Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика англии в 1870—1914 гг. Утрата промышленного первенства

Поиск

 

На протяжении большей части XIX в. Англия по уровню экономического развития была ведущей страной мира. Экономическое первенство, завоеванное ею в ходе промышленного переворота, покоилось на двух главных основах. Первой было огромное промыш­ленное превосходство. В 1870 г. соотношение Англии и других стран в мировом промышленном производстве было следующим (в %):

 

Таблица 6 Соотношение стран в мировом промышленном производстве в 1870 г.

 

Англия  
США  
Германия  
Франция  
Россия  
Прочие страны  

 

Такой разрыв, когда Англии принадлежала почти треть мирового промышленного производства, стал результатом достигнутой страной производительности труда. За 1820—1870 гг. были утроены темпы роста производительности, доведены до 1,5 % в год против 0,4 % в конце XVIII в. Это был период самых быстрых темпов развития за всю историю страны. Английские промышленники оказались вне конкуренции, английские купцы доминировали на всех рынках.

Второй основой экономического первенства явился наибольший объем колониальных владений. В 1876 г. площадь английских колоний составляла 22,5 млн кв. км (против 11 млн кв. км в 1800 г.), их население исчислялось в 251,9 млн чел. Владения британской короны были созданы почти во всех частях света: в бассейне Тихого океана, в Азии, Африке, Северной и Южной Америке. Сочетание промышленного и колониального первенства взаимно усиливало друг друга.

Новая эпоха наступившая в конце ХIХ — начале XХ вв. – эпоха второй технической революции, ознаменовалась радикальными переменами экономике Англии: страна еще больше усилила свое колониальное могущество, с одной стороны, а с другой, утратила свое промышленное первенство.

Так, окончательно утвердилось английское господство в Индии получи у колонизаторов название «жемчужины британской короны». Отсюда было развернуто наступление против Бирмы, которая стала очередной колоний Англии. В 1890–х гг. экспансионистская политика охватила зону Персидского залива, приобретавшего после открытия Суэцкого канала – значение важнейшего морского пути из Европы. На севере главным объектом экспансии явился Египет. В 1875 г. Англия скупила долю египетских акций в компании Суэцкого канала, быстро добилась установления над страной полного финансового контроля и, введя военные силы. Развязанная на юге англо–бурская война 1899—1902 гг. сломила самостоятельность южно–бурских республик Трансвааля и Оранжевой, и англичанам достались открытые здесь во второй половине XIX в. богатейшие месторождения золота и алмазов.

В Западной Африке колониальные владения быстро расширялись от захваченного ранее Золотого Берега в глубь страны, по течению Нигера. Одновременно велась борьба за превращение в полуколонии целой группы стран Востока – Ирака, Сирии. Ливана и т.д.

В итоге за 1876–1914 гг. площадь английских ко­лоний увеличилась на треть, с 22,5 до 33,5 млн кв. км. Накануне Первой мировой войны в них проживало почти 70% на­селения всего колониального мира, на 1 жителя метрополии прихо­дилось 8,5 жителей колоний, а на 1 кв. км территории метропо­лии – 111,6 кв. км колониальных земель.

В эти годы изменились формы и методы эксплуатации народов колонии и зависимых стран. Британская империя отнюдь не отказывалась от старых методов — работорговли, полуфеодальной эксплуатации крестьянства, неэквивалентности торговли, прямых грабежей и проч. Но ее важнейшим орудием в деле экономического и политического закабаления колониальных стран стал вывоз капитала.

Англия являлась крупнейшим экспортером капитала. Накануне первой мировой войны заграничные инвестиции ведущих стран тогдашнего мира оценивались в 4 млрд. долл. Из этой суммы на долю Англии приходилось 18 млрд. долл., Франции — 9, Германии — 5,8, США –3 млрд., Бенилюкса, Швейцарии — 5,5, на долю прочих стран — 2,2 млрд. долл.

