Социально-психологические аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические аспекты.



нальных групп, с коллегами, в коллективе", они должны уметь взаимо­действовать с партнерами, гражданами при решении профессиональ­ных задач, проявлять преданность и лояльность по отношению к организации, гибкость в поведении, дружелюбие, ответственность, порядочность, терпимость; должны обладать мотивацией к труду, способностью к овладению новыми видами коммуникаций^ пр.

В процессе профессионального отбора изучаются и оцениваются социально-психологические характеристики кандидатов, которые будут способствовать успешному овладению" профессией и осущест­влению профессиональной деятельности — направленность лично­сти, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, ав­торитаризм и пр., а также выявляются профессиональные способно­сти — возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять профессиональную деятельность.

Оценочные технологии, как правило, строятся на принципах объективности, надежности, валидности, достоверности, прогно-стичности, комплексности1. Личность оценивается объективно (вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных сужде­ний); надежно (вне зависимости от влияния ситуативных факторов, например, прошлых успехов или неудач, настроения, погоды); ва­лидно (технология оценки адекватна оцениваемым качествам); дос­товерно (оценивается реальный уровень владения навыками); с воз­можностью прогноза (оценка дает данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек потенциально способен); комплексно (используются такие оценочные показатели профессио­нальной эффективности, которые характеризуют не одну, а различ­ные стороны ее проявления).

Основные методы профессионального психологического отбора: беседа в сочетании с наблюдением, интервью, тестирование.

Основная цель беседы — оценка уровня обшей подготовки пре­тендента, профессионально значимых особенностей его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Обычно психологи по­могают составлять общие правила оценки кандидатов на этом этапе для того, чтобы обеспечить равенство их возможностей и избежать дискриминации и предвзятости.

В процессе профессионального отбора используется три вида

интервью:

а) стандартизированное (т. е. проводимое по определенной схе­
ме, директивное);

б) слабоформализованное (т, е. частично директивное). В этом
случае заранее готовятся лишь основные вопросы и проводящий


323

522 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии

интервью имеет возможность включать и другие, незапланирован­ные вопросы, гибко меняя ход беседы. Подобный метод дает воз­можность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из списка вопросов именно те, которые в большей степени подходят для текущей ситуации;

в) свободное (т. е. не по схеме, открытое), при этом заранее го­товится список тем для обсуждения с кандидатами.

Тестирование может дать сведения о профессиональных способ­ностях и умениях кандидата, о его потенциальных установках, ори-ентациях, конкретных способах деятельности, которыми он уже фактически владеет; может содействовать в формировании мнения о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.

Разработка теста происходит в несколько этапов. Первый этап — анализ трудовой деятельности, описание функциональных обязанностей. Этот этап позволяет найти связь между набором дей­ствий, предполагаемых в рабочем процессе, и соответствующими способностями, а также на основе изучения должностных инструк­ций определить круг способностей кандидата, требующихся для ус­пешного выполнения этих инструкций.

Следующий этап - - составление вопросов теста. Существует большое количество тестов для оценки кандидатов на работу, по­этому организации, как правило, сами не разрабатывают тесты, а подбирают готовые и адаптируют их с учетом своих целей, и своего профиля.

Важный этап в подготовке теста — создание эталонной шкалы. Эта операция необходима постольку, поскольку данные, продемон­стрированные соискателем, вне зависимости от того, являются ли они превосходными или посредственными, не имеют абсолютного значения. Они приобретают смысл только в сопоставлении с дан­ными, принятыми за норму в рамках некоей референтной группы. Создание эталонной системы - - это разработка четкой системы оценки результатов, продемонстрированных кандидатом на фоне его референтной группы. •

И, наконец, завершающий этап разработки теста — проверка его на достоверность. В любом тесте выдвигается диагностическая гипотеза. Для того чтобы ее подтвердить, тест должен обладать тре­мя важными качествами:

• чувствительностью, что позволяет сделать явными сущест­вующие между соискателями различия (дискриминации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.24.244 (0.004 с.)