Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура гражданских и промышленных зданий↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
Часть II ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
Краткий конспект лекций
Составитель: Ланцев В.В., доцент каф. ПГС, канд. арх.
ПСКОВ 2010 г. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ИХ АРХИТЕКТУРНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Глава I. Основы проектирования общественных зданий Строительство общественных зданий в России и его социальное значение
Общественные здания и сооружения предназначаются для учреждений культурно-бытового обслуживания населения и для различных видов общественной деятельности людей: политической, хозяйственной, административной, научной и др. Общественные здания и сооружения - есть материальная база для большого круга социальных мероприятий. Этим и определяется их значение в градостроительстве и в строительстве сельских населенных мест. Общественные здания и сооружения целесообразно размещать в системе так называемых общественных центров: § общегородских, - крупные общественные учреждения: административные, учреждения культуры и искусства (театры, музеи); - крупные предприятия торговли, общественного питания (универсамы, рестораны). § специализированных, - медицинские, научно-исследовательские; - учебные; - выставочные; - спортивные комплексы. § жилых, промышленных районов и зон отдыха, - периодического обслуживания населения: продовольственные и промышленные магазины, столовые, поликлиники. § общественных центров микрорайонов. - повседневного обслуживания: продовольственные магазины, пункты бытовых услуг и пр. Пример: Детские сады, ясли и общеобразовательные школы размещаются в микрорайонах на обособленных участках с радиусами обслуживания - 300 и 500 м. соответственно. Общественные здания по своим объемно планировочным решениям (ОПР) должны соответствовать своему назначению, обеспечивать удобства для людей, эффективность эксплуатации, иметь целесообразные и экономичные конструкции, высокие архитектурные качества. Социальное значение общественных зданий, своеобразие ОПР отличает их от массовой застройки. Этим и определяется их особая роль в застройке населенных мест. Общественные здания являются композиционными центрами архитектурных ансамблей площадей, улиц, жилых районов.
Классификация общественных зданий Общественные здания подразделяются по функциональному назначению и особенностям эксплуатации на здания: А. Специализированные; Б. Универсальные.
А. Имеют определенное назначение, которое, как правило, не меняется в течение всего периода эксплуатации. Подразделяются на группы, виды и подвиды (СНиП). Для обеспечения культурно-бытового обслуживания населения в малых населенных пунктах или в микрорайонах городов необходимо строить небольшие общественные учреждения. И не в отдельных зданиях, а размещать их в одном большом здании. Этот прием называется блокированием общественных учреждений. Кооперированием - в одном здании совместно используются помещения в разное время суток. Это рационально, экономятся площади, уменьшаются эксплуатационные расходы на содержание обслуживающего персонала, на отопление, водопровод, энергоснабжение, сокращается застраиваемая территория, уменьшается протяженность дорог и коммуникаций. Блокирование кооперирование
В кинотеатре – магазин «продтовары», В здании школы – интернат, группа кафе, организация ЖЭК. продлённого дня, танцплощадка, столовая.
Б. Универсальные здания обеспечивают гибкую, эффективную и экономичную эксплуатацию и отвечают современным формам общественной деятельности людей (трансформация помещений). Они подразделяются:
1. многоцелевого назначения 2. те, в которых можно периодически (малая трансформация) видоизменять размеры помещений и их группировку, оборудование (большая трансформация)
Зрелищно-спортивные: Для больших торг. предприятий, адми- Московские, С-Петербурские нистративных, проектных и др. орга- Дворцы спорта, низаций; выставочные залы Дворец съездов (Москва).
Функциональный процесс в них меняется, развивается, совершенствуется. Необходимость в замене оборудования. Периодичность видоизменения - от нескольких месяцев - до нескольких лет. Такое изменение достигается специальными ОПР на основе использования укрупненных пролетов и шага несущих конструкций. Преимущества гибкой системы расширяют область применения принципа универсальности.
