Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Западная цивилизация↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Античный мир Тип прогрессивного развития представлен наиболее ярко античной цивилизацией Древней Греции и Рима (греко-латинской), современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны не являются самостоятельными цивилизациями, хотя относятся к третьему типу развития. Они демонстрируют варианты европейского пути, привнесенные большими массами эмигрантов. Все эти общества ассоциируются с понятием Запада (западный тип). Поскольку их больше объединяет, чем разъединяет, в ходу обобщенное понятие — западное общество или западная цивилизация. Этот тип цивилизации связан с постоянными изменениями в жизни человека. Социум может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. В XIX—XX вв. изменения набрали огромную скорость. Развернулся ускоряющийся процесс изменения природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Жизнь так резко менялась, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми. Налицо разрыв между поколениями, проблема "отцов и детей", непонимание старшим поколением молодых и неприятие молодыми образа жизни старших. Прошлое воспринималось лишь как материал для извлечения уроков, для патриотизма и национальной гордости, но само общество, новые поколения устремлены в будущее, ориентированы на движение вперед. Этот тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря. В древности наивысшего развития он достиг в Древней Греции и Древнем Риме. В античной цивилизации вышли на первый план частнособственнические отношения, неизвестные или слабо развитые в окружающем мире, проявилось-тосподство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый в истории образец народовластия — демократия. Демократия, республиканская форма правления возникли и были теоретически обоснованы в Древней Греции. По словам Фукидида, преимущество демократии состоит прежде всего в том, что она дает возможность людям -быть политически и нравственно свободными, создает условия для раскрытия и совершенствования способностей каждого человека. Эллины сознавали принципиальное отличие их способа организации общества от окружающего мира. В глазах греков демократия была одним из главных критериев различия между Европой и Азией. Народовластие в Древней Греции ассоциировалось со свободой, а единовластие, характерное для обществ, ее окружающих, с рабством, насилием. Подданные восточных обществ,, падающие ниц перед царем, воздавая смертному несоразмерные хвалы, божеские почести, в сущности занимаются собственным унижением. Так считали древние греки. Деспотия, полагали граждане греческих полисов, превращает людей в неорганизованную толпу, выключает их из общественной жизни, не позволяет приобщиться к интересам государства. Отсюда все, кто не являлся эллином, то есть не был приобщен к демократии, считался варваром, не заслуживающим человеческого звания. Характерно, что греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе, найти разумное сочетание общественных интересов и интересов личности, нужны хорошие законы. Законы должны охранять права граждан и неукоснительно соблюдаться как властью, так и гражданами. Таким образом, правовое государство как теория и как практика также существовали уже в античности. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Приведем один эпизод. Знаменитый древнегреческий философ Сократ проповедовал, что власть в государстве должна принадлежать "лучшим", то есть нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам, подвергал суровой критике недостатки афинской демократии. Он был заключен в тюрьму. Друзья настоятельно советовали ему бежать во имя сохранения жизни, так как смертный приговор был очевиден. Однако Сократ был гражданином и считал обязательным для себя исполнение законов, поэтому предпочел принять яд. Важно и другое: вопрос о взаимодействии индивида и коллектива решался в пользу личности, в пользу ее автономии, ее свободы. Личность и ее права первичны. Можно сказать, уже в античности произошла абсолютизация свободы личности, а коллектив, общество были признаны вторичными. Демократия в греко-латинском мире была по преимуществу прямой. Предусматривалось равенство для всех граждан как принцип равных возможностей. Существовала свобода слова, выборность органов власти. Были элементы представительной демократии. В античном мире были зало жены основы так называемого гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствующих расцвету личности, мобилизации ее творческого потенциала. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан, или вмешивалось очень мало. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, система образования, семья — все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало государство. Массами основывались различные коллегии и кассы, профессиональные или религиозные, оказывающие помощь в случае болезни, смерти, бедности, вольные пожарные команды, а также клубы для устройства развлечений, литературные общества и т.д. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер. Она предполагала обязательное наличие привилегированного слоя. Из сферы ее действия были исключены женщины, свободные иноземцы и, конечно, рабы. Рабство существовало во всем мире на протяжении многих веков (рабство в США было отменено в середине XIX в.). Существовало оно и в греко-латинской цивилизации. Однако не рабство обеспечивало процветание в период античности (труд рабов неэффективен). Секрет уникальных достижений античности — в свободе, а не в рабстве. Как раз, наоборот, вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации. Жизнелюбивые античные боги (Зевс, Юпитер и другие), обладая сверхъестественной мощью, не очень-то обременяли обязательствами своих земных приверженцев. Греко-римское общество в значительной мере было светским. Развитие науки: философии, естествознания, привело к появлению атеизма (безверия, безрелигиозности). У этой цивилизации не сложилось мощной единой духовной основы, которая сплачивала бы общество. Насильственная и естественная миграция способствовала расширению влияния восточных религий. Эти религии с их обещанием потустороннего спасения находили благодатную почву в переживавшей кризис цивилизации и разлагали ее. Античный мир развивался быстро, динамично, имел впечатляющие успехи в области экономики, политики, культуры за относительно короткий исторический период. Однако в V—VI вв. этот мир погиб под грузом противоречий, которые в тот исторический период оказались неразрешимыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.240 (0.011 с.) |