Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Промышленный переворот в Англии XIX в.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылки: Как уже отмечалось, широкий простор экономическому прогрессу страны предоставила буржуазная революция середины XVII в. Она устранила препятствия на пути капиталистического развития. Утвердила буржуазную собственность на землю. Ускорила образование национального рынка. В стране сложился устойчивый союз земельной и финансовой аристократии во главе с монархией. Среди факторов, стимулировавших развитие промышленного производства на более высоком уровне и взлет изобретательской мысли, можно назвать следующие. В XVIII в. мануфактурная система стала себя изживать и в наиболее развитых отраслях английской промышленности зашла в тупик. Технический базис мануфактуры вступил в противоречие с ею же созданными потребностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Требовалась новая техническая база, соответствующая капиталистическому производству. Выдвигались новые требования к подготовке кадров. Квалифицированные рабочие кадры формировались на действующих мануфактурах при разделении трудовых операций. А изобретательская мысль опиралась на создание механических приспособлений для их выполнения. Подготовке научно-» технических кадров уделялось значительное внимание в университетах Глазго и Эдинбурга, Королевском институте в Лондоне, а также в реальных средних школах в промышленных центрах страны. Стоявшая у власти торгово-промышленная верхушка в союзе с «новым дворянством» определяла экономическую политику государства в капиталистическом направлении. Осуществляемая политика протекционизма вводила высокие ввозные пошлины на иностранные товары. Столкнувшись на мировом рынке с продукцией из России, Швеции, Индии (хлопчатобумажные ткани, металл и пр.), Англия могла обойти конкурентов, лишь создав фабричное производство и наладив выпуск более конкурентоспособной продукции — качественной и недорогой. Англии удалось накопить достаточное количество свободного капитала для субсидирования научных исследований и практического внедрения в производство технических изобретений и усовершенствований. Источником необходимых средств стали и государственный долг, и рост налогового обложения, и расширение производства и торговля. Торговые войны XVIII в. для Англии почти всегда сопровождались захватом новых колоний. Так, в XVIII в. Англия приняла участие в 120 колониальных конфликтах. Завершением формирования огромной Британской колониальной империи стала Семилетняя война (1756—1763). Одержав в ней победу, Англия превратилась в могучую державу, вытеснив Францию из Индии, захватив Канаду. Под покровительством и при военной поддержке английского правительства находилась крупнейшая Ост-Индская компания. Правда, не обошлось и без потерь. Серьезным ударом по британскому колониальному владычеству стала война за независимость североамериканских колоний (1775— 1783) и образование США (1776). Действительно, английская буржуазия накопила огромные средства за счет ограбления колоний. Сюда из метрополии сбывались товары по монопольно высоким ценам. А колониальные товары доставались за бесценок. Огромные доходы получала Англия и от работорговли, ежегодно вывозя в Америку около 20 тыс. негров. Все это позволило Англии стать родиной промышленного переворота. Начало 19 века связано с бурным экономическим ростом Англии. Он привёл к резкому объёму грузоперевозок, с которыми уже не могу справится существующий транспорт. Разумным решением стало внедрение паровой машины на транспорте и на ж\д. В 19 веке деревянные рельсы были заменены металлическими. Появляются паровозы (Джон Стефенсон – он строил их с 1814 года). В 1807 году появился первый пароход и был совершён трансатлантический переход из Англии в США. Паровой транспорт способствовал ускорению перевозок и удешевлению экономических связей, развитию внутреннего и внешнего рынка. Строительство ж\д и развитие парового транспорта вызвали коренной перелом в экономике и создали материальную базу рыночной экономики. Развитие нового транспорта способствовало выделению целой отрасли – машиностроению. На рубеже веков появились новые станки: токарный, металлорежущий, фрезерный. Завершение промышленного переворота означало, что Англия превратилась из аграрной страны в индустриальную. Англия имела наивысший промышленный потенциал во всём мире и стала «мастерской мира» (т.