Функциональные процессы
Для каждого вида общественных зданий характерен свой функциональный процесс и следовательно функциональные требования к проектированию. Пример: Б ольницы, школы, торговые здания. Вспомним - жилые здания разрабатываются только архитекторами. Эти процессы и требования к проектированию - результат научной разработки специалистов: - специалисты по виду соответствующей деятельности (лечебной, учебно-воспитательной, торговой, театрально – зрелищной); - архитекторами, строителями, специалистами в области санитарной гигиены; - пожарниками; Функциональные процессы могут быть и (1) специфическими и (2) общими. 1. Разрабатываются специалистами соответствующих областей; 2. Деятельность людей и обеспечение необходимого пространства для нее, движение людских потоков, зрительное восприятие и видимость, создание благоприятной среды - эти вопросы изучают и разрешают архитекторы и строители. В каждом здании различаются: - главные функциональные процессы - подсобные (второстепенные) Пример: Школа - в коридоре подсобная функция может стать главной. Функциональные процессы могут состоять из отдельных элементов. Пример: Столовая. Для правильной группировки помещений и их взаимосвязи - разрабатываются специальные схемы, называемые функциональными графиками. Квадраты (прямоугольники) - помещения в масштабе, стрелки - направление и взаимосвязь. Такую сложную систему функциональных процессов
и должен увязать проектировщик. И в пространстве
и во времени. Примером сложного функционального процесса (процессов) - сложные потоки людей, грузов - является аэропорт. Здесь они должны быть без пересечений и встречного движения. Особенностью функциональных процессов в универсальных зданиях является их изменяемость в зависимости от вида использования помещений. Следовательно ОПР должны удовлетворять требованиям нескольких процессов. В кооперированных - взаимосвязь между группами. Большое значение имеет разработка функциональных процессов при проектировании типовых проектов. Т.к. ошибки будут повторяться. Здесь нужна особенно тщательная проработка. Экспериментальное строительство, натурные наблюдения.
Акустика. В зрительных и концертных залах театров, кинотеатров помимо тщательной изоляции от внешних шумов следует создавать хорошую акустику. Основное требование: обеспечение всех мест необходимым уровнем звуковой энергии, образование равномерного (диффузного) звукового поля, исключающего явления фокусирования и эха, обеспечения времени реверберации в соответствии с назначением зала (музыка или речь). Реверберация (от лат. «reverberare» - отражать) - процесс затухания звука после прекращения звучания источника в результате отражения от ограждающих конструкций (в закрытых помещениях). Длительность реверберации характеризуется т.н. временем реверберации. Время реверберации - важный фактор, определяющий качество помещений, измеряется в секундах. Для кинотеатров 0,8 - 1 сек. Для концертных залов - 1,8 сек. (т.е. - реверберация тем больше, чем больше Акустические требования в общественных здания должны учитываться при определении соотношения их геометрических параметров - длины, ширины и высоты. В современных залах наиболее оптимальными геометрическими параметрами являются: 2,5: 1,5: 1; 3:2:1; или 4,5: 2,5: 1. Большая высота - неблагоприятна, т.к. первые отражения (самые важные) звуковых лучей не попадают в партер. Тогда искусственно снижают высоту залов экранами, подвесными потолками. В драмтеатрах, например, Н = 10 - 12 м. Пространственная форма зала должна способствовать направлению звуковой волны энергии от источника звука (сцены) в зрительный зал и ее равномерному рассеиванию для образования диффузного поля. Залы с к руговым и эллиптическим очертанием в плане не благоприятны - фокусируется звук.
Необходимый уровень звуковой энергии для всех мест достигается устройством: звуковых отражателей, наклоненных в сторону зала, в виде козырька сцены, элементов подвески, потолка зубчатой формы, акустических боковых стен зала (акустический расчет). Это залы с естественной акустикой.
