Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты 267 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты 267



достатков управления обществом, осуществляемого властны­ми структурами;

• главный акцент в анализе необходимо делать на источниках
возникновения конфликта и их устранении, а не на сдержи­
вании или частичном урегулировании конфликтов без струк­
турных изменений институциональной системы общества;

• при анализе принятия политических решений следует про­
считывать вероятное развитие событий и принимать такие ре­
шения, которые бы максимально исключали возможность
возникновения источников конфликтов в будущем.

Системность анализа достигается только тогда, когда этот ана­лиз начинается с конкретной проблемы или конкретного конфлик­та. Именно конкретная проблема или конфликт определяют, каков приемлемый уровень или уровни анализа, единица или единицы анализа и какая область науки наиболее приемлема.

Проблема типологии и дефиниции конфликта. Эта проблема не­посредственно связана с вопросом, затронутым во введении. Кон­цептуальное решение вопроса о дефиниции И основаниях класси­фикации не является каким-то абстрактным, чисто терминологиче­ским вопросом. Оно имеет важное методологическое значение, поскольку:

• фактически сводится к проблеме объема теории, насколько
широко и полно можно учесть класс конфликтных явлений в
рамках единой теории;

• напрямую будет влиять на исследовательскую практику, так
как от разного решения этих вопросов анализ причин, про­
цесса и последствий конфлШта будет иметь различное содер­
жание.,

Рассмотрим проблему дефиниций и типологии, опираясь на концептуальную схему социального конфликта, разработанную в отечественной социальной психологии в 1979 г. (Соснин, 1979, 1995). Эта схема отражает системный многоуровневый характер со­циального конфликта и является методологической основой для по­нимания и анализа содержательной дефиниции и типологии кон­фликтов. Схему можно представить в матричном виде, строки кото­рой — это уровни анализа социального конфликта; столбцы — структурные элементы конфликта. Схема дает обобщенный «набор» возможных оснований для типологий, определений, систематиза­ции и возможного сравнения результатов исследований конфликт­ных явлений (табл. 5.1).


 

  Таблица 5. 1. Концептуальная схема, отражающая системный характер объекта исследования «Социальный конфликт» принципиальная основа для содержательного определения и классификации явления) 268 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
Уровни исследо­вания Структурные элементы процесса ч ^
Участники Причины и цели конфликта Формы взаимодействия Физическая и социа­льная среда Последствия
Социально-фило­софский Общественно-эконо­мическая формация (классы) Противоречие между способом производства и общественными отношениями Диалектика единства и борьбы противоположно­стей. Эволюционно-рево-люционный скачок Уровень развития на­уки и техники, обще­ственно-политическая надстройка Смена общественно-эконо­мической формации
Социологический Большие общности: классы, расовые и этнические группы, нации, государства Классовые, этнические, расо­вые, межгосударственные про­тиворечия, типологические ха­рактеристики общностей Отдельные выступления, бунт, переговоры, револю­ционная борьба Материальные, соци­альные, интеллектуа­льные ресурсы и зна­чимые другие Изменение или неизмене­ние «позиции» в социальной структуре общества
Социально- пси­хологический Организация, груп­па, диада Объективные противоречия ма­териального производства, раз­личия групповых интересов, ти­пологические и личностные ха­рактеристики Регулируемая - нерегули­руемая; мирная - агрес­сивная; направленная на дефицитный объект - на конкурента и т. д. То же самое Изменение или неизмене­ние материальных условий совместной деятельности, «позиций» индивидов и групп в структуре, адапта1 ция к наличным условиям, эскалация конфликта
Индивидуально-психологический Индивид Противоречия типа «субъектив­ное - объективное»; «индивиду­альное - общественное»; типо-логические и индивидуальные характеристики личности Уход, компромисс, принуж­дение, сглаживание, кон­фронтация То же самое Достижение-недостижение цели _______________ ]
     


Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.006 с.)