Внешняя политика Алексея Михайловича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика Алексея Михайловича



Войны События
Смоленская война 1634 г. в 1632 г. истекло перемирие с Польшей, русское правительство решило воспользоваться ослаблением Польши. Началась Смоленская вой­на. Русские войска под командованием воеводы Шеина овладели рядом западнорусских городов и осадили Смоленск. Однако вскоре они сами оказались окружены и вынуждены капитулировать. По заключенному в 1634 г. Поляновскому миру Польша вернула себе все захваченные города, но польский король официально отказался от претензий на русский трон.
Азов 1637 г. В 1641 г. казаки просили царя принять Азов под свою власть. Созванный в 1642 г. Земский собор голосами посадских людей и купечества высказался против войны. Азов был отдан снова Крыму.
Русско- Польская (1654 – 1667) Русско-Шведская (1656 – 1661) Россия вступила в затяжную войну с Польшей, что было вызвано принятием Украины под власть Москвы., В 1653 г. Земский собор решил принять Украину «под высокую руку» царя. 8 января 1654 г. Украинская Рада в г. Переяславе одобрила переход под московское покрови­тельство. На Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом. Однако решение Собора 1653 г. означало войну с Польшей. Эта война, в которую к тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, согласно которому Россия отказалась от захватов в Прибалтике, а в 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие, по которому Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину.
Итог внешней политики России в XVII в
Главными внешнеполитическими целями России в XVII в. оставались возвращение земель, утраченных в ходе Смуты, и выход к морю. Добиться выхода к морю не удалось из-за военной слабости России. Вступление в крупную войну, как правило, требовало созыва Земского собора, так как было связано с чрезвычайными расходами и возможными волне­ниями. Задача выхода России к Балтийскому морю была решена в следующий исторический период — эпоху царство­вания Петра 1.  

 

Тема 20: Русская культура XII – XVII вв.

План

 

1 Быт, фольклор

2 Литература

3 Живопись

4 Архитектура

 

совокупность, произведенных общественных и духовных достижений людей
Культура –

№ п/ п Раздел Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в. Культура Руси с XIII – XV вв.   Культура России XVI в. Завершилось объе­динение русских земель, централизация. утвердилось новое наименование — «Россия».
1. Занятия, быт, религия, фольклор Занятия земледелие (2 –х полье) - бортничество (сбор меда) - рыболовство - охота (пушнина) - ре­месла (оружейное, ювелир­ное, гончарное, плотницкое, кузнечное и т.д. - до 70 ремесел. С кон.XIII в. - возрождение ремесленного производства, Пример: - обработки металла. - обработка дерева. Сохранено - земледелие (3 –х полье) - бортничество (сбор меда) - рыболовство - охота (пушнина) - продолжается развитие ремесла Пример: - литейное дело Пример: Царь-пушка, отлитая Андреем Чеховым в конце XVI в. - ювелирное Пример: в сер. XVI в. создана Оружейная палата для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была.
Быт     Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. отопление по-черному (без дымохода) - лари и лавки (на которых и сидели, спали). Одежда –покрой один и тотже - материал и украшения по степени значимости. Основа костюма мужчины -рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи -накидка, без рука­вов, - меховой кужукЖенщина - рубаха, сарофан, кокошник, лапти, - валенки, руковицы - меховой кожух.     То же самое - каменные жилые постройки боя­р или богатых купцов. прежняя система питания Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяй­ства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Воп­реки широко распространенным представлениям, «Домо­строй» старался смягчить нравы.
Вера Введение Христианства (Огнем и мечем 988 г.) - уничтожение яжических идолов - запрет языческих праздников - введение православных праздников (Пасха, Рождество) Христианство Усиление господства церкови.   XIV— XV вв. - религиозные споры. В 70-х гг. XIV в. - ересь стригольников. (разумные аргументы и отвержение догмат, не выдерживающие критики с позиций разума.) - отрицали церковную иерархию, - считали, что священником может быть каждый образован­ный и праведный человек.     Христианство Господсвто церкви над княжеской, царской властью.    
№ п/ п Раздел Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в.   Культура Руси с XIII – XV вв.   Культура России XVI в. Завершилось объе­динение русских земель, централизация. утвердилось новое наименование — «Россия».
   
Нестяжатели - Нилом Сорским - против владения церкви деревнями с крестьянами. Пример: «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских»,провоз­гласившее происхождение великокняжеского рода от само­го Августа-кесаря.  

Церковные течения.
 