Противопожарные мероприятия
Особенность общественных зданий – скопление большого количества людей, наличие легковозгораемого оборудования. Поэтому, в общественных зданиях проводятся специальные противопожарные меры с целью: · уменьшение возможности возникновения пожара, · ограничение его распространения, · облегчение борьбы с ним, · сохранение прочности и устойчивости, · обеспечение быстрой и безопасной эвакуации, · ликвидация последствий пожара. Пожарные мероприятия устанавливаются в зависимости от огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на 5 степеней. Огнестойкость в свою очередь зависит от степени возгорания (несгораемые, трудносгораемые, сгораемые материалы) и предела огнестойкости. Предел огнестойкости. Пределом огнестойкости называется сопротивление строительных конструкций воздействию огня до потери или несущей способности и устойчивости или до образования сквозных трещин, или до достижении температуры на противоположной от огня поверхности 140 градусов С. Выражается в часах. Общественные здания в зависимости от этажности и от степени их огнестойкости разделяются на отсеки. Эти отсеки называются брандмауэрами. Например: В театрах на случай пожара предусматриваются ж/б занавесы, которые опускаются за 30 - 50 сек. и герметически отделяют сцену от зала. Он должен иметь предел огнестойкости - 2,5 - 3 часа, д.б. рассчитан на прочность от давления газа. Изготавливаются - из ж/б. В кинотеатрах - кинопроекционные выделены противопожарными стенами и огнестойкими перекрытиями, должны иметь изолированный выход наружу. Эвакуация. Эвакуационные пути должны быть четкими и короткими. Время, за которое определенное количество людей должно пройти по заданному пути называется временем эвакуации. Для эвакуации предусматривается эвакуационный выход, который имеет выход - на лестничную клетку, - коридор или - переход. На каждом этаже предусматривается не менее 2-х эвакуационных выходов. Если в общественном здании (аудитории) более 50 чел должно быть 2 выхода. В зависимости от огнестойкости (степени) и объемов залов установлены наибольшие расстояния от любой точки залов без мест для зрителей до ближайшего эвакуационного выхода, а также расстояния по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений общественных зданий - нормируются и указываются в СНиПе "Общественные здания". Лестницы. Это наиболее ответственные пути эвакуации, поэтому они должны располагаться в Л.К. с ограждающими конструкциями повышенной степени огнестойкости. Устройство открытой лестницы допустимо в зданиях не менее 2-й ст. огнестойкости, при условии, что др. лестницы размещаются в л.к. (являются закрытыми). Более детальные условия их проект-я указаны в СНиПах. Для более быстрой и безопасной эвакуации в многоэтажных зданиях должно быть не менее двух лестниц, а ограждающие конструкции лестничных клеток д.б. выполнены с повышенной степенью огнестойкости. В зданиях высотой 10 этажей и более, лестничные клетки следует делать незадымляемыми. Одна л.к. (или 50% л.к. при большом их числе) д.б. незадымляемыми 1-го типа. Остальные л.к. следует проектировать незадымляемыми 2-го и 3-го типа. Лестницы надземной части не должны иметь выходы в подвал. Лифты - не являются путями эвакуации. В зарубежной практике - иногда. В некоторых странах эвакуация предусматривает путь наверх. Отделка стен и потолков в общественных зданиях и на путях эвакуации должна быть выполнена из негорючих и трудно горючих материалов. В зависимости от этажности и вместимости общественного здания оснащаются стационарными средствами пожаротушения. Разновидностью внутреннего противопожарного водоснабжения для некоторых общественных зданий являются спринклерные и дренчерные установки. Спринклерные установки представляют собой автоматическое средство тушения пожара распыленной водой. Эти установки могут быть трех систем: водяные, воздушные и смешанные. Схема спринкерной установки водяной системы, представляющая собой разветвленную, заполненную водой систему труб, оборудованную спринклерными головками, приведена на рисунке. Выходные отверстия спринклерных головок закрываются легкоплавкими замками, которые при воздействии определенной температуры (замки рассчитаны на 72, 93, 141 и 182 °С) распаиваются, и вода из системы под напором выходит из отверстия головки и орошает конструкции помещения и оборудование в зоне действия головки.