к. переворот начался гораздо раньше, чем в других странах). Происходила урбанизация населения, развивались промышленные центры, изменилась структура занятости населения. В середине 19в половина населения была занята в промышленности, увеличилось использование женского и детского труда, т.к. простейшие машины не требовали высококвалифицированного труда. Вместе с тем увеличился и рабочий день – до 16-18 часов в сутки. Увеличилась безработица из-за возникших излишков рабочей силы, следовательно и эмиграция в поисках работы. Также наблюдались стихийные выступления недовольных ухудшившимися условиями труда. Например луддиты считали своим долгом разрушать машины. С середины 18в Англия вступила в полосу экономического подъёма (около 30 лет). Ведущее место в Англии по-прежнему занимали отрасли лёгкой промышленности, но и тяжёлая тоже не уступала. За 40-70 годы кол-во ж\д выросло в 18 раз. Тоннаж торгового флота в 3 раза. Исчезло крестьянство и на его место пришли наёмные рабочие и фермеры. Благодаря использованию машин и достижений химпрома увеличилась производительность труда и отдача. То, что Англия раньше других стала осуществлять пром переворот, позволило ей занять господствующее положение в международных экономических отношениях. После усовершенствования текстильной промышленности и изобретения паровой машины потребовался уголь, благодаря этому стала усиленно развиваться угольная промышленность. Потребность в металле стимулировала новые способы выплавки железа и привела к усовершенствованию металлургии, которая тоже стала работать на угле, а не на древесине. Развитие промышленности привело к созданию новых городов, способствовало развитию дорог и транспорта, увеличило связи между различными районами страны. Шло развитие системы кредита. Появляются крупные частные акционерные банки. К середине XIX в. Англия становится мировым промышленным лидером, ведущим экспортером промышленных товаров и угля. Направления и последствия: Промышленный переворот — это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, сопровождающийся формированием промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. В Англии он охватил вторую половину XVIII — первую четверть XIX вв. и имел несколько направлений. Переворот начался в текстильной промышленности и прежде всего в хлопчатобумажной. Потеснив дорогое сукно, хлопчатобумажная ткань, изготовленная с помощью новых машин, стала более дешевой и качественной. Именно она смогла обеспечить как собственный значительный спрос, так и вытеснить конкурентов на мировом рынке. Вначале усовершенствования и изобретения затронули ткачество. В 30-е гг. XVIII в. механик Дж. Кей создал «летающий челнок», вдвое повысивший производительность труда. Этот станок приводился в действие ткачом при помощи шнура и блока. В 80-х — начале 90-х гг. Э. Картрайтом было создано несколько моделей механического ткацкого станка. Его применение позволяло в 40 раз превзойти производительность ручного станка. Параллельно шло совершенствование прядения. В 1765 г. ткач и плотник Дж. Харгривс создал деревянную прялку «Дженни», названную в честь дочери. Это была своеобразная комбинация самопрялки и вытяжного пресса, освобождавшего руку рабочего для одновременной работы сначала на 8,16, а затем на 80 и более веретен. Она давала хотя и тонкую, но непрочную нить. Ватерная машина Т. Хайса (1767), приводимая в движение водой, давала прочную, но толстую нить. Мюль-машина С. Кромптона (1779), сочетая преимущества первых машин, имела уже 400 веретен и пряла тонкую и прочную нить. Химик К. Бертолле (1785) применил хлор при отбеливании полотна, Т. Белл предложил окраску тканей с помощью вращающегося валика с вырезанным на нем рисунком. Неуклонный рост производства машин выявил очередное направление промышленного переворота — усовершенствование металлургического процесса. Так, инженер А. Дерби для получения высококачественного чугуна стал добавлять во время плавления к железной руде вместо древесного каменный уголь и негашеную известь (1735). Г. Корт получил патент на преобразование чугуна в малоуглеродное тестообразное железо — пудлингование (1784). Складывалась своеобразная тесная цепочка взаимного стимулирования производственного развития страны. Спрос на каменный уголь ускорил развитие угольной промышленности — выплавка чугуна и добыча каменного угля возросли в четыре раза. Этим, в свою очередь, подталкивало транспортное строительство, в том числе водное, значительно сокращавшее расходы на транспорт. Между тем, широкая транспортная сеть способствовала росту внутренней торговли, что вело к накоплению капитала и стимулировало дальнейшее расширение производства. Неограниченные перспективы машинной