Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Приём “Предмет как проблема”.
Учитель предлагает представить проблему произведения «Кавказский пленник в виде обычного предмета - колодок, в которые были закованы герои (можно использовать рисунок)
- - Представьте, что вы попали в плен. Как чувствует человек, на ногах которого - колодки?
- Что бы вы чувствовали, что предпринимали?
- Что он может предпринять в такой ситуации?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
Сопоставление двух героев: Жилина и Костылина (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»):
- Проанализируйте, как ведут себя герои повести.
- Есть ли возможность выхода из ситуации у героев?
- Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…
- Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?
- Кто из героев следовал этому призыву?
- Каждый ли человек может преодолеть самого себя?
Ещё одна из форм работы над сочинением – это редактирование ученического сочинения.
Перед Вами таблица, над которой работают ученики.
Сочинение ученика
| Комментарий и советы учителя
| Тема сочинения: «Во всём есть черта, за которую перейти опасно,
ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»
| Фёдор Михайлович Достоевский выдвигал мысль: «Во всём есть черта, за которую перейти опасно, ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Действительно, с этим утверждением нельзя не согласиться, ибо каждому, кто идёт ложному пути, крайне трудно вернуться обратно, на путь истинный. Человек по природе своей не идеален и, выбрав неправильный путь, он поддаётся соблазну перед материальными ценностями, отвергая духовные. Он теряет самого себя, как личность, убивает в себе талант, становясь человеком безнравственным, утрачивая интерес ко всему прекрасному. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы. 82 слова.
| · Замени словосочетание: во-первых, не очень точно, во-вторых, поставь глагол в форму настоящего времени.
· Исправь речевую ошибку (повтор союза).
· В подчёркнутых предложениях найди и исправь пунктуационную ошибку.
Сформулируй тезис точнее, исходя из темы сочинения.
| Рассмотрим произведение Николая Васильевича Гоголя «Портрет». В данном произведении величайший русский писатель повествует нам о жизни одного талантливого, но бедного художника Чарткова. Он безусловно был мастером своего дела, но, к сожалению, малоизвестным и невостребованным в данном обществе. В его жизни происходит переломный момент, после покупки портрета. На следующее утро, после приобретения обновки, Чартков находит мешочек с деньгами, которые в корне меняют его жизнь. Перед ним сразу открывается два выбора. Первый – путь добра, то есть путь развития своего таланта и себя в целом. Второй – путь зла и бесчестия, путь морального самоуничтожения. К глубочайшему сожалению, одарённый художник Чартков делает свой выбор не в пользу добра. Он выбирает второй путь, с которого он не может сойти. С приходом денег, Чартков потерял свою уникальность, свой талант, свой дар, которым наградила его природа.
| | | | | | | | | |
В подтверждение вышесказанного тезиса, давайте обратимся к произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». В данном романе главный герой Дориан Грей хочет иметь больше, чем положено простым смертным. Он желает видеть себя вечно молодым и красивым. Этот запрос воплощает в жизнь художник Бэзил Холлуорд. На этом портрете Дориан некогда был прекрасным юношей, но время не пощадило произведение искусства. Достав в очередной раз свой портрет, Грей ужаснулся: на нём было столько морщин, сколько пороков он совершил за свою жизнь. При всём этом, его отражение в зеркале было всё так же прекрасно. В итого автор портрета поплатился за желание заказчика – «оставаться всегда таким, как есть». Сам же Дориан Грей не смог остановиться перед желаниями, которые в дальнейшем съедали его изнутри. В своих пороках он винил всех и пытался забыться в наркотиках. Чудом оставшись в живых, он пытается избавиться от портрета, чтобы облегчить душевные муки. Но сам же погибает от своей руки. Ведь портрет – всего лишь наше отражение, наше зеркало души. У Дориана Грея было всё, что он хотел, но это всё его и погубило.
299 слов
| · Если уверена в определении жанра произведения, указывай его.
· Лучше сказать: «знакомит читателя с жизнью одного...».
· В подчёркнутых предложениях найди и исправь пунктуационные, речевую и орфографические ошибки.
