Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 8: средневековая культура Западной Европы
План
1) Развитие средневекового образования.
2) Архитектура. Скульптура.
3) Литература
4) Живопись.
5) Изобретение книгопечатания.
6) Музыка.
1. Развитие средневекового образования.
Раннее V –XI вв
| Среднее - ХII - сер. XV в.
| Гибель Римской империи
Упадок античной культуры.
Малограмотность
Церкви принадлежала монополия в области образования.
В монастырях:
- сохранялись и переписывались античные рукописи,
- комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, Аристотель.
Школыпервоначально имелись только при монастырях, средневековые университеты связаны были с церковью.
Церковьвыступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения всему обществу.
Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу.
Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах.
Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения.
| • С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой.
• В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы.
• Они были неподвластны прямому влиянию Церкви.
• Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия.
• Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее служителям.
| • В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.
• Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня:
• начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика,
• высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.
|
| Университеты
|
| • Некоторые школы превращались с XII в. в университеты.
Так назывался союз школяров
и преподавателей для учебы и защиты своих интересов.
• Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах
• Солерно (медицинская школа),
• Болонья (юридическая школа).
• Оксфорд создан в 1133 г.
• Кембридж - расположен в 70 км к северу от Лондона, на р. Кэм, известен с 13 в.
В 1215 г. был основан Парижский университет (Сорбона).
| В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.
|
| • Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы.
• Преподавание велось в формелекций и диспутов (научных споров).
• Университет подразделялся на факультеты.
• Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет.
• Здесь преподавали «семь свободных искусств».
• Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский.
• Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию.
Формы обучения
Лекции(по-латински «лекцио» — чтение) — преподаватель, называвшийся профессором или магистром.
Диспуты (по-латински «диспута-ре» — рассуждать, спорить) — словесные споры на заранее объявленную тему
Повторение - подробное объяснение отдельного теста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возрождений.
| 2. Архитектура. Скульптура
| Гибель античной архитектуры. Разрушаются города.
Строятся первые замки, средневековые города.
Рельефы
Библейские скульптуры
| • С ростом городов интенсивно развивались архитектура.
• Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады.
• В центре города обычно находился собор или замок.
• Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами.
• От площади в разные стороны расходились улицы.
• Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей.
•
| •
| • Стилли
|
| Романский
замки, монастыри, храмы
- толстые, гладкие стены
- небольшие окнами,
- массивные колонны, поддерживающие перекрытие,
- мощные башни,
- полукруглые арки.
Например:
- замок Тауэр в Лондоне,
-собор в Шпайере - захоронение германн. императоров,
- собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный знаменитым рельефом, изображающим Страшный суд,и др.
| |
•
| Готический (XV—XVI вв.), от имени германского племени - готов, — то есть, варварский, непохожий на античные постройки, которые людям
Признаки
- более тонкие стены,
- остроконечные башенки,
- большие окна,
-стрельчатыми арками.
- витражами — картинами на библейские темы, собранными из кусков цветного полупрозрачного стекла.
Пример:
собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе и Шартре (Франция);
в Магдебурге и Наумбурге (Германия); в Солсбери (Англия);
ратуши — в Штральзунде (Германия),
в Брюгге (Бельгия) и многие другие.
| |
В это время в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры.
| 3. Литература
| V – XII вв. – запрещена античная литература.
Создана рыцарская литература:
• создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей.
• позже циклы военных песен превращались в целые поэмы.
«Песнь о Роланде»,возникшая в Северной Франции в XI в.
Сюжетом ее были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализированном виде.
Формирование схоластики
| Рыцарская литература
«Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов.
Наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах»,
в которой сказочные элементы переплетались с историческими преданиями (Брунегильда, Аттила и др.) и рыцарским бытом более позднего времени (XII—XIII вв.).
•
•
• В XII веке появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения.
• - циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии.
• Любовная лирика.
• Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.
• Произведения о защите простых граждан -
• Робина Гуд
Городская литература:
- небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане.
Пример:
«Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса — изворотливый и умный горожанин.
Данте Алигьери (1265-1321 гг.). «Божественная комедия».
В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай.
•
| • В культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства.
• Это явление получило название Возрождение (Ренессанс).
• Начинается истинное возобновление античной образованности, науки, культуры.
• Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, многие образованные люди из Византии.
• С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей).
• Позже их самих начали называть гуманистами.
• Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.
• Одним из ведущих направлений в первой половине XV в.
• Пыл гражданский гуманизм. Его основоположником считается Леонардо Бруни
• гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры.
• Культура, считал Валла, —- одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви.
• Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром.
•
| 4. Живопись
| Иллюстрации королей, библейские сказания.
Коронация Карла Великого
Первый король Франковского государства.
Евангелие Отгона III. Омовение ног Петра.
| • Библейская иллюстрация - Евангелие
• Высшее общество -Шествие
• пейзажи
| • первые портреты
• Леонардо да Винчи
Моны Лизы, Тайная вечеря
• братьев Лимбургов для „Великолепного часослова герцога Берийского”
•
• Трехмерное пространство,
• Сандро Боттичелли
Весна, Рождение Венеры
•
| 5. Изобретение книгопечатания
| • Монастырислужили основными центрами
• книгописания в средние века.
• В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина.
• За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.
• Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов –
• переписчиков книг за работой.
• Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.
• Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь, король.
• Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.
• Такие металлические переплёты называют окладами.
• Материалом для книг служил пергамен (или пергамент) –
• кожа особой выделки.
•
| КНИГОПЕЧАТЕНИЕ
1445 год
Иоганн Гутенберг
•
| 6. Музыка
| • Церковная и свецкая
| Прослушивание в презентации
| | | | |
III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
1. Расскажите о развитии образования в Средние века. В чем состояло значение появления и
распространения университетов?
2. В чем состоят различия между романской и готической архитектурой?
3. Как развивается литература, живопись в период средневековья? Приведите примеры.
4. Как появилось книгопечатание и какое значение имело это событие?
Тема 9: Расцвет средневековья - (схемами –таблицами № 9)
План
1. Социально- экономическое, культурное развитие обществаЕвропы в средние века.
2. Церковь.
- Внешняя политика - Столетняя и война.
- Социально-политические изменения в других странах Европы (Пиренейский полуостров, Завоевание Турции, Крестьянские восстания)
1.Социально- экономическое культурное развитие общества Европы в средние века
|