Схема устройства спринклерной установки водяной системы. 1 - резервуар; 2 - основной водопитатель (насос); 3 - автоматический водопитатель (пневматический бак); 4 - автоматический водопитатель (водонапорный бак); 5 - второстепенная магистраль; 6 - распределительный рядок; 7 - сигнальная турбинка; 8 - главная питающая магистраль; 9 - контрольный сигнальный клапан. Дренчерные установки представляют собой систему трубопроводов, на которых расположены специальные головки-дренчеры лопастного или розеточного типа с диаметром открытых выходных отверстий 8, 10 и 12,7 мм. Дренчеры устанавливают как для тушения пожара, так и для создания водяных завес с целью изоляции очагов огня и предотвращения его распространения. Дренчерные установки могут быть ручного и автоматического действия. Дренчерные системы автоматического действия выполняются обособленными или объединяются со спринклерными установками. Спринклерные и дренчерные установки применяются в зданиях, где возможно тушение огня водой: клубы, кинотеатры (вместимостью менее 600 чел), театры и т.п. Для других зданий, где тушение водой неприемлемо, используются другие принципы пожаротушения. Так, например, в помещениях книгохранилищ, картинных галерей и т.п. используются установки газового пожаротушения.
Глава II. Элементы ОПР Основные помещения Основные помещения общественных зданий по величине площади, высоте, условиям естественного освещения, а так же по возможности размещения в них опор (стенок, каркаса) могут быть подразделены на три группы.
Рассмотрим некоторые виды наиболее распространенных общественных зданий. Кинотеатры и клубы раньше являлись объектами массового строительства. Число мест - от 200 до 1600. Кинотеатры большей вместимости (2000, 3000 мест) возводятся по индивидуальным проектам, как правило, с залами универсального назначения (кино, концерты, собрания, конференции). В этих случаях - более экономичные условия эксплуатации. Соотношение пространственных параметров кинозалов устанавливается на основе требований к зрительному восприятию экрана: • для залов с широкоформатным экраном соотношение L:B:H обычно составляет - 1: 0,8: 0,32, • с широким экраном - 1: 0,5: 0,2; Кинозалы могут иметь прямоугольную, трапециевидную, овальную и круглую формы в плане. Преимущество прямоуг. формы - простое конструк. решение и возможность применения типовых конструкт, элементов для покрытия. Недостаток - невысокое использование площади зала, т. к. угловые части близ экрана выходят за пределы графика хорошей видимости. Преимуществом овальных, многоугольных и круглых залов является их близкое совпадение с графиком хорошей видимости, имеющим форму овала. Трапециевидные - промежуточное положение. Обеспечение благоприятных условий видимости экрана - (в больших залах до 1000 мест) - достигается размещением мест в виде амфитеатра в соответствии с закономерностями условий видимости. В залах вместимостью более 1000 мест - балконы с 30—50% общего количества мест в зале. Высота кинозала устанавливается с учетом расположения верхней грани экрана, от которой до потолка д.б. не менее 0,7 м, подъема рядов мест амфитеатра, балкона и размещения кинопроекционной. Применяются различные приемы размещения кинопроекционных: над амфитеатром, под балконом и над балконом. Места для зрителей в кинозалах оборудуются креслами - глубиной не более 0,4 м и шириной не менее 0,5 м. Число мест в ряду(между продольными проходами) принимается в зависимости от ширины ряда, т. е. расстояния между спинками сидении соседних рядов и от степени огнёстойкости здания. Загрузка и эвакуация зала должна осуществляться без встречных людских потоков. Поэтому входы в зал и выходы из зала располагаются, как правило, в противоположных его концах и применяются в основном продольные проходы, так как движение по поперечным проходам мешает зрителям. Число непрерывно устан. мест в ряду след. принимать - при одностор. выходе из ряда - менее 26, - при двусторон. - не более 50. Ширина проходов устанавливается по расчету движения людских потоков при эвакуации зрителей из кинозала. Площадь на одно место в кинозале принимается 0,8— 0,9 м кв. Пролеты покрытий типовых кинозалов вместимостью от 200 до 1600 мест принимаются от 15 до 30 м с градацией через 3 м. Кинозалы большей вместимости могут иметь пролеты покрытий до 60 м, осуществляемые с применением висячих и пространственных конструктивных систем.
