

· со смешанной застройкой (частично с односторонней, частично с двусторонней),

· спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними.

Коридоры могут проектироваться прямолинейными, криволинейными, с уступа­ми, прямоугольной, кресто- и "У"-образной формы, а также, в зависимости от освеще­ния, сквозными (при двустороннем освещении с торцов), тупиковыми и со световыми карманами (при освещении с одной стороны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикальным коммуникационным узлам. Остальные коридоры относятся к второ­степенным.

Минимальная ширина главных коридоров (в чистоте) допускается 1,5 м,.второсте­пенных - 1,25 м при длине не более 10 м, а в зданиях учебно-просветительных и лечебно-профилактических учреждений главные коридоры проектируются с минимальной ши­риной соответственно 1,8 и 2,2 м.

Длина коридоров с односторонней застройкой не нормируется. При дву­сторонней застройке тупиковых коридоров и освещении с одного торца макси­мальная их длина допускается 24 м. Протяженность сквозных коридоров при ос­вещении их с двух торцов не должна превышать 48 м. При большей длине кори­дора необходимо устраивать световые разрывы (карманы) с максимальным рас­стоянием между ними 24 м, а между торцовым окном коридора и карманом не более 30 м. Габариты помещений световых карманов (без учета площади приле­гающего коридора) не должны превышать двух квадратов по глубине.

В помещениях, где одновременно находятся более 15 человек, двери должны от­крываться в коридор по ходу эвакуации. По требованиям СНиП, коридоры должны иметь есте­ственное освещение и проветривание.

Коридоры допускается освещать вторым светом через фрамуги в стенах, остеклен­ные перегородки и двери. К проектированию других коммуникационных помещений (переходов, галерей, проходов) предъявляются те же требования, что и к коридорам.

Рекреационные помещения представляют собой широкие коридоры, предназна­ченные для отдыха учащихся учебных заведений во время перерыва между занятиями. В поликлиниках и диспансерах основные коридоры используются также и как помещения для ожидания.

В этом случае при одностороннем расположении кабинетов минимальная ширина коридоров д. б. 2,8 м, а при двустороннем расположении - не менее 3,2 м.

Кулуары и фойе обычно включаются в общественные здания, имеющие зрительные залы. Они непосредственно примыкают к залам и являются, с одной стороны, местом, откуда за­гружаются залы, с другой - местом отдыха во время антрактов.

Рекреации и кулуары могут проектироваться не только как широкие коридоры, но и как компактные помещения с соотношением сторон в плане -1:1,1:2, миним. шири­на - 2,8 м.

Движущиеся тротуары (самостоятельно).

 

 

Вертикальные коммуникации

 

В качестве вертикальных коммуникаций в общественных зданиях применяются:

· лестницы,

· подъёмники периодического и непрерывного действия (лифты и эскалаторы), в некоторых случаях - пандусы.

При разработке ОПР общественных зданий размещение вертик. комм. д.б.:

· экономичным.,

· обеспечивать удобные и короткие пути движения от входов в здание к помещециям во всех этажах,

· удовлетворять требованиям эвакуации.

Лестницы являются вертик. комм, и служат для связи между этажами, а также в ка­честве основных эвакуац. путей.

Подразделяются:

· главные, связанные с входным узлом здания,

· вспомогательные, служащие для дополнительных связей между этажами и ава­рийными эвак. выходами.

Главные лестницы и группы лифтов следует располагать в центре гориз. коммуни­каций, обеспечивающих сообщения с помещениями, ив непосредственной связи с вход­ными узлами.

Лестницы, как правило, устраиваются в огнестойких л. к. и освещаются естественным све­том. В зданиях повышенной этажности (было) - 50% л.к. д.б. незадымляемыми 1-го типа.

Расположение лестниц должно способствовать рассредоточению людских потоков при вынужденной эвакуации из здания.

В общественных зданиях применяются все виды лестниц, которые были рассмотрены в предыду­щих разделах курса.

