Промышленное Развитие в Англии в XVIII В. Понятие промышленного переворота и промышленной революции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленное Развитие в Англии в XVIII В. Понятие промышленного переворота и промышленной революции.



К началу 60-х гг. XVIII в. в Англии созрели условия для перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому машинному производству. Причём Англия раньше других европейских стран была готова на это. В руках крупных предпринимателей – владельцев мануфактур и купцов скопились огромные капиталы. Обезземеливание крестьян привело к созданию резерва наемной рабочей силы. К тому же буржуазия располагала колониальным сырьем. В 17-18 веке мануфактуры стали самыми распространёнными предприятиями в Англии. Именно на мануфактурах шла подготовка производства к промышленному перевороту. Предпосылки: 1)Детальное техническое разделение труда на мануфактурах подготовило замену ручного труда машинным; 2) Появление технических новшеств и изобретений для фабричной системы. (1733 – летучий челнок, 1764 – Харгривс, механическая прялка «Дженни», 1765 – Уатт, паровая машина); 3) Накопление капитала. Появились кредиты, акционерные общества, которые были важны для металлургии, машиностроения; 4) Аграрная революция. Новые формы землепользования, новые сельхоз орудия => рост производительности с\х => рост доходности => увеличение спроса на товары и услуги; 5) Рост народонаселения => рост потребления. Из-за успехов в медицине повышение рождаемости и снижение брачного возраста.

В 1700 году был запрещён ввоз тканей из Индии, Китая, Персии, что привело к развитию хлопчатобумажных предприятий. Использование новых прялок в производстве привело к тому, что с 1780 по 1820 выпуск продукции из хлопка вырос в 16 раз. В эти же годы машинами оснастили суконное и бумажное производство, полиграфию и другие отрасли. В 80-ых годах 18 века Джеймсом Уаттом была изобретена паровая машина, принцип которой был заложен в большинство транспортных средств и станков 19 века.

Историческое значение: 1) Рост производительности труда и бурное развитие капиталистического производства; 2) Снижение себестоимости производства; 3) Расширение внешней и внутренней торговли. 4) Бурный рост промышленных городов; 5)Образование двух новых классов: наемные рабочие и промышленная буржуазия. 6) Усиление эксплуатации рабочих => стачечное движение; 7) Переход к новой исторической формации – капитализму.

17в:

90% английского экспорта – сукно

50 % занятых в промышленности – заняты в сукноделии

Потребности промышленности в сырье привели к изменениям в аграрном секторе

Революция (1640-1660):

Революция продолжалась 20 лет, выросло новое поколение людей: Уильям Петти, физик Роберт Бойль, философ Джон Локк, Исаак Ньютон и т.д.

До революции король ограничивал огораживания, защищая права крестьян как опору трона (налоги и солдаты!)

Последствия английской революции:

Отменяются платежи за землю верховному собственнику (королю). Отменяются королевские монополи и привилегии

Быстрыми темпами идет процесс огораживания крестьян

Война, которую выиграл парламент, приводит к формированию пробуржуазного парламента (усиление данной структуры)

Земля становится частной собственностью

Национализация земли (сугубо буржуазное явление)

Приватизация конфискованных земель.

Через Парламент во второй половине XVII века проходит 2.5 тысяч законодательных актов об огораживании (2 млн. га). Это приводит к развитию сельского хозяйства на капиталистических началах.

Английский банк:

Монеты, выпускавшиеcя английским монетным двором, были слишком крупного номинала и не годились для выплаты заработной платы, внутреннего товарооборота.

Появляются местные банки (country banks), выпускающие ценные бумаги «мелким номиналом», выдающие небольшие ссуды под небольшие проценты.

К 1810 году таких банков по всей стране насчитывается около 800.

2 задачи:

- организация денежного обращения (привести его к потребностям капитализма), вводится медная монета.

- организовать капиталистический кредит (владельцы ювелирных мастерских являлись кредиторами, происходил выпуск векселей, обеспеченных золотом ювелирных мастерских; учет векселей – выплата по векселю до наступления срока платежа; дисконт – учетный процент, возникает от сделок с частными векселями). Английский банк принимает на себя учет частных векселей. Размер учетной ставки. Формирование системы местных коммерческих банков. Кредит под оборотное средство – основной.