Концертные залы. Особенность концертных залов - устройство сцены-эстрады, размещаемой в общем объеме со зрительным залом. К концертным залам, предназначенным для звукозаписи, предъявляются высокие акустические требования, которые необходимо учитывать при установлении соразмерностей длины, ширины и высоты зальных помещений. В киноконцертных залах должны учитываться требования, как к кинозалам и к концертным залам, и обеспечиваться условия их соответствующей трансформации. Объемно-планировочная структура зрительного зала и эстрады в значительной степени обусловлена особенностями конкретного представления. Концерт, в отличие от спектакля, складывается из отдельных номеров, как правило, не связанных сюжетом; в концерте принимают участие несколько коллективов; очень редки случаи смены декораций в пределах одной программы, но главное - это разнообразие требований самих концертных жанров, которым должны удовлетворять эстрада (игровая площадка) и зрительный зал. По акустическим и экономическим соображениям залы для камерной музыки лучше устраивать сравнительно небольшой вместимости (до 600 - 800 мест), а залы для выступления крупных хоровых и симфонических коллективов - большей вместимости (1000 - 2500 и более зрительских мест). Максим, удаленность последнего рада мест от эстрады лимитируется гл. обр. необходимостью восприятия естественного звука (примерно 35м). При большей глубине зала происходит наслоение звуков, потеря четкости, ясности и чистоты звучания, ухудшение условий видимости. Театры. Функциональные особенности театральных залов определяют необходимость в обеспечении хорошей акустики, беспрепятственной видимости и зрительного восприятия происходящего на сцене действия и мимики актеров. В связи с этим предельное удаление зрителей в драм, театрах не должно превышать 27 м, а в оперных—30 м. Исходя из этого, вместимость театр. залов: драм, театров не должна превышать 1200 мест, оперных 1200 - 1500 мест. Современные театр. залы подразделены по условиям взаимосвязи со сценическим пространством на традиционные и экспериментальные. В традиционных – горизонтальный угол =300, а отношение высоты портала сцены
Вестибюли. Главными распределительными помещениями общественных зданий, к которым примыкают основные горизонт, и вертик. коммуникации, являются вестибюли. В вестибюле рекомендуется выделять места для получения и сдачи верхней одежды, одевания и раздевания, но таким образом, чтобы они создавали удобства для посетителей и не нарушали движения людских потоков. В системе коммуникационных связей они служат ядром, где происходит формирование людских потоков и их распределение, поэтому их архитектурно-планировочное решение в основном зависит от режима эксплуатации здания, интенсивности людских потоков и их функциональной организации, размещения гардеробов. Гардеробы. Они проектируются на полную расчетную вместимость зала с некоторыми дополнениями. Пример. В административных зданиях вместимость гардероба определяется аз расчета: 100 % работников + 60 - 100% вместимости конференц-залов. Места размещения гардеробов выбираются в зависимости от их площади, конфигурации вестибюля, зон формирования расчлененных потоков посетителей (входы в лифтовые устройства, на эскалаторы, лестницы и в коридоры). При этом важным условием является исключение возможных пересечений людских потоков при их дальнейшем распределении от гардеробных. Боковое расположение гардеробов с двух сторон от входа, целесообразно при организации дальнейшего движения от них в глубину вестибюля к входам в залы, коридоры, к лестницам. Если лестницы и входы в коридоры размещаются с двух сторон от главного входа в здание, то гардероб лучше всего проектировать в глубине вестибюля напротив входа. В этом случае под гардеробы можно использовать малопригодные пространства под амфитеатрами и балконами зрительных залов, под трибунами. Периметральная планировка гардеробов используется при размещении вестибюля в цокольном этаже здания. Вертикальные коммуникации при этом находятся в центре вестибюля. Если из