В качестве эвакуационных используются, как правило, 2-х - и 3-х маршевые лест­ницы. Четырехмаршевые и винтовые - только в качестве служебных. При высоте этажа 3,3 или 3,6 м наиболее удобны, экономичны и просты (в конструкт. отношении) 2-х маршевые лестницы. У них простая конфигурация в плане. При высоте этажа 3,3 м, ши­рине марша 1,2 м и уклоне 1:2 длина л. к. в чистоте д.б. не менее 5,4 м, а при высоте этажа 3;6 м - не менее 6 м.

В общественных зданиях, имеющих особое значение, применяют парадные, часто открытые (без л. к.) лестницы на высоту, как правило, одного этажа. Парадные 2-х маршевые лестницы устраиваются прямолинейными, разветвленными - со средним ши­роким и двумя более узкими боковыми маршами различной формы в плане.

 

 

 

А)

 

· Прямолинейные 2-х маршевые л. создают впечатление парадности, но имеют боль­шое протяжение (12-15м и более) и трудно вписываются в план здания. Они применя­ются в музеях, картинных галереях, мемориальных сооружениях. А)

· Разветвленные 2-х маршевые лестницы применяются обычно для подъема с пер­вого этажа на 2-ой, где располагаются залы или другие помещения общественного назна­чения. Ширина среднего марша должна быть не менее суммарной ширины 2-х боковых маршей. Ширина промежуточной площадки допускается 0,7 от ширины среднего марша. Если разветвляющаяся 2-х маршевая лестница учитывается в расчете эвакуационных путей, то при ширине среднего марша более 2,2 м его целесообразно подразделять промежу­точными перилами – Н=0,9 м.

Разветвленные прямоугольные лестницы могут осуществляться из сборных элементов так же, как и обычные 2-х маршевые. Круглые и овальные разветвленные 2-х маршевые лестницы в конструктивном отно­шении сложнее, но создают возможность для более выразительных компо­зиционных решений интерьеров. Эти виды лестницы выполняются из монолитного железобетона.

· При Н этажа = 4,2; 4,8; 5,4 м целесообразно применение 3-х маршевых лестниц. Преимущество - более компактны. Трехмаршевые лестницы м.б. квадратной и прямоугольной формы, вытянутые в глубину или вдоль наружной стены здания.

В зданиях детских учреждений – не рекомендуется. Пространство между маршами может быть использовано для размещения лифтов. Площадь, занимаемая трехмаршевой лестницей, на 55-60% больше, чем 2-х маршевой, и конструкция сложнее. Парад­ные 3-х маршевые лестницы так же, как 2-х маршевые, м.б. прямолинейные и раз­ветвленные.

Уклоны лестниц, принимаются 1;2 (ступени 15х30 см); лестницы, ведущие в под­вальные, цокольные и чердачные этажи, могут иметь уклон 1:1,5, а служебные и вспо­могательные - до 1:1,25.

Ширина лестничных маршей определяется расчетом эвакуационных путей движе­ния людских потоков. Минимальная ширина маршей главных лестниц в зданиях с населением этажа более 200 человек, а также в зданиях кинотеатров, клубов, больниц принимается 1,35 м.

В др. зданиях, а также для вспомогательных лестниц - не менее 1,2 м, а для лестниц, ведущих в помещения с числом людей не более пяти - 0,9 м. Ширина площадок д.б. не менее ширины марша (в больницах не менее 1,5 м).

В зданиях высотой более 10 м. не менее 2 лестниц должны иметь входы на чердак, а при меньшей высоте допускается устройство входов через люки с помощью закрепленных стремянок.

Пандусы - наклонные плоскости с нескользким полом, имеют плавные повороты для движения массовых потоков людей.

Уклоны:

· внутри здания, сооружения - 1:6,

· в стационарн. лечебн. учр. - 1:20,

· снаружи- 1:8,

· на путях движения людей на колясках (внутри и снаружи) - 1:12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.138 с.)