№ п/ п
| Раздел
| Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в.
| Культура Руси с XIII – XV вв.
| Культура России XVI в.
Завершилось объединение русских земель, централизация.
утвердилось новое наименование — «Россия».
|
1. Занятия, быт, религия, фольклор
| Занятия
| земледелие (2 –х полье)
- бортничество (сбор меда)
- рыболовство
- охота (пушнина)
- ремесла (оружейное, ювелирное, гончарное, плотницкое, кузнечное и т.д. - до 70 ремесел.
| С кон.XIII в. - возрождение ремесленного производства,
Пример:
- обработки металла.
- обработка дерева.
Сохранено
- земледелие (3 –х полье)
- бортничество (сбор меда)
- рыболовство
- охота (пушнина)
| - продолжается развитие ремесла
Пример:
- литейное дело
Пример: Царь-пушка, отлитая Андреем Чеховым в конце XVI в.
- ювелирное
Пример: в сер. XVI в. создана Оружейная палата для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была.
|
Быт
|
Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой.
отопление по-черному (без дымохода)
- лари и лавки (на которых и сидели, спали).
Одежда
–покрой один и тотже
- материал и украшения по степени значимости.
Основа костюма
мужчины
-рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи
-накидка, без рукавов,
- меховой кужукЖенщина
- рубаха, сарофан, кокошник, лапти, -
валенки, руковицы
- меховой кожух.
|
То же самое
| - каменные жилые постройки бояр или богатых купцов.
прежняя система питания
Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в.
Вопреки широко распространенным представлениям, «Домострой» старался смягчить нравы.
|
Вера
| Введение Христианства
(Огнем и мечем 988 г.)
- уничтожение яжических идолов
- запрет языческих праздников
- введение православных праздников (Пасха, Рождество)
| Христианство
Усиление господства церкови.
XIV— XV вв. - религиозные споры.
В 70-х гг. XIV в. - ересь стригольников.
(разумные аргументы и отвержение догмат, не выдерживающие критики с позиций разума.)
- отрицали церковную иерархию,
- считали, что священником может быть каждый образованный и праведный человек.
| Христианство
Господсвто церкви над княжеской, царской властью.
|
№ п/ п
| Раздел
| Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в.
| Культура Руси с XIII – XV вв.
| Культура России XVI в.
Завершилось объединение русских земель, централизация.
утвердилось новое наименование — «Россия».
|
| | Нестяжатели - Нилом Сорским
- против владения церкви деревнями с крестьянами.
Пример:
«Повести о белом клобуке» было создано
«Сказание о князьях владимирских»,провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.
| |
| Церковные течения.
| | Иосифляне ИосифВолоцкийй
- за право владения церковью землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность.
-утверждали превосходство церковной власти над светской. Пример: «Повесть о белом клобуке»,утверждает превосходство церкви над царской властью
| |
|
|
| Фольклор
| Основа литературы
- языческая и христианская вера
- обрядовый фольклор
(земледел. календарь, загадки, заклинания, заговоры на бытовые темы).
- сложились основные сюжеты русских народных сказок.
- былинный эпос.
(Главными фигурами являются князь и его богатыри, укрепляющие государственную власть, борьба Руси против иноземных нашествий.)
| Главной темой является - борьба против монгольского нашествия и ордынского ига.
В XIII - XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания.
основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.
| Видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного.
Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.
|
2. Литература, письменность
| Письменность
|
- широко распространена после
- введения Христианства на Руси
- создания славянского алфавита — кириллицы.
- школы – «книжного учения».
- библиотеки - в моныстырях, в Киеве – в соборе Св. Софии
- переводятся - греческие богослужебные книги, жития святых, - исторические хроники, повести.
|
- пергамент
- сXIV в.привозная бумага из Европы
- вместо торжественного «уставного» письма пришел более быстрый полуустав,
- с конца XV в. - преобладает скоропись.
| Письменность и книгопечатание.
Рукописные книги оставались большой ценностью, хотя количество их возросло.
-материал для письма-бумага.
В 1563 г. - типография, Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.