вестибюля потоки посетителей направляются во все стороны, то целесообразно островное положение гардероба. Исходной единицей для расчета площадей вестибюля и гардероба является одно место на вешалке. Количество мест в гардеробе принимают исходя из расчета полной единовременной вместимости здания. Площадь вестибюлей с гардеробными рассчитывают по количеству мест на вешалке и принимают в зависимости от назначения, вместимости и режима эксплуатации здания от 0,18 до 0,28 м2 на 1 место. Так, в зрелищных спортивных и учебных зданиях, где интенсивность людских потоков резко увеличивается перед началом и после окончания представлений или занятий, эта расчетная норма составляет 0,25 - 0,28 м2, а в зданиях с равномерной нагрузкой в течение всего периода времени их работы - 0,18 - 0,22 м (музеи, лечебные учреждения, предприятия общественного питания и др.). (самостоятельно) Вешалки располагаются параллельно рядами с проходами в 0,6—0,7 м. Для удобства обслуживания глубина рядов рекомендуется не более 4 м. При освещении естественным светом ряды вешалок следует располагать перпендикулярно плоскости окон. Допускается размещение гардеробов под трибунами, амфитеатрами, балконами зрительных залов с минимальной высотой помещений 2 м и их искусственным освещением. (самостоятельно) Барьер для выдачи одежды имеет ширину 0,6 - 0,7 м и располагается на 0,8 - 1 м от торцов вешалок. В зданиях с массовыми людскими потоками и режимом «пик» следует принимать 1 м. п. барьера на 30 мест (60 - 70 мест на одного гардеробщика); в зданиях с равномерным движением - на 50 - 60 мест. Перед фронтом барьера должна быть свободная площадь вестибюля шириной 3 - 4 м для размещения получающих и сдающих одежду. Архитектурно-художественные задачи входных узлов определяются их значением. Связь наружного пространства с внутренним. Это первое помещение, создающее представление (впечатление) о внутренней архитектуре здания. Возможно отступление - «Генезис входа» Переход от одного вида пр-ва к другому; Пограничная зона - перемены в психологии. Др. Египет - мощные порталы, пилоны. Др. Вавилон - ворота богини Иштар (VI в. до н.э.). Связь с дорогой шествий. Путь - аллеи менгиров, аллеи сфинксов - храм в Карнаке. Путь в буддийской религии - 6 дорог у человека: 3 - в ад, 1 - в рай, 2 - обратно. Акрополь - Афины (5 в до н.э.) - дорога, шествия, не оборонительное значение. Пропилеи. Рим - арка, готика, средневековье - портальн. вход. Вход в город (Псков - река, ворота в город, захаб, башня), Жилище - изба (рундук входа). В зрелищных зданиях при расположении фойе и залов выше вестибюля - архитектурная выразительность достигается пространственной связью вестибюля и фойе с помощью открытых парадных лестниц, антресолей и т.д. В многоэтажных зданиях - завершением архитектурной композиции входного узла являются главные лестницы, лифтовые холлы и эскалаторы. В некоторых общественных зданиях (кинотеатры, рестораны, кафе и др.) применяются остекленные наружные ограждения входных узлов. В вечернее время - освещение, реклама. Интерьеры входных узлов становятся выразительным элементом внешней архитектуры зданий. Коридоры. Коридоры являются основными горизонт. коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями и лестничной клеткой, и между помещениями и вертик. коммуникациями. В зависимости от ОПР зданий они делятся на следующие виды: · коридоры с односторонней застройкой, · с двусторонней застройкой, · со смешанной застройкой (частично с односторонней, частично с двусторонней), · спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними. Коридоры могут проектироваться прямолинейными, криволинейными, с уступами, прямоугольной, кресто- и "У"-образной формы, а также, в зависимости от освещения, сквозными (при двустороннем освещении с торцов), тупиковыми и со световыми карманами (при освещении с одной стороны). Главными считаются коридоры, ведущие к вертикальным коммуникационным узлам. Остальные коридоры относятся к второстепенным. Минимальная ширина главных коридоров (в чистоте) допускается 1,5 м,.