индустрии и существенный рост промышленного производства были связаны с третьим направлением промышленного переворота. Созданием парового двигателя была удовлетворена объективная потребность в универсальном и более эффективном двигателе. Шотландский лаборант Дж. Уатт в течение почти 10 лет (1774—1784) совершенствовал паровой двигатель. Эта паровая машина нашла широкое применение и на производстве, и на транспорте. В частности, использование этих машин в хлопчатобумажном производстве в три раза увеличило выпуск тканей. В 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к первой четверти следующего XIX в. — уже 15 тыс. Завершающим этапом промышленного переворота стало создание в Англии машиностроительной отрасли промышленности. Новые приемы обработки металла позволили наладить выпуск стандартных деталей машин и механизмов. Показателем завершения промышленного переворота стало начало процесса производства машин машинами. В 1794 г. Г. Модели сконструировал первые металлообрабатывающие станки. Затем появились прессы, молоты и т. д. Промышленный переворот в Англии затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в том числе и сельского хозяйства, вызвал рост городов и городского населения. Глубокое влияние испытали на себе все стороны жизни и быта населения. Преобразился внешний вид страны. Это было начало становления новой индустриальной цивилизации. В городах уже проживало 40% населения. Крупнейшим городом мира стал Лондон с населением более 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле и судоходстве. Здесь осуществлялись основные внешнеторговые и финансовые сделки. Это был своеобразный перевалочный пункт в заморской торговле, сменивший в этой роли Амстердам. Промышленная революция в широком понимании – это: • масштабы использования механической энергии машин; • использование новых источников энергии, особенно минерального топлива; • широкое применение материалов, не существующих в природе; • использовании машин для выполнения задач, которые раньше выполнялись медленнее, с большими затратами, или вообще не могли быть выполнены Социальная сторона промышленной революции: • Использование неквалифицированного труда, даже труда женщин и детей, о чем писал К. Маркс. • Появление рабочей аристократии, занятой трудом по созданию и обслуживанию машин. • Перемены оказали влияние на коммерческие, финансовые и политические проблемы, то есть все сферы деятельности общества. • Интеллектуальные изменения явились наиболее фундаментальными - они сделали возможными другие перемены и стимулировали их. Нововведения: • 1698 г. - атмосферная паровая машина • 1709 г. - выплавка железа с использованием кокса • 1712 г - насос с Т-образным поршнем • 1769 г. - устройство охлаждения пара (конденсатор) • 1774 г. – сверлильный станок • 1785 г. - прядильная машина, приводимая в движение паровым двигателем • 1785 г. - механический ткацкий станок Манчестер: • в 1782 г. - 2 хлопчатобумажные фабрики • В 1802 г. - 52 хлопчатобумажные фабрики В 1803 году стоимость экспорта хлопчатобумажных тканей превзошла стоимость экспорта шерстяных тканей; половина всей продукции хлопчатобумажной промышленности шла на внешние рынки. Новые производства: • употребление чая и кофе - появление фарфора • серная кислота, хлор и его производные (отбеливание ткани) • производство мыла, бумаги, стекла, красок и пр. • угольная промышленность как побочный продукт давала смолу – она стала применяться вместо природной при изготовлении морских снастей, когда наполеоновские войны прервали отношения с континентом, • газ, который тоже являлся побочным продуктом, использовался для освещения улиц Лондона уже в 1812 году, Развитие угольной промышленности стимулировало развитие железных дорог: • С 1760 г. доставка угля из шахт – пони с тележками => железные пластины под колеса тележек… • Рельсы прокладывались в портах, по ним грузы «спускались» по откосам берегов на тележках под собственной тяжестью, назад тележки возвращались лошадьми, а в начале XIX века – с помощью паровых двигателей. • К началу появления локомотива Великобритания имела уже несколько сотен миль железных дорог.
[1] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 94-95 [2] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 97 [3] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 97 [4] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 113-114 [5] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 134 [6] Ефимов А.В. «Очерки истории США: 1492-1870» стр. 163
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.008 с.) |