В типографии изданы:
«Апостол» и «Часословец»,
с XVI по XVII вв.печатные книги не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.
|
№ п/ п
| Раздел
| Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в.
| Культура Руси с XIII – XV вв.
| Культура России XVI в.
Завершилось объединение русских земель, централизация.
утвердилось новое наименование — «Россия».
|
| Л
итература
| Древнерусская литература - Х - нач. XIII в.
-формируется в XI в.
- Ведущее место - принадлежит летописям.
Пример:
(«Повесть временных лет» — в начале XII в. - Нестр)
Публицистические и литературные произведения:
- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона - соглашение между Русью и Византией.
- «Поучение детям» Владимира Мономаха - образ идеального князя, завещания основных тербований, законов.
- жития святых.
- «Хожения» - рассказы о путешествиях.
Крупнейшими центрами летописания в XII в.:
Новгородская - создавались среде белого городского духовенства.
Владимиро-Суздальская - отразили стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.
Галицко-Волынская - создавалась в княжеском окружении, отратражало острое противоборство между княжеской властью и боярством.
Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII — XIII вв.
Крупнейшие литературные произведения этой эпохи
- «Слово о полку Игореве»- поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
- На рубеже XII— XIII вв. - «Моление» Даниила Заточника - восхваление княжеской власти.
|
Главное произведение - летопись.
Центры летописания – Новгород, Тверь, Москва - борьба за власть, первенство
Главной темой летописания, литературы - единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.
Примеры:
- «Слово о погибели Русской земли»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем».
«Житие святого А. Невского»
В конце XIV — начале XV вв. - «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище» -посвященные победе на Куликовом поле
В XIII — XV вв. на Руси - много житий святых - нравственно-поучительные и политические
- «Повесть о Петре и Февронии»
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
| Литература и общественная мысль.
В 40-х гг. митрополит Макарий- Великие Четьи Минеи (сборники литературных произведений, дозволяемого церковью)
В начале XVI в. старец Филофей- теория «Москва — третий Рим».
- началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.
Главной темой публицистики XVI в. - поиски «правды».
Слово «правда» -понимается - как «истина» и «справедливость».
Пример: переписка Ивана Грозного с князем Курбским.
По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служении царю.
|
3. Живопись
| Изо
/искусство
| - Иконопись, фрески, мозаики
- книжная миниатюра.
Вера
Язычество
Утверждение христианства – 980 – 990 гг.
| Иконопись, фрески, мозаики
XIII - XV вв. - великие художники:
Феофана Грека - эмоциональная напряженность, насыщенность цвета, образы суровые, аскетические.
Андрея Рублева
- мягкость, плавность линий, умиротворенное настроение.
Пример: икона «Троица».
| фрески
Пример:
Фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре под Вологдой, созданные великим художником Дионисием.
Строгановское письмо – Прокопий Чирин, Истома Савин
|
4. Архитектура
| Архитектура
| Х – XII вв.
-деревянная, каменное с кон.Xв.
- Десятинная церковь.
-крестово-купольный стиль.
(центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма.).
Пример:
- собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).
- Сбор спаса в Чернигове
- Золотые ворота во Владимире
XII - XIII вв
Два направления:
Новгородское Владимирское
| Центры каменного зодчества - Северо-Востоке и Юге пришли в упадок.
Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, со 2-й половины XIV в. - Москва.
Пример:
Церковь Спаса на Ильне (г. Новгород)
Троицкий собор Троице –Сергиева монастыря
Успенский собор Московского кремля
Благовещенский собор Московского кремл
| - единый русский архитектурный стиль (преобладают черты московского и псковского зодчества.)
- Различия архитектурных школ постепенно размывались.
- в к. XV в. - большие строительные работы в Московском Кремле.
В 1476 — 1479 гг. - из Италии архитектор Аристотель Фиораванти - Успенский собор.
В XVI в. градостроительные работы за пределами Кремля.
- крепостные стены и башни построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях.
- продолжается храмовое строительство.
Соборы - становятся более устремленными вверх.
- уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов.
Шатровый стиль (ранее шатровыми строились только деревянные).
Пример:
В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в Москве - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).
|