Социально-психологический подход к исследованию конфликтов: основные положения, функции, проблема дефиниции и типологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический подход к исследованию конфликтов: основные положения, функции, проблема дефиниции и типологии



Функции конфликта. Когда люди думают о конфликте, они чаще все­го ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда неже-



Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты

262 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии

лательное, что его необходимо, по возможности, избегать и немед­ленно разрешать, как только он возникает. Это представление о кон­фликте имеет два аспекта: во-первых, конфликт — это фиксация че­го-то неправильного, плохого, ненормального; во-вторых, конфликт создает деструктивные последствия. Элементы, которые вносят вклад в деструктивное развитие и представление конфликта, таковы:

процессы конкуренции: Стороны конкурируют друг с другом,
так как считают, что их цели не совпадают, противоречивы и
недостижимы одновременно. Однако нередко в действитель­
ности цели не находятся в оппозиции, и сторонам необяза­
тельно конкурировать. Кроме того, процессы конкурентного
взаимодействия имеют собственные побочные эффекты, так
что конфликт, вызвавший конкуренцию, также может вести к 1
дальнейшей эскалации;

искажение восприятий. При интенсификации конфликта вос­
приятие окружающей среды искажается. Люди склонны рас­
сматривать окружающий мир в соответствии со своими пер­
спективами на развитие конфликта. Следовательно, они
предпочитают интерпретировать людей и события, как нахо­
дящиеся либо на их стороне (за них), либо на другой (против
них). Кроме того, мышление имеет тенденцию становиться
стереотипным и пристрастным участники конфликта
одобряют людей и события, которые подтверждают их пози­
цию, и отвергают то, что, как они подозревают, выступает
против них;

 

эмоциональность. Конфликты, как правило, эмоционально
нагружены с отрицательным знаком, поскольку стороны пе­
реживают беспокойство, раздражение, досаду, гнев или фру­
страцию. В конфликте эмоции доминируют над разумом,
мышлением и стороны при эскалации конфликта могут стать
более эмоциональны;

уменьшение коммуникаций. Коммуникация между сторонами
ухудшается, идет на убыль. Стороны перестают взаимодейст­
вовать с теми, кто с ними не согласен, в пользу тех, кто выра­
жает согласие. Взаимодействие, общение между конфликтую­
щими сторонами, которое действительно происходит, неред­
ко состоит из попыток нанести поражение, принизить,
разоблачить или развенчать позиции другой стороны и при­
дать дополнительный вес своим аргументам;

ухудшение понимания основного вопроса конфликта. Цен­
тральные вопросы спора становятся расплывчатыми. Возни-


кают обобщения и начинают выдвигаться новые спорные во­просы, поскольку эскалация конфликта, как водоворот, втя­гивает в себя как другие спорные вопросы, так и «невинных» посторонних. Стороны конфликта перестают отдавать себе отчет в том, как возник конфликт, в чем он реально состоит, что могло бы разрешить его;

жесткие предпочтения (зацикливание на позициях). Участни­ки становятся заложниками своих позиций. Получая вызовы другой стороны, они более жестко придерживаются своей точки зрения и становятся менее уступчивыми, так как опа­саются, потерять свое лицо и выглядеть глупо. Процессы мышления более ригидны и упрощены (феномен «черно-бе­лого» мышления, «или-или»);

преувеличение различий, минимизация сходства. Поскольку сто­роны становятся заложниками своих позиций, они склонны рассматривать друг друга и свои позиции как целиком проти­воположные, тогда как в действительности этого может и не быть. Значение факторов, которые их разделяют, преувеличи­вается и выдвигается на первое место, тогда как их сходство и общность недооцениваются и преуменьшаются. Как следст­вие они концентрируют все усилия на том, чтоб/ы победить в конфликте за счет другой стороны, не стремятся отыскать об­щую почву для разрешения спора. Так формируется образ ко­варного врага, которого надо победить любой ценой; • эскалация конфликта. Отмеченные выше процессы ведут к де­гуманизации другой стороны и стремлению усилить давление друг на друга, еще жестче заявляя свои позиции, увеличивая ресурсы для достижения победы, упорствуя все больше, что­бы отстоять себя под давлением другой стороны. Каждая сто­рона уверена, что, увеличивая давление (ресурсы, упорство, энергию и т. п.), она сможет заставить другую сторону капи­тулировать. Однако эскалация конфликта ведет лишь к его еще большей интенсификации — до того, что стороны теряют саму способность взаимодействовать друг с другом или разре­шить спорный вопрос.

Отмеченные выше процессы обычно связываются с представле­ниями о конфликте вообще. Однако это характеристики только де­структивного конфликта. Фактически, как отмечают многие иссле­дователи, конфликт может быть и продуктивным, или функцио­нальным.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.024 с.)