второстепенных - 1,25 м при длине не более 10 м, а в зданиях учебно-просветительных и лечебно-профилактических учреждений главные коридоры проектируются с минимальной шириной соответственно 1,8 и 2,2 м. Длина коридоров с односторонней застройкой не нормируется. При двусторонней застройке тупиковых коридоров и освещении с одного торца максимальная их длина допускается 24 м. Протяженность сквозных коридоров при освещении их с двух торцов не должна превышать 48 м. При большей длине коридора необходимо устраивать световые разрывы (карманы) с максимальным расстоянием между ними 24 м, а между торцовым окном коридора и карманом не более 30 м. Габариты помещений световых карманов (без учета площади прилегающего коридора) не должны превышать двух квадратов по глубине. В помещениях, где одновременно находятся более 15 человек, двери должны открываться в коридор по ходу эвакуации. По требованиям СНиП, коридоры должны иметь естественное освещение и проветривание. Коридоры допускается освещать вторым светом через фрамуги в стенах, остекленные перегородки и двери. К проектированию других коммуникационных помещений (переходов, галерей, проходов) предъявляются те же требования, что и к коридорам. Рекреационные помещения представляют собой широкие коридоры, предназначенные для отдыха учащихся учебных заведений во время перерыва между занятиями. В поликлиниках и диспансерах основные коридоры используются также и как помещения для ожидания. В этом случае при одностороннем расположении кабинетов минимальная ширина коридоров д. б. 2,8 м, а при двустороннем расположении - не менее 3,2 м. Кулуары и фойе обычно включаются в общественные здания, имеющие зрительные залы. Они непосредственно примыкают к залам и являются, с одной стороны, местом, откуда загружаются залы, с другой - местом отдыха во время антрактов. Рекреации и кулуары могут проектироваться не только как широкие коридоры, но и как компактные помещения с соотношением сторон в плане -1:1,1:2, миним. ширина - 2,8 м. Движущиеся тротуары (самостоятельно).
Вертикальные коммуникации
В качестве вертикальных коммуникаций в общественных зданиях применяются: · лестницы, · подъёмники периодического и непрерывного действия (лифты и эскалаторы), в некоторых случаях - пандусы. При разработке ОПР общественных зданий размещение вертик. комм. д.б.: · экономичным., · обеспечивать удобные и короткие пути движения от входов в здание к помещециям во всех этажах, · удовлетворять требованиям эвакуации. Лестницы являются вертик. комм, и служат для связи между этажами, а также в качестве основных эвакуац. путей. Подразделяются: · главные, связанные с входным узлом здания, · вспомогательные, служащие для дополнительных связей между этажами и аварийными эвак. выходами. Главные лестницы и группы лифтов следует располагать в центре гориз. коммуникаций, обеспечивающих сообщения с помещениями, ив непосредственной связи с входными узлами. Лестницы, как правило, устраиваются в огнестойких л. к. и освещаются естественным светом. В зданиях повышенной этажности (было) - 50% л.к. д.б. незадымляемыми 1-го типа. Расположение лестниц должно способствовать рассредоточению людских потоков при вынужденной эвакуации из здания. В общественных зданиях применяются все виды лестниц, которые были рассмотрены в предыдущих разделах курса. В качестве эвакуационных используются, как правило, 2-х - и 3-х маршевые лестницы. Четырехмаршевые и винтовые - только в качестве служебных. При высоте этажа 3,3 или 3,6 м наиболее удобны, экономичны и просты (в конструкт. отношении) 2-х маршевые лестницы. У них простая конфигурация в плане. При высоте этажа 3,3 м, ширине марша 1,2 м и уклоне 1:2 длина л. к. в чистоте д.б. не менее 5,4 м, а при высоте этажа 3;6 м - не менее 6 м. В общественных зданиях, имеющих особое значение, применяют парадные, часто открытые (без л. к.) лестницы на высоту, как правило, одного этажа. Парадные 2-х маршевые лестницы устраиваются прямолинейными, разветвленными - со средним широким и двумя более узкими боковыми маршами различной формы в плане.
