Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: средневековая культура Западной Европы

Поиск

План

1) Развитие средневекового образования.

2) Архитектура. Скульптура.

3) Литература

4) Живопись.

5) Изобретение книгопечатания.

6) Музыка.

 

 

1. Развитие средневекового образования.

Раннее V –XI вв Среднее - ХII - сер. XV в.
Гибель Римской империи   Упадок античной культуры.   Малограмотность   Церкви принадлежала монополия в области образования. В монастырях: - сохранялись и переписывались античные рукописи, - комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, Аристотель.   Школыпервоначально имелись только при монастырях, средневековые университеты связаны были с церковью.   Церковьвыступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. • С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой.   • В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. • Они были неподвластны прямому влиянию Церкви. • Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. • Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее служителям.   • В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. • Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: • начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, • высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.  
  Университеты
  • Некоторые школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. • Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах • Солерно (медицинская школа), • Болонья (юридическая школа). • Оксфорд создан в 1133 г. • Кембридж - расположен в 70 км к северу от Лондона, на р. Кэм, известен с 13 в. В 1215 г. был основан Парижский университет (Сорбона). В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.  
  • Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. • Преподавание велось в формелекций и диспутов (научных споров). • Университет подразделялся на факультеты. • Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. • Здесь преподавали «семь свободных искусств». • Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. • Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию. Формы обучения Лекции(по-латински «лекцио» — чтение) — преподаватель, называвшийся профессором или магистром.   Диспуты (по-латински «диспута-ре» — рассуждать, спорить) — словесные споры на заранее объявленную тему   Повторение - подробное объяснение отдельного теста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возрождений.  
2. Архитектура. Скульптура
Гибель античной архитектуры. Разрушаются города. Строятся первые замки, средневековые города. Рельефы Библейские скульптуры • С ростом городов интенсивно развивались архитектура. • Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады. • В центре города обычно находился собор или замок. • Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами. • От площади в разные стороны расходились улицы. • Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей. •
• Стилли
 
Романский замки, монастыри, храмы - толстые, гладкие стены - небольшие окнами, - массивные колонны, поддерживающие перекрытие, - мощные башни, - полукруглые арки. Например: - замок Тауэр в Лондоне, -собор в Шпайере - захоронение германн. императоров, - собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный знаменитым рельефом, изображающим Страш­ный суд,и др.  

 

 

Готический (XV—XVI вв.), от имени германского племени - готов, — то есть, варварский, непо­хожий на античные постройки, которые людям Признаки - более тонкие стены, - остроконечные башенки, - большие окна, -стрельчатыми арками. - витражами — картинами на библейские темы, собранными из кусков цветного полупрозрачного стекла. Пример: собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе и Шартре (Франция); в Магдебурге и Наумбурге (Германия); в Солсбери (Англия); ратуши — в Штральзунде (Германия), в Брюгге (Бельгия) и многие другие.    

 

В это время в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры.

3. Литература
V – XII вв. – запрещена античная литература.   Создана рыцарская литература: • создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. • позже циклы военных песен превращались в целые поэмы. «Песнь о Роланде»,возникшая в Северной Франции в XI в. Сюжетом ее были походы Карла Великого в Испанию, представленные в идеализированном виде.   Формирование схоластики   Рыцарская литература «Поэма о Сиде», появившаяся в XII веке в Испании, в которой нашла отражение многовековая борьба испанских народов против арабов.   Наиболее крупной поэмой, созданной в Германии в начале XIII века, была «Песнь о Нибелунгах», в которой сказочные элементы переплетались с историческими преданиями (Брунегильда, Аттила и др.) и рыцарским бытом более позднего времени (XII—XIII вв.). • • • В XII веке появились рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения. • - циклы романов о древнебританском короле Артуре, которыми зачитывались в замках Англии и Франции, и романы Амадиса Голльского, читавшиеся в Испании, Франции и Италии.Любовная лирика.Миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции и труверы в Северной Франции, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов. • Произведения о защите простых граждан - • Робина Гуд Городская литература: - небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже коро­ли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане. Пример: «Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под ви­дом Лиса — изворотливый и умный горожанин. Данте Алигьери (1265-1321 гг.). «Божественная комедия». В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай. • • В культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства. • Это явление получило название Возрождение (Ренессанс). • Начинается истинное возобновление античной образованности, науки, культуры. • Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, многие образованные люди из Византии. • С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). • Позже их самих начали называть гуманистами. • Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан. • Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. • Пыл гражданский гуманизм. Его основоположником считается Леонардо Бруни • гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. • Культура, считал Валла, —- одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви. • Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. •
4. Живопись
Иллюстрации королей, библейские сказания.   Коронация Карла Великого Первый король Франковского государства. Евангелие Отгона III. Омовение ног Петра.   • Библейская иллюстрация - Евангелие • Высшее общество -Шествие • пейзажи • первые портреты • Леонардо да Винчи Моны Лизы, Тайная вечеря • братьев Лимбургов для „Великолепного часослова герцога Берийского” • • Трехмерное пространство, • Сандро Боттичелли Весна, Рождение Венеры •  
5. Изобретение книгопечатания
• Монастырислужили основными центрами • книгописания в средние века. • В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. • За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. • Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – • переписчиков книг за работой. • Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. • Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь, король. • Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. • Такие металлические переплёты называют окладами. • Материалом для книг служил пергамен (или пергамент) – • кожа особой выделки. • КНИГОПЕЧАТЕНИЕ 1445 год Иоганн Гутенберг •
6. Музыка
• Церковная и свецкая Прослушивание в презентации
       

 

III. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. Расскажите о развитии образования в Средние века. В чем со­стояло значение появления и

распространения университетов?

 

2. В чем состоят различия между романской и готической архитектурой?

 

3. Как развивается литература, живопись в период средневековья? Приведите примеры.

 

4. Как появилось книгопечатание и какое значение имело это событие?

 

 

Тема 9: Расцвет средневековья - (схемами –таблицами № 9)

План

1. Социально- экономическое, культурное развитие обществаЕвропы в средние века.

2. Церковь.

  1. Внешняя политика - Столетняя и война.
  2. Социально-политические изменения в других странах Европы (Пиренейский полуостров, Завоевание Турции, Крестьянские восстания)

1.Социально- экономическое культурное развитие общества Европы в средние века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.009 с.)