· Открываться два выбора не может. Посмотри в толковом словаре, что такое выбор, и переделай предложение.
· Деньги могут прийти? Исправь.
Нечётко сформулированный тезис «тянет» за собой ошибки в аргументации. Свяжи первый аргумент с темой и тезисом, сделав небольшой вывод.
· В данном предложении есть грамматическая ошибка. Кроме этого, вышесказанный тезис – в первом абзаце, поэтому надо изменить скрепу.
Допиши: почему не пощадило? Почему именно портрет, а не Дориана? Мысль сказана не до конца.
· Пороки совершить нельзя. Исправь.
· В подчёркнутом фрагменте предложения найди и исправь пунктуационную ошибку.
· В подчёркнутых предложениях нарушено видовременное единство. Исправь грамматическую ошибку.
Подведи итог сказанному, связав мини-вывод с темой сочинения и тезисом.
| В заключение мне хотелось бы сказать, что каждый человек ответственен за свой выбор. Иногда этот выбор приводит к чему-то великому, но чаще выбор совершается необдуманно и ради удовольствия. Он губит людей, ведёт их на верную гибель. Жажда наживы и эйфория сильнее чувства собственного достоинства. Поэтому мне хочется пожелать всем делать только осознанные шаги в своей жизни. Не теряйте себя и свой талант!
62 слова
Всего слов: 443 слова
| · Запомни «ОТВЕТСТВ ЕН», не «ОТВЕТСТВ ЕНЕН»: в кратких прилагательных происходит усечение суффикса!
· Мысль в подчёркнутом предложении ничем не подтверждена: ни в тезисе ничего не было сказано об этом, ни в аргументах. Исправь.
· Слово чаще употреблено неверно: нельзя делать такие обобщения: выбор все-таки чаще всего делается обдуманно и осознанно.
· Подумай, уместно ли употребление слова «эйфория», которое означает положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга.
· Заключение не связано ни с тезисом, ни с аргументами. Его следует переделать.
| P.S. Над этим сочинением надо серьезно работать: плохо сформулированный тезис повлёк за собой и ошибки в аргументации, а следовательно, и в заключении. Аргументы можно использовать эти, но их обязательно надо связать с темой сочинения.
| После этой работы ученики записывают в свои тетради вывод [3]: «содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы».
Направление «Опыт и ошибки»
Дидактический приём «Мне это пригодится»
Ø Обратимся к теме сочинения «Опыт, переданный отцами...» (направление «Опыт и ошибки»). В основе этого сочинения – повесть Максима Горького «Фома Гордеев». На уроке литературы предлагаем ученикам выписать те советы, которые он получает от окружающих его людей.
1. Выбирай нужных друзей
2. Помогай сильному
3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»
| 1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.
| Набеги с друзьями на яблоневый сад:
- власть денег над людьми
- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».
| НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА
| СМЕРТЬ ОТЦА
| ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ
|
| ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
ФОМЫ ГОРДЕЕВА
| «Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».
| ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК
| СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН
| СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ
|
Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?
| 1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду — это фальшивое, другое спрятанное — оно-то и есть настоящее».
2. Вывод: нужно быть лучше других.
3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.
| Открылся неизвестный мир сказок
|
Ø В качестве домашнего задания предлагаем ученикам заполнить таблицу «Опыт, переданный отцами...». Этот материал можно использовать в основной части.
Ø Можно предложить ученикам написать тезисы, опираясь на те литературные аргументы, которые будут использованы в сочинении.
Примерный тезисный план
1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.
2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.
3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.
4. Отцовский завет – лучший опыт.
5. Опыт отца – страховка от ошибок.
6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.
Примерная таблица
Название произведения с указанием автора
| Герой, которому адресовано напутствие
| Переданный отцовский наказ
| 1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»
| Петруша Гринёв
| «Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
| 2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»
| Алексей Степанович Молчалин
| «Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
| 3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»
| Павел Иванович Чичиков
| «... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
| 5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»
| Андрей Болконский
| Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.
В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.
|
|