А)
· Прямолинейные 2-х маршевые л. создают впечатление парадности, но имеют большое протяжение (12-15м и более) и трудно вписываются в план здания. Они применяются в музеях, картинных галереях, мемориальных сооружениях. А) · Разветвленные 2-х маршевые лестницы применяются обычно для подъема с первого этажа на 2-ой, где располагаются залы или другие помещения общественного назначения. Ширина среднего марша должна быть не менее суммарной ширины 2-х боковых маршей. Ширина промежуточной площадки допускается 0,7 от ширины среднего марша. Если разветвляющаяся 2-х маршевая лестница учитывается в расчете эвакуационных путей, то при ширине среднего марша более 2,2 м его целесообразно подразделять промежуточными перилами – Н=0,9 м. Разветвленные прямоугольные лестницы могут осуществляться из сборных элементов так же, как и обычные 2-х маршевые. Круглые и овальные разветвленные 2-х маршевые лестницы в конструктивном отношении сложнее, но создают возможность для более выразительных композиционных решений интерьеров. Эти виды лестницы выполняются из монолитного железобетона. · При Н этажа = 4,2; 4,8; 5,4 м целесообразно применение 3-х маршевых лестниц. Преимущество - более компактны. Трехмаршевые лестницы м.б. квадратной и прямоугольной формы, вытянутые в глубину или вдоль наружной стены здания. В зданиях детских учреждений – не рекомендуется. Пространство между маршами может быть использовано для размещения лифтов. Площадь, занимаемая трехмаршевой лестницей, на 55-60% больше, чем 2-х маршевой, и конструкция сложнее. Парадные 3-х маршевые лестницы так же, как 2-х маршевые, м.б. прямолинейные и разветвленные. Уклоны лестниц, принимаются 1;2 (ступени 15х30 см); лестницы, ведущие в подвальные, цокольные и чердачные этажи, могут иметь уклон 1:1,5, а служебные и вспомогательные - до 1:1,25. Ширина лестничных маршей определяется расчетом эвакуационных путей движения людских потоков. Минимальная ширина маршей главных лестниц в зданиях с населением этажа более 200 человек, а также в зданиях кинотеатров, клубов, больниц принимается 1,35 м. В др. зданиях, а также для вспомогательных лестниц - не менее 1,2 м, а для лестниц, ведущих в помещения с числом людей не более пяти - 0,9 м. Ширина площадок д.б. не менее ширины марша (в больницах не менее 1,5 м). В зданиях высотой более 10 м. не менее 2 лестниц должны иметь входы на чердак, а при меньшей высоте допускается устройство входов через люки с помощью закрепленных стремянок. Пандусы - наклонные плоскости с нескользким полом, имеют плавные повороты для движения массовых потоков людей. Уклоны: · внутри здания, сооружения - 1:6, · в стационарн. лечебн. учр. - 1:20, · снаружи- 1:8, · на путях движения людей на колясках (внутри и снаружи) - 1:12. Благодаря пологому уклону (1:8) подъем и спуск по пандусам легче, чем по лестницам, но длина пути значительно больше. Площадь их в 2 - 3 раза больше, чем лестницами, поэтому применение их ограничено (крупными спор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.27 (0.014 с.) |