 
Иосифляне ИосифВолоцкийй - за право владения церковью землями с крес­тьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. -утверждали превосходство церковной власти над светской. Пример: «Повесть о белом клобуке»,утверждает превосходство церкви над царской властью

 

 
  Фольклор Основа литературы - языческая и христианская вера - обрядовый фольклор (земледел. календарь, загадки, заклинания, заговоры на бытовые темы). - сложились основные сюжеты русских народных сказок. - былинный эпос. (Главными фигурами являются князь и его богатыри, укрепляющие государственную власть, борьба Руси против иноземных нашествий.) Главной темой яв­ляется - борьба против монгольского нашествия и ордынско­го ига. В XIII - XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. ос­новываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Видное место занимают сказания, связанные с деятельностью Ива­на Грозного. Царь предстает в народных преданиях гнев­ным, но нередко справедливым.    
2. Литература, письменность Письменность   - широко распространена после - введения Христианства на Руси - создания славянского алфавита — кириллицы. - школы – «книжного учения». - библиотеки - в моныстырях, в Киеве – в соборе Св. Софии - переводятся - греческие богослужебные книги, жития святых, - исторические хроники, повести.   - пергамент - сXIV в.привозная бумага из Европы - вместо торжественного «уставного» письма пришел более быстрый полуустав, - с конца XV в. - преобладает ско­ропись.   Письменность и книгопечатание. Рукописные книги оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. -материал для письма-бумага. В 1563 г. - типография, Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В типографии изданы: «Апо­стол» и «Часословец», с XVI по XVII вв.печатные книги не вытеснили рукописные, смысл печатания книг состоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при пере­писывании.  
№ п/ п Раздел Культура Кивеской Руси в конце Х - нач. XIII в.   Культура Руси с XIII – XV вв.   Культура России XVI в. Завершилось объе­динение русских земель, централизация. утвердилось новое наименование — «Россия».
    Л итература Древнерусская литература - Х - нач. XIII в. -формируется в XI в. - Ведущее место - принадлежит летописям. Пример: («Повесть временных лет» — в начале XII в. - Нестр) Публицисти­ческие и литературные произведения: - «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона - соглашение между Русью и Византией. - «Поучение детям» Владимира Мономаха - образ идеаль­ного князя, завещания основных тербований, законов. - жития святых. - «Хожения» - рассказы о путешествиях. Крупнейшими центрами летописания в XII в.: Новгородская - созда­вались сре­де белого городского духовенства. Владимиро-Суздальская - отразили стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Галицко-Волынская - создавалась в княжеском окружении, отратражало острое противоборство между княжеской властью и бояр­ством. Сознание единства Русской земли — веду­щая тема литературы XII — XIII вв. Крупнейшие литера­турные произведения этой эпохи - «Слово о пол­ку Игореве»- поход новгород-северского кня­зя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. - На рубеже XII— XIII вв. - «Моление» Даниила Заточника - восхваление княжеской власти.   Главное произведение - летопись. Центры летопи­сания – Новгород, Тверь, Москва - борьба за власть, первенство Главной темой летописания, литературы - единство русской земли и борьба за торжество право­славной веры против иноземных завоевателей. Примеры: - «Слово о погибели Русской земли» - «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Житие святого А. Невского» В конце XIV — нача­ле XV вв. - «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве по­боище» -посвященные победе на Куликовом поле В XIII — XV вв. на Руси - много житий святых - нравствен­но-поучительные и политические - «Повесть о Петре и Февронии» - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.   Литература и общественная мысль. В 40-х гг. митропо­лит Макарий- Великие Четьи Минеи (сборни­ки литературных произведений, дозволяемого церковью) В начале XVI в. старец Филофей- теория «Москва — третий Рим». - началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно ре­лигиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.   Главной темой публицистики XVI в. - поиски «правды».   Слово «правда» -понимается - как «исти­на» и «справедливость». Пример: переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключа­ется в служении царю.
3. Живопись   Изо /искусство - Иконопись, фрески, мозаики - книжная миниатюра. Вера Язычество Утверждение христианства – 980 – 990 гг. Иконопись, фрески, мозаики XIII - XV вв. - великие ху­дожники: Феофана Грека - эмоциональная напряженность, насыщенность цвета, образы суро­вые, аскетические. Андрея Рублева - мягкость, плавность линий, уми­ротворенное настроение. Пример: икона «Троица». фрески Пример: Фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре под Во­логдой, созданные великим художником Дионисием. Строгановское письмо – Прокопий Чирин, Истома Савин  
4. Архитектура Архитектура Х – XII вв. -деревянная, каменное с кон.Xв. - Десятинная церковь. -крестово-купольный стиль. (центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма.). Пример: - собор Св. Софии в Кие­ве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). - Сбор спаса в Чернигове - Золотые ворота во Владимире XII - XIII вв Два направления: Новгородское Владимирское   Центры каменного зодчества - Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, со 2-й по­ловины XIV в. - Москва. Пример:   Церковь Спаса на Ильне (г. Новгород) Троицкий собор Троице –Сергиева монастыря Успенский собор Московского кремля Благовещенский собор Московского кремл - единый русский архитектурный стиль (преобладают черты мос­ковского и псковского зодчества.) - Различия архитектурных школ постепенно размы­вались.   - в к. XV в. - большие строитель­ные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. - из Италии архитектор Аристотель Фиораванти - Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы за пределами Кремля. - кре­постные стены и башни построены в Нижнем Новго­роде, во многих подмосковных городах и монастырях. - про­должается храмовое строительство. Соборы - становятся более устремленными вверх. - уменьшения ширины здания, более тесного расположе­ния куполов. Шатровый стиль (ра­нее шатровыми строились только деревянные). Пример: В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в Москве - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.008 с.)