Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление 1 «Разум и чувства»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В помощь учителю Работая над основной частью итогового сочинения... Времени до итогового сочинения осталось мало – чуть больше трёх недель. Поэтому подготовку к нему надо сделать более эффективной и продуктивной. Конечно, очень важно научить писать вступление (помните, «как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт»). Однако давайте обратимся к требованию № 2, в котором говорится о самостоятельности сочинения. Чтобы ученики не искали готовых сочинений и их фрагменты в Интернете, а писали их самостоятельно, выполняя требование 1, надо учить одиннадцатиклассников работать над сочинением. Как же организовать эту работу? Предлагаю несколько приёмов такой работы по всем пяти направлениям. Направление 1 «Разум и чувства» Рассказы И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» как нельзя лучше подходят для работы над первым направлением «Разум и чувства». Разберём несколько приёмов работы над разными темами. Тема сочинения «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?» Прием «Брошенный камень» ü Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье. ü Проверяем по цепочке: СЧАСТЬЕ (ассоциации детей) Любовь Радость Мир Семья Смех Успех Свобода Лёгкость Здоровье ü Пусть каждый из вас запишет по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при мысли о любви. ü Проверим: ЛЮБОВЬ (ассоциации детей) Любимая (любимый) Взаимность Нежность Забота Искренность Самопожертвование Счастье ü А теперь давайте продолжим нашу работу с опорой на рассказы И.А.Бунина. ü Какие слова ассоциируются со словом любовь, которая описана в рассказах И.Бунина? ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина) Потрясение на всю жизнь Обида Кратковременная вспышка Воспоминания Великое счастье и трагедия Страсть ü По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий гость на земле». ü Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума? ü Заполните таблицу
Тема сочинения «Стихия чувств и холод разума...» Приём «Слово-магнит» ü Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»? Запишите ассоциативный ряд.
ОГОНЬ ПРОХЛАДА ВЕТЕР НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЗИМА ОХЛАЖДЕНИЕ БЕДСТВИЕ СТУЖА
ü Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили? ü Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких? ü Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя? ü Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму? ü Сформулируйте мысль, которую будете доказывать, и запишите её в таблицу
НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ: ДОБРО ЧЕСТЬ ТАЛАНТ ЗЛО БЕСЧЕСТИЕ ПУСТОТА ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ КОНЕЦ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ (физическая смерть) Вопросы-помощники: 1) Что мы узнаем о молодом художнике в начале повести? 2) Что испытывает Чартков при виде денег? Над каким нравственным выбором поставила его жизнь? 3) Справился ли герой с задачей, заданной ему самой жизнью: что выбрал – путь добра и чести или путь зла и бесчестия? 4) Меняется ли отношение Чарткова к своей работе, к людям после того, как у него появились деньги? 5) Что пишут о нём в газетах? Какая черта характера начинает резко проявляться у Чарткова в связи с этими публикациями в газете? 6) Что происходит с талантом художника? Почему? 7) Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант? 8) Что заставило его задуматься над вопросом: «Но точно ли был у меня талант?»? 9) Меняется ли его цель жизни? Почему? Когда? 10) Каково его отношение к другим художникам? Почему зависть «заполонила» его душу? 11) Как закончил жизнь Чартков? 12) Почему духовная смерть приводит в физической?
3) Проверка работы (заполнение схемы «Ступени нравственного падения Чарткова» [2] НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ: ДОБРО ЧЕСТЬ ТАЛАНТ «...он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух Нахождение не будучи в состоянье денег оторваться...», «думал о будущей жизни...», «Что с ними делать?», «...могу запереться в комнате, работать...могу быть Нравственный славным художником», «одеться в выбор модный фрак, разговеться после долгого жизненного поста, нанять себе славную квартиру...» пути «Теперь в его власти было всё то, на что он Окончательная глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался смена жизненных издали, глотая слюнки...» приоритетов «С тайным удовольствием прочитал...», «это было для Известность, тщеславие него новостно», «ему льстило», «Ваши портреты, Заказная статья в газете: говорят, верх совершенства» «ГЕНИЙ!» «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился Потеря в однообразные, определённые, давно изношенные формы» таланта «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Нему зависть» ЗЛО БЕСЧЕСТИЕ ПУСТОТА КОНЕЦ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СМЕРТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ Направление «Опыт и ошибки» Дидактический приём «Мне это пригодится» Ø Обратимся к теме сочинения «Опыт, переданный отцами...» (направление «Опыт и ошибки»). В основе этого сочинения – повесть Максима Горького «Фома Гордеев». На уроке литературы предлагаем ученикам выписать те советы, которые он получает от окружающих его людей.
Ø В качестве домашнего задания предлагаем ученикам заполнить таблицу «Опыт, переданный отцами...». Этот материал можно использовать в основной части. Ø Можно предложить ученикам написать тезисы, опираясь на те литературные аргументы, которые будут использованы в сочинении. Примерный тезисный план 1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт. 2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям. 3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца. 4. Отцовский завет – лучший опыт. 5. Опыт отца – страховка от ошибок. 6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей. Примерная таблица
Приём «Реклама» Группа 1. Приём «Реклама». Используя пословицы о дружбе, создайте рекламу такому явлению в жизни человека, как дружба. Группа 2. Приём «Реклама». Придумайте слоган со словом ДРУЖБА. Группа 3. Приём «Реклама». Объявление в газету «Ищу друга». Группа 4. Напишите кодекс дружбы (4-5 пунктов)
После этой работы предложить ученикам написать вступление. Еще одна форма работы над основной частью сочинения. Чтобы ученики понимали, что каждая тема требует своего подхода, можно предложить ученикам дома заполнить таблицу:
[1] Идея взята из книги Фефиловой Г.Е. Литература. 10 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2015. [2] Предложенная выше работа учеников собрана из ответов всех групп
[3] Вывод взят из Методических рекомендаций ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению). Методика подготовки к итоговому сочинению.
В помощь учителю Работая над основной частью итогового сочинения... Времени до итогового сочинения осталось мало – чуть больше трёх недель. Поэтому подготовку к нему надо сделать более эффективной и продуктивной. Конечно, очень важно научить писать вступление (помните, «как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт»). Однако давайте обратимся к требованию № 2, в котором говорится о самостоятельности сочинения. Чтобы ученики не искали готовых сочинений и их фрагменты в Интернете, а писали их самостоятельно, выполняя требование 1, надо учить одиннадцатиклассников работать над сочинением. Как же организовать эту работу? Предлагаю несколько приёмов такой работы по всем пяти направлениям. Направление 1 «Разум и чувства» Рассказы И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи» как нельзя лучше подходят для работы над первым направлением «Разум и чувства». Разберём несколько приёмов работы над разными темами.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.208 (0.011 с.) |