Внешняя торговля:

Развитие кораблестроения (островное государство)

Политика меркантилизма. Пример - Навигационный акт Оливера Кромвеля (1651 г.)

Политика метрополии в колониях

Колониальная война в Ирландии (геноцид), Англия хотела освободить территории для развития овцеводства. Навигационные акты настроены на то, чтобы ограничить доступы иностранных судов и торговцев в Англию. Следовательно голландское торговое мореплавание подрывается, что вело к развитию английского мореплавания.

Политика метрополии: крайняя политика меркантилизма.

Крайности:

- запрещается торговля колонии с другими странами

- нельзя развивать в колониях производство (ограничение масштабов производства).

Возникновение «карманных ранков».

Англия рассматривала свои колонии как гарантированных рынок сбыта продукции английского производства.

Индустрия – увеличение доли промышленного производства в общем объеме валового внутреннего продукта.

Источники индустриализации:

1) Союз земледельцев и буржуазии (принимает законы, выгодные обоим сословиям).

2) Непрерывные войны в Европе: Семилетняя война (1756-1763 гг.):спрос на английские товары (оружие, ткани).В результате этой войны Англия получила: Северную Америку (жителей в начале XVII века – 200 тысяч, в середине – 1-2 млн. человек) большинство городов и территорий в Индии с населением 200 миллионов человек (белое население – с 36 до 58 тыс.).

Промышленная революция в широком понимании – это:

масштабы использования механической энергии машин;

использование новых источников энергии, особенно минерального топлива;

широкое применение материалов, не существующих в природе;

использовании машин для выполнения задач, которые раньше выполнялись медленнее, с большими затратами, или вообще не могли быть выполнены

Социальная сторона промышленной революции:

Использование неквалифицированного труда, даже труда женщин и детей, о чем писал К. Маркс.

Появление рабочей аристократии, занятой трудом по созданию и обслуживанию машин.

Перемены оказали влияние на коммерческие, финансовые и политические проблемы, то есть все сферы деятельности общества.

Интеллектуальные изменения явились наиболее фундаментальными - они сделали возможными другие перемены и стимулировали их.

Нововведения:

1698 г. - атмосферная паровая машина

1709 г. - выплавка железа с использованием кокса

1712 г - насос с Т-образным поршнем

1769 г. - устройство охлаждения пара (конденсатор)

1774 г. – сверлильный станок

1785 г. - прядильная машина, приводимая в движение паровым двигателем

1785 г. - механический ткацкий станок

Применение нововведений:

способствовало размещению крупных фабрик в крупных городах (где имелись в большом количестве дешевый уголь и дешевая рабочая сила).

Появление паровой машины означало появление независимого от природы источника энергии, что вело к развитию новых эк. регионов.

Англия становится фабрикой мира (примерно 80% промышленного мирового производства сосредоточено на территории Англии).

Манчестер:

в 1782 г. - 2 хлопчатобумажные фабрики

В 1802 г. - 52 хлопчатобумажные фабрики

В 1803 году стоимость экспорта хлопчатобумажных тканей превзошла стоимость экспорта шерстяных тканей;

половина всей продукции хлопчатобумажной промышленности шла на внешние рынки.

Новые производства:

употребление чая и кофе - появление фарфора

серная кислота, хлор и его производные (отбеливание ткани)

производство мыла, бумаги, стекла, красок и пр.

угольная промышленность как побочный продукт давала смолу – она стала применяться вместо природной при изготовлении морских снастей, когда наполеоновские войны прервали отношения с континентом,

газ, который тоже являлся побочным продуктом, использовался для освещения улиц Лондона уже в 1812 году,

Развитие угольной промышленности стимулировало развитие железных дорог:

С 1760 г. доставка угля из шахт – пони с тележками => железные пластины под колеса тележек…

Рельсы прокладывались в портах, по ним грузы «спускались» по откосам берегов на тележках под собственной тяжестью, назад тележки возвращались лошадьми, а в начале XIX века – с помощью паровых двигателей.

К началу появления локомотива Великобритания имела уже несколько сотен миль железных дорог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.081 с.)