Две особенности отличали активность английских предпринимателей на мировом рынке капиталов:

- Первой был вывоз капитала преимущественно в колонии и зависимые страны. Конечно, английские капиталы находили применения и в индустриально развитых странах, в России, например. (Так, в каменноугольной и нефтяной промышленности, значительная часть акций предприятий принадлежала англичанам). Большинство капиталовложений (52 %) было размещено в колониях, главным образом в Индии и африканских... владениях, а во всей группе зависимых стран, включая полуколонии и доминионы — три четверти инвестиций.

- Второй особенностью был вывоз капитала, в основном, в производительной форме в виде инвестиций в насаждаемые в колониях предприятия. В промышленности они размещались почти целиком в добывающих отраслях. Так, на юге Африки господствовала «Британская Южно–Африканская компания» — собственник всех недр к северу от Трансвааля, на огромной территории, превышавшей площадь Германии и Австро–Венгрии вместе взятых. От имперского правительства она получила привилегии, напоминавшие, неограниченные права Ост–Индской компании времен первоначального накопления капитала.

Процесс охватил и сельское хозяйство в виде создания принадлежавших англичанам плантационных хозяйств. Появляются хлопковые плантации в Египте, рисовые в Бирме, зерновые, хлопковые, чайные и другие в Индии и т.п. Крупнейшими собственниками плантаций зачастую становятся тресты, присваивающие себе исключительное право на выращивание тех или иных сельскохозяйственных культур, на реализацию их продукции на внешних рынках и в самой Англии, и в других европейских странах.

Крайне дешевая рабочая сила в колониях приобретаемые за бесценок земли и природные богатства, безусловное преобладание дешевого ручного труда, низкие в целом издержки производства обеспечивали английским колонизаторам огромнейшие прибыли. По данным за 1911 г. ежегодный чистый доход, получаемый предпринимателями от капиталовложений в промышленность метрополии, составлял 50 млн ф. ст., тогда как доход от капиталовложений за рубежом, главным образом в колониях, исчислялся в 194 млн ф.ст.

Это означает, что экономика Англии оказалась в теснейшей зависимости от вывоза капитала. Он прямо повлиял на экономический характер развития страны и явился тормозом в освоении достижений второй индустриальной революции.

Безусловно, экономика Англии приобретала все более ярко выраженный индустриальный характер. Но отраслевую структуру промышленности в значительной степени определял колониализм. Англичане на волне второй технической революции предпочитали развивать те отрасли, которые так или иначе были сопряжены с промышленной эксплуатацией колоний.

Например, наибольшее развитие получает тяжелая (добывающая) промышленность; быстрыми темпами развивается судостроение. Обширность и дальнее заокеанское местоположение английских колоний, в связи с этим рост оборотов морской внешней торговли превратили судостроение в ведущую отрасль промышленного производства.

В 1913 г. две пятых тоннажа мирового торгового флота принадлежали Англии. Одним из главных средств хозяйственного освоения колониальных территорий, захвата их рынков, вытеснения продукции туземного ремесла изделиями английской промышленности становится строительство в колониях железных дорог. В самой метрополии протяженность железных дорог была в начале XX в. меньшей, чем в других странах Западной Европы — Германии, Франции, Австро–Венгрии. Но с учетом колоний Британская им­перия владела самым крупным транспортным хозяйством, ей принадлежала 1/5 мировой протяженности железнодорожной сети. Соответственно транспортное машиностроение, паровозо- и вагоностроение, рельсовое производство занимают большое место в английской индустрии.

Неразрывно связанная с колониализмом гонка вооружений дает громадный толчок военной промышленности.

Поскольку колонии являлись рынком сбыта главным образом потребительских товаров, большой удельный вес в общем объеме промышленного производства сохранялся за отраслями легкой индустрии. Вплоть до Первой мировой войны в хлопчатобумажном производстве было занято рабочей силы больше, чем в какой–либо другой отрасли английской промышленности.

