Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Введение. Человек и домашние животные
Необходимость обрекает ихЖить с человеком - на его лугах.В его дворе иль у него в дому.И часто нам являет их пример,Сколь дорогую цену он беретЗа покровительство Купер. Прогулка в зимний полдень Сегодня я позавтракал поджаренным хлебом с колбаской. Иколбасой и жиром, на котором поджаривался хлеб, я был обязансвинье, которую знавал очаровательным юрким поросенком.Однако, едва она вышла из этого нежного возраста, япрекратил с ней всякое знакомство, дабы избавить своюсовесть от угрызений, когда придет неизбежный час. Я уверен,что, если бы мне пришлось самому убивать животных, которых яем, на мой стол никогда не попадали бы существа, поинтеллектуальному уровню выше рыбы или - в крайнем случае -лягушки. Разумеется, снимать с себя таким способомответственность - чистейшей воды лицемерие. Но в любомслучае отношение человека к животным, которых он выращивалдля еды, носит противоречивый характер. У фермеров оноопределяется вековыми традициями и давно уже вылилось встрого определенную, почти ритуальную форму поведения, чтополностью освобождает их от ощущения моральнойответственности и вины. Для человека же, профессиональнозанимающегося изучением умственных способностей животных,эта проблема приобретает совсем иное освещение. С его точкизрения, необходимость убивать домашних животных куда болеетягостна, чем отстрел дичи. Охотник незнаком со своейдобычей лично - во всяком случае, он сам ее не выращивал. Аглавное, дикие звери знают, что им постоянно грозит гибель.В моральном аспекте свернуть голову домашнему гусю,доверчиво тянущемуся к вам за кормом, куда труднее, чем,затратив немало терпения и физических усилий, подстрелитьего дикого собрата, который не только знает о подстерегающейего опасности, но и имеет возможность избежать ее. Однакопозиция человека по отношению к тем домашним животным,которых он не ест, а использует для других целей, пожалуй,еще более сомнительна, чем его позиция по отношению к тем,которых он потребляет в пищу и которые до своей обычнобыстрой и безболезненной смерти ведут легкую и беззаботнуюжизнь. Судьба лошади, чье существование по мере приближениястарости становится все более тяжким, слишком трагична,чтобы на ней хотелось останавливаться. К наименее приятнымчертам взаимоотношений человека и домашних животныхотносится хладнокровие, с которым он забивает телят и дажесамих коров, когда, выдоенные досуха, они перестают"оправдывать себя".Только с самой широкой биологической точки зрения,рассматривая не индивидуальные особи, а вид в целом, мыможем считать связь между человеком и домашними животнымивзаимовыгодным "симбиозом". Ведь как и лошадь, и корова, иовца, и прочие домашние животные получили от своегоодомашнивания бесспорную выгоду, поскольку их дикие предки,не способные существовать в цивилизованных странах, давноуже вымерли.К тому же человек никогда не брал на себя по отношениюк ним никаких моральных обязательств, и, собственно говоря,он обращается с ними так, как в древности дажевысокоцивилизованные народы обращались с пленниками,захваченными на войне. А в первобытные времена такихпленников нередко просто ели. И победители при этомиспытывали куда меньше нравственных сомнений, чем испытывалих сегодня утром я, завтракая колбасой.Только два вида животных стали членами домашнего кругачеловека не как пленники и были приручены не с помощьюпринуждения. Я имею в виду собаку и кошку. Их объединяют двамомента - оба они хищники и у обоих человек использует ихохотничьи способности. А во всем остальном, и главное - похарактеру своих отношений с человеком, они разнятся междусобой, как день и ночь. Нет другого животного, которое таккардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своихинтересов, стало бы до такой степени домашних, как собака; инет другого животного, которое за долгие века своей связи счеловеком изменилось бы так мало, как кошка. Утверждение,что кошки, если исключить несколько декоративных пород,вроде ангорской или сиамской, в сущности, вовсе не домашниеживотные, а подлинно дикие существа, - во многомсправедливо. Кошка, сохраняя полную независимость,предпочитает селиться в домах и хозяйственных постройкахчеловека по той простой причине, что нигде больше мыши неводятся в таком количестве. Сила обаяния собаки заключена вглубине дружбы и крепости духовных уз, которые связывают еес человеком, а очарование кошки объясняется как раз тем,что она не вступила с ним в тесный контакт, что она охотитсяв его конюшнях и амбарах с таинственной и недоступной дажетогда, когда нежно трется о ноги хозяйки или ублаготвореномурлычет у огня. Для меня мурлыкающая кошка - это символдомашнего очага, уютного покоя. Мне было бы так же труднообойтись без кошки в моем доме, как и без собаки, котораятрусит со мной по улице или по лугу. С самого раннегодетства я всегда был окружен собаками и кошками, и в этойкниге я расскажу о них. Деловитые друзья советовали мненаписать отдельную книгу про собак и отдельную книгу прокошек, потому что люди, любящие кошек, часто не выносятсобак. На мой взгляд, истинная любовь к животным и пониманиеих доказывается как раз тем, что один и тот же человекиспытывает симпатию и к собакам и к кошкам, умея ценитьособые качества как тех, так и других. А потому этумаленькую книгу я посвящаю всем тем, кто любит и понимает исобак, и кошек.
|