Направление инвестиций, главным образом в отрасли, связанные с колониальной экспансией ограничивало финансирование структурных сдвигов в промышленности. Поэтому в Англии медленно осваивались достижения второй технической революции. "Новые отрасли", порожденные этой революцией – электротехника, точное приборостроение, станкостроение, автомобилестроение, химическая индустрия и др., составлявшие основу технического прогресса, но и требовавшие для их развития значительных капиталовложений (которые были "распылены" по всей Британской Империи), получили в Англии гораздо меньшее развитие, чем в США и Германии.

В первом десятилетии ХХ в. доля новых отраслей составляли лишь 6,5 % всей промышленной продукции страны. В мировом производстве электротехнических изделий доля Англии составляла только 13 %, тогда как Германии – 32 %. В 1913 г. в США было произведено почти полмиллиона автомобилей, а в Англии всего 34 тысячи. В связи с этим в промышленности почти не происходило обновления основных фондов, предприятия работали большей частью на старом оборудовании, созданном еще в период промышленного переворота, во многих случаях чрезвычайно устаревшем и изношенном. Отставание по темпам и уровню технического прогресса определило медленный рост производительности труда — этого главного показателя интенсификации производства. Не только в обрабатывающей, но и во всей промышленности Англии она увеличивалась медленнее, чем в США и Германии. В американской промышленности, например, в 1913 г. уровень производительности труда был на 25 % выше, чем в английской.

Кроме того, дешевизна рабочей силы в колониях, так же не способствовала замене живого труда машинным. Зачем производить относительно дорогой капиталоемкий продукт, когда сейчас можно произвести такой же с наименьшими затратами трудом нескольких неквалифицированных рабочих?

Соответственно, медленнее нарастал общий объем промышленного производства и, соответственно, сокращалась доля страны в мировых масштабах этого производства.

Таблица - 7 Удельный вес ведущих стран Запада в мировом промышленном производстве 1870—1913 гг.

 

Годы США Германия Англия Франция
  25,3 13,2 31,8 10,3
1881–1885 28,9 16,9 26,6 8,6
1886–1900 35,3 16,5 19,5 7,1
1906–1910 35,3 15,9 14,7 6,7
  35,8 15,7 14,0 6,4

 

Как свидетельствует таблица, Англия утратила в рассматривае­мый период былую монополию в мировом промышленном производстве. Уже в 80–х гг. американской продукции было произведено больше, чем английской, а в 1913 г., в 2,5 раза превзойдя Англию, США на весь XX в. стали лидером в мировой промышленности. Тогда же, в начале 1900–х гг., выдвинулся второй соперник – Германия. Завоевав первенство в Европе, она стала второй промышленной державой мира.

К началу Первой мировой войны Англия перестает быть мастерской мира, однако остается крупнейшим экспортером капитала, постепенно приобретая статус мирового банкира, поскольку именно через английские банки осуществлялся вывоз капитала.

В ходе этого экспорта банковый капитал сращивался с промышленностью, железными дорогами, торговлей огромного числа стран, и банкиры делили с промышленниками колоссальные прибыли от колониальной эксплуатации. Через банки британское правительство предос­тавляло (вернее, навязывало) кабальные займы зависимым странам. Они не только приносили высокие прибыли банкам, но и приводили к установлению финансового контроля за странами–должниками. Создавалось такое положение, когда банки контролировали целые страны, хозяйничали в них. На Лондонской фондовой бирже обращались, равно как и на Парижской, ценные бумаги почти всех стран мира. По мощи военно–морского и торгового флота, по размерам товарооборота на мировом рынке с Англией не могло соперничать ни одно государство. Но решающее условие экономического первенства — лидерство в промышленном развитии — было утрачено. После войны это привело к существенному ухудшению и других позиций страны в мировом